Определение слова «ВАРШАВА»

Большой энциклопедический словарь:

ВАРШАВА (Warszawa) — столица Польши, административный центр Варшавского воеводства. Население 1,7 млн. человек (1992). Порт на р. Висла. Международный аэропорт Окенце. Машиностроение и металлообработка (автостроение, электротехника и др.) — металлургия, пищевая, химическая, парфюмерная, швейная, полиграфическая промышленность. Польская АН, университет, медицинская академия и др. вузы. Театры, Национальный и Археологический музеи, Музей К. Дуниковского, дворцы-музеи в Лазенках, Вилянуве, Неборуве. В нач. 15-16 вв. столица Мазовецкого княжества, в 16 — нач. 19 вв. — всей Польши, в 1807-13 — Варшавского княжества, с 1815 — Королевства Польского. С 1918 столица независимого Польского государства. Во время 2-й мировой войны Варшава сильно разрушена немецкими фашистами. Восстановлены: Старый город, королевский замок 16-17 вв., многочисленные костелы. Ансамбль Маршалковской ул. (1960-е гг.).

Словарь географических названий:

Варшава
(Warszawa), столица Польши, на р. Висла. 1610 тыс. жителей (2002). Первое поселение появилось здесь к Х в. С 1413 г. – столица Мазовецкого княжества, в 1596–1795 гг. и с 1918 г. – столица Польши. После третьего раздела Польши захвачена Пруссией. В 1807–13 гг. – столица Варшавского герцогства, с 1815 г. – главный город Королевства (Царства) Польского в составе Российской империи. Во время Второй мировой войны сильно разрушена, но впоследствии многие исторические здания восстановлены. Историческое ядро города – Старе-Място (крепостные стены XIV–XV вв., дома XV–XVIII вв., готический костёл Св. Яна XIV в.), Нове-Място (готический костёл XV в., монастыри, костёлы XVI–XVII вв., в т.ч. костёл сакраменток) и т.н. королевская дорога с архит. памятниками XV–XVIII вв. Среди построек барокко и классицизма (XVII – середина XVIII в.) – дворцы магнатов, королевская усадьба Вилянув с дворцом и регулярным парком; костёлы Св. креста, кармелитов, евангелистский, Св. Анны и др. На Ю. В. дворцово-парковый комплекс Лазенки с дворцами, павильонами, театром и английским парком. В центре города построен Дворец культуры и науки. Главные монументы: колонна Сигизмунда III на Замковой пл., памятники Н. Копернику, А. Мицкевичу, Ф. Шопену в парке Лазенки, жертвам гетто, героям В., мемориальный ансамбль кладбища советских воинов, кладбище Повонзки. Крупный трансп. узел (с подземным центр. жел.-дор. вокзалом), порт на берегу р. Висла, междун. аэропорт Окенце. Метрополитен. Главный экон., научный и культ. центр страны. Эл.-техн. и радиоэл. маш-ние, оптика и точная механика, авто-, тракторо- и станкостроение, пр-во качественных сталей, стройматериалов; хим., парфюмерная, пищ., швейная, обув., полиграф. пром-сть. АН, ун-т (с 1818 г.), научные и учебные учреждения, музеи: нац., Войска польского, исторический, А. Мицкевича, Ф. Шопена и др. Десятки выставочных залов. Зоопарк, ботанический сад. Оперный и др. театры, филармония. Междун. конкурсы им. Шопена, фестивали совр. музыки "Варшавская осень".

Большая советская энциклопедия:

Варшава
(Warszawa)
столица, крупнейший город, политический, экономический, культурный и научный центр Польской Народной Республики. Расположена на Мазовецкой низменности, по обоим берегам Вислы, в том месте, где её издавна пересекал путь, связывавший Восточную и Центральную Европу. Климат В. умеренно континентальный (осадков 558 мм в год; средняя температура января —3,5°С, июля 19,2°С). В столице проживает 1,3 млн. чел. (1969), 4% всего населения Польши. В конце 2-й мировой войны в результате варварского разрушения города немецко-фашистскими оккупантами и гибели 800 тыс. жителей в В. осталось 162 тыс. чел. (1944) против 1,3 млн. чел. в 1939; в 1950 уже было 804 тыс., а в конце 1955 св. 1 млн. чел. Рост населения — результат внутренних миграций, естественного прироста и расширения административных границ. Площадь столицы с 118 км2 в 1937 увеличилась до 412 км2 в 1951 и 446 км2 в 1969; около 2/5 площади В. занимают с.-х. угодья, леса и парки. В. вместе с пригородами (граница: Гродзиск-Мазовецки, Блоне, Новы-Двур-Мазовецки, Сероцк, Радзымин) образует агломерацию, насчитывающую около 2 млн. чел. Из 0,8 млн. работающих (1969) на предприятиях и в учреждениях В. в промышленности было занято 31%, строительстве 12%, на транспорте и в связи 8%, торговле 12%, коммунальном хозяйстве 6%, в просвещении, научных и культурных учреждениях 14%. Примерно 1/5 всех работающих живёт вне городской черты, в пригородах В.
Городское управление. В административном отношении В. — город республиканского подчинения, одновременно является административным центром Варшавского воеводства. Орган государственной власти В. — городской Народный совет, избираемый гражданами, достигшими 18 лет, на 4 года. Исполнительный орган Народного совета — его Президиум. В. делится на 7 городских районов (dzielnica), в каждом из которых избирается на 4 г. районный Народный совет, образующий свой исполнительный орган — Президиум.
Историческая справка. Первые поселения на территории современной В. относятся к 10 в. Выгодное положение этих поселений на пересечении важных торговых путей способствовало их быстрому экономическому развитию и образованию города. С 1413 В. — столица Мазовецкого княжества; после 1596 — столица Польши. К этому времени относится появление в В. первых мануфактур. Во 2-й половине 18 в. В. становится не только экономическим, но и культурным и просветительским центром страны. В 1791 находившийся в В. Четырёхлетний сейм принял передовую для того времени конституцию 3 мая. Во время восстания 1794 под руководством Т. Костюшко В. — один из важнейших центров борьбы польского народа за воссоединение земель, отторгнутых в результате первого (1772) и второго (1793) разделов Польши (см. Петербургские конвенции 1770-х—90-х гг. (См. Петербургские конвенции 1770-90-х гг.)), и за восстановление конституции 3 мая 1791. После третьего раздела Польши (1795) В. была захвачена Пруссией. В 1807—13 — столица Варшавского герцогства (См. Варшавское герцогство). После Венского конгресса 1814—15 (См. Венский конгресс 1814-15) — столица Королевства (Царства) Польского, входившего в состав Российской империи. В 1830—31 и 1863—64 В. — центр освободительных восстаний против гнёта царизма. С конца 19 в. В. приобретает черты крупного капиталистического города. Население его быстро растет (223 тыс. чел. в 1864, 500 тыс. чел. в 1893, 845 тыс. чел. в 1913). В. становится центром рабочего движения (в 1876 создаются первые социалистические кружки; в 1882 основана партия «Пролетариат» 1-й, в 1888 — «Пролетариат» 2-й; в 1890 проведена первая в Польше маёвка, 1 мая 1905 — демонстрация рабочих, организованная ф. Э. Дзержинским). Население В. активно участвовало в Революции 1905—07. Во время 1-й мировой войны В. была оккупирована (в 1915—18) германскими войсками. После восстановления независимости Польши (1918) В. — столица государства. В конце 1918 — начале 1919 в В. были созданы Советы рабочих депутатов. В декабре 1918 в В. проходил 1-й съезд Коммунистической рабочей партии Польши (с 1925 — Коммунистическая партия Польши). После нападения (1 сентября 1939) гитлеровской Германии на Польшу население В. героически оборонялось в течение 20 дней, главную роль в обороне В. (8—27 сентября) сыграл пролетариат. 28 сентября 1939 В. была оккупирована немецко-фашистскими войсками. В годы оккупации В. — главный центр освободительной борьбы польского народа (см. Варшавское восстание 1943 и Варшавское восстание 1944). В ночь на 1 января 1944 в варшавском подполье образовался временный парламент Польши — Крайова Рада Народова. 17 января 1945 в ходе Висло-Одерской операции 1945 (См. Висло-Одерская операция 1945) В. была освобождена советскими войсками совместно с 1-й армией Войска польского. Восстановление почти полностью разрушенного оккупантами города было объявлено составной частью коренных политических и общественных преобразований народной власти; в 1970 Государственный совет ПНР наградил В. орденом «Строителей народной Польши». Состоявшийся в 1950 в В. 2-й Всемирный конгресс сторонников мира присудил В., как символу мирного восстановления, Почётную Международную премию Мира. В декабре 1948 в В. проходил объединительный съезд рабочих партий, на котором была создана Польская объединённая рабочая партия. В. — место подписания представителями социалистических стран договора (см. Варшавский договор 1955) о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
Экономика. В. занимает выгодное географическое положение в отношении транспортной сети страны, связывающей её с угольно-металлургической базой Верхней Силезии, портами Гданьском и Гдыней; через В. следуют широтные трансъевропейские ж.-д. линии и автомагистраль Москва — Берлин. В В. сходятся 7 железных (из них 6 электрифицированных) и 8 шоссейных дорог. Имеется 2 порта — старый порт на Висле в Праге и новый — в Жерани у Жераньского канала, соединяющего Вислу с Наревом; аэропорт международного значения в Окенце.
Промышленность за годы народной власти (1945—1969) превысила довоенный уровень производства в 11 раз; её доля в валовой промышленной продукции Польши к 1969 составила 6,4%. По объёму производимой продукции В. принадлежит 3-е место среди городов страны. Развиты прежде всего отрасли, базирующиеся на использовании высококвалифицированного труда, — машиностроение и металлообработка (54,9% всех занятых в промышленности В. в 1968), особо выделяются электротехника с радиоэлектроникой 1/4 продукции в стране), оптика, автомобилестроение (завод легковых автомобилей в Жерани), химическая промышленность (фармацевтика, фотохимия и др.), полиграфическое дело (свыше 1/3 общепольской продукции; 5,7% занятых в промышленности В.), производство качественной стали (завод «Варшава» в Млоцинах). Широко представлена пищевая промышленность (8% всех занятых в промышленности), а также швейная, кожевенная и др. отрасли лёгкой промышленности. Промышленность сосредоточена главным образом в районах Воля, Жерань (на правом берегу Вислы). Строится (1971) метрополитен.
Ю. В. Илинич.
Архитектура. На левом, возвышенном берегу Вислы расположена основная часть города, в том числе историческое ядро В. — Старый город (Старе-Място) и примыкающий к нему с С. Новый город (Нове-Място) с прямоугольной сетью улиц и центральной площадью Рынка в каждом. В Старом городе: крепостные стены (14—15 вв.) с предвратным укреплением-«барбаканом» (16 в.), дома 15—18 вв. с декоративной скульптурой, росписями и сграффито, готический костёл св. Яна (14 в.). В Новом городе: готический костёл (15 в.), монастыри и костёлы 16—17 вв., в том числе костёл сакраменток (1688—92, архитектор Тыльман Гамерский). К Ю. от Старого города находился королевский замок (сооружен в 1599—1619 на месте готического княжеского двора; разрушен в 1939—44) с парадными интерьерами в стилях барокко и классицизма. Застройка В. в 16—18 вв. распространялась к Ю. и З., главным образом вдоль улицы Краковское предместье. В начале 18 в. была создана так называемая Саксонская ось — архитектурный ансамбль в стиле барокко, состоявший из площади, дворца и парка (проект архитекторов Я. Наумана и М. Д. Пёппельмана). Среди построек в стилях барокко (17 — середина 18 вв.) и раннего классицизма (последняя четверть 18 в.) — многочисленные дворцы магнатов (Оссолиньских, 1641, архитектор В. Сенес, разрушен в 1944; Красиньских, 1677—82, архитектор Тыльман Гамерский; Чарторыских-Потоцких, 1730, архитектор Я. Фонтана; Тышкевичей, 1785—92, архитектор Я. Камзетцер, и др.), королевская усадьба Вилянув с дворцом (1679—1731, архитектор А. Лоччи и др.) и регулярным парком, костёлы визиток (1727—62, архитекторы К. Бай и Э. Шрёгер), Святого креста (1682—1754, архитекторы Ю. Беллотти и Я. Фонтана), кармелитов (фасад — 1761—83, архитектор Э. Шрёгер), евангелический (1778—81, архитектор Ш. Б. Цуг), св. Анны (фасад—1788, архитекторы Х. П. Айгнер и С. К. Потоцкий) и др. На Ю. в последней четверти 18 в. был создан дворцово-парковый комплекс Лазенки с дворцами, павильонами, театром и английским парком. К З. от улицы Краковское предместье с начала 19 в. формируется новый центр В. с регулярными кварталами, жилыми и общественными зданиями в стиле классицизма, ансамблями площадей Театральной и Банковской (Большой театр — «Театр Бельки», 1820—32, архитекторы Х. П. Айгнер и А. Корацци; Государственная комиссия приходов и казны, ныне Президиум городского Народного совета, 1824—25, Польский банк, 1828—30, дворец Сташица, ныне АН, 1820—23, — все архитектор А. Корацци).
Во 2-й половине 19—1-й трети 20 вв. В. стихийно обрастала доходными домами и неблагоустроенными жилыми кварталами на окраинах и в правобережном районе Прага, составлявшими резкий контраст с парадной застройкой центра города в духе эклектики, в стилях «модерн» и позже функционализм (Польский театр — «Театр Польски», 1912, архитектор Ч. Пшибыльский; банк кооперативных обществ, 1912—17, архитектор Я. Хёйрих-младший; Главная торговая школа, 1926—35, архитектор Я. Кощиц-Виткевич; почтамт, 1935, архитектор Ю. Путерман-Садловский, и др.). С 1945 на основе предвоенных обмеров и архивных данных полностью восстановлены разрушенные немецко-фашистскими оккупантами Старый город и Новый город, а также главные памятники архитектуры города. По проекту реконструкции В. (1946) проведены перекрещивающиеся главные магистрали «ВостокЗапад» и «Север — Юг», в том числе реконструирована Маршалковская улица с ансамблем площади Конституции (1950— 1952), Дворцом культуры и науки (1952—1955, советский архитектор Л. В. Руднев и др.) и новым центральным ансамблем жилых и обществ, зданий (с 1961, архитектор З. Карпиньский и др.). На бывших окраинах и в центре В. выстроены благоустроенные жилые районы — Муранув, Коло, Жолибож, Беляны, Прага и др. Возведены Дом партии (1948—51, архитектор Е. Вежбицкий и др.), Главное статистическое управление (1948—54, архитектор P. Гутт), здание сейма (1948—52, архитектор Б. Пневский), стадион Десятилетия (1954—55, архитектор Е. Хрыневецкий и др.), двухъярусный Гданьский мост (1959), магазин «Суперсам» (1962, архитектор М. Красиньский и др.). Главнейшие монументы: колонна Сигизмунда III на Замковой площади (1643), памятники Н. Копернику (отлит в 1828—30, скульптор Б. Торвальдсен), А. Мицкевичу (1898, скульптор Ц. Годебский), Ф. Шопену в парке Лазенки (1907—26, скульптор В. Шимановский), героям гетто (1948, скульптор Н. Рапопорт, архитектор Л. Сузин), героям Варшавы (1964, скульптор М. Конечный), мемориальный ансамбль кладбища воинов Советской Армии (1950, архитектор Б. Ляхерт, скульпторы Е. Ярнушкевич и С. Лисовский).
Я. Захватович.
Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В В. находятся 13 вузов (около 65 тыс. студентов в 1968/69), в том числе университет (основан в 1818); политехнический институт (1915), Высшая школа экономики и сельского хозяйства, Высшая школа планирования и статистики, Высшая музыкальная школа, ряд театральных училищ; академии медицинская, физического воспитания, изящных искусств. В В. находится Польская АН и около 20 её научно-исследовательских институтов; более 15 научных обществ; Дворец культуры и науки, в котором размещаются театры, Музей техники, учреждения АН, факультеты университета и ряд научных обществ. Крупнейшие библиотеки: Публичная, Народная, университетская и др. Музеи: истории польского революционного движения, Войска польского, истории Варшавы, Музей В. И. Ленина, Национальный музей, археологический, музей А. Мицкевича, Ф. Шопена и др. Около 16 выставочных залов (1968). Зоопарк, Ботанический сад. В числе театров — «Театр Вельки» (оперы и балета), «Театр Народовы» и др.; филармония. В В. периодически организуются международные конкурсы пианистов им. Шопена, а также фестивали современной музыки «Варшавская осень».
Лит.: Захватович Я., Беганьский П., Старый город в Варшаве, Варшава, 1956; Циборовский А., Варшава. Альбом], Варшава, 1958; Медерский Л. А., Варшава, Л., 1967; Szwankowski E., Warszawa, rozwj urbanistycznyi architektoniczny, Waisz., 1952; Dziewulski S., Warszawa, Warsz., 1964; Plan Generany Warszawy, Warsz., 1965; Bartelski L. M., Waiczca Warszawa, Warsz., 1968; Warszawa popowstaniowa. 1864—1918, zesz. 1-2, [Warsz.], 1968—69.

Варшава. Дворец культуры и науки. 1952—55. Архитекторы Л. В. Руднев и др.

Варшава. План города.

Старый город (Старе-Място). 14—18 вв.

Маршалковская улица — главная магистраль столицы. Справа — центральный ансамбль жилых и общественных зданий. Строится с 1961. Архитектор З. Карпиньский и др.

Театральная площадь. На заднем плане — здание Большого театра. («Театр Вельки»). 1820—32. Архитекторы Х. П. Айгнер и А. Корацци.

Повисле — один из старейших столичных районов.

Новое строительство в Праге — одном из районов Варшавы.

Новая эстакада у моста Понятовского.

Костёл визиток. 1727—62. Архитекторы К. Бай и Э. Шрёгер.

Евангелическая церковь. 1778—81. Архитектор Ш. Б. Цуг.

Государственная комиссия приходов и казны. 1824—25. Архитектор А. Корацци.

Барбакан. 16 в.

Гостиница «Варшава». 1933 (реконструирована в 1950-е гг.). Архитектор М. Вайнфельд.

Банк кооперативных обществ. 1912— 17. Архитектор Я. Хёйрих-младший.

Жилой дом на Рондо Вашингтона. 1962—63. Архитектор М. Лейкам.

Главное статистическое управление. 1948—54. Архитектор Р. Гутт.

Магазин «Суперсам». 1962. Архитекторы М. Красиньский и Е. Хрыневецкий, иженер В. Залевский.

Советская историческая энциклопедия:

(Warszawa) — столица Польской Нар. Республики. Расположена на берегах Вислы. Нас. 1107 т. ч. (1 янв. 1960). Крупный пром. центр (машиностроение, химич., полиграфич., швейная и пищ. промышленность), ж.-д. узел, порт на Висле. Впервые упоминается в 1-й пол. 13 в. как столица Мазовецкого кн-ва. С кон. 16 в. — столица Польши. В 1795 захвачена Пруссией. В 1807-13 — столица Варшавского герцогства. После Венского конгресса 1814-15 В. стала столицей Королевства (царства) Польского, входившего в состав Росс. империи. В 1830-31 и 1863-64 В. — центр освободит. восстаний против гнета царизма. С кон. 19 в. В. стала приобретать черты крупного капиталистич. города. Население ее быстро росло (223 т. ч. (1864), 500 т. ч. (1893), 845 т. ч. (1913)). В. становится центром рабочего движения (1883 — основание партии "Пролетариат", 1890 — первая в Польше маевка). Население В. активно участвовало в революции 1905-07. В 1915-18 В. оккупирована герм. войсками. После восстановления независимости Польши (1918) В. вновь стала столицей гос-ва. В кон. 1918 — нач. 1919 в ней были созданы Советы рабочих депутатов, в 1918 образовалась Коммунистич. рабочая партия Польши (с 1925 — компартия). В 1939 — янв. 1945 В. была оккупирована нем.-фаш. войсками. За время оккупации в городе было разрушено ок. 85% всех построек (по объему), взорвано или сожжено 90% пром. предприятий, резко сократилось количество населения (с 1,3 млн. (1939) до 162 тыс. (янв. 1945)). В ночь на 1 янв. 1944 в варшавском подполье образовался центр. орган, возглавлявший нар.-освободит. войну, — Крайова Рада Народова. 17 янв. 1945 В. освобождена Сов. Армией. Сразу же после освобождения быстрыми темпами развернулось восстановление города. В., как символу мирного восстановления, была присуждена почетная Премия мира (1950). Численность населения В., достигавшая в 1946 479 т. ч., возросла к 1955 до 1005 т. ч. В дек. 1948 в В. состоялся объединит. съезд рабочих партий, в результате к-рого была создана Польская объединенная рабочая партия. Представители социалистич. стран подписали в В. Варшавский договор 1955.
=====
В В. имеется АН Польской Нар. Республики, ун-т и ряд других вузов, художеств. и ист. музеи, Дворец культуры и науки (1952-55; дар СССР). В старой части города — ансамбли жилых домов 46-18 вв. (восстановлены после 2-й мировой войны), готич. собор св. Яна (кон. 14 в.), барбакан (часть укреплений 16 в.), колонна Сигизмунда III (17 в.), дворцово-парковые ансамбли Вилянув (17 в.), Лазенки (18 в.) и др. памятники архитектуры.
=====
Лит.: Mroczko T. (и др.), Vademecum warszawskie, Warsz., 1957.

Музыкальная энциклопедия:

(Warszawa) — столица ПНР, центр муз. культуры Польши. 1326 тыс. жителей (1971). Первые сведения о музыкальной жизни В. датируются 14 в.: в 1338 в В. в костёле Иоанна Крестителя мальчики обучались церк. пению, с 1454 существовали "скриптории", где копировались ноты церк. песнопений; к 1462 относятся первые упоминания органов и колоколов. Музыку изучали монахи в монастыре бенедиктинцев (с кон. 14 в.). Здесь была создана Ладиславом из Гельнева (ум. в 1505) "Христова псалтырь" (1488), в мелодиях к-рой ощущаются нар. интонации, заимствованные из песен, проникавших в город из сельских мест. Муз. представлениями сопровождались разл. придв. торжества (в 1578 пост. с музыкой пьеса "Изгнание греческих послов" Я. Кохановского, исполнена кантата К. Клабона для голоса и лютни и др. произв.). К 16 в. относятся упоминания о музыкантах из гор. мещан — трубачах, волынщиках (особенно популярны), фаготистах и др. (т. н. "громкая музыка"), к-рые обслуживали семейные торжества горожан; среди придв. музыкантов были флейтисты, арфисты, лютнисты и др. (т. н. "тихая музыка"). Сведения о муз. жизни В. 17 в. содержатся в поэме придв. музыканта и архитектора А. Яжембского "Столбовая дорога, или Описание Варшавы". В 16-17 вв. в придв. певч. капелле работали видные итал. музыканты: Л. Маренцио, А.Стабиле, А. Пачелли, М. Скакки и др. Исполнялись многогол. хоры и оперы (гл. обр. на мифологич. сюжеты) — "Галатея" С. Орланди, "Освобождение Руджера" Ф. Каччини (1628), "Королевская слава" (1633) польск. комп. П. Элерта; для их пост. приглашались солисты из разных стран (дирижировал в течение 30 лет М. Скакки, затем — польские комп. Б. Пенкель и Я. Ружицкий).
Развитие муз. жизни В. было прервано в 1655 нашествием шведов и возобновилось лишь в конце 17 в. В 1691-95 вновь ставились итал. оперы, исполнялись оратории и кантаты, в т.ч. "Слушайте, смертные" ("Audite Mortales") Б. Пенкеля (уже в сер. 17 в. большинство придв. капеллы составляли поляки). Деятельность капеллы в В. прекратилась в 1697, когда король Август II, князь саксонский, перевёл ее в Дрезден. Историч. условия не способствовали развитию муз. жизни В. в этот период.
В 1700 в В. была организована постоянная придв. оперно-балетная труппа; с 1702 начала выступать итал., в 1708 — франц. оперные труппы. В 1724 открылся спец. зал для пост. оперных спектаклей — "Операльния", где под рук. польск. дирижёров давались также бесплатные публичные представления для шляхты и горожан.
В нач. 18 в. в В. наряду с многочисл. церковными вок.-инстр. ансамблями получили распространение капеллы при дворах светских и церк. магнатов — Чарторыских, Радзивиллов, Огиньских и др., а также Виельгорских, епископа А. Казановского, с к-рыми были связаны наиболее известные композиторы В., в т.ч. Д. Фершевич и П. Космовский. В концертах придв. иностранных капелл исполнялась танц. музыка, а также партиты, пасторали, с сер. 18 в.- симфонии композиторов мангеймской школы и первые симфонии польских композиторов; оперы и балеты ставились труппами итал. артистов (в т.ч. оперы И. А. Хассе, 1754-63) и специально обученных польских крепостных музыкантов.
Муз. образование получали в монастырях, содержавших муз. школы для детей шляхты, а также в Коллегии для знати (Collegium Nobilium).
При короле Станиславе Августе Понятовском, меценате и любителе театра, В. становится крупным театр. и муз. центром. Возобновляется деятельность корол. капеллы, в к-рой работали выдающиеся польские и иностранные музыканты — Ф. Яневич, Я. Стефани, Г. Пуньяни, И. М. Ярнович и др. В замке и парке Лазенки для горожан давались т. н. "садовые" концерты. В 1765 открылся новый нац. оперный Большой т-р ("Т-р Вельки"), в к-ром с 1778 выступали польские артисты (в операх польских композиторов). Первая польская опера-зингшпиль — "Осчастливленная нищета" ("Nedza uszczesliwiona", 1778) M. Каменьского; поставлены также оперы др. польск. композиторов на сюжеты из жизни польск. крестьянства (с широким использованием нар. песен и танцев), среди них "Краковцы и горцы, или Мнимое чудо" ("Cud mniemany, czyli Krakowiacy i Gуrale", пост. 1794) Я. Стефани; ставились также оперы К. В. Глюка, Дж. П. Перголези, Й. Гайдна, А. Э. Гретри и др. зап.-европейских композиторов.
В конце 18 в. в В. работали 2 муз. школы, "Рыцарская школа", "Главная школа" (ун-т), неск. монастырских и ок. 100 пансионов для детей шляхты. Входит в моду домашнее музицирование (наряду с франц. пасторалями и итал. ариеттами исполнялись патриотич. полонезы для фп. М. К. Огиньского и др.); в домах мещан становится популярной игра на гитаре, появляются виртуозы-гитаристы — М. К. Соколовский, С. Щепановский, Я. Н. Бобрович и др. К этому времени открываются первые нотные магазины, гравёрные мастерские (нотная мастерская Я. Энгля), мастерские муз. инструментов, в т.ч. органостроителя В. Вежбовского. В 1821 в В. начал издаваться первый польский муз. журн. "Tygodnik muzyczny" (выходил всего один год).
Значение центра польск. муз. культуры В. сохранила и после раздела Польши в 1795. В нач. 19 в. здесь работали крупнейшие польск. музыканты — Ю. Эльснер, Ю. Стефани, Й. Крогульский, К. Курпиньский, И. Ф. Добжиньский, О. Кольберг и др., концертировали Н. Паганини, И. Гуммель, А. Каталани, К. Липиньский, юный Ф. Шопен.
Концерты давались в Нац. т-ре в Солтыковском дворце, в Нар. т-ре, Купеческом собрании, позднее в Главной муз. школе, а также в "Т-ре Вельки" — центре муз. жизни В. в 1-й пол. 19 в. В 1799-1824 его директором был Ю. Эльснер (с 1810 совм. с ним т-ром руководил К. Курпиньский). В 1833 открылось новое здание Большого т-ра, в к-ром наряду с произв. мировой оперной классики ставились польск. нац. оперы К. Курпиньского, Я. Стефани, С. Монюшко и др. Эльснер сыграл большую роль в развитии муз. образования В. В 1814 он организовал при Драматич. школе муз. отделение (в 1816 школа преобразована в Школу муз. и драм. иск-ва, с 1818 — в Обществ. школу элементарной музыки). В 1821 на базе ф-та изящных иск-в ун-та по инициативе Эльснера создаётся Ин-т музыки и декламации с отд. композиции, дирижирования и др. В этом же году ин-т получил назв. консерватории. После восстания 1831 рус. властями консерватория была закрыта. Лишь через 30 лет открылся Варшавский муз. ин-т, основателем и первым директором к-рого был Ап. Контский (1861-79). В ин-те преподавали С. Монюшко, И. Ф. Добжиньский, Ю. Сикорский, И. Новаковский, на рубеже 19-20 вв. — И. Падеревский, С. Барцевич, А. Зажицкий, В. Желеньский, З. Носковский и др. Среднее муз. образование осуществлялось в школе пения при "Т-ре Вельки" (с 1835), в муз. школах при Ин-те слепых (с 1841) и Муз. об-ве (с 1806-1807). В В. работали муз. об-ва: Друзей религиозной нац. музыки (1815-19), Любителей музыки (с 1817), Об-во Купеч. собрания (с 1820). При этих об-вах существовали многочисл. любит. хоры, гл. обр. церковные, а также рабочие, молодёжные. Во 2-й пол. 19 в. в В. выступали бр. Ан. и Ап. Контские, Г. и Ю. Венявские, Н. Янота, позднее — И. Падеревский, А. Михаловский, С. Барцевич и др., в качестве дирижёра выступал П. И. Чайковский. Постоянного симф. оркестра в В. не удалось создать. Первые попытки организации постоянного оркестра относятся к 1806. Оркестры, созданные И. Добжиньским (1856) и Носковским (1881), из-за экономич. трудностей вскоре распались. В течение летних сезонов 1857-58 в В. гастролировал симф. оркестр под рук. Б. Бильзе, игравший в т. н. Швейцарской долине, где выступал также оперный оркестр. С 1870 работало Варшавское муз. об-во, имевшее свой любит. оркестр, муз. школу, муз. б-ку и архив. Им руководили Ю. Венявский, А. Зажицкий, В. Желеньский, З. Носковский, позднее М. Карлович и др. С В. связана композиторская, дирижёрская и педагогич. деятельность С. Монюшко (в 1858-72).
Во 2-й пол. 19 в. сфера муз. жизни В. расширяется: появляются многочисл. любит. хоры, рабочие певч. об-ва ("Лютня", "Лира", "Арфа" и др.), выходят новые журн.: "Pamietnik Muzyczny Warszawski" (1835-36), "Ruch Muzyczny" (с 1857), "Echo Muzyczne i Teatralne" (осн. в 1861, продолжал выходить под разными назв. до 1907) и др. В В. работали муз. изд-ва: Й. Клюковского (1817-50), А. Бжезины (1822-31), Г. Сеннефельда, К. Л. Магнуса, Ф. Списса, Гебетнера и Вольфа (1857-1950), Ф. Хёсика (1865-1940), М. Арцта (1887-1951); мн. изд-ва имели собств. нотные магазины. Развивается муз. промышленность (фп. и орг. фабрики, мастерские струн. и дух. инстр.); важнейшие фирмы — Малецкого, Кралля, Гофера.
На рубеже 19-20 вв. в В. возникает муз. группа "Молодая Польша", сыгравшая важную роль в утверждении польского нац. иск-ва. Для его пропаганды большое значение имела деятельность постоянного филармонич. оркестра (1901-14), к-рым рук. Э. Млынарский, З. Носковский, Г. Фительберг, Г. Мельцер-Щавиньский и др.
После 1918 в В., ставшей столицей самостоят. Польского гос-ва, сосредоточились осн. муз. и муз.-просветительные учреждения страны. 1919-29 — период расцвета оперного т-ра (директор и гл. дирижёр Э. Млынарский). Здесь выступали крупнейшие певцы и дирижёры, репертуар включал, кроме классич. опер, произв. И. Стравинского, Л. Яначека и К. Вейля. Возобновили свою работу филармония, консерватория. Среди открывшихся в 30-е гг. многочисл. муз. школ — школа им. Шопена, школа Варшавского муз. об-ва и ок. 100 частных. С 1927 в В. организуются междунар. конкурсы пианистов им. Шопена; с 1935 — конкурс скрипачей им. Г. Венявского (до 1952 — в В., затем — в Познани). В 1939 состоялся 1-й фестиваль совр. музыки (с 1954 наз. "Варшавская осень").
В 1930 организован Союз польских композиторов, играющий важную роль в муз. жизни В.
Крупнейшие, помимо Варшавского, муз. об-ва, работавшие в 20-30-е гг., — Объединение друзей старой польской музыки (с 1927), Объединение деятелей совр. музыки, Об-во им. Шопена (с 1934), ряд новых певч. об-в и любит. хоров ("Хейнал", "Эхо" и мн. др.).
До 2-й мировой войны в В. выходили важнейшие польские музыковедч. периодич. издания: "Kwartalnik Muzyczny" (1928-36), "Kultura Muzyczna" (1922) и "Muzyka" (1924-38), "Muzyka Polska" (1934-39), "Polski Rocznik Muzykologiczny" (1935-36) и др. Из крупных муз. издателей в В. работали Л. Идзиковский, М. Арцт и др.
В годы гитлеровской оккупации все муз. школы (кроме одной), как и др. музыкальные учреждения В., были закрыты, исполнение польской музыки было запрещено. После Варшавского восстания 1944 здания оперного театра, консерватории, филармонии были разрушены, их библиотеки и архивы сожжены или вывезены.
Новый этап в муз. жизни В. начинается с января 1945 после освобождения от гитлеровской оккупации. Возобновили работу консерватория, Союз польских композиторов, при к-ром имеются разл. секции, в т.ч. совр. музыки (SIMC). При Польском радио работает студия эксперимент. электронной музыки (с 1953). Среди союзов, находящихся в В. и объединяющих совр. польских музыкантов, — Союз польск. музыкантов-исполнителей (SPAM), Союз польск. мастеров муз. инструментов, Польск. отдел Междунар. общества муз. воспитания (ISME), польск. секция междунар. союза "Музыкальная молодёжь" ("Jeunesse musicale"), Объединение певч. союзов (включает ок. 3000 любит. коллективов страны), Польское музыковедческое об-во.
В 1946 возобновляется конц. жизнь — организуется гор. симф. оркестр, преобразованный в 1947 в филармонический, с 1950 в восстановленном здании работает Нац. филармония, при к-рой имеются разл. ансамбли (камерный ансамбль старинной музыки, хор из 120 чел., камерная эстрада, организующая передвижные и школьные концерты, и др.). Среди дирижёров — В. Ровицкий, В. Водичко, А. Марковский, С. Вислоцкий, Я. Кренц, З. Гужиньский, И. Катлевич и др. В 1965 после восстановления разрушенного здания был открыт "Т-р Вельки". В В. работают 2 т-ра оперетты и т-р муз. комедии, а также выездная опера, обслуживающая провинцию.
В В. работают 3 средние муз. школы, 1 лицей (общее и муз. образование), 8 детских муз. школ и много муз. школ для взрослых. В 1961 получила новое здание Гос. высшая муз. школа (консерватория), В. — один из центров европ. муз. науки. При ун-те В. с 1948 работает Ин-т музыковедения, при Ин-те иск-в Польской АН — с 1951 Отдел истории и теории музыки. В В. проведены: междунар. конгресс по изучению творчества Шопена (1960), гос. и междунар. научные сессии, посв. творчеству С. С. Прокофьева (1959), К. Шимановского (1962); фестивали польской музыки, ежегодные фестивали современной музыки "Варшавская осень", междунар. конкурсы им. Шопена (с 1949 проводятся каждые 5 лет) и др.
Из муз. журналов, выходящих в ПНР, в В. издаются: "Ruch Muzyczny", еженедельник "Jazz", ежемесячник "Spiewamy i tanczymy", "Spiew w szkole", ежегодник "Annales Chopin", квартальный журнал "Muzyka" и др. В В. находятся филиал Краковского польского муз. изд-ва, музыковедч. отдел Польского научного изд-ва, изд-во "Синкопа", выпускающее лёгкую, джазовую музыку.
При Министерстве культуры и иск-ва работает изд-во, выпускающее лит-ру для самодеятельности, к-рая получила широкое развитие в ПНР.
Литература: Prosnak J., Kultura muzyczna Warszawy XVIII w., Kr., 1955; Z dziejуw polskiej kultury muzycznej (praca sbiorowa), t. 1-2, Kr., 1957-67; Dworzynska W., Kultura muzyczna Warszawy w okresie sredniowiecza i renesansu, в кн.: Studia H. Feicht septuagenario dedicata, Kr., 1967; 20 lat kultury muzycznej Polski Ludowej, red. E. Dziebowska, Kr., 1967; Katalog drukуw muzycznych XVI, XVII i XVIII w., Biblioteki Uniwersytetu Warszawskiego, Warsz, 1970.
З. Лисса.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Варшава
столица Польши, народн. Аршава (Гоголь), из сочетания с в в местн. п. ед. ч. и вин. п. ед. ч. Из польск. Warszawa; см. Крушевский, РФВ 2, 116.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru