Определение слова «Папство»

Толковый словарь Ефремовой:

папство ср.
1. Пребывание в сане папы папа II
2. Система церковного управления во главе с папой папа II

Толковый словарь Ушакова:

ПА́ПСТВО, папства, мн. нет, ср. (·книж. ). Папская власть.

Большой энциклопедический словарь:

ПАПСТВО — руководство католической церкви, религиозный центр, возглавляемый римским папой. Папство сложилось на основе римского епископата. В 5 в. римские епископы, называвшие себя "папа", добились от римского императора эдикта о подчинении им других епископов. В 8 в. создание Папской обл. положило начало светской власти пап. После 2-й мировой войны, особенно с 60-х гг., папство взяло курс на приспособление церкви к современной эпохе в области догматики, культа, организации и политики.

Большая советская энциклопедия:

Папство
Религиозный монархический центр католической церкви, возглавляемый римским папой (который рассматривается в Католицизме как преемник апостола Петра). Папа избирается пожизненно (с 1389 всегда из кардиналов, с 1523 практически лишь из итальянцев) на Конклаве. Фактически власть П. в церкви неограниченна. Номинально в управлении церковью участвует (по решению 2-го Ватиканского собора 1962—65) коллегия епископов (в которую входит весь католический епископат), но лишь совместно и во главе с папой. Образованный папой Павлом VI в сентябре 1965 новый церковный органсинод епископов — имеет лишь совещательные и информационные функции, созывается папой, который (или его представители) председательствует на нём, назначает повестку дня и т. п. Папа созывает Вселенские соборы, утверждает их решения; возводит в кардинальское достоинство, в епископы; ему подчиняются генералы монашеских орденов. Папа одновременнонеограниченный правитель государства Ватикан, где находится его постоянная резиденция. В своей общественно-политической и религиозной деятельности П. опирается на разветвленный аппарат католической церкви и связанные с нею религиозные и светские организации, на подчинённую ему Римскую курию (См. Римская курия), на дипломатических представителей Ватикана и специальных личных представителей — Легатов. Директивы, адресуемые ко всей католической церкви или к католикам отдельных стран, папы издают в форме энциклик (См. Энциклика). Через епископат П. влияет на деятельность католических партий, христианских профсоюзов, светских католических организаций.
П. сложилось на основе римского епископата. С середине 2 в. в христианских общинах руководство постепенно перешло к епископам, среди которых к 4 в. наибольшее влияние приобрели римские, владевшие крупными земельными угодьями, претендовавшие как епископы столицы Римской империи на особое положение в церкви. Перенесение столицы Римской империи в Константинополь (330), затем разделение империи (395) и низложение последнего императора Западной Римской империи (476) способствовали политической самостоятельности римского епископа, оставшегося единственным представителем власти в Риме. С 5 в. римские епископы присвоили себе название «папа» (от греч. pppas — отец, наставник). Лев I (папа в 440—461) добился от римского императора издания эдикта о подчинении всех епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона. В 756 благодаря дару Пипина Короткого (См. Пипин Короткий) была создана Папская область и положено начало светской власти пап, для обоснования которой были сфабрикованы «Константинов дар» (8 век) и Лжеисидоровы декреталии (9 век). П. оказалось в зависимости от франкских королей, затем от императоров «Священной Римской империи». 11—13 вв.— период усиления П., использовавшего в борьбе с императорами за инвеституру (См. Инвеститура) движение за Клюнийскую реформу (См. Клюнийская реформа). Вормсский конкордат 1122, завершивший борьбу за инвеституру, усилил власть П. над епископами. Возвышению П. способствовал декрет Латеранского собора 1059 о выборах пап только кардиналами, без участия остального духовенства и светских магнатов, за императором оставалось лишь право последующего утверждения папы (ранее папы, как и другие епископы, избирались духовенством и феодальной знатью; с 10 в. в выборы активно вмешивались императоры); Латеранский собор 1179 установил, что для избрания папы требуется не менее 2/3 голосов участников конклава. Григорий VII (1073—85), Иннокентий III (1198—1216), Бонифаций VIII (1294—1303) — наиболее видные борцы за папскую теократию, претендовавшие на верховенство над светскими государями. П. поставило себя выше церковных соборов. Стремилось распространить католицизм и за пределами Западной Европы, в том числе (безуспешно) на Руси. В конце 11 в. П., добивавшееся расширения своей власти, явилось инициатором и организатором крестовых походов (См. Крестовые походы). Вело борьбу с антифеодальными народными движениями, носившими характер ересей. Для борьбы с ересями и с оппозицией церковной власти П. учредило в 13 в. инквизицию (См. Инквизиция). Политическая роль П. в средневековой Европе определялась тем, что возглавляемая им католическая церковь была в то время «... интернациональным центром феодальной системы... Она окружила феодальный строй ореолом божественной благодати» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 306).
По мере складывания в Европе централизованных государств влияние П. ослабевало. Во Франции с 13 в. получило развитие так называемое Галликанство, добивавшееся независимости французской католической церкви от П. В результате поражения в борьбе с королевской властью во Франции П. попало в зависимость от французских королей и под их давлением перенесло в 14 в. свою резиденцию из Рима в Авиньон (см. Авиньонское пленение пап). Возвращение пап в Рим в 1377 не укрепило положения П. Падению его авторитета способствовал «Великий раскол» (1378—1417), когда папский престол занимали одновременно двое или трое пап (современная церковь лишь одного из них признаёт законным, а другие объявлены ею Антипапами). В высших церковных кругах и среди представителей светских феодалов зародилось так называемое Соборное движение, выдвигавшее идею верховенства церковных соборов над властью пап. Развернувшаяся на Базельском соборе (См. Базельский собор) (1431—49) борьба между сторонниками соборного движения и П. закончилась победой последнего, но реально П. не смогло восстановить своего былого значения. Реформация 16 в. и образование протестантских церквей (см. Протестантизм) привели к потере позиций П. в ряде европейских стран. Несколько укрепила положение П. Контрреформация (особенно Тридентский собор 1545—63).
С усилением национальных государств в Европе П. должно было отказаться от претензий на политическое господство над светскими государями, оно перешло к политике поддержки светской власти в государствах Западной Европы. П. враждебно встретило буржуазные революции и до середины 19 в. оставалось опорой феодально-монархических сил. Со 2-й половины 19 в. П. стало сближаться с реакционными буржуазными кругами на почве совместной борьбы против рабочего движения и социализма. Пий IX издал в 1864 «Силлабус», в котором осудил демократические свободы, социализм, коммунизм, требовал сохранения светской власти папы. 1-й Ватиканский собор 1869—70 провозгласил догмат о папской непогрешимости. С конца 19 в., когда обострились классовые противоречия и классовая борьба, П. изменило политику, стремясь средствами социальной демагогии отвлечь трудящихся от революционной борьбы. Начало этому курсу положил Лев XIII. Его энциклика 1891 («Rerum novarum») содержала элементы христианского социализма (См. Христианский социализм), призывала к сотрудничеству между трудом и капиталом, по существу же защищала частную собственность и классовое деление общества как извечные. Антисоциалистическая программа Льва XIII легла в основу социальной деятельности его преемников. П. заняло враждебную позицию по отношению к Великой Октябрьской социалистической революции и к Советскому государству; в последующие годы деятельность П. носила открыто антикоммунистический характер. В 1929 папа Пий XI заключил с фашистской Италией Латеранские соглашения, предусматривавшие образование папского государства Ватикан; в 1930 объявил крестовый поход против СССР, в 1933 подписал конкордат с гитлеровской Германией; в 1937 издал энциклику против коммунизма. В 1939 папа Пий XII приветствовал победу франкистов в Испании; в 1949 подписал декрет об отлучении от церкви коммунистов.
Изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны 1939—45 в пользу социализма, развёртывание национально-освободительного движения, прогресс науки привели к кризису католической церкви. Для укрепления позиций католицизма П. взяло курс на приспособление церкви к современной эпохе как в вопросах культа, вероучения, организации, так и в области международной политики. Начало новому курсу П. положил папа Иоанн XXIII (1958—63). Оставаясь противником социализма, он выступал за мир и разоружение, за разрешение спорных международных вопросов путём переговоров, заняв более реалистические позиции в отношении к социалистическим странам. Эти новые тенденции нашли отражение в постановлениях 2-го Ватиканского собора (1962—1965) и в деятельности папы Павла VI (См. Павел) (с 1963).
Список пап и антипап (официально принятый католической церковью. В действительности сравнительно достоверные сведения о римских папах (до 5 в.— епископах) имеются лишь с 3 в. и то с пробелами. Список дан по «Annuario Pontificio, citta del Vaticano», 1969.)
Петр, апостол; Лин (67—76); Клет (Анаклет) (76—88); Климент I (88—97); Эварист (97—105); Александр I (105—115); Сикст I (115—125); Телесфор (125— 136); Игин (136—140); Пий I (140—155); Аникет (155—166); Сотер (166—175); Элевтерий (175—189); Виктор I (189—199); Зефирин (199—217); Каликст I (217—222); Ипполит (217—235) (антипапа); Урбан I (222—230); Понциан (230—235); Антер (235—236); Фабиан (236—250); Корнелий (251—253); Новациан (251— около 258) (антипапа); Луций (253—254); Стефан I (254—257); Сикст II (257—258); Дионисий (259—269); Феликс I (269—274); Евтихий (275—283); Гай (283—296); Марцеллин (296—304); Марцелл I (308—309); Евсевий (309 или 310); Мильтиад (Мельхиад) (311—314); Сильвестр I (314—335); Марк (336); Юлий I (337—352); Либерии (352—366); Феликс II (355—365) (антипапа); Дамасий I (366—384); Урсин (366—367) (антипапа); Сириций (384—399); Анастасий I (399—401); Иннокентий I (401—417); Зосима (417—418); Бонифаций I (418—422); Евлалий (418—419) (антипапа); Целестин I (422—432); Сикст III (432—440); Лев I (440—461); Иларий (461—468); Симплиций (468—483); Феликс III (II)(483—492) (после признания Феликса II антипапой был изменен порядковый номер Феликса III); Геласий I (492—496); Анастасий II (496—498); Симмах (498—514); Лаврентий (498, 501—505) (антипапа); Гормизд (514—523); Иоанн I (523—526); Феликс IV (III) (526—530); Бонифаций II (530—532); Диоскор (530) (антипапа); Иоанн II (533—535); Агапий I (535—536); Сильверий (536—537); Вигилий (537—555); Пелагий I (556—561); Иоанн III (561—574); Бенедикт I (575—579); Пелагий II (579—590); Григорий I (590—604); Сабиниан (604—606); Бонифаций III (607); Бонифаций IV (608—615); Адеодат I (615—618); Бонифаций V (619—625); Гонорий I (625—638); Северин (640); Иоанн IV (640—642); Теодор I (642—649); Мартин I (649—655); Евгений I (654— 657); Виталий (657—672); Адеодат II (672—676); Домн (676—678); Агафон (678—681); Лев II (682—683); Бенедикт II (684—685); Иоанн V (685—686); Конон (686—687); Теодор (687) (антипапа); Пасхалий (687) (антипапа); Сергий I (687—701); Иоанн VI (701—705); Иоанн VII (705—707); Сизиний (708); Константин (708—715); Григорий II (715—731) Григорий III (731—741); Захарий (741—752); Стефан II (752—757) (фактически Стефан III, так как непосредственно перед ним занимал папский престол 3 дня Стефан, который в официальный список не включается); Павел I (757—767); Константин (767—769) (антипапа); Филипп (768) (антипапа); Стефан lll (IV) (768—772); Адриан I (772—795); Лев III (795—816); Стефан IV (V) (816—817); Пасхалий I (817—824); Евгений II (824—827); Валентин (827); Григорий IV (827—844); Иоанн (844) (антипапа); Сергий II (844—847); Лев IV (847—855); Бенедикт III (855—858); Анастасий (855) (антипапа); Николай I (858—867); Адриан II (867—872); Иоанн VIII (872—882); Марин I (882—884); Адриан III (884—885); Стефан V (VI) (885—891); Формоз (891—896); Бонифаций VI (896); Стефан VI (VII) (896—897); Роман (897); Теодор II (897); Иоанн IX (898—900); Бенедикт IV (900—903); Лев V (903); Христофор (903—904) (антипапа); Сергий III (904—911); Анастасий III (911—913); Ландон (913—914); Иоанн X (914—928); Лев VI (928); Стефан VII (VIII) (928—931); Иоанн XI (931—935); Лев VII (936—939); Стефан VIII (IX) (939—942); Марин II (942—946); Агапий II (946—955); Иоанн XII (955—964); Лев VIII (963—965); Бенедикт V (964—966) («Annuario Pontificio...» Льва VIII, возведённого на папский престол Оттоном I, в число пап не включает, другие источники представляют папой Льва VIII, а Бенедикта V антипапой); Иоанн XII (965—972); Бенедикт VI (973—974); Бонифаций VII (974, 984—85) (антипапа); Бенедикт VII (974—983); Иоанн XIV (983—984); Иоанн XV (985—996); Григорий V (996—999); Иоанн XVI (997—998) (антипапа); Сильвестр II (999—1003); Иоанн XVII (1003); Иоанн XVIII (1004—09); Сергий IV (1009—12); Бенедикт VIII (1012—24); Григорий (1012) (антипапа); Иоанн XIX (1024—32); Бенедикт IX (1032—44); Сильвестр III (1045); Бенедикт IX (1045); Григорий VI (1045—46); Климент II (1046—47); Бенедикт IX (1047—48); Дамасий (1048); Лев IX (1049—54); Виктор II (1055—57); Стефан IX (X) (1057—58); Бенедикт X (1058—59) (антипапа); Николай II (1059—1061); Александр II (1061—73); Гонорий II (1061—72) (антипапа); Григорий VII (1073—85); Климент III (1084—1100) (антипапа); Виктор III (1086—87); Урбан II (1088—99); Пасхалий II (1099—1118); Теодорих (1100) (антипапа); Альберт (1102) (антипапа); Сильвестр IV (1105—11) (антипапа); Геласий (1118—1119); Григорий VIII (1118—21) (антипапа); Каликст II (1119—24); Гонорий II (1124—30); Целестин II (1124) (антипапа); Иннокентий II (1130—43); Анаклет II (1130—38) (антипапа); Виктор IV (1138) (антипапа); Целестин II (1143—44); Луций II (1144—45); Евгений III (1145—1153); Анастасий IV (1153—54); Адриан IV (1154—59); Александр III (1159—81); Виктор IV (1159—64) (антипапа); Пасхалий III (1164—68) (антипапа); Каликст III (1168—78) (антипапа); Иннокентий III (1179—80) (антипапа); Луций III (1181—1185); Урбан III (1185—87); Григорий VIII (1187); Климент III (1187—91); Целестин III (1191—98); Иннокентий III (1198—1216); Гонорий III (1216—27); Григорий IX (1227—41); Целестин IV (1241); Иннокентий IV (1243—54); Александр IV (1254—61); Урбан IV (1261—64); Климент IV (1265—68); Григорий X (1271—76); Иннокентий V (1276); Адриан V (1276); Иоанн XXI (1276—77); Николай III (1277—80); Мартин IV (1281—85); Гонорий IV (1285—87); Николай IV (1288—1292); Целестин V (1294); Бонифаций VIII (1294—1303); Бенедикт XI (1303—04); Климент V (1305—14); Иоанн XXII (1316—34); Николай V (1328—30) (антипапа); Бенедикт XII (1334—42); Климент VI (1342—52); Иннокентий VI (1352—62); Урбан V (1362—70); Григорий XI (1370—1378); Урбан VI (1378—89); Климент VII (1378—94) (антипапа); Бонифаций IX (1389—1404); Бенедикт XIII (1394—1423) (антипапа); Иннокентий VII (1404—06); Григорий XII (1406—15); Александр V (1409—10) (антипапа); Иоанн XXIII (1410—15) (антипапа); Мартин V (1417—1431); Евгений IV (1431—47); Феликс V (1439—49) (антипапа); Николай V (1447—55); Каликст III (1455—58); Пий II (1458—64); Павел II (1464—71); Сикст IV (1471—84); Иннокентий VIII (1484—92); Александр VI (1492—1503); Пий III (1503); Юлий II (1503—13); Лев X (1513—21); Адриан VI (1522—23); Климент VII (1523—34); Павел III (1534—1549); Юлий III (1550—55); Марцелл II (1555); Павел IV (1555—59); Пий IV (1559—65); Пий V (1566—72); Григорий XIII (1572—85); Сикст V (1585—90); Урбан VII (1590); Григорий XIV (1590—1591); Иннокентий IX (1591): Климент VIII (1592—1605); Лев XI (1605); Павел V (1605—21); Григорий XV (1621—23); Урбан VIII (1623—44); Иннокентий X (1644—55); Александр VII (1655—67); Климент IX (1667—69); Климент X (1670—76); Иннокентий XI (1676—89); Александр VIII (1689—91); Иннокентий XII (1691—1700); Климент XI (1700—1721); Иннокентий XIII (1721—24); Бенедикт XIII (1724—30); Климент XII (1730— 1740); Бенедикт XIV (1740—58); Климент XIII (1758—69); Климент XIV (1769—74); Пий VI (1775—99); Пий VII (1800—23); Лев XII (1823—29); Пий VIII (1829—30); Григорий XVI (1831—46); Пий IX (1846—78); Лев XIII (1878—1903); Пий X (1903—14); Бенедикт XV (1914—1922); Пий XI (1922—39); Пий XII (1939—58); Иоанн XXIII (1958—63); Павел VI (с 1963).
Лит.: Лозинский С. Г., История папства, М., 1961; Шейнман М. М., Папство, М., 1961; его же, От Пия IX до Иоанна XXIII, М., 1966; Заборов М. А., Папство и крестовые походы, М., 1960; Винтер Э., Папство и царизм, пер. с нем., М., 1964; Hayward F., Histoire des papes, 3 d., P., 1953; Pastor L., Geschichte der Ppste seit dem Ausgang des Mittelalters, Bd 1—16, [Freib.], 1955—61. см. также лит. при статьях Ватикан, Католицизм.
М. М. Шейнман.

Словарь по культурологии:

Религиозно-монархический центр католической церкви, возглавляемый папой римским, который избирается пожизненно коллегией кардиналов. Папство сложилось на основе римского епископата, который в V в. присвоил себе название «папа».

Толковый словарь Даля:

См.:
1. папа
2. папский

Советская историческая энциклопедия:

Религ.-монархич. центр католич. церкви, возглавляемый рим. папой. Положение о папе как преемнике апостола Петра и главе церкви — один из осн. догматов католицизма. Папа избирается пожизненно (с 1389 всегда из кардиналов, с 1523 — только из итальянцев) на конклаве. Постоянная резиденция П. — Ватикан. Фактически власть П. неограниченна. Коллегия епископов (в к-рую входит весь католич. епископат), номинально участвующая (согласно принятой 2-м Ватиканским собором (1962-65) догматич. конституции "О церкви") в управлении церковью, имеет власть только совместно и во гл. с папой. Образованный папой Павлом VI в сент. 1965 новый церк. органсинод епископов в Риме — имеет лишь совещательные и информационные функции, созывается папой, к-рый (или его представители) председательствует на нем, назначает повестку дня и т. п. Папа созывает Вселенские соборы, утверждает их решения; возводит в кардинальское достоинство, в епископский сан; ему подчиняются генералы монашеских орденов. П. в своей общественно-политич. и религ. деятельности опирается на разветвленный аппарат католич. церкви и связанные с нею орг-ции, на подчиненную ему римскую курию, на дипломатических представителей — нунциев и интернунциев, на специальных личных представителей — легатов. Указания, относящиеся ко всей церкви или к католикам отдельных стран, П. издает в форме энциклик. Через епископат П. влияет на деятельность католических партий, христ. профсоюзов, светских католических организаций.
=====
П. сложилось на основе рим. епископата. С сер. 2 в. в христ. общинах руководство постепенно перешло к епископам, среди к-рых в 3-4 вв. наибольшее влияние приобрели римские, владевшие крупными зем. богатствами, претендовавшие как епископы столицы Рим. империи на особое положение в церкви. Перенесение столицы Рим. империи в Константинополь (330), затем разделение империи (395) и низложение последнего рим. императора (476) способствовали политич. самостоятельности рим. епископа, оставшегося единственным представителем власти в Риме. С 5 в. рим. епископы присвоили себе назв. "папа" (от греч. papas — отец, наставник), к-рое раньше носили все епископы (в наст. время папой наз., кроме римского, и правосл. патриарх Александрийский). Для обоснования своих претензий папа Лев I (440-61) выдвинул легенду о рим. епископах как преемниках апостола Петра, добился от рим. императора издания декрета о подчинении всех епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона. В 756 благодаря дару Пипина Короткого была создана Папская область и положено начало светской власти пап, для обоснования к-рой были сфабрикованы "Константинов дар" (8 в.) и Лжеисидоровы декреталии (9 в.). П. оказалось в зависимости от франкских королей, затем от императоров "Свящ. Рим. империи". Сильный удар по папской власти был нанесен Оттоновыми привилегиями, делавшими епископов зависимыми от императора. 11-13 вв. — период усиления П., использовавшего в борьбе с императорами за инвеституру движение за Клюнийскую реформу; один из руководителей этой борьбы был папа Григорий VII (1073-85). Вормский конкордат 1122, завершивший борьбу за инвеституру, усилил власть П. над епископами. Возвышению П. способствовал декрет Латеранского собора 1059 о выборах пап только кардиналами без участия остального духовенства и светских магнатов, за императором оставлялось лишь право последующего утверждения папы (ранее папы, как и др. епископы, избирались духовенством и феодальной знатью; с 10 в. в выборы активно вмешивались императоры); Латеранский собор 1179 установил, что для избрания папы требуется не менее 2/3 голосов участников конклава. Григорий VII, Иннокентий III (1198-1216), Бонифаций VIII (1294-1303) — наиболее видные борцы за папскую теократию, претендовавшие на право П. утверждать и даже избирать императоров. П. поставило себя выше церк. соборов, присвоив себе право диспенсации — право отменять канонич. законы, освобождать от действия постановлений соборов. Дарование диспенсации явилось одной из доходных статей П. Это право было закреплено за П. Тридентским собором (1545-63). В кон. 11 в. П., добивавшееся расширения своей власти, явилось инициатором и организатором крестовых походов. П. стремилось также распространить католицизм и на Руси. П. вело борьбу с антифеод. нар. движениями, носившими характер ересей. Для борьбы с ересями и с оппозицией церк. власти П. учредило в 13 в. инквизицию.
=====
Политич. роль П. в ср.-век. Европе определялась тем, что возглавляемая им католич. церковь была в то время "интернациональным центром феодальной системы" (Ф. Энгельс) и освящала феод. строй.
=====
По мере складывания в Европе централизов. гос-в влияние П. ослабевало. Во Франции с 13 в. получило развитие т. н. галликанство, добивавшееся автономии франц. католич. церкви, независимости от П. В результате поражения в борьбе с королев. властью во Франции П. попало в зависимость от франц. королей и перенесло под их давлением свою резиденцию из Рима в Авиньон (см. Авиньонское пленение пап). Возвращение П. в Рим в 1377 не улучшило его положения. Падению авторитета П. способствовал "великий раскол" (1378-1417), когда на папском престоле сидело одновременно двое или трое пап (впоследствии католич. церковь признала ряд пап из занимавших одновременно папский престол "незаконными" — "антипапами"; в истории церкви их насчитывается более 30). В высш. церк. кругах, среди представителей светских феодалов зародилось т. н. Соборное движение, выдвигавшее идею супрематии церк. соборов над властью пап. Принцип верховенства собора был провозглашен Констанцским собором (1414-18), запретившим папам низложение и перемещение прелатов без согласия кардиналов, потребовавшим регулярного созыва соборов; его решения, однако, не были проведены в жизнь. Развернувшаяся на Базельском соборе (1431-49) борьба между сторонниками Соборного движения и П. закончилась формально победой последнего, но по существу П. не смогло восстановить своего былого значения. Реформация 16 в. и образование протестантских церквей привели к потере позиций П. в ряде европ. стран. Несколько укрепила положение П. контрреформация (особенно Тридентский собор 1545-63).
=====
С усилением нац. гос-в в Европе П. должно было отказаться от претензий па политич. господство над светскими государями, оно перешло к политике поддержки светской власти в гос-вах Зап. Европы. П. враждебно встретило бурж. революции и до сер. 19 в. оставалось опорой феод.-монархич. сил. Со 2-й пол. 19 в. П. стало сближаться с реакц. бурж. кругами на почве совместной борьбы против рабочего движения и социализма. Пий IX издал в 1864 "Силлабус", в к-ром проклинались все демократич. свободы, социализм, коммунизм, выдвигалось требование сохранения светской власти папы. Ватиканский собор 1869-70 провозгласил догмат о папской непогрешимости. С кон. 19 в. П. был взят курс приспособления к условиям империализма. П. стало активно участвовать в борьбе буржуазии против социалистич. рабочего движения. Начало этой политике приспособления к условиям империализма положил Лев XIII. При нем началось сращивание церк. верхушки с империалистич. буржуазией (в новых условиях П. становится крупным капиталовладельцем). Лев XIII проповедовал извечность частной собственности и клас. деления общества. Антисоциалистич. программа Льва XIII (энциклика 1891 "Rerum novarum") легла в основу социальной деятельности его преемников. П. заняло враждебную позицию по отношению к Вел. Окт. социалистич. революции и к Сов. гос-ву. Резко антикоммунистической была деятельность П. между 1-й и 2-й мировыми войнами. П. вступило в союз с фаш. режимом. В 1929 папой Пием XI были заключены с фаш. пр-вом Италии Латеранские соглашения, предусматривавшие образование папского гос-ва Ватикана, в 1933 — конкордат с гитлеровской Германией; в 1936 П. поддержало фашистский мятеж в Испании. После 2-й мировой войны (понтификат Пия XII) антикоммунистическая направленность политики П. усилилась.
=====
Изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны в пользу социализма, развертывание мирового нац.-освободит. движения, прогресс науки привели к кризису католицизма. Политика П., направленная на поддержку империализма, вызвала недовольство значит. масс католиков. Для укрепления позиций католич. церкви П. взяло курс на обновление церкви, приспособление ее к совр. эпохе как в вопросах культа, вероучения, организации, так и в области международной политики. Начало новому курсу П. положил папа Иоанн XXIII (1958-63). Оставаясь противником социализма, он выступил за мир и разоружение, за разрешение спорных междунар. вопросов путем переговоров. Иоанн XXIII считал необходимым для П. изменить отношение к социалистич. странам, заняв в отношении к ним более реалистич. позиции. Эти новые тенденции нашли отражение в постановлениях 2-го Ватиканского собора (1962-65) и в деятельности папы Павла VI (с 1963).
=====
M. M. Шейнман. Москва.
—***—***—***—
Список пап и антипап1
=====
Петр, апостол; Лин (67-76); Клет (Анаклет) (76-88); Климент I (88-97); Эварист (97-105); Александр I (105-115); Сикст I (115-125); Телесфор (125-136); Гигин (136-140); Пий I (140-55); Аникет (155-66); Сотер (166-75); Элевтерий (175-89); Виктор I (189-99); Зефирин (199-217); Каликст I (217-22); Ипполит (217-35) (антипапа); Урбан I (222-30); Понтиан (230-35); Антер (235-36); Фабиан (236-50); Корнелий (251-53); Новациан (251 — ок. 258) (антипапа); Луций (253-54); Стефан I (254-57); Сикст II (257-58); Дионисий (259-68); Феликс I (269-74); Евтихий (275-83); Гай (283-96); Марцеллин (296-304); Марцелл I (308-309); Евсевий (309 или 310); Мильтиад (Мельхиад) (311-14); Сильвестр I (314-35); Марк (336); Юлий I (337-52); Либерий (352-66); Феликс II (355-65) (антипапа); Дамасий I (366-84); Урсин (366-67) (антипапа); Сириций (384-99); Анастасий I (399-401); Иннокентий I (401-17); Зосима (417-18); Бонифаций I (418-22); Евлалий (418-19) (антипапа); Целестин I (422-32); Сикст III (432-40); Лев I (440-61); Иларий (461-68); Симплиций (468-83); Феликс III (II) (483-92); Геласий (492-96); Анастасий II (496-98); Симмах (498-514); Лаврентий (498, 501-505) (антипапа); Гормизд (514-23); Иоанн I (523-26); Феликс IV (III) (526-30); Бонифаций II (530-32); Диоскор (530) (антипапа); Иоанн II (533-35); Агапий I (535-36); Сильверий (536-37); Вигилий (537-55); Пелагий I (556-61); Иоанн III (561-74); Бенедикт I (575-79); Пелагий II (579-590); Григорий I (590-604); Сабиниан (604-606); Бонифаций III (607); Бонифаций IV (608-15); Адеодат I (615-18); Бонифаций V (619-25); Гонорий I (625-38); Северин (640); Иоанн IV (640-42); Теодор I (642-49); Мартин I (649-55); Евгений I (654-57); Виталий (657-72); Адеодат II (672-76); Домн (676-78); Агафон (678-81); Лев II (682-83); Бенедикт II (684-85); Иоанн V (685-86); Конон (686-87); Теодор (687) (антипапа); Пасхалий (687) (антипапа); Сергий I (687-710); Иоанн VI (701-705); Иоанн VII (705-707); Сизиний (708); Константин (708-15); Григорий II (715-31); Григорий III (731-41); Захарий (741-52); Стефан II2 (752-57); Павел I (757-67); Константин (767-69) (антипапа); Филипп (768) (антипапа); Стефан III (IV) (768-72); Адриан I (772-95); Лев III (795-816); Стефан IV (V) (816-17); Пасхалий I (817-24); Евгений II (824-27); Валентин (827); Григорий IV (827-44); Иоанн (844) (антипапа); Сергий II (844-47); Лев IV (847-55); Бенедикт III (855-58); Анастасий (855) (антипапа); Николай I (858-67); Адриан II (867-72); Иоанн VIII (872-82); Марин I (882-84); Адриан III (884-85); Стефан V (VI) (885-91); Формоз (891-96); Бонифаций VI (896); Стефан VI (VII) (896-97); Роман (897); Теодор II (897); Иоанн IX (898-900); Бенедикт IV (900-903); Лев V (903); Христофор (903-904) (антипапа); Сергий III (904-11); Анастасий III (911-13); Ландон (913- 914); Иоанн X (914-28); Лев VI (928); Стефан VII (VIII) (928-31); Иоанн XI (931-35); Лев VII (936-39); Стефан VIII (IX) (939-42); Марин II (942-46); Агапий II (946-55); Иоанн XII (955-64); Лев VIII (963-65); Бенедикт V3 (964-66); Иоанн XIII (965-72); Бенедикт VI (973-74); Бонифаций VII (974, 984-85) (антипапа); Бенедикт VII (974-983); Иоанн XIV (983-84); Иоанн XV (985-96); Григорий V (996-99); Иоанн XVI (997-98) (антипапа); Сильвестр II (999-1003); Иоанн XVII (1003); Иоанн XVIII (1004-1009); Сергий IV (1009-12); Бенедикт VIII (1012-24); Григорий (1012) (антипапа); Иоанн XIX (1024-32); Бенедикт IX (1032-44); Сильвестр III (1045); Бенедикт IX (1045); Григорий VI (1045-46); Климент II (1046-47); Бенедикт IX (1047-48); Дамасий (1048); Лев IX (1049-54); Виктор II (1055-57); Стефан IX (X) (1057-58); Бенедикт X (1058-1059) (антипапа); Николай II (1059-61); Александр II (1061-1073); Гонорий II (1061-72) (антипапа); Григорий VII (1073-85); Климент III (1084-1100) (антипапа); Виктор III (1086-87); Урбан II (1088-99); Пасхалий II (1099-1118); Теодорих (1100-1102) (антипапа); Альберт (1102) (антипапа); Сильвестр IV (1105-11) (антипапа); Геласий (1118-1119); Григорий VIII (1118-21) (антипапа); Каликст II (1119-24); Гонорий II (1124-30); Целестин II (1124) (антипапа); Иннокентий II (1130-43); Анаклет II (1130-38) (антипапа); Виктор IV (1138) (антипапа); Целестин II (1143-44); Луций II (1144-45); Евгений III (1145-53); Анастасий IV (1153-54); Адриан IV (1154-59); Александр III (1159-81); Виктор IV (1159-64) (антипапа); Пасхалий III (1164-68) (антипапа); Каликст III (1168-78) (антипапа); Иннокентий III (1179-80) (антипапа); Луций III (1181-85); Урбан III (1185-87); Григорий VIII (1187); Климент III (1187-91); Целестин III (1191-98); Иннокентий III (1198-1216); Гонорий III (1216-27); Григорий IX (1227-41); Целестин IV (1241); Иннокентий IV (1243-54); Александр IV (1254-61); Урбан IV (1261-64); Климент IV (1265-68); Григорий X (1271-76); Иннокентий V (1276); Адриан V (1276); Иоанн XXI (1276-77); Николай III (1277-80); Мартин IV (1281-85); Гонорий IV (1285-87); Николай IV (1288-92); Целестин V (1294); Бонифаций VIII (1294-1303); Бенедикт XI (1303-1304); Климент V (1305-14); Иоанн XXII (1316-34); Николай V (1328-30) (антипапа); Бенедикт XII (1334-42); Климент VI (1342-52); Иннокентий VI (1352-62); Урбан V (1362-70); Григорий XI (1370-78); Урбан VI (1378-89); Климент VII (1378-94) (антипапа); Бонифаций IX (1389-1404); Бенедикт XIII (1394-1423) (антипапа); Иннокентий VII (1404-1406); Григорий XII (1406-15); Александр V (1409-10) (антипапа); Иоанн XXIII (1410-15) (антипапа); Мартин V (1417-31); Евгений IV (1431-47); Феликс V (1439-49) (антипапа); Николай V (1447-55); Каликст III (1455-58); Пий II (1458-64); Павел II (1464-71); Сикст IV (1471-84); Иннокентий VIII (1484-92); Александр VI (1492-1503); Пий III (1503); Юлий II (1503-13); Лев X (1513-21); Адриан VI (1522-23); Климент VII (1523-34); Павел III (1534-49); Юлий III (1550-55); Марчелло II (1555); Павел IV (1555-59); Пий IV (1559-65); Пий V (1566-72); Григорий XIII (1572-85); Сикст V (1585-90); Урбан VII (1590); Григорий XIV (1590-91); Иннокентий IX (1591); Климент VIII (1592-1605); Лев XI (1605); Павел V (1605-21); Григорий XV (1621-23); Урбан VIII (1623-44); Иннокентий X (1644-55); Александр VII (1655-67); Климент IX (1667-69); Климент X (1670-76); Иннокентий XI (1676-89); Александр VIII (1689-91); Иннокентий XII (1691-1700); Климент XI (1700-21); Иннокентий XIII (1721-24); Бенедикт XIII (1724-30); Климент XII (1730-40); Бенедикт XIV (1740-58); Климент XIII (1758-69); Климент XIV (1769-74); Пий VI (1775-99); Пий VII (1800-23); Лев XII (1823-29); Пий VIII (1829-30); Григорий XVI (1831-46); Пий IX (1846-78); Лев XIII (1878-1903); Пий X (1903-14); Бенедикт XV (1914-22); Пий XI (1922-39); Пий XII (1939-58); Иоанн XXIII (1958-63); Павел VI (с 1963).
=====
Источн.: Potthast A., Regesta pontificum romanorum..., v. 1-2, Berolini, 1874-75; Le liber pontificalia, ed. par L. Duchesne, v. 1-2, P., 1886-92; Gller E., Schfer К. Н., Vatikanische Quellen zur Geschichte der ppstlichen Hof und Finanzverwaltung 1316-1378, v. 1-6, Paderborn, 1910-37.
=====
Лит.: Винтер Э., Папство и царизм, пер. с нем., М., 1964; Khner Н., Lexikon der Ppste. Von Petrus bis Pius XII, Z.-Stuttg., 1956; Pastor L. E., Geschichte der Ppste seit dem Ausgang des Mittelalters, neue Aufl., Bd 1-16, (Freib. — u. a.), 1955-61; Mann H., The lives of the popes..., v. 1-19, L., 1902-32; Caspar E., Geschichte des Papsttums..., Bd 1-2, Tbingen, 1930-33; Seppelt F. X., Geschichte der Ppste, 2 Aufl., Bd 1-6, Mnch., 1954-66; Seppelt F. X., Schwaiger G., Geschichte der Ppste, Mnch., 1964; Jalland T. G., The Church and the papacy, L.-N. J., 1944; Hayward F., Histoire des papes, 3 d., P., 1953; Brezzi P., Le papato, Roma, 1952; Burn-Murdoch H., The development of the papacy, L., 1954; Lunt W. E., Papal revenues..., v. 1-2, N.-Y., 1934. См. также лит. при ст. Католицизм.
—***—***—***—
1 Официально принятый католич. церковью, куда включен даже мифич. апостол Петр. В действительности сравнительно достоверные сведения о рим. папах (до 5 в. — епископах) имеются лишь с 3 в. и то с пробелами. Список дан в основном по Annuario Pontificio, citta del Vaticano, 1963.
=====
2 Фактически Стефан III, т. к. до него папский престол занимал 3 дня Стефан, к-рый в офиц. список не включается.
=====
3 "Annuario Pontificio..." Льва VIII, возведенного на папский престол Оттоном I, в число пап не включает, др. источн. представляют папой Льва VIII, а Бенедикта V — антипапой.

Толковый словарь Кузнецова:

папство
ПАПСТВО -а; ср.
1. Система центрального управления католической церкви во главе с папой (2.П.). Центр папства.
2. Власть папы (2.П.).

Большой юридический словарь:

Руководство католической церкви, религиозный центр, возглавляемый папой римским. п. сложилось на основе римского епископата. в v в. римские епископы, называвшие себя папа, добились от римского императора эдикта о подчинении им других епископов. в vIII в. создание папской области положило начало светской власти пап.

Малый академический словарь:

папство
-а, ср.
1.
Система центрального управления католической церкви с папой2 во главе.
2. Власть папы.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
папство, -а

Социологический словарь:

ПАПСТВО (от греч. pappas — отец, глава) — англ. papacity; нем. Papstu-um. Религиозно-полит, институт католической церкви во главе с папой римским.

Грамматический словарь Зализняка:

Папство, папства, папства, папств, папству, папствам, папство, папства, папством, папствами, папстве, папствах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru