Определение слова «синтез»

Толковый словарь Ушакова:

СИ́НТЕЗ [тэ], синтеза, мн. нет, ·муж. (·греч. synthesis — соединение).
1. Метод исследования — установление связи и сведение в единое целое отдельных элементов, полученных в процессе анализа (научн., филос.). Синтез явлений.
| Вывод, сложное обобщение, результат, получившийся из этого сведения (научн.). Правильный синтез.
2. Высшая ступень в развитии явления, объединяющая в себе, как в высшем единстве, прогрессивные элементы прежних ступеней развития (филос.). От тезиса через антитезис к синтезу.
3. Получение химического соединения из составных частей путем химической реакции элементов (·хим. ). Синтез органических веществ.

Словарь по культурологии:

греч. synthesis — соединение, сочетание, составление.
соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы.
Понятие С. в культурологии характеризуется многозначностью и смысловой открытостью. Оно корреспондирует с такими терминами, как “диалог культур”, “общение культур” (В. Библер), “концерт культур” (Г. Померанц) и др., и, следовательно, подразумевает взаимодействие культур разных регионов, стран, наций, их взаимообогащения. Такого рода взаимовлияния обнаружились, например, в ходе араб. посредничества в преемственности зап. цивилизации по отношению к античной; в вост. влиянии в рыцарском ср.-вековье Европы; в символике дантовских образов, заимствованной у известного мусульманского философа-эзотериста Мухиддина ибн-Араби; в широко использованных в эпоху Возрождения мотивах классич. Иран. и араб. поэзии (включая и само понятие гуманизма); в применении визант. канонов в архитектуре Зап. Европы; в островитянских сюжетах картин Гогена и т.д.
Тенденция расширяющегося взаимовлияния культур особенно актуальна для 20 в., что выразилось, в частности, в популяризации на Западе учений буддизма, индуизма, суфизма, в насыщенности европ. культуры афроамер. мотивами, в размыве различий между “своим” и “чужим”.
Громадная роль в этом процессе принадлежит средствам массовой коммуникации. Сами продукты массмедиа с культурной т.зр. интегративны по своей природе. Сегодня с полным правом можно говорить о существовании всемирной культуры, к-рая, в отличие от мировой культуры как совокупности разл. культурных образований, представляет собой единую интегрированную систему общечеловеч. культуры.
В культурологии в теор. плане проблема С. искусств наиболее четко разработана в искусствознании. Особенно “подвижные”, переломные этапы в истории худож. культуры отмечены активизацией интегративных процессов. Таковы, напр., теор. и творч. искания йенских романтиков, худож. поиски Р. Вагнера, стилистика модерна, теория и практика Символизма и т.д.
Совр. теория С. искусств раскрывает принципы классификации многочисл. видов соединений разл. худож. стихий, научно обосновывает закономерности этих соединений. Основополагающим принципом взаимодействия искусств в С. является наличие двух и более художественно самостоятельных систем, среди к-рых одна выступает как доминанта-интегратор качественно нового синтетич. целого. При этом многовековая и совр. худож. практика дают примеры безграничного разнообразия синтетич. соединений разл. видов худож. деятельности.
С громадной силой тяготение к взаимообогащению разл. культур сказалось в России. Специфика культурного развития России во многом обусловлена ее открытостью Западу и Востоку. В этом проявлении “высокосинтетич. способности всепримиримости, всечеловечности” (Достоевский) усматривали рус. философы (Бердяев, Вл. Соловьев, Достоевский и др.) истор. миссию России.
Эти идеи нашли отражение в рус. эстетике и искусстве нач. 20 в., важнейшим направлением к-рого стало стремление к осуществлению всеобщего С. искусств, к превращению искусства в некое вселенское соборное действо, в жизнетворчество, призванное изменить мир (А. Белый, А. Скрябин, Вяч. Иванов, Вл. Соловьев). В их концепциях С. искусств представлен не как обогащение одних видов худож. творчества выразит. средствами других видов, а как проблема мировоззренческая, как выражение универсальной природы человеч. творчества.
В опр. смысле культура синтетична как целостная система, включающая в себя разл. сферы духовной жизни.
Лит.: Конрад Н.И. Запади Восток: Статьи. М.. 1972; Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978; Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // ВФ, 1989, № 6; Бердяев Н.А. Рус. идея. Осн. пробл. русской мысли XIX века и начала XX века // О России и рус. филос. культуре: философы рус. послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993; Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994; Munro Th. The Arts and their Interrelations. Cleveland, 1967 Levinson J. Hybrid Art Forms // The Journal of Aesthetic Education. V. 18. 1984. № 4.
Н.Д. Ирза.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой словарь иностранных слов:

[тэ], синтеза, мн. нет, м. [греч. synthesis – соединение]. 1. Метод исследования – установление связи и сведение в единое целое отдельных элементов, полученных в процессе анализа (науч., филос.). || Вывод, сложное обобщение, результат, получившийся из этого сведения (науч.). 2. Высшая ступень в развитии явления, объединяющая в себе, как в высшем единстве, прогрессивные элементы прежних ступеней развития (филос.). От тезиса через антитезис к синтезу. 3. Получение химического соединения из составных частей путем химической реакции элементов (хим.). Синтез органических веществ.

Толковый словарь Кузнецова:

синтез
СИНТЕЗ [тэ], -а; м. [от греч. synthesis — соединение, сочетание]
1. Метод научного исследования, состоящий в изучении предмета, явления как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей; обобщение, соединение данных, добытых методом анализа.
2. Обобщение, соединение. Только с. теории и практики может дать нужные результаты. На данном этапе необходим с. политики и экономики. Настала эпоха синтеза всех наук.
3. Хим. Получение сложных химических веществ путём соединения простых веществ или элементов. С. белков. С. сложных органических веществ.
Синтетический (см.).

Словарь антонимов русского языка:

АНАЛИЗ — СИНТЕЗ
Аналитический — синтетический (см.)
аналитически — синтетически
анализировать — синтезировать
Сначала ум человеческий дробит предмет, рассматривает, так сказать, монады его — вот анализ; потом складывает их и получает полное познание, общее начало, объемлющее части, — вот синтез. Герцен. Аналитическое изложение солнечной системы Коперника.
Чем же различаются познание научное и познание через поэтическое творчество? Исключительно методом. Метод науки — анализ; метод поэзии — синтез. Брюсов. Синтетика поэзии.

Толковый словарь Ожегова:

СИНТЕЗ [тэ], а, м.
1. Метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.
2. Получение сложных химических соединений из более простых (спец.). С. органических веществ.
3. Единство, неразрывная целостность частей. С. традиции и новаторства.
| прил. синтетический, ая, ое.

Новая философская энциклопедия:

СИНТЕЗ (от греч. – соединение, сочетание, составление)соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении синтез противоположен анализу [АНАЛИЗ](разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан. В философии и различных науках термин «синтез» применяется также в некоторых специальных значениях. Так, под синтезом иногда понимают процесс рассуждения, последовательные получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и синтеза, восходящего еще к античной геометрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я.Хинтикка. Другое значение термина «синтез» связано с т.н. синтетическими суждениями, которые соединяют в единое целое и обобщают фактуальную (эмпирическую) информацию об объектах. В своем самом общем значении анализ и синтез лежат не только в основе человеческой деятельности, но и определяют поведение высших животных, а в технических реализациях используются в компьютерных программах, в искусственных самоорганизующихся системах и т.д. Физиологической основой поведения человека является аналитико-синтетическая деятельность головного мозга. Синтез как мыслительная операция произведен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производственной деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетических действий в психической операции синтеза исследуются в психологии.
Синтез как познавательная операция имеет множество различных форм. Любой процесс образования понятий основан на единстве процессов анализа и синтеза. Эмпирические данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной Предметной области; как объединение конкурирующих, в определенных аспектах противоположных теорий (напр., синтез корпускулярных и волновых представлений в современной физике); в форме построения дедуктивных (аксиоматических, гипотетико-дедуктивных и т.д.) теорий и др.
Для современной науки характерны не только процессы синтеза внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами – междисциплинарный синтез, – а также между естествознанием, общественными и Техническими науками. В 20 в. возник ряд т.н. интегративных наук (напр., кибернетика, семиотика, теория систем), в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур синтеза научного знания играет существенную роль при решении проблемы единства науки, в трактовке которой исходят из многообразия форм научного и технического знания, объединяемых на основе синтеза методологических средств, понятий и принципов различных областей знания.
Литература:
1. Мамардашвили М.К. Процессы анализа и синтеза. – «ВФ», 1958, № 2;
2. Горский Д.П. Проблемы общей методологам наук и диалектической логики. М., 1966;
3. Синтез современного научного знания. М., 1973;
4. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978;
5. Bunge M. Scientific Research, v. 1–2. Hdlb. – N. Y., 1967;
6. Hintikka J. Renies U. The Method ot Analysis. Dordrecht – Boston, 1974.
В.Н.Садовский

Социологический словарь:

СИНТЕЗ (от греч. synthesis — соединение) — англ. synthesis; нем. Synthese. 1. Соединение, сочетание различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), осуществляемое как в практической деятельности, так и в процессе познания. С. противоположен анализу. 2. Метод научного исследования к.-л. предмета, явления, состоящий в познании его как целого, в единстве и взаимосвязи его частей, в процессе научного познания. С. связан с анализом. 3. В философии Гегеля — высшая ступень развития, разрешающая противоречия предшествующих ступеней. см. ТРИАДА. 4. В психологии — мыслительная операция, состоящая в объединении отображаемых предметов в единое целое; совместно с анализом обеспечивает формирование понятий и процесс мышления. см. АНАЛИЗ.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

синтез
Через польск. syntezys или непосредственно из лат. synthesis от греч. "составление".

Грамматический словарь Зализняка:

Синтез, синтезы, синтеза, синтезов, синтезу, синтезам, синтез, синтезы, синтезом, синтезами, синтезе, синтезах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru