Определение слова «ЦЮРИХ»

Большой энциклопедический словарь:

ЦЮРИХ (Zurich) — город в Швейцарии, административный центр кантона Цюрих, на р. Лиммат и Цюрихском оз. 343 тыс. жителей (1992) — с пригородами 835 тыс. жителей. Международный аэропорт. Главный промышленный и торгово-финансовый центр. Машиностроение, химическая, легкая, деревообрабатывающая, полиграфическая, пищевая промышленность. Университет. Первоначально римское укрепление, как город упоминается впервые в 929. Романско-готические соборы: Гросмюнстер (12-15 вв.) и Фраумюнстер (13-14 вв.) — ратуша (17 в.) — барочные дома гильдий (17-18 вв.).

Словарь географических названий:

Цюрих
(Zrich), крупнейший город Швейцарии, у сев. оконечности Цюрихского озера, по берегам вытекающей из него р. Лиммат. 363 тыс. жителей (2000), в агломерации 935 тыс. чел. Возник на месте кельтско-германского поселения Турикум. Как город известен с 929 г., в 1218 г. получил статус имперского города. В 1351 г. присоединился к Швейцарской конфедерации. В XVII в. – один из главных центров Реформации в Швейцарии, вплоть до XVIII в. стоял во главе протестантских кантонов. В XIX – начале XX в. – один из центров русской революционной эмиграции; в 1916–17 гг. в Ц. жил В. И. Ленин. Среди памятников архитектуры: романо-готические соборы Гросмюнстер (XII–XV вв.) с двумя колокольнями и статуей Карла Великого и Фраумюнстер (XIII–XIV вв.), доминиканская церковь (XIII в., перестроена в стиле барокко, 1611–14), готическая Вассеркирхе (1479–84), ренессансная ратуша (1694–98), многочисленные дома гильдий в стиле барокко (XVII–XVIII вв.). Ун-т (с 1833 г.), технол. ин-т. Музеи: нац., худож. ремёсел, Востока; картинная галерея Кунстхауз. Оперный и драм. театры. Крупный трансп. узел, порт на озере, междун. аэропорт Клотен. Главный пром., торг. и финанс. центр страны. Маш.-строит.; хим., текст., швейная, деревообр., полиграф., пищ. пром-сть.

Советская историческая энциклопедия:

(Zrich) — город в Швейцарии, адм. ц. кантона Цюрих. Нас. 420,9 т. ж. (1972). Гл. пром. и торг.-финанс. центр Швейцарии. Узел ж.-д. и авиац. сообщений междунар. значения. Разнообразная машиностроит., электротехнич., химич., текстильная, полиграфич. пром-сть. Как поселение племени алеманнов возник в 6 в. на месте рим. укрепления Турикум, как город впервые упоминается в источниках в 929. Сначала зависел от аббатисы жен. монастыря, затем от имперских фогтов Церингенов; в 1218 получил статус имперского города. В результате восстания 1336 ремесленники Ц. добились представительства в гор. управлении. В 1351, будучи гл. городом кантона, Ц. вступил в состав Швейцарской конфедерации. Терр. экспансия Ц. привела в сер. 15 в. к столкновению с соседними кантонами. В 16 в. Ц. стал одним из очагов Реформации в Швейцарии, руководителем к-рой в Ц. был У. Цвингли. Секуляризация монастырских земель и др. действия реформатора вызвали в 1529 и 1531 конфликт с католич. кантонами Люцерн, Швиц и др. (см. Каппельские войны). В 16-17 вв. Ц. выдвигается как пром. центр Швейцарии. Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. в Ц. обосновывается ряд крупных банков, страховых компаний, пром. трестов и концернов; быстро растет население города: в 1850 — 42 т. ч., в 1900 — 168 т. ч., в 1920 — 234 т. ч. В 19 — нач. 20 вв. Ц. являлся одним из центров революц. эмиграции, в частности русской. В февр. 1916 — марте 1917 в Ц. жил и работал В. И. Ленин. В нач. 20 в. в Ц. усилилось рабочее движение, вылившееся в массовые стачки и демонстрации 1912, 1917 и особенно 1918. Ц.- важный культурный центр страны: ун-т (осн. в 1833), Федеральный политехнич. ин-т (осн. в 1854), Швейц. ин-т междунар. отношений (осн. в 1943), консерватория (осн. в 1876), Художеств. галерея, историч., ботанич., зоологич. музеи.
=====
Лит.: Dndliker К., Geschichte der Stadt und des Kanton Zrich, Bd 1-3, Zrich, 1908-12; Largiadr A., Geschichte von Stadt und Landschaft Zrich, Bd 1-2, Erlenbach-Zrich, 1945; Klui P., Zrich. Geschichte der Stadt und des Bezirks, Zrich, 1948.

Музыкальная энциклопедия:

(Zurich) — адм. центр кантона Цюрих, крупнейший пром. и культурный город Швейцарии, один из гл. муз. центров страны. 390 тыс. жит. (1976). Муз. жизнь Ц., как и гос-ва в целом, складывалась в результате взаимодействия нац. культур, восходящих к древним традициям разл. племён, населявших территорию совр. Ц. Зарождение проф. музыки в Ц. (в качестве города впервые упоминается в 929) связано с церк. муз. культурой, проникавшей с 13 в. из Санкт-Галленского монастыря — крупнейшего муз. центра ср.-век. Европы. В нём работали выдающиеся муз. учёные, теоретики и композиторы. С развитием гор. культуры формировалось и светское проф. муз. иск-во. Его носителями были франц. трубадуры (12 в.) и нем. миннезингеры (13-14 вв.). В своих воспоминаниях нем. путешественник 14 в. отмечал, что у швейцарцев принято 4-гол. пение по франц. образцу. Уроженцем Ц. был один из крупнейших европ. композиторов 1-й пол. 16 в. Л. Зенфль (его творчество связано с Мюнхеном). В 16 в., как и в др. швейц. городах, в Ц. начала развиваться инстр. музыка. Первыми музыкантами были гор. башенные трубачи, подававшие сигналы времени, тревоги и др., а также исполнители на др. дух. инструментах и барабанщики — участники торжеств. процессий. Тогда же возникло муз.-театр. иск-во. У. Цвингли и др. ставили мистерии и светские пьесы (в т. ч. о Вильгельме Телле) с музыкой. В период Реформации инстр. музыка была запрещена, в т. ч. игра на органе при богослужении (до 19 в.); в церкви разрешалось лишь пение псалмов.
Интенсивно развивалось домашнее любительское музицирование. В 17 в. в Ц. возникло первое в Швейцарии муз. объединениеКоллегиум музикум (1613), в к-рый входили учителя, священники и др. Исполнялись стихи лирич., религ. и патриотич. содержания на известные мелодии псалмов. В 1639 изданы 4-гол. песни А. Швильге и К. Дибольда, в 1641 в Ц. впервые в Швейцарии опубликован сб-к церк. многогол. песнопений. В нач. 18 в. возрос интерес к вок. музыке. Иск-во хор. пения развивали церк. и др. муз. объединения. Появились сб-ки песен, в т. ч. "Швейцарские песни" ("Schweizerlieder", 1769, сост. И. К. Лафатер и Й. Шмидлин), создавались светские и церковные кантаты. В 1722 возникло "Музыкальное общество многих городов" ("Musikgesellschaft der mehreren Stдdten"), с к-рым были связаны цюрихские композиторы Й. Шмидлин, Й. X. Эгли, И. К. Бахофен.
В сер. 18 в. в Ц. возобновились муз. спектакли (не ставились ок. 100 лет после запретов деятелей Реформации). В 1752 выступала франц. труппа под рук. Ж. Б. Нёве. Из-за отсутствия спец. театр. помещения оперы шли в открывшемся для концертов Муз. зале (при нём существовало Муз. об-во); здесь в 1788 труппой Гельми — Кобервейна пост. опера Дж. Паизиелло "Король Теодор в Венеции". Многогол. хор. пение стало традиционным среди любителей (к 1736-39 относится свидетельство об исполнении многогол. хор. музыки). Получили известность 3-гол. песни и хоры Й. Штайнера, в к-рых заметно влияние песен для голоса с фп. Ф. Э. Баха и Й. А. Шульце. Большую роль в муз. жизни Ц. в 18 в. сыграл композитор, педагог и муз. деятель X. Г. Негели, к-рый пропагандировал педагогич. систему И. Г. Песталоцци (был его другом) и применял её при обучении пению, автор педагогич., философских и религ. работ. Он основал в Ц. муз. магазин и б-ку (1791), изд-во (работало в 1794-1807 и с 1819), Цюрихский певч. ин-т (1805; 1-й в Зап. Европе). Хор. пение получило особое развитие в Ц.на рубеже 18-19 вв.; были организованы многочисл. любительские коллективы; гор. песни пелись хором под открытым небом во время празднеств, а также при трудовых процессах. В нач. 19 в. возрос интерес к муз. фольклору; в городе получили распространение швейц. народные, в т. ч. пастушьи, песни. В 1805 в Ц. организован певч. праздник альпийских пастухов. В 1812 Г. Й. Кун составил и издал "Собрание швейцарских пастушьих и народных песен" ("Sammlung von schweizerischen Kьhreihen und Volksliedern"). В 1877 создано Цюрихское об-во военной и нар. музыки. Проф. хоры Ц. славились исполнением классич. ораторий и др. вок.-симф. произв., звучала музыка И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и Й. Гайдна (в 1801 впервые в Швейцарии исполнялось его "Сотворение мира"), В. А. Моцарта, Ф. Мендельсона.
В нач. 19 в. возник ряд новых муз. объединений, в т. ч. Швейц. муз. об-во (1808), укрупнились старые коллективы — Об-во Муз. зала и "Муз. об-во многих городов" слились во Всеобщее швейцарское муз. общество (1812). В 1825 в Ц. проведён певч. праздник. Развитие хорового движения привело к созданию в 1842 Швейц. певч. союза. В 19 в. возникло много хор. коллективов и об-в, в т. ч. существующие поныне муж. хоры "Гармония" (с 1830-х гг.), "Цюрих", Ораториальный хор, Певч. об-во цюрихских учителей, хор под упр. В. Рейнхардта (исполняет соч. И. С. Баха), частный хор Хёйзермана (с 1897), камерный хор "Arte Antica" (под упр. М. Йенике), школьный хор "Свободной гимназии", католич. хоры "Цюрихский лидертафель" и Цецилианское об-во "Эрликон". Во 2-й пол. 19 в. важную роль в муз. жизни Ц. играл композитор и муз.-обществ. деятель Ф. Хегар. Он основал большой; смешанный хор (1863), исполнявший совр. зап.-европ. музыку (дирижировал им до 1901), муз. школу (1876; в 1907 преобразована в консерваторию, был её руководителем до 1914), руководил смешанным хором (1865-1891) и оркестром оперного театра, симфоническим оркестром Всеобщего швейц. муз. об-ва (1865-1906), возглавлял разл. хоры и преподавал пение, писал музыку, преим. хоровую. Крупными событиями стали муз. празднества, организованные Всеобщим швейц. муз. об-вом (с 1867), на к-рых исполнялись произв. И. С. Баха. Хор. движение носило демократич. характер, о чём свидетельствовало возникновение многочисл. хор. орг-ций, в т. ч. Рабочего певч. об-ва Швейцарии (1888); позднее оно объединилось с Швейц. певч. об-вом: Грютли, образовав в 1917 Швейц. рабочий певч. союз.
Развитие муз. т-ра в Ц., как и во всей Швейцарии, отставало от других европ. стран. Первые оперные спектакли пост. в 1801; исполнялись франц. труппой, прибывшей с франц. войсками и выступавшей до 1803, в репертуаре — оперы Н. Далейрака, А. Э. М. Гретри, Ф. А. Буальдьё, а также лирич. сцены Ж. Ж. Руссо? "Пигмалион". В 1830 гастролировала итал. труппа. Спектакли вызвали интерес к оперному жанру и способствовали созданию собств. т-ра; в 1834 был открыт Акционерный т-р (здание на 808 мест; осн. И. Г. Бюркли и Л. Циглером при участии Всеобщего швейц. муз. об-ва; 1-я пост. — "Волшебная флейта" Моцарта). Расцвет оперного т-ра связан с пребыванием в "швейц. изгнании" (1849-58) Р. Вагнера, к-рый поставил здесь "Вольного стрелка" Вебера и свою оперу "Летучий голландец", опубликовал брошюры "Искусство и революция" (1849) и "Театр в Цюрихе" (1851).
В 1860 в цюрихском т-ре ставились также оперетты; позднее муз. комедии шли в т-рах "Водевиль" (1879-1889) и "Пфауэнтеатр" (1883-1921, затем в нём выступали драм. труппы). После пожара 1890, уничтожившего Акционерный т-р, в 1891 построен Гор. т-р (на 1139 мест; открылся "Праздничной пьесой" К. Шпиттелера с музыкой Л. Кемптера). Расцвет этого т-ра в качестве оперного приходится на 1901-21; в 20-30-е гг. в репертуар было включено много балетов, с 1932 шли и оперетты. В 30-е гг. создана Новая цюрихская камерная опера.
Развитие швейц. симф. музыки во 2-й пол. 19 в. (по своему значению всегда уступавшей хоровой) способствовало созданию в Ц. симф. оркестра. В 1862 осн. Цюрихское орк. об-во, в 1867 — об-ва "Тонхалле" и Театральное (позднее объединилось с Цюрихским орк. об-вом). Утверждение в кон. 19 — нач. 20 вв. швейц. композиторской школы, возглавлявшейся Ф. Хегаром и X. Хубером, вызвало необходимость организации в 1900 Союза швейц. музыкантов. Развитие камерно-инстр. исполнительства в 20-е гг. привело к созданию в Ц. первого швейц. камерного оркестра (1920-43; основатель и рук. А. Шайхет). В 1941 П. Захер создал "Коллегиум музикум". В нач. 40-х гг. организован оркестр радио, с к-рым в 1944 объединился оркестр об-ва "Тонхалле". Среди любительских оркестров — "Домашнее орк. объединение" ("Hausorchestervereinigung", дир. Э. Штоуц). Ежегодно проводятся фестивалиБаховский (в мае) и классич. музыки (в июне). Среди муз. журналов, издающихся в Ц., — "Neujahrsblatt der allgemeinen Musikgesellschaft Zьrich" (с 1813), ежегодник "Jahresbericht des Konservatorium Zьrich" (c 1876), "Der Evangelische Kirchenchor" (c 1897; орган Швейц. религ. певч. союза, осн. в 1895), "Schweizer Musikblatt" — "Bulletin Musical Suisse" (c 1915; на нем. и франц. яз., орган Швейц. муз. союза), "Schweizer Musik-Revue" (с 1924), "Vereins-Nachrichten der Stadtmusik Zьrich" (с 1925; с 1946 ежемесячник под назв. "Monatsblatt der Stadtmusik Zьrich"), "Der Bindebogen" (с 1931; учёные записки консерватории и Высшей муз. школы), "Volkslied und Hausmusik" (с 1934; с 1942 под назв. "Singt und spielt"), "Schweizerische Musikzeitung" (с 1937), "Lobpreisung der Musik" (c 1941; посв. проблемам муз. воспитания и муз. просвещения), "Glareana" (с 1951; известия Об-ва друзей старинных муз. инструментов), "Orpheus" (с 1954; посв. проблемам муз. жизни Ц.). Важное значение для развития иск-ва, в т. ч. для поощрения деятельности композиторов Ц., имели учреждённые гор. администрацией (помимо субсидий т-ру) т. н. премии города Цюриха в области лит-ры, музыки и изобразит. иск-ва, к-рых удостоены швейц. комп. О. Шёк (1943), швейцарец по происхождению А. Онеггер (1946), В. Буркхард (1950), П. Мюллер (1953). В Ц. работали Р. Штраус (кон. 40-х гг.), П. Хиндемит (преподавал в ун-те в 1951-57). С Ц. связана деятельность ведущих швейц. композиторов — Ф. Мартена, Ф. Андре, В. Буркхарда, А. Шиблера, Р. Кельтерборна, К. Хубера, У. Лемана и др. С кон. 40-х гг. в Ц. работают Междунар. федерация музыкантов (ген. секретарь Р. Лорцингер), Объединение швейц. т-ров, Швейц. об-во авторских прав, Швейц. рабочий певч. союз.
Литература: Mьller E., Eine Glanzzeit des Zьrcher Stadttheaters. 1837-1843, Z., 1911; Fehr M., Spielleute im alten Zьrich, Z., 1916; его же, Die Meistersinger von Zьrich, Z., 1916; его же, Zьrich als Musikstadt im 18. Jahrhundert, Bd 1, Z., 1916; его же, Der alte Musiksaal beim Fraumьnster, Z., 1918; 50 Jahre Zьrcher Stadttheater, Z., 1918; Jahrbьcher der Zьrcher Stadttheaters, Z., 1922/23-1961/62; Isler E., Das Zьrcherische Konzertleben seit der Erцffnung der neuen Tonhalle 1895, Bd 1-2, Z.-Lpz., 1935-36; "Neujahrsblatt der Allgemeinen Musikgesellschaft", Z., 1935-36; Schweizer Musikbuch, Bd 1, Z., 1939; Jeсklin P., Ein Kapitel aus Zьrichs Musikleben, Basel, 1947; Wittelsbach R., Konservatorium Zьrich, Z., 1951; Kummer G., Beitrдge zur Geschichte des Zьrcher Stadttheaters unter der Direktion Alfred Reucker, 1901-21, Z., 1951; Schumacher H., Zьrich. Die schцne Stadt, Z., 1954; Zьricher Konservatorium und Musikhochschule, 81. Jahresbericht 1956-57, Z., 1957; Hьrlimann M., Ott H.. Theater in Zьrich, Z., 1959; Reimann H., Die Einfьhrung des Kirchengesanges in der Zьrcher Kirche nach der Reformation, Z., 1959; Jakob F., Der Orgelbau im Kanton Zьrich von seinen Anfдngen bis zur Mitte des 19. Jahrhunderts, Z., 1965 (Diss.); Briner A., Musikgeschichte aus der Perspektive Zьrich. Die Neujahrsblдtter des Allgemeinen Musikgesellschaft Zьrich, 1813-1965, Z., 1966; см. также лит. при ст. Швейцарская музыка.
И. А. Слепнёв.

Филателистический словарь:

Кантон в Швейцарии. В 1843 вып. собственные марки с изображением цифр номинала (черная печать на красном фоне). Использ. до 30.09.1854.

Почтовая марка Цюриха

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru