Определение слова «Брентано»

Большой энциклопедический словарь:

БРЕНТАНО (Brentano) Клеменс (1778-1842) — немецкий писатель-романтик. Лирические стихи; рассказы и баллады в народном духе; сборник народных сказок и песен "Волшебный рог мальчика" (1806-08, издан совместно с Л. А. Арнимом).

Большая советская энциклопедия:

I
Брентано (Brentano)
Клеменс (8.9.1778 — 28.7.1842), немецкий писатель. Сын итальянского купца. Вместе с Л.А. Арнимом составил сборник немецких народных сказок и песен «Волшебный рог мальчика» (1806—08). Автор баллад и рассказов в народном духе («История о храбром Касперле и прекрасной Аннерль», 1817), сказок («Гокель, Гинкель и Гакелейа», 1847), романа «Годви» (1800). Реализм изображения сочетается у Б. с мистическими мотивами, свойственными немецкому романтизму.
Соч..: Gesammelte Schrirten, Bd 1— 9, Fr. /M., 1852—55; Ausgewhite Gedichte, В., 1943; в рус. пер., в кн.: Немецкая романтическая повесть, т. 2, М.— Л., 1935.
Лит.: Гейне Г., Романтическая школа, Собр. соч., т. 6, М., 1958; Жирмунский В.М., Проблема эстетической культуры в произведениях гейдельбергских романтиков, в сборнике: Записки неофилологического общества, в. 8, П., 1915; Mallon О., Brentano Bibliographic, В., 1926.
II
Брентано (Brentano)
Луйо (18.12.1844, Ашаффенбург, — 9.9.1931), немецкий экономист, один из представителей Катедер-социализма. С 1871 профессор в Бреславле, Страсбурге, Вене, Лейпциге, с 1891 в Мюнхене. Многочисленные исследования посвящены вопросам рабочего движения, экономической и социальной политике и экономической истории. Б. проповедовал отказ от классовой борьбы и возможность разрешения социальных противоречий путём организации реформистских профсоюзов и фабричного законодательства. В.И. Ленин характеризовал взгляды Б. как социал-либерализм, слегка подкрашенный в марксизм (см. Полное собрание сочинений, 5 издание, т. 21, с. 301). В последние годы жизни Б. — открытый апологет империализма.
Соч.: Die Arbeitergilden der Gegenwart, Bd 1—2, Lpz., 1871—72; Die Arbeiterversicherung..., Lpz., 1879; Agrarpolitik, Stuttg., 1897; Versuch einer Theorie der Bedrfnisse, Mnch., 1908; Die Anfnge des modernen Kapitalismus, Mnch., 1916; Konkrete Grundbedingungen der Volkswirtschaft, Lpz., 1924; Eine Geschichte der wirtschaftlichen Entwicklung Englands, Bd 1-3, Jena, 1927-28.
Лит.: Энгельс Ф., Брентано contra Маркс, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22; его же. Предисловие к четвертому изданию, там же, т. 23, с. 35-40.
III
Брентано (Brentano)
Франц (16.1.1838, Мариенберг, — 17.3.1917, Цюрих), немецкий философ, непосредственный предшественник феноменологии (См. Феноменология) Э. Гуссерля. Начав деятельность в качестве католического священника, был затем профессором философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Исходным пунктом философии Б. является проведение резкой границы между физическим и психическим Феноменами. Родовым признаком, общим для всех психических феноменов, является, по Б., их интенциональность: сознание всегда есть отношение к чему-то (реальному или нереальному) — я ощущаю, чувствую, мыслю нечто; физический объект как таковой не интенционален: он есть в себе покоящееся бытие. Исследование психических феноменов является задачей психологии, которая делится Б. на дескриптивную (описывающую те последние элементы, из которых строится целостное сознание, и создающую их классификацию) и генетическую (устанавливающую законы, которым подчиняются явления сознания). Из идеи дескриптивной психологии (философской, по существу, дисциплины) и выросла позднее феноменология.
В связи с идеалистически толкуемым учением о предметности сознания находится и концепция истины Б. В основе понятия истины лежит, по Б., переживание очевидности, которая сама по себе далее неопределима. Расчленив все суждения на три класса — суждения восприятия, суждения воспоминания и аксиомы, Б. утверждает, что непосредственной очевидностью обладают только суждения внутреннего восприятия и аксиомы. Проблема истины — это проблема эмпирического обоснования знания при решающем значении внутреннего опыта. Т. к., по Б., предметами внутреннего опыта и, следовательно, предметами непосредственного восприятия являются только психические феномены, то с очевидностью можно говорить о существовании лишь этих последних; о внешнем мире, по Б., можно говорить лишь с известной вероятностью.
Взгляды Б. не получили законченного систематического изложения. Идеализм Б. прошёл путь от субъективного к объективному; резко критикуя априоризм Канта, сам Б. в то же время был не столь далёк от его позиции, допуская существование априорных аподиктических суждений. Наиболее противоречивым и неясным в концепции Б. оказалось понятие очевидности; оно и стало главным пунктом критики этой концепции.
Выступив в эпоху популярности лозунга «назад к Канту!», Б. обратился к до кантовской философии, прежде всего — к схоластически интерпретированному Аристотелю, но с учётом достижений немецкого классического идеализма. Этот сложный синтез положил начало изменениям в трактовке предмета философии, характерным для ряда направлений современной буржуазной философии, в которых субъект и его внутренний мир были сделаны главным предметом философского анализа. Учение об интенциональности было воспринято К. Штумпфом, Э. Гуссерлем (См. Гуссерль), А. Мейнонгом, М. Шелером, М. Хайдеггером. Логическая концепция и работы Б. в области критики языка нашли продолжение в современном эмпиризме, особенно в аналитической философии (См. Аналитическая философия). Значительным было влияние Б. и на развитие психологии (например, вюрцбургской школы (См. Вюрцбургская школа)).
Соч..: Psychologie vom empirischen Standpunkt, Hamb., 1955; Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis, Hamb., 1955: Grundlegung und Aufbau der Ethik, Bern, 1952.
Лит.: Бакрадзе К.С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; Kastil A., Die Philosophic F. Brentanos. Eine Einfhrung in seine Lehre, Mnch., 1951; Cruz H.M., Fr. Brentano, Salamanca, 1953; Bergmann G., Realism. A critiaue of Brentano and Meinong, Madison — [a. o.], 1967 (библ.).
Э.Г. Юдин.

Советская историческая энциклопедия:

(Brentano), Луйо (18.XII.1844 — 9.IX.1931) — нем. экономист, один из гл. представителей апологетич. бурж.-либерального течения — катедер-социализма, возникшего в Германии во 2-й пол. 19 в. В 1872-1917 — проф. ун-тов в Бреслау, Страсбурге, Вене, Лейпциге, Мюнхене. Б. — автор многочисл. работ по социально-экономич. вопросам. Изучая англ. тредюнионы, призывал развивать реформистские профсоюзы как средство к установлению "социального мира". В. И. Ленин характеризовал воззрения Б. как "слегка подкрашенный в марксистский цвет социал-либерализм", как либеральное учение, признающее нереволюционную "классовую" борьбу пролетариата (см. Соч., т. 18, с. 51; т. 28, с. 209). Б. был активным пропагандистом свободы торговли, сторонником теории устойчивости мелкого произ-ва в земледелии. В эпоху империализма стал защищать политику картелирования, поддерживал герм. экспансионистов. Итогом деятельности Б. как историка х-ва была "История развития нар. х-ва Англии" (Eine Geschichte der wirtschaftlichen Entwicklung Englands, Bd 1-3, Jena, 1927-29, в рус. пер. т. 3, M.-Л., 1930). Взгляды Б. содействовали развитию оппортунизма и ревизионизма в рабочем движении.
=====
Соч. (кроме указ. в ст.): Die Arbeitergilden der Gegenwart, Bd 1-2, Lpz., 1871-72; Die Anfnge des modernen Kapitalismus, Mnch., 1916; Der wirtschaftende Mensch in der Geschichte, Lpz., 1923; в рус. пер. — Аграрная политика, M.-Л., 1929.
=====
Лит.: Энгельс Ф., Брентано contra Маркс, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 1 изд., т. 16, ч. 2, М., 1936; Косминский Е. A., Предисловие к т. 3 кн. Л. Брентано "История развития народного хозяйства Англии", М.-Л., 1930; Neier H. und Palyi M., Lujo Brentano, В., 1924.
=====
M. H. Машкин. Москва.

Новейший философский словарь:

БРЕНТАНО (Brentano) Франц (1838-1917) — австрийский философ. Профессор философии Вюрцбургского (1866-1873) и Венского (1874-1894) университетов. За сомнения в вере в 1873 отлучен от католической церкви, лишен духовного сана; в 1880 исключен из профессуры. Учитель Гуссерля, Т. Массарика, Фрейда и др. Начинал свою деятельность в качестве католического священника. Отказался от сана и занялся философией. Считался одним из лучших знатоков философии Аристотеля и Фомы Аквинского. Основным предметом профессиональных интересов и исследований избрал психологические проблемы. Проводил четкую границу между физическими и психическими феноменами. Полагал, что родовым (общим) признаком психических феноменовотличие от физических) является интенциональность, поскольку сознание всегда есть отношение к чему-либо. Интенциональность, по Б., позволяет типологизировать психологические феномены на: а) представления (репрезентация как чистое присутствие объекта), б) суждения (утверждение или отрицание объекта), в) чувства (любовь или ненависть к объекту). Подразделял психологию на дескриптивную (описывающую и классифицирующую последние элементы, из которых строится сознание) и генетическую (устанавливающую законы сознания). Развивал концепцию истины, основанную на идее переживания очевидности. Придавал большое значение внутреннему опыту человека. Оказал влияние на развитие различных психологических и философских школ, в т.ч. на философию Хайдеггера и др. Автор книг: «Психология Аристотеля» (1867), «Психология с эмпирической точки зрения» (1874), «Креационизм Аристотеля» (1882), «О происхождении нравственного сознания» (1889), «Четыре фазы философии и ее нынешнее состояние» (1895), «Аристотель и его видение мира» (1911), «Аристотелевская теория происхождения человеческого духа» (1911) и др.

Новая философская энциклопедия:

БРЕНТАНО (Brentano) Франц Клеменс Гоноратус Герман (16 января 1838, Мариенберг – 17 марта 1917, Цюрих)австрийский философ. Изучал философию и психологию в Мюнхене; Вюрцбурге, затем в Берлине, где в 1862 под руководством Ф.Тренделенбурга защитил докторскую диссертацию «О различных значениях сущего у Аристотеля». В 1864 Брентано получает сан католического священника. С 1866 читает лекции по истории философии, логике, психологии и метафизике в ун-те Вюрцбурга, затем, с 1874 уже в должности ординарного профессора в Вене. В 1872 и 1873 во время поездок в Англию, Францию и Германию лично знакомится с Г.Спенсером, Г.Т.Фехнером, Э.Г.Вебером, В.Виндельбандом. В 1879 снимает с себя духовный сан (предполагая жениться, Брентано, по австрийскому законодательству, не мог оставаться священником), теряя при этом и профессорскую должность. В 1896 переезжает во Флоренцию и получает итальянское гражданство, одновременно прекращая публичную академическую карьеру. В разные годы его лекции посещали К.Штумпф, А.Марти, Э.Гуссерль, З.Фрейд, К.Твардовский, А.Майнонг, Т.Масарик, X.фон Эренфельс, А.Кастиль, О.Краус. Наиболее преданными его учениками была создана «эмпирическая школа Брентано». Создание собственной философской системы Брентано соотносил с оригинальной историко-философской концепцией «четырех фаз развития философии», разработанной им еще в 1860. В соответствии с этой теорией, три больших периода – Античность, Средневековье и Новое время – состоят из циклически сменяющих друг друга четырех фаз. Первая фаза характеризуется подъемом философии, адекватностью «естественных» методов философствования своему предмету, отсутствием искусственных, внеположных предпосылок познания (напр., Платон, Аристотель; Фома Аквинский; Локк, Декарт). Вторая фаза знаменует собой начало упадка философии, сопровождающегося размыванием чистого философского интереса, доминированием «практических» целей, превращением философии в служебную дисциплину (стоицизм и эпикуреизм; Дунс Скот; французское и немецкое просвещение). Третья фазафаза скепсиса – лишает доверия науку, «вышедшую на рыночную площадь» и обосновывающую все , что заблагорассудится (часто прямо противоположное, как стоицизм и эпикуреизм). Человеческому разуму вообще отказывается в способности видеть и предъявлять прочные основания знания (пирронизм, Сэкст Эмпирик; Оккам; Юм). Четвертая фаза восстанавливает в правах познавательную способность человека, но связывает ее уже с внешними, внеопытными основаниями, поскольку все «опытные» основания философского знания разрушены скептицизмом – это фаза «мистицизма» (неопифагорейство и неоплатонизм; Мейстер Экхарт, Николай Кузанский; Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Т.о., по Брентано, после завершения четвертой фазы Нового времени, после «крайнего упадка философии», грядет первая фаза нового исторического периода, фаза подъема, которой его собственная философия обязана соответствовать, более того, эту фазу инициировать. Название его основного труда «Психология с эмпирической точки зрения» (1874), как пишет Брентано, «характеризует его и по предмету, и по методу». Психология, по Брентано, изучает (1) элементы человеческого сознания и способы их соединения, а также (2) предпосылки и условия возникновения этих элементов. Первоесфера дескриптивной психологии (или описательной феноменологии), второепредмет генетической психологии, учитывая ее интерес к физико-химическим процессам. Дескриптивная психология анализирует и описывает феномены нашего сознания, т.е. факты, непосредственно данные в опыте, или, что то же самое, предметы, которые имеют место во внутреннем восприятии. Свою работу Брентано относил к дескриптивной психологии, называя ее психогнозией. Психогнозия – это единственно возможная для Брентано форма научной философии, предоставляющая в распоряжение исследователя точные и достоверные высказывания о человеческом сознании. Вообще вне явлений сознания, по Брентано, нет предмета философского исследования, поскольку данность нашего мира представляет собой сумму явлений, или феноменов, доступных исключительно в качестве наличествующих в сознании. Он различает психические и физические феномены. К первым относятся акты представления, возникшие через ощущение или фантазию, суждения и «движения души», или эмоциональные феномены. Представление всегда лежит в основании двух других видов психических феноменов. Если мы судим о чем-то, то одновременно с актом суждения мы обязательно представляем это «что-то», если мы любим, то любим данное в представлении «что-то». Физические феномены – это цвет, фигура, тепло, холод, запах, т.е. то, что дано в психическом феномене. Видимая структурность мира на деле оказывается структурностью сознания. Сознание всегда направлено на что-то, его структура может быть описана только в терминах отношения, реляции. Такое фундаментальное свойство сознания Брентано называет «интенциональным отношением». Интенциональность предполагает коррелятивную пару, где одним коррелятом является акт сознания (психический феномен), а другим – то, на что он направлен. Напр., «видениевидимое», «акт представления – представленное», «желание – желаемое». При этом только первый из коррелятов реален (обладает реальным бытием), второй же нереален и обладает исключительно интенциональным существованием «внутри» акта сознания. Напр., человек, о котором мыслят, нереален в собственном смысле слова (он существует лишь интенционально), но реален акт представления об этом человеке. В целом же вопрос о реальном существовании может быть решен только в сфере очевидного опыта. Из того факта, пишет Брентано, что я вижу пятно или слышу звук, еще не следует, что это пятно или звук существуют. Существование объекта психического акта не дано с очевидностью в самом психическом акте, в то время как несуществование психического акта означало бы его невозможность, что с очевидностью противоречиво. Брентано различает первичный и вторичный объекты психического акта. Первичным объектом психического акта является его внутренняя предметность. Однако во всяком акте есть и вторичный объект – сам психический акт, который дан как бы «заодно» с объектом первичным. В представлении цвета (как первичного объекта, физического феномена) всегда присутствует представление этого представления.
Исследователи традиционно указывают на два этапа в философской эволюции Брентано, и граница между ними пролегает на рубеже веков, во всяком случае считается, что в 1902 перелом уже произошел. Второй этап не отличается от первого фундаментальной установкой на коррелятивность акта сознания, изменяется лишь экзистенциальный статус первичного объекта психического акта. Брентано утверждает, что предметом мышления не может быть несуществующая вещь, но только то, что реально существует, а реально существует лишь индивидуальное. Также вводится более дифференцированная структура психического акта. Схватывая во внешнем восприятии некий физический объект, мы схватываем во внутреннем восприятии и само это восприятие, причем как направленное на физический объект, т.е. оказывается, что сам этот объект представляется нами не только прямо (во внешнем восприятии), но и косвенно (во внутреннем восприятии). Если же, напр., мы имеем представление универсального не-бытия, то здесь следует различать представление о нас как об отрицающих универсальное не-бытие (в модусе «прямо») и представление вещи вообще (в модусе «косвенно»). Та вещь, которая существует здесь, будучи предметом мышления, это не «универсальное не-бытие», а сам акт мышления. Предложение «Существует мыслимое» заменяется предложением «Существует мыслящее».
Аналитическая работа над проблемой сознания позволяла Брентано продуктивно участвовать во многих фундаментальных дискуссиях своего времени, в частности, по проблеме бессознательного, где в споре с Э.Гартманом и его сторонниками Брентано отмечал самопротиворечивость термина «бессознательное сознание», не допуская наличия бессознательных психических феноменов. Философское влияние Брентано трудно переоценить. Оно просматривается в развитии феноменологии, аналитической философии, теории объектов, гештальтпсихологии.
Сочинения:
1. Избр. работы. М., 1996;
2. О многозначности сущего по Аристотелю. – В кн.: «Богословие. Философия. Культурология». СПб., 1997, в. 4;
3. Psychologie vom empirischen Standpunkt. Lpz., 1874;
4. Von der Klassifikation der psychischen Phaenomene. Lpz., 1911;
5. Wahrheit und Evidenz. Hamburg, 1962;
6. Die Abkehr vom Nichtrealen. Bern – Mnch., 1966;
7. Deskriptive Psychologie. Hamb., 1982.
Литература:
1.  Krans O.Franz Brentano. Mnch., 1919;
2. Most O.Die Ethik F.Brentano’s. Mnster, 1993;
3. Windischet H. F.Brentano und die Scholastik. Junsbruck, 1936;
4. Methode et mtaphysique selon Fr. Brentano. P., 1995;
5. Твардовский К..Брентано и история философии. – В кн.: Логико-философские и психологические исследования. М., 1997.
В.В.Анашвили

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru