Определение слова «Гербарт»

Большой энциклопедический словарь:

ГЕРБАРТ (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776-1841) — немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Представитель плюрализма: в основе мирамножество неизменных "реалов". Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод). Основоположник т. н. формальной эстетики (источник прекрасного — симметрия, пропорции, ритм и т. п.).

Большая советская энциклопедия:

Гербарт
Хербарт (Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Ольденбург, — 14.8.1841, Гёттинген), немецкий философ, психолог и педагог. Образование получил в Йенском университете. Профессор университетов в Гёттингене (с 1805), Кенигсберге (1809—1833), где основал при университете педагогическую семинарию с опытной школой, и снова в Гёттингене (с 1833). Г. противостоял нем. классическому идеализму послекантовкого периода — философии И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля; отрицал творческий и спонтанный характер сознания. По Г., основой философии является Опыт, а сама она должна заниматься «обработкой понятий опыта» для их выяснения и исправления. При этом логика стремится к ясности понятий, вскрывая их непригодность для опыта в случае противоречивости (Г. отрицал реальность противоречий), Метафизика устраняет эту противоречивость, а эстетика, которая у Г. включает в себя и этику, дополняет понятия определениями ценностей. Отталкиваясь от кантовского понятия «вещи в себе» и учения Лейбница о Монадах, Г. утверждал существование т. н. «реалов» — множества простых и неизменных сущностей, благодаря различных взаимоотношениям которых возникает область явлений или единичных вещей.
Г. явился основоположником т. н. формальной эстетики, обычно противополагаемой содержательной эстетике Гегеля. Прекрасное, по Г., заключается в формальных взаимоотношениях симметрии, пропорций, ритма, гармонии и т.п., которые и являются источником эстетического удовольствия. Эстетические идеи Г. были развиты Р. Циммерманом и Э. Гансликом.
Психологические идеи Г. оставили заметный след в истории психологии. Г. выступил против учения о способностях как первичных и неразложимых духовных силах, поскольку оно не может объяснить «естественной истории души», т. е. закономерного формирования психической жизни человека. Г. первый попытался построить психологию как систематическую науку, которая, по Г., должна базироваться на метафизике, опыте и математике. Душа есть определённый реал, обладающий состояниями, которые суть представления. Движение представлений составляет жизнь души. Представления, вытесненные из сознания, сохраняют своё влияние на него. Они образуют область бессознательной душевной деятельности (см. Бессознательное). Каждое новое явление сознания находится под воздействием наличного запаса неосознаваемых представлений, составляющих т. н. «апперцептивную массу» (см. Апперцепция). Из соотношения представлений Г. пытался вывести все факты психической деятельности, в том числе волю, чувство и т.д. Это придало его учению крайний интеллектуализм.
Последователи Г. (Х. Штейнталь, М. Лацарус) распространили его теорию на объяснение исторического развития при разработке этнической психологии. Хотя Г. отрицал применимость эксперимента в психологии, его идеи оказали влияние на создателей экспериментальной психологии — Г. Фехнера, В. Вундта и др. В частности, Г. подготовил понятие о пороге сознания как такой величине представления, при которой оно перестаёт осознаваться. Его взгляд на бессознательную психику сыграл роль в подготовке Фрейдизма.
В. А. Костеловский.
Философские и психологические воззрения Г. сыграли важную роль в разработке его теории обучения: философия указывает цели воспитания, психологияпути достижения этих целей. Главная цель воспитания, по Г., — гармония воли с этическими идеалами и выработка многосторонних интересов. Путями воспитания Г. считал «управление детьми», воспитывающее обучение, развивающее многосторонние интересы, и собственно нравственное воспитание. Важнейшей дидактической задачей Г. считал развитие произвольного внимания.
Г. выдвинул концепцию четырёх ступеней обучения, которые должны служить принципами построения каждого урока: ясность — соответствующая первоначальному ознакомлению с новым материалом при широком использовании средств наглядности; ассоциацияустановление связей между старыми и новыми представлениями в ходе свободной беседы; системавыделение главного, выведение правил и законов; наконец, методприменение новых знаний на практике в процессе разнообразных упражнений. Абсолютизация и универсализация данной схемы приводила последователей Г. к формализации процесса обучения. Средства нравственного воспитания — одобрение и порицание, отвлечение от всего возбуждающего, соблюдение правил, выработка религиозного чувства смирения и зависимости от высших сил. Осознание этих идей каждым человеком обеспечивает бесконфликтность социальной жизни и незыблемость государственного устройства. С нравственным воспитанием у Г. тесно связано «управление», состоящее во внешнем дисциплинировании детей, в приучении их к порядку. Средства управления — надзор, приказание, запрещение, угроза, наказание, а также умение занять ребёнка.
В педагогической системе Г. получил отражение его политический консерватизм. Этим объясняется большая популярность педагогики Г. в правительственных кругах многих стран в 19 в.
Соч.: Smtliche Werke, Bd 1—19, Lpz. — Langensalza, 1882—1912; в рус. пер. — Психология, СПБ, 1895; Избр. педагогические сочинения, т. 1, М., 1940.
Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Flgel O., Herbarts Lehre und Leben, 2 Aufl., Lpz.,1912; Fritzsch Th., J. F. Herbarts Leben und Lehre, Lpz. — B., 1921; Weiss G., Herbart und seine Schule, Mnch., 1928; Zimmer H., Fhrer durch die deutsche Herbart-Literatur. Langensalza, 1910.
А. И. Пискунов.

И. Ф. Гербарт.

Новейший философский словарь:

ГЕРБАРТ (Herbart) Иоганн Фридрих (1776-1841) — немецкий философ, психолог, педагог. Профессор в Геттингене (с 1805 и вновь с 1831) и в Кенигсберге (с 1808). Основные сочинения — «Общая педагогика» (1806), «Основные моменты метафизики и логики» (1807), «Общая практическая философия» (1808), «Психология» (1816), «Общая метафизика с началами философского учения о природе» (1828-1829) и др. Г. ввел идею вечной и неизменной сущности, именуемую «реалом». В этом понятии Г. соединил лейбницевскую «монаду» и кантовскую «вещь в себе». В работах по психологии Г. отказался от традиционного учения о душевных способностях и предложил использовать математические методы для точного изучения психических феноменов. Душа, будучи «реалом», не заключает в себе никаких способностей. Не имея пространственно-временного положения, она лишена каких бы то ни было характеристик. Спонтанно возникающие представления обеспечивают самосохранение души. Через представление душа обретает свои первые характеристики, которые, к тому же, могут быть количественно измерены. Так душевная жизнь индивида представляет собой статистически описываемый ряд представлений. Каждое представление стремится, благодаря своей «напряженности», сменить собой другое, делая его предыдущим, что в итоге и составляет непрерывный ряд следующих друг за другом представлений. Этот процесс теоретически возможно математически измерить через вычисление «суммы задержки» двух противоборствующих представлений, которые противостоят друг другу в течение одного мгновения. Ряды представлений образуют все духовные органы. Душа вечна только потому, что ни одни из постепенно образованных связей и представлений не могут разорваться снова. Совокупность одновременно действующего «представливания» (Г.) называется сознанием. Духовная возбуждаемость, являясь единственной причиной активности человека, имеет начало или в самих представлениях, или в их «напряженности», или в организме. По утверждению Г., обучение должно строиться на применении «эстетических суждений», потому что «нет преподавания более подходящего, чем наглядное». Цель воспитания и обучения — укрепление способности учеников задерживать всякое желание без особого труда, тем самым повышая «напряженность» нужных представлений. В этом случае позитивное знание должно увеличиваться само собой при каждой «задержке». В процессе обучения, в первую очередь, необходимо усиливать внутреннее содержание и значимость преподаваемого предмета, чтобы ученик без особых усилий, чисто произвольно, повышал «напряжение»получаемых представлений. Данное количество «напряжений» должно в сумме составить некий «час преподавания», который, в свою очередь, образует в уме ученика соответствующую силу, через которую он и упорядочивает представления. Каждая «сила» должна быть правильно задействована, за что отвечает расписание занятий и количество «часов».

Новая философская энциклопедия:

ГЕРБАРТ (Herbart), Иоганн Фридрих (4 мая 1776, Ольденбург –14 июля 1841, Геттинген)немецкий философ, психолог, педагог. Учился в Йенском университете у Фихте [ФИХТЕ], затем пробыл три года в Швейцарии, работая домашним учителем (там состоялось важное для Гербарта знакомство с Песталоцци [ПЕСТАЛОЦЦИ]). В 1805–09 преподавал в Геттингене, в 1808 стал преемником Канта [КАНТ]в Кенигсбергском университете, оставшись там почти на четверть века и основав кафедру педагогики. В 1833 вернулся в Геттинген. Был основательно знаком с философией Лейбница [ЛЕЙБНИЦ], Вольфа, Канта, а также Фихте и Шеллинга [ШЕЛЛИНГ].
Философию в духе Канта понимал как науку о понятиях, однако не априорных, а «данных» во всеобщем опыте или эмпирических науках. Философия должна с помощью формальной логики обработать эти понятия так, чтобы представить данное в опыте в совершенно ясном и свободном от противоречий виде. Для этого используется «метод отношений»: противоречивое понятие необходимо разложить на видовые, показав отношения частей между собой. Эта процедура решала проблему: как вещь может «относиться» к своим свойствам, «иметь» их. Одна и та же вещь может иметь несколько свойств в силу того, что она находится во многих отношениях с другими вещами. «Свойство» есть отношение. О том, существует ли свойство, принадлежащее вещи самой по себе, мы составить представления не можем, однако такое свойство следует предположить (для объяснения самотождественности вещи, а также разнообразия ее «свойств»); Гербарт называет его «простым» или «первичным». Философ приходит к выводу о существовании множества субстанций – «реалов». Подлинная природа реалов неизменна, а их становление и развитие есть видимость, образуемая тем, что «реалы» вступают между собой в сменяющиеся отношения. Душа, будучи одним из «реалов», также взаимодействует с другими субстанциями, продуктом такого взаимодействия являются «представления» – одно из центральных понятий психологии Гербарта.
Продолжая традицию Декарта [ДЕКАРТ], Гербарт в построении психологии основывался на математических методах (основной труд: «Психология как наука, по-новому обоснованная с помощью опыта, метафизики и математики», 1824–25, Psychologie als Wissenschaft, neu gegrndet auf Erfahrung, Metaphysik und Mathematik, Bd 1–2, 1828–29). Сложные психические явления он предлагал не сводить к каким-либо душевным способностям или «силам» души, а объяснять, как в естествознании, законосообразными комбинациями элементарных процессов. Если в некий момент времени в сознании находится одно представление, то оно завладевает всей его энергией. Если же их несколько, то представления взаимодействуют между собой так, что каждое теряет в своей интенсивности тем больше, чем больше сила конкурирующего представления, причем это взаимодействие может быть математически исчислено. Представления не исчезают с прекращением соприкосновения души с другими реалами, но ослабевают (подавляются) или вытесняются за пределы определенной границы, для обозначения которой Гербарт вводит термин «порог сознания» (и связанное с ним понятие «бессознательного»). Тем самым сознание становится мерой интенсивности представления. Представление, вновь или впервые вступающее в сознание, испытывает притяжение активных представлений или их комплексов (процесс, который Гербарт называет «апперцепцией», связывающей новое знание со старым). В трактовке идей апперцепции и бессознательного Гербарт продолжает традицию Лейбница. Последователями Гербарта были М.Дробиш (1802–96), немецкий философ и антрополог Т.Вайц (1813–86), одним из наиболее непримиримых оппонентов в психологии – В.Дильтей [ДИЛЬТЕЙ]. Психологические идеи оказались более влиятельными, нежели философские (именно он в 1816 опубликовал первый учебник по психологии). Метафизические и психологические воззрения Гербарта стали основой его педагогики, в которой он старался ввести научно обоснованные представления о средствах, методах и целях воспитания.
Сочинения:
1. Smtliche Werke, Bd. 1–19. Lpz.–Langensalza, 1887–1912;
2. Allgemeine Pdagogik, aus dem Zweck der Erziehung abgeleitet, 1806; 4 Aufl. 1920;
3. в рус. пер.: Психология. СПб., 1875;
4. Избр. педагогические соч., т. 1. М., 1940.
И.А.Михайлов

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Иоанн Фридрих (Herbart, 1776-1841) — немецкий философ приобревший многочисленных последователей. Еще слушая Фихте в Иене, он высказал ему свои недоумения по поводу его учения, а также подверг критике два первых сочинения Шеллинга. Уже здесь можно найти в зародыше важнейшие понятия, ставшие впоследствии краеугольным камнем целой системы. По окончании университета Г. около трех лет был воспитателем и в это время познакомился с Песталоцци, что не осталось без влияния на взгляды Г. по педагогике. С 1802 г. Г. был профессором сначала в Геттингене, потом в Кенигсберге и наконец снова в Геттингене. Свои педагогические воззрения он нашел возможность проводить в семинарии, основанной им в Кенигсберге. Намеренно сторонясь от злобы дня, Г. весь был погружен в литературную и педагогическую деятельность. Из философских трудов его особенно важны: "Hauptpunkte der Metaphysik" (1806 и 1808); в приложении к ним — "Hauptpunkte der Logik"; "Allgemeine praktische Philosophie" (1808); "Lehrbuch zur Einleitung in die Philosophie" (1813), до сих пор остающееся хорошим введением для приступающих к философии; "Lehrbuch zur Psychologie" (1816); "Psychologie als Wissenschaft, neu gegrndet auf Erfahrung, Metaphysik, und Mathematik" (1824-1825); "Allgemeine Metaphysik, nebst den Anfngen der philosophischen Naturlehre" (1828-29); "Kurze Encyclopdie der Philosophie aus praktischen Gesichtspunkten entworfen" (1831); "Psychologische Untersuchungen" (1839-40). По педагогике имеют особенное значение: "Allgemeine Pdagogik, aus dem Zweck der Erziehung abgeleitet" (1806) и "Umriss pdagogischer Vorlesungen" (1835). Мелкие филос. сочинения и статьи Г. с посмертными бумагами издал Гартенштейн (Лейпциг, 1842). Ему же принадлежит издание и полного собрания сочинений Г. (Лейпциг, 1850-1852; 2-е изд. выходит в Гамбурге с 1883 г. и еще не окончено). Другое удобное издание выходит под ред. Кербаха в Лангензальце с 1882 г. и также еще не окончено. Педагогические сочинения в хронологическом порядке издал О. Гильман, с введением, примечаниями и сравнительным указателем (2-е изд., Лейпциг, 1880). В "Bibliothek pdagogischer Classiker" их напечатал Bartholomi (2-е изд., 1877). Дополнением к полному собранию служат "Herbartische Reliquien", изд. Циллером (Лейпциг, 1871).
Сам Г. назвал себя "кантианцем 1828 г." — и действительно, он особенно выдвигает ту сторону в учении Канта, которая осталась в тени благодаря блестящим представителям идеализма — Шеллингу и Гегелю. У Гербарта получил дальнейшее развитие реалистический элемент философии Канта. Философией Г. называет обработку понятий. Есть несколько способов такой обработки. Кто останавливается на понятиях, тому необходимо прежде всего уяснить их себе, т. е. различить признаки каждого понятия как между собой, так и от признаков других понятий. Только после этого они могут принять форму суждений, а суждения — войти в состав умозаключений. Эту задачу берет на себя логика. Задача метафизики — очистить понятия о мире, которые дает нам опыт, от разъедающих их противоречий. Ее точкой отправления служит то, что дано, т. е. как отдельные ощущения, так и целые группы их, составляющие формы опыта. В этих-то формах, или понятиях, опыта и содержатся вопиющие противоречия. Их можно устранить только привлечением дополнительных понятий, с которыми данное противоречивое понятие находится в каком-нибудь отношении (оттого и сам метод называется методом отношений, а иногда и методом случайных взглядов, так как привлекаемые понятия не имеют существенной связи с данными). Метафизика обнимает вопросы о принципах и методах (методология), о бытии, неотъемлемости и изменении (онтология), о непрерывном (синехология) и о явлениях (эйдолология). Прикладную часть общей метафизики составляет философия природы и психология. Если и можно отрицать бытие, то во всяком случае такому отрицанию никак не поддается нечто простое, что дано в ощущении, — призрачность. Но самой по себе призрачности быть не может, так как она непременно предполагает какое-нибудь бытие: сколько призрачности, столько и бытия. Простые ощущения мы воспринимаем только в комплексах, называемых вещами. Вещам приписываются разные свойства, но так как в понятии вещи со многими признаками — явное противоречие, то необходимо допустить, что есть множество реальных существ (реалы) с простым качеством каждое. Совместность их обусловливает явление единой вещи со многими признаками. Признаки в наших глазах меняются; но ввиду того, что в понятии изменения скрывается противоречие, приходится думать, что в глубине сущего никаких перемен нет. Реалы отличаются самосохранением, изменяются только отношения между ними и это со стороны кажется действительным изменением самих вещей. В душе самосохранение ведет к представлению, а во всех других реальных существах — к таким внутренним состояниям, которые имеют некоторую аналогию с нашими представлениями. Сущность реалов недоступна нашему непосредственному познанию, но мы все-таки необходимо должны допустить, что она у разных реалов далеко не одинакова, Что же касается, наконец, противоречивого понятия я, то из него можно выпутаться, только различая апперцепированные и апперцепирующие группы представлений. Это, в свою очередь, ведет к учению о душе как простом существе и о представлениях как самосохранениях души. Однородные, а также и диспаратные представления сливаются между собой, противоположные же задерживают друг друга, смотря по степени своей противоположности. От задержки уменьшается и даже совсем уничтожается интенсивность представлений в сознании. На пороге сознания интенсивность равна нулю; в других случаях задержка распределяется по представлениям, и сумма задержки поддается вычислению, так же как и отношение между интенсивностью представлений. Численному выражению подлежат не только конечные состояния представлений (статика представлений), но и течение их в каждый данный момент (механика представлений). Таким образом, к психологии не только возможно, но и необходимо прилагать математику. Ни о каких способностях души не может быть и речи: это — больше ничего, как олицетворенные родовые понятия психических явлений. Основным психическим актом следует считать только представление; все другие акты вытекают из деятельности представлений. Если на одно и то же представление действуют разные силы, то получается чувствование; если представление задержано, то в нем возникает стремление приобрести прежнюю интенсивность, и это стремление называется желанием, влечением. Если со стремлением связано представление достижимости предмета стремления, то оно является волей. Если сильнейшие группы представлений упрочили за собой господство над отдельными состояниями, то воля свободна.
Помимо логической и метафизической обработки понятий есть еще эстетическая. Тут понятия получают особый придаток, зависящий от того, какую цену мы придаем понятию и его отношениям к другим понятиям. Красота отличается тем, что вызывает в нас непроизвольное и бескорыстное удовольствие и приписывается самому предмету. Нравится всегда форма, а не содержаниеотношение, а не то, что стоит особняком. В музыке удалось отыскать простейшие отношения, которые, неизвестно почему, доставляют безусловное удовольствие; надо попытаться сделать то же самое и в теориях других искусств. Самая важная из этих теорий рассматривает красоту нравственную, так что этика (практическая философия) является составной частью эстетики. Этика ищет простейших волевых отношений, вызывающих нравственное одобрение или неодобрение; она занята практическими идеями или образцовыми понятиями, по которым непроизвольно и с безусловной очевидностью судит нравственный вкус относительно ценности хотения. Таких первичных идей или основных суждений совести всего пять: идея внутренней свободы, которая является источником удовольствия, если наша воля согласуется с суждением о ней; идея совершенства (нравится то, что больше, сильнее); идея благоволения, по которой воля служит источником удовольствия, если она ставит своей целью чужую волю; идея права, предотвращающая спор как источник неудовольствия; идея возмездия или справедливости. Нет ни малейшей возможности вывести эти идеи из одного нравственного принципа. К первичным идеям примыкают производные, или общественные, идеи, в которых первичные находят себе воплощение. Они поэтому соответствуют первичным идеям, но идут в обратном порядке: система возмездия; правовое общество, предотвращающее столкновения; система управления, преследующая возможно большее благо всех и каждого; культурная система, направленная к развитию возможно большей силы и ловкости, и, наконец, все эти идеи объединяет идея одушевленного общества, которое во всеоружии необходимой власти называется государством. Совокупность всех первичных идей дает понятие добродетеди. Религиозная вера основывается на созерцании природы и образуется под влиянием нравственных запросов. Ту целесообразность, которой отличаются высшие организмы, никак нельзя считать случайностью или самообманом: она находит себе достаточное объяснение только в божественном разуме. Однако нечего и думать о научной системе естественного богословия.
Особенно живучими оказались педагогические взгляды Г. Сам он сознается, что к психологии его привлекла необходимость ее для педагогики. Цель воспитания — добродетель и выработка многостороннего интереса и твердого характера. Эта цель дается этикой, а средства к ее осуществлению — психологией. Воспитательная деятельность слагается из трех отделов: надзор, выправка и обучение. Отвергая особые способности души, Г. тем более должен был выдвинуть необходимость и возможность воспитания. Представления образуются под влиянием внешней среды, а так как она в значительной степени создается человеком, то, изменяя ее по известному плану, можно достигать желательных целей при выработке представлений. На этом основывается и близость Г. к Песталоцци с его наглядным обучением. Почти все немецкие учителя современной Германии и Австрии причисляют себя к одной из двух партий — к гербартианцам или к последователям Бенеке.
Г. — реалист в своей метафизике и идеалист в этике. Его значение — в той трезвости взглядов, которая была так нужна при всеобщем увлечении идеализмом. Примыкая во многом ко взглядам Канта, он в то же время в своих реалах дает намек на монады Лейбница, а отрицание перемены прямо роднит его с элейской философией. Психологии Г. указал новые пути; Вундт прямо сознается, что, несмотря на свою полемику со взглядами Гербарта, он очень многим обязан ему. Теперь только у гербартианцев можно встретить теорию борьбы представлений, от которой отдает мифологией. Обломки школы Г. сохранились до сих пор в Лейпцигском университете (Штрюмпель), а также в высших школах Австрии. Особенно же ей посчастливилось у чехов, где почти все представители философии принадлежат к гербартианцам (с профессором Дурдиком во главе). С 1861 по 1875 г. гербартианцы издавали свой журнал, "Zeitschrift fr exacte Philosophie im Sinne des neueren philosophischen Realismus" (под ред. Аллина и Циллера, а позже — Аллина и Флюгеля). В 1883 г. журнал возродился под прежней редакцией. По смерти Аллина он издается одним Флюгелем. Литература о Г. очень велика, а потому следует отметить только самое важное: Т. А. Lange, "Die Grundlegung der mathematischen Psychologie" (попытка показать основные ошибки у Г. и Дробиша, 1865); J. Kaftan, "Sollen und Sein in ihrem Verhltniss zu einander; eine Studie zur Kritik Herbarts" (Лейпциг, 1872); W. Drobisch, "Ueber die Fortbildung der Philosophie durch Herbart" (Лейпциг, 1876); R. Zimmermann, "Perioden in Herbarts philosophischem Geistesgang" (B., 1877); J. Capesius, "Die Metaphysik Herbarts in ihrer Entwickelungsgeschichte und ihrer historischen Stellung" (Лейпциг, 1878). Резкой критике подвергает психологию, этику и педагогику Г. известный педагог Диттес в своем журнале "Pdagogium" за 1885 г. Много статей о Г. в журнале "Zeitschrift fr exacte Philosophie" и в "Jahrbuch des Vereins fr wissenschaftliche Pdagogik". На русск. "Очерк лекций по педагогике Г." (в изложении Н. Г. Дебольского, "Педагог. сборн.", 1875, №№ 1, 2, 4, 9 и 7); И. Николаевский, "Гербарт как педагог" ("Ж. м. н. пр.", 1876, ч. 187, стр. 11-74), С. Любомудров, "Мысли Гербарта о значении и преподавании древних языков" ("Филол. обозр.", 1891, т. I, кн. I, стр. 54-72); H. Шишкин, "О детерминизме в связи с математической психологией" ("Вопр. филос. и психол.", кн. 8, стр. 110-128).
Я. Колубовский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru