Определение слова «Фигура»

Толковый словарь Ефремовой:

фигура
I ж.
Часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией, а также совокупность определённо расположенных точек, линий, поверхностей и тел (в геометрии).
II ж.
1. Форма, очертания чего-либо.
2. Внешнее очертание, формы человека; телосложение.
3. Скульптурное или живописное изображение человека или животного.
4. Положение, позиция, принимаемые кем-либо или чем-либо при исполнении чего-либо в движении.
5. Форма, рисунок, узор, образуемые расположенными определённым образом предметами.
III ж.
1. Предмет определённой формы, который передвигают по шахматной доске при игре в шахматы.
2. Название короля, ферзя, ладьи, слона, коня в отличие от пешки.
IV ж.
Деревянная цилиндрическая чурка, предназначенная для игры в городки; рюха, городок.
V ж.
1. Стилистический приём, словесный оборот, используемый для усиления выразительности речи (в литературоведении).
2. Мелодический или ритмический элемент, усложняющий, украшающий основу музыкального произведения.
VI ж. устар.
Старшая игральная карта (туз, король, дама, валет).
VII м. и ж. разг.
1. Неизвестный или незнакомый человек.
2. Человек как носитель каких-либо качеств, свойств.
|| Образ, созданный в произведениях художественной литературы или актёром на сцене.
3. Важное, значительное лицо; персона.

Толковый словарь Ушакова:

ФИГУ́РА, фигуры, ·жен. (·лат. figura — вид).
1. Внешнее очертание, вид, форма чего-нибудь (·устар. ). Фигура земли (мат., астр.).
2. В геометрии — часть плоскости, ограниченная замкнутой ломанной или кривой линией, а также вообще совокупность определенно расположенных точек, линий, поверхностей и тел (мат.). Геометрические фигуры (напр. треугольник, параллелограмм, конус и т.д.).
| В книгах — название чертежа, схемы, рисунка (обычно пишется под изображением сокращенно: фиг.; ·тип. ).
3. Положение, позиция, принимаемая кем-чем-нибудь при исполнении чего-нибудь в движении (в танце, фехтовании, катании на коньках, полете в воздухе и т.д.). Первая фигура кадрили. Фигуры высшего пилотажа.
4. Оборот речи, стилистический прием, усиливающий выразительность речи (лит.). Риторические фигуры. Фигура умолчания.
5. Скульптурное изображение человека или животного. Восковые фигуры. Лепные фигуры на фасаде здания.
| В живописиизображение человека или животного (живоп.).
6. Телосложение, внешнее очертание, формы человека. «У нее стройная, удивительной силы и ловкости фигура.» Лесков. Нескладная фигура. Статная фигура. Крупная фигура.
7. перен. человек (обычно о незнакомом, неизвестном). «Мне сдается: стоит возле моей кровати та неподвижная фигура.» А.Тургенев. Подозрительная фигура.
| человек, как носитель каких-нибудь социальных или индивидуальных признаков и свойств. «Велика фигурачеловек с сильными чувствами, с огромными страстями?» Гончаров. «...Середняк является у нас центральной фигурой земледелия.» Сталин. Крупная политическая фигура.
| Важное, значительное лицо, персона (·разг. ирон.). В свое время он был фигурой.
8. В игральных картах — название старших карт (валет, дама, король, туз).
| В шахматах — название старших шашек (король, ферзь, слон, конь, ладья), в отличие от пешек.

Большой энциклопедический словарь:

ФИГУРА — в геометрии — термин, применяемый к разнообразным множествам точек; обычно фигурой называют такие множества, которые можно представить состоящими из конечного числа точек, линий или поверхностей, в частности сами точки, линии и поверхности. Напр. треугольник, трапеция и т. д.
ФИГУРА (лат. figura — внешний вид, образ) — ..
1) внешнее очертание, вид, форма предмета...
2) Очертание человеческого тела, телосложение...
3) Положение, позиция, принимаемая кем-либо при выполнении чего-нибудь в движении (в танце, фехтовании и пр.); часть танца...
4) Скульптурное, живописное или графическое изображение человека, животного...
5) Словесный оборот, стилистический прием (см. Стилистические фигуры)...
6) Фигура музыкально-риторическая — понятие музыкальной риторики (раздел об украшении) — распространенное в эпоху барокко...
7) В шахматах — общее название всех фигур, кроме пешек; в городках — определенные композиции из 5 городков; в игральных картах — название старших карт (напр., туза, короля, дамы, валета).

Экономический словарь терминов:

Биржевой жаргон: означает общее целое число в обозначении котировки курса покупателя и продавца, например, если котировка курса покупателя — 121-126, а продавца 121-130, то «фигура» — 121.

Словарь эпитетов русского языка:

1. Телосложение.
О форме, величине, силе и т. д.
Аккуратная, атлетическая, безукоризненная, бестелесная, богатырская, большая, воздушная, восковая, высокая, гибкая, грациозная, громадная, грузная, деревенская, длинная, долговязая, дородная, живая, изможденная, изогнутая, изящная, квадратная, колоссальная, коренастая, костистая, крепкая, крупная, ладная (разг.), легкая, ловкая, массивная, могучая, мощная, мускулистая, небольшая, невысокая, нескладная, неуклюжая, осанистая, плечистая, плотная, подбористая, подвижная, поджарая, подобранная, подтянутая, полная, полнотелая, приземистая, прозрачная, прямая, пухлая, пышная, рослая, рыхлая, сгорбленная, сильная, складная, собранная, согбенная, согнутая, солидная, спортивная, старческая, статная, стройная, сутулая, сухая, сухопарая, сухощавая, толстая, тонкая, точеная, тощая, тучная, угловатая, узкоплечая, упитанная, хрупкая, худая, худощавая, широкая, широкогрудая, ширококостная, широкоплечая, щуплая.
О впечатлении, психологическом восприятии; об оценке фигуры.
Аляповатая, благодушная, божественная, бравая, важная, величавая, величественная, ветхозаветная, видная, внушительная, военная, грозная, грустная, жалкая, живописная, забавная, замечательная, импозантная, комичная, красивая, курьезная, мрачная, мужественная, надутая, напыщенная, невзрачная, нелепая, оригинальная, отвратительная, отличная, патриархальная, печальная, потертая, представительная, прекрасная, смешная, спокойная, странная, угрюмая, умеренная, уморительная, унылая, хорошая, чиновническая. Допотопная, крючковатая, медвежатная, медвежья, мягкая, обтерханная, подхалюзная, прямолинейная, сытая.
2. Человек, личность; художественный образ.
Об оценке нравственных, умственных качеств человека; о его положении в обществе, в определенном профессиональном кругу; о характеристике художественного образа.
Блистательная, важная, ведущая, великая, великолепная, величественная, видная, влиятельная, волнующая, второстепенная, выдающаяся, высокопоставленная, главная, гнусная, гротесковая, декоративная, дюжинная, жалкая, жанровая, желчная, живописная, загадочная, заметная, замечательная, занимательная, заурядная, злая, зловещая, знаменитая, знатная, значительная, известная, импозантная, интересная, историческая, картинная, колоритная, колоссальная, комическая, красочная, крупная, маленькая, маститая, мелкая, недюжинная, незаурядная, нелепая, неприметная, несчастная, образная, оригинальная, основная, отрицательная, первая, положительная, простая, противная, решающая, романтическая, руководящая, своеобразная, серая, серьезная, сильная, скромная, сочная, страшная, суровая, типическая, типичная, трагическая, трогательная, ужасная, фантастическая, характерная, цельная, центральная, честная, эпохальная, яркая. Безалаберная, взбалмошная, добрая, зоологическая, недобрая, неукладистая, уютная, шероховатая, шумная.

Музыкальная энциклопедия:

(от лат. figura — внешние очертания, образ, изображение, способ, характер, свойство).
1) Характерная группа звуков (мелодич. Ф.) или ритмич. долей, длительностей (ритмич. Ф.), обычно неоднократно повторяющаяся.
2) Элемент фигурации.
3) Относительно законченная часть танца, строящегося на многократном повторении характерных для него хореографич. Ф., сопровождаемых в музыке определ. ритмич. Ф.
4) Графич. изображение звуков и пауз мензуральной нотации; понятие сохраняло значение нотных знаков до 1-й пол. 18 в. (см. Spiess M., 1745).
5) Ф. муз.-риторическая — понятие, применявшееся для обозначения целого ряда муз. приёмов, известных в средневековьедаже ранее), но ставших характерной частью муз. лексикона лишь в кон. 16 — 1-й пол. 17 вв. Ф. рассматривались теорией музыки 17-18 вв. в системе типичных для того времени взглядов на музыку как прямую аналогию ораторскому иск-ву. С этим связано перенесение в теорию музыки (прежде всего немецкую) понятий основных частей классич. риторики: изобретение материала речи, его расположение и разработка, украшение и произнесение речи. Т. о. возникла муз. риторика. Учение о Ф. опиралось на 3-ю часть риторики — украшение (de-coratio).
Понятие муз.-риторич. Ф. было аналогичным осн. понятиям риторич. decoratio — тропам и Ф. (см. в трактатах И. Бурмейстера, А. Кирхера, М. Шписа, И. Маттезона и др.). К Ф. относили определ. приёмы (в основном разл. типы мелодич. и гармонич. оборотов), "отклоняющиеся от простого рода композиции" (Бурмейстер) и служащие для усиления выразительности музыки. Общий с риторич. Ф. принцип экспрессивного отклонения от общепринятого понимался в муз. риторике по-разному: в одном случае — это отклонение от простого, "неукрашенного" типа изложения, в другом — от правил строгого письма, в третьем — от классич. норм гомофонно-гармонич. склада. В учении о муз.-риторич. Ф. зафиксировано более 80 их видов (см. перечисление и описание Ф. в книге нем. музыковеда Г. Г. Унтера, 1941). Многие из них рассматривались теоретиками прошлого как аналог соответств. риторич. Ф., от к-рых они получили свои греч. и лат. названия. Меньшая часть Ф. не имела конкретных риторич. прообразов, но также была отнесена к муз.-риторич. приёмам. Г. Унгер делит муз.-риторич. Ф. по функции в произв. на 3 группы: изобразительные, "поясняющие слово"; аффективные, "поясняющие аффект"; "грамматические" — приёмы, в к-рых на первый план выступает конструктивное, логич. начало. Изобразит. и аффективные Ф. сформировались в вок. музыке, где они были призваны передавать смысл словесного текста. Слово текста понималось как вспомогат. средство, источник муз. "изобретения"; в нем. трактатах 17 в. (И. Нуциуса, В. Шонследера, И. Хербста, Д. Шпера) помещались списки слов, на к-рые следовало обращать особое внимание при сочинении музыки.

О. Лассо. Мотет "Exsurgat Deus" из сб. "Magnum opus musicum".
В организованном таким образом творч. процессе проявлялся свойственный иск-ву барокко метод направленного воздействия на слушателя (читателя, зрителя), названный литературоведом А. А. Морозовым "риторическим рационализмом".
Указанные группы Ф. находят применение в музыке в виде разнообразных муз. приёмов. Ниже дана их классификация на основе группировки X. Эггебрехта:
а) Изобразит. Ф., к к-рым относятся anabasis (восхождение) и catabasis (нисхождение), circulatio (круг), fuga (бег; А. Кирхер и Т. Б. Яновка к её названию добавляли слова "в другом смысле", отличая эту Ф. от другой, "неизобразит." Ф. фуги; см. ниже), тирата и др.; суть этих Ф. — в восходящем или нисходящем, кругообразном или "бегущем" мелодич. движении в связи с соответствующими словами текста; пример использования Ф. fuga см. в колонке 800.
В муз. риторике описана также Ф. hypotyposis (изображение), предполагающая разд. случаи муз. изобразительности.
б) Мелодич., или, по Г. Массенкайлю, интервальные, Ф.: exclamatio (восклицание) и interrogatio (вопрос; см. пример ниже), передающие соответствующие интонации речи; passus и saltus duriusculus — введение в мелодию хроматич. интервалов и скачков.

К. Монтеверди. "Орфей", действие II, партия Орфея.
в) Ф. пауз: abruptio (неожиданный обрыв мелодии), apocope (необычное сокращение длительности заключит. звука мелодии), aposiopesis (генеральная пауза), suspiratio (в рус. теории музыки 17-18 вв. "суспирия" — паузы-"вздохи"), tmesis (паузы, разрывающие мелодию; см. пример ниже).

И. С. Бах. Кантата BWV 43.
г) Ф. повтора, включают 15 приёмов повторения мелодич. построений в разной последовательности, напр. anaphora (abac), anadiplosis (abbс), palillogia (точное повторение), climax (повторение в секвенции) и др.
д) Ф. класса фуги, для к-рых характерна имитац. техника: hypallage (имитация в противодвижении), apocope (неполная имитация в одном из голосов), metalepsis (фуга на 2 темы) и др.
е) Ф. предложений (Satzfiguren) — понятие, заимствованное из риторики, в к-рой оно применялось наряду с "Ф. слов"; основу этой многочисленной и разнородной группы составляют Ф., выполняющие как изобразит., так и выразит. функции; их характерный признак — в гармонич. языке; к Satzfiguren относятся разл. приёмы использования диссонансов вопреки строгим правилам: catachrese, ellipsis (неправильное разрешение диссонанса или отсутствие разрешения), extensio (диссонанс, выдерживаемый дольше своего разрешения), parrhesia (переченье, применение ув. и ум. интервалов, нек-рые случаи неподготовленных или неправильно разрешённых диссонансов; см. пример ниже); сведения о диссонантных Ф. наиболее полно представлены в работах К. Бернхарда.

Г. Шюц. Священная симфония "Singet dem Herren ein neues Lied" (SWV 342).
К этой группе относятся также особые приёмы использования консонансов: congeries (их "скопление" в прямом движении голосов); noema (введение гомофонного консонантного раздела в полифонич. контекст с целью выделения к.-л. мыслей словесного текста) и др. К Ф. предложений причисляется также весьма важная в музыке 17-18 вв. Ф. antitheton — противопоставление, к-рое может быть выражено в ритме, гармонии, мелодике и т. д.
ж) Манеры (Manieren); в основе этой группы Ф. лежат разл. виды распева, пассажей (bombo, groppo, passagio, superjectio, subsumptio и др.), к-рые существовали в 2 формах: записанные в нотах и незаписанные, импровизируемые. Манеры часто трактовали вне прямой связи с риторич. Ф.
6) Ф. — муз. украшение, орнамент. В противоположность Manieren украшение в данном случае понимается более узко и однозначно — как некое добавление к осн. муз. тексту. Состав данных украшений ограничивался диминуциями, мелизмами.
7) В англо-амер. музыковедении термин "Ф." (англ. figure) используется ещё в 2 значениях: а) мотив; б) цифровка генерал-баса; фигурированный бас (англ. figured bass) здесь означает цифрованный бас.
В теории музыки использовался термин "фигуральная музыка" (лат. cantus figuralis), к-рый первоначально (до 17 в.) применялся к соч., записанным мензуральной нотацией и отличавшимся ритмич. разнообразием в противоположность cantus planus — ритмически равномерному пению; в 17-18 вв. он означал мелодич. фигурацию хорала или остинатного баса.
Литература: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII вв., сост. В. П. Шестаков, М., 1971; Друскiн Я. С., Про риторичнi прийоми в музицi Й. С. Баха, Кипв, 1972; Захарова О., Музыкальная риторика XVII — первой половины XVIII в., в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 3, М., 1975; её же, Музыкальная риторика XVII века и творчество Г. Шютца, в сб.: Из истории зарубежной музыки, вып. 4, М., 1980; Кон Ю., О двух фугах И. Стравинского, в сб.: Полифония, М., 1975; Бейшлаг A., Орнаментика в музыке, М., 1978; Burmeister J., Musica poetica. Rostock, 1606, переизд, Kassel, 1955; Кirсher A., Musurgia universalis, t. 1-2, Romae, 1650, 1690, переизд. Hildesheim, 1970; Janowka Т. В., Clavis ad thesaurum magnae artis musicae, Praha, 1701, переизд. Amst., 1973; Scheibe J. A., Der critische Musicus, Hamb., 1738, 1745; Mattheson J., Der vollkommene Capellmeister, Hamb., 1739, переизд. Kassel, 1954; Spiess M., Tractatus musicus compositorio — practicus, Augsburg, 1746; Forkel J. N., Allgemeine Geschichte der Musik, Bd 1, Lpz., 1788, переизд. Graz, 1967; Schering A., Bach und das Symbol, в кн.: Bach-Jahrbuch, Jahrg. 22, Lpz., 1925; Bernhard Chr., Ausfьhrlicher Bericht vom Gebrauche der Con- und Dissonantien, в кн.: Mьller-Blattau J., Die Kompositionslehre H. Schьtzens in der Fassung seines Schьlers Chr. Bernhard, Lpz., 1926, Kassel — L.- N. Y., 1963; его же, Tractatus compositionis augmentatus Q. D. B. V., там же; Ziebler K., Zur Aesthetik der Lehre von den musikalischen Figuren im 18. Jahrhundert, "ZfM", 1932/33, Jahrg. 15, H. 7; Вrandes H., Studien zur musikalischen Figurenlehre im 16. Jahrhundert, В., 1935; Bukofzer M., Allegory in baroque music, "Journal of the Warburg and Courtauld Institutes", 1939/40, v, 3, No 1-2; Unger H, H., Die Beziehungen zwischen Musik und Rhetorik im 16.-18. Jahrhundert, Wьrzburg, 1941, переизд. Hildesheim, 1969; Schmitz A., Die Bildlichkeit der wortgebundenen Musik J. S. Bachs, Mainz, 1950; Ruhnkе M., J. Burmeister, Kassel — Basel, 1955; Walther J. G., Praecepta der Musicalischen Composition, (1708), Lpz., 1955; Eggebrecht H. H., Heinrich Schьtz. Musicus poeticus, Gцtt., 1959; Rauhe H., Dichtung und Musik im weltlichen Vokalwerk J. H. Scheins, Hamb., 1959 (Diss.); Kloppers J., Die Interpretation und Wiedergabe der Orgelwerke Bachs, Fr./M., 1965; Dammann R., Der Musikbegriff im deutschen Barock, Kцln, 1967; Polisca C. V., "Ut oratoria musica". The rhetorical basis of musical mannerism, в сб.: The meaning of mannerism, Hannover, 1972; Stиdron M., Existuje v ceskй hudbe 16.-18. stoletн obdoba hudebne rйtorickych figur?, "Opus musicum", 1973, r. 5, No 2.
О. И. Захарова.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
фигура, -ы

Толковый словарь Ожегова:

ФИГУРА, ы, ж.
1. В геометрии: часть плоскости, ограниченная замкнутой линией, а также совокупность определённым образом расположенных точек, линий, поверхностей или тел.
2. Положение, принимаемое кем-чем-н. при исполнении чего-н. в движении (в танце, при полёте в воздухе). Фигуры высшего пилотажа.
3. Скульптурное или живописное изображение человека или животного. Восковая ф. На пьедестале ф. всадника.
4. Телосложение, а также внешние очертания тела. Стройная ф. В темноте мелькнула чья-то ф. Облако похоже на фигуру верблюда.
5. перен. О человеке как носителе какихн. свойств (разг.). Подозрительная ф. Крупная политическая ф. Раньше он был фигурой (значительным человеком). Не велика ф.
6. Старшая игральная карта (валет, дама, король, туз), а также в шахматах: общее название короля, ферзя, слона, коня, ладьи в отличие от пешек.
7. Слово или оборот речи, усиливающие выразительность (спец.). Риторическая ф.
| уменьш. фигурка, и, ж. (к 3 и 4 знач.).
| прил. фигурный, ая, ое (к 6 и в нек-рых сочетаниях, спец., к 3 знач.).

Социологический словарь:

ФИГУРА (от лат. figura — внешний вид, образ) — англ. figure; нем. Figur. 1. Внешнее очертание, форма Ч.-Л. 2. Совокупность точек на плоскости. 3. Изображение, образ. 4. Положение, позиция, принимаемые (кем или чем-либо) при исполнении чего-то в движении (танце, полете и т. д). 5. Человек как носитель к.-л. качеств, свойств, б. Важное, заметное, значительное лицо.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

фигура
Вначале в знач. "пластическая фигура", у Петра I, 1701 г.; см. Христиани 46. Вероятно, через польск. figurа из лат. figrа от fing, -еrе "образовывать, давать форму".
••
[Согласно Фогараши ("Studiа Slavica", 4, 1958, стр. 67), засвидетельствовано уже в 1658 г. – Т.]

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru