Определение слова «обет»

Толковый словарь Ефремовой:

обет
I м.
1. Клятвенное обещание совершить какой-либо богоугодный поступок после просительной о чём-либо молитвы.
2. Монашеское отречение от ориентации на свою волю (обет послушания), от материального мира (обет нестяжания) и от жизни в браке (обет безбрачия).
II м.
Предписание католическому духовенству и православному монашеству оставаться неженатыми; целибат.

Толковый словарь Ушакова:

ОБЕ́Т, обета, ·муж. (·книж. ). Обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных побуждений. «Уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет.» Лермонтов. «Я не давал обета безбрачия.» А.Островский.
| Зарок, обещание (·устар. ). «Давши обет сохранять мир, нарушает его.» Жуковский.

Этимологический словарь Крылова:

Образовано от исчезнувшего глагола обътити – "обещать". К той же основе восходят завет, вече.

Толковый словарь Кузнецова:

обет
ОБЕТ -а; м. Высок. Торжественное обещание, обязательство, данное из религиозных побуждений. Духовный о. Монашеский о. О. молчания. О. безбрачия. Дать о. Нарушить о. // Клятва, зарок. Дал о. заботиться о сироте. Нарушили о., данный матери.

Малый академический словарь:

обет
-а, м.
Обещание, обязательство, принятое из религиозных побуждений.
Монашеский обет.

Пидорка дала обет идти на богомолье. Гоголь, Вечер накануне Ивана Купала.
|| высок.
Торжественное обещание, обязательство.
[Александра Михайловна] обязалась в своем сердце --- исполнить обет свой до конца — быть мне матерью. Достоевский, Неточка Незванова.
[Марина:] Ты знаешь сам, какой тяжелой цепью Взаимных клятв, обетов, вздохов нежных, Мы связаны с державным женихом. А. Островский, Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
обет, -а

Толковый словарь Ожегова:

ОБЕТ, а, м. (высок.). Торжественное обещание, обязательство. Дать, произнести о. Нарушить о. О. молчания.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

обет
род. п. -а, др.-русск., ст.-слав. обтъ (Супр.), чеш. оbt "жертва", слвц. оbеt – то же. Из *оb- и *vtъ "изречение" (завет, привет), др.-русск. втъ "договор, совет"; см. Мi. ЕW 388; Преобр. I, 634; см. также выше, вет. Отсюда обещать (см.).

Грамматический словарь Зализняка:

Обет, обеты, обета, обетов, обету, обетам, обет, обеты, обетом, обетами, обете, обетах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

На языке христианского нравственного учения есть данное Богу обдуманное обещание какого-либо доброго дела, зависящего от свободной воли христианина. Обыкновенно различают О. в обширном и в узком смысле слова. К первым относят О., даваемый при крещении быть верным И. Христу и его учению, О. добросовестного служения обществу в какой-либо должности и т. п. К О. в узком смысле относятся обещания совершить какое-либо особое дело, например, по вполне успешном окончании какого-либо предприятия, уделить ту или другую часть полученных выгод на построение сельского храма, школы или иного благотворительного учреждения. Еще разделяют О. на личные (например, О. поста, воздержания и т. п.) и вещественные (О. материального пожертвования на доброе дело), на пожизненные (О. монашеские), временные и т. д. Против О. возражают (протестанты), что христианин обязан и без О. делать добро, насколько достанет сил, что исполнение О. имеет характер как бы платы Богу за благодеяние и т. п. На это отвечают, что добрые дела, совершаемые по О., служат свободной жертвой угождения Богу, возникающей не из сознания обязанности только, но и из более сильного, чем обязанность, чувства к Богу; вместе с тем они являются нравственно-дисциплинарной и педагогической мерой, полезной для приобретения навыка в добре. В этом смысле учение об обетах обосновывается на советах Св. Писания (1 Кор., 7, 8, 38; Исх., XIX, 21; Псал., 75, 12 и др.) и на содержащихся в нем примерах. С О. в сущности тожественны "добрые намерения", твердо и открыто выраженные перед обществом, например намерение соблюдать трезвость и т. п. Содержание О. должно быть нравственно и физически возможно и не должно быть противно каким бы то ни было обязанностям дающего О. Предметом О. должно и может быть все, относящееся к области христианской добродетели в обширном смысле. Лицо, дающее обет, должно иметь право располагать собой и своей собственностью. Неисполнение свободно данного О. составляет тяжкий грех перед Богом (Второзак., XXIII, 21-22; Лев., XXVII; Еккл., V, 3-4 и др.). Обет может быть прекращен или приостановлен исполнением, когда, по обстоятельствам, исполнение его становится невозможным, или когда он перестает быть средством к осуществлению добродетели, когда не существует более цели О., когда давший О. разрешен от него, в установленном порядке, церковной властью, в интересах личного духовного блага давшего О. или в интересах церкви и нравственности вообще. См. архим. Сергий, "Об обетах" ("Прибавление к твор. св. отцов", 1858, т. XVII).
Н. Б-в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru