Определение слова «Лейпциг»

Большой энциклопедический словарь:

ЛЕЙПЦИГ (Leipzig) — город в Германии, земля Саксония, на р. Вейсе-Эльстер. 503 тыс. жителей (1992). Международный аэропорт. Машиностроение, химическая, полиграфическая, текстильная, швейная промышленность. Ежегодные международные ярмарки, пушные аукционы. Университет (с 1409). Музеи изобразительных искусств, этнографический, художественного ремесла, истории города, Германский музей книги и письменности. Известен с 1015. В 13-15 вв. центр Саксонии. Книгопечатание (с кон. 15 в.). В историческом ядре города: церкви 13-16 вв., здания 16-18 вв.

Словарь географических названий:

Лейпциг
(Leipzig), город на В. Германии. 493 тыс. жителей (2002). Впервые упоминается в 1015 г. как укреплённый пункт на месте славянского поселения Липск, во 2-й половине XII в. получил городские права. Уже в сред. века регулярными стали торг. ярмарки, а с конца XV в. – книгопечатание. В октябре 1813 г. под Л. произошло сражение войск России, Австрии, Пруссии и Швеции против наполеоновской армии, закончившееся поражением французских войск. В ун-те (1409) учились И. Фихте, И.-В. Гёте, Р. Шуман и И.-С. Бах, который был также хормейстером и музыкальным директором в церкви Св. Томаса. В Л. выступал с концертами (1835–47) Ф. Мендельсон; род. Г. Лейбниц и Р. Вагнер. В 1943–45 гг. сильно разрушен бомбардировками англо-американской авиации. Среди сохранившихся архит. памятников: церкви (XIII–XIV вв.) Николая и Томаса; здания (XVI в.) в стиле ренессанса на центр. площади Маркт – "Старые весы" и Старая ратуша; старая биржа в стиле барокко (XVII в.). Ежегодные междун. ярмарки, кинофестивали короткометражных и худож. фильмов, пушные аукционы. Л. богат музеями. Крупный трансп. узел, междун. аэропорт Моккау. Разнообразное маш-ние; хим., полиграф., текст. (в т.ч. ковры), швейная, меховая, пищ. пром-сть.

Большая советская энциклопедия:

I
Лейпциг (Leipzig)
округ в ГДР. Площадь 4,96 тыс. км2. Население 1483,7 тыс. человек (1971). Административный центр — г. Лейпциг. Л. — один из наиболее развитых в индустриальном отношении и густонаселённых округов страны. В промышленности и ремесле занято 51,2% экономически активного населения, в сельском, лесном и водном хозяйстве — 9,5% (1971). Округ даёт 9% промышленной продукции ГДР. Буроугольная промышленность и связаные с ней производство буроугольных брикетов, химическая промышленность, а также энергетика и тяжёлое машиностроение. Большая часть промышленных предприятий сосредоточена в г. Лейпциг; предприятия по производству брикетов размещаются в гг. Борна, Белен, по производству жидкого горючего — в Белене, химической переработке угля — в гг. Мёйзельвиц, Альтенбург. Развиты текстильная, пищевая, табачная, полиграфическая, меховая промышленность. В юго-западной части округа преобладают посевы пшеницы, сахарной свёклы, кормовых культур, овощеводство, в северо-восточной части — посевы ржи, овса, картофеля. Высокопродуктивное молочное животноводство и свиноводство. 13,5% площади — под лесами. Густая сеть путей сообщения; судоходство по Эльбе (порт Торгау).
А. И. Мухин.

Лейпциг.
II
Лейпциг (Leipzig)
город на Ю. ГДР. Административный центр округа Лейпциг. 580,7 тыс. жителей (1971). Расположен на р. Вейсе-Эльстер, при впадении в неё р. Плейсе. Один из крупнейших промышленных, торговых и культурных центров страны. Узел ж.-д. и автомобильных магистралей, аэропорт (Моккау).
За годы социалистического строительства в ГДР осуществлены большие работы по восстановлению городского хозяйства. Реконструированы и созданы заново ряд промышленных предприятий, здания культурных, научных, учебных, административных учреждений.
В Л. получили развитие машиностроение (завод горнорудного и металлургического оборудования им. С. М. Кирова, завод погрузочных и транспортных установок, заводы с.-х. и текстильного машиностроения, станкостроительный, оборудования для пищевой и полиграфической промышленности и др.), широкую известность за пределами страны приобрели полиграфическая и меховая промышленность города. Л. является крупным центром издательского дела, давние традиции имеют издательства «Брокгауз», «Библиографишес институт», «Брейткопф и Хертель» и др., в годы народной власти возникли новые издательства, в числе которых «Ферлаг энциклопеди». Л. — один из центров международной торговли, здесь ежегодно весной и осенью проводятся международные ярмарки. В Л. находятся значительные научные институты и учебные заведения, в их числе Лейпцигский университет. Высшие школы: музыки, театра, литературы, графики и искусства книги, физической культуры, педагогики и др. Саксонская АН. Библиотеки: Немецкая и Университетская. Музеи: В. И. Ленина, К. Либкнехта, Г. Димитрова, типография газеты «Искра», Изобразительных искусств, истории города Л., этнографический, книги и шрифта, художественного ремесла и др. Известны лейпцигские оркестр «Гевандхауз» и «Томанерхор» (хор мальчиков), имеются оперный театр, драматический театр «Шаушпильхауз». С 1955 в Л. ежегодно проводится Международный кинофестиваль документальных короткометражных фильмов.
Л., впервые упоминающийся как укрепленный пункт в 1015, развился из существовавшего здесь ранее славянского поселения Липск (от «липа», отсюда и название Л.) и из поселения немецких колонистов. Во 2-й половине 12 в. получил от мейсенского маркграфа городское право. В 13—15 вв. Л., расположенный на пересечении важных торговых путей, стал крупным экономическим центром, одним из главных городов Саксонии. Большое значение уже в средние века приобрели Лейпцигские ярмарки, книгопечатание (с конца 15 в.). В окрестностях Л. произошли битвы: при Брейтенфельде (1631, 1642), Лейпцигское сражение 1813. Л. — один из центров германского рабочего движения. В 1863 здесь был основан Всеобщий германский рабочий союз. Во время Ноябрьской революции 1918 в Л. был образован совет рабочих и солдатских депутатов. В Л. вышел 1-й номер газеты «Искра»; несколько раз здесь бывал В. И. Ленин. В 1933 в Л. происходил организованный немецкими фашистами судебный процесс против коммунистов, ложно обвиненных в поджоге рейхстага (см. Лейпцигский процесс 1933).
В годы 2-й мировой войны налетами англо-американской авиации в 1943—45 город был сильно разрушен.
Кольцо улиц («Ринг») окружает историческое ядро Л. с сетью узких улиц и площадь Маркт (Альтер Маркт) в центре. Памятники архитектуры: романско-готическая церковь Николайкирхе (13—16 вв., интерьер перестроен в 1784—97), готический Томаскирхе (13—15 вв.); ренессансные здания на площади Маркт — «Старые весы» (1555) и Старая ратуша начата в 1556) — архитектор И. Лоттер; Старая биржа в стиле барокко (1678, архитектор И. Рихтер), жилые дома 16—18 вв. В 19 в. построены огромные здания в эклектическом духе (Имперский суд, ныне Музей Г. Димитрова и Музей изобразительных искусств, 1888—95, архитектор Л. Хофман), в 20 в. — промышленные здания, вокзал (1915—17, архитектроры В. Лоссов, М. Кюне), Большой зал ярмарки (1927—30, архитектор Х. Риттер), памятник Битвы народов (1898—1913, высота свыше 90 м, архитектор Б. Шмиц, скульптор Ф. Мецнер). После 1945 проведены большие работы по восстановлению города, реставрации архитектурных памятников, реконструкции ряда районов (в том числе в Центре Л.), заново застроены части Ринга, Маркт, построены здания университета им. Карла Маркса (в том чисде высотное, 142 м, 1969—1973, архитекторы Г. Хензельман, Х. Зигель и др.), сооружения ярмарки, Оперный театр (1956—60, архитекторы Х. Хеммерлинг, К. Ниераде), Дом ярмарок (1961—63, архитекторы Ф. Гебхардт, В. Шайбе, Р. Фольшвиц), Высшая школа физической культуры (1952, архитекторы Х. Хопп, К. Ниераде; 1961—1963, архитекторы Э. Яковски, В. Асман), отель «Штадт Лейпциг» (1963—65, архитекторы М. Бёме, Х. Хёниг, З. Курт), Центр пушнины (1965—66, архитекторы В. Шрайнер, Г. Зельц). К З. то центра, близ искусственного водоёма Эльстербеккен — новый стадион с плавательным бассейном.
Лит.: Leipzig. Stadt von Vielfalt, hrsg. von F. Donath, Lpz., 1957; Goebel C. R., Leipzig, [Lpz.], 1963; Bibliographie zur Geschichte der Stadt Leipzig, Haupt — bd 1, Lpz., 1971.

Лейпциг.

Лейпциг. Новая ратуша. 1898—1905. Архитектор Х. Лихт.

Лейпциг. Центр города. Улица Брюль.

Советская историческая энциклопедия:

(Leipzig) — город в ГДР, адм. ц. окр. Лейпциг, крупный пром., торг.-трансп. и культурный центр. 585 т. ж. (1962). Л., впервые упоминающийся в 1015 как укрепленный пункт (лат. urbs Libzi), развился из существовавшего здесь ранее слав. поселения (от слав. "липа" происходит и назв. города) и из поселения нем. колонистов. Между 1156 и 1170 получил от Мейсенского маркграфа гор. право. Попытка горожан Л. путем восстания (1215-16) освободиться от власти маркграфа — сеньора города была подавлена; Л. остался сакс. княж. городом, хотя и получил позднее значит. привилегии. В 13-15 вв. Л., расположенный на пересечении важных торг. путей, стал крупным экономич. центром; лейпцигские ярмарки (с 12 в.; в 1965 отмечалось их 800-летие) стали с 18 в. важнейшими в Германии, приобрели междунар. значение. Уже с 80-х гг. 15 в. Л. — важный центр книгопечатания, с 18 в. — первый город Германии по книгопечатанию и книготорговле. В 1519 происходил т. н. лейпцигский диспут (между М. Лютером, Карлштадтом и католич. богословом И. Экком). Во время Тридцатилетней войны 1618-48 неск. раз осаждался; близ Л. произошли битвы при Брейтенфельде (1631, 1642) и Лютцене (1632). В окрестностях Л. произошло Лейпцигское сражение 1813. Л. — один из центров герм. рабочего движения. В 1863 в Л. был осн. Всеобщий герм. рабочий союз. В кон. 19 в. Л. стал центром деятельности левого крыла герм. с.-д-тии, органом к-рого была осн. в 1894 газ. "Leipziger Volkszeitung". В дек. 1900 в Л. вышел 1-й номер газ. "Искра". Несколько раз здесь был В. И. Ленин. Во время Ноябрьской революции 1918 в Л. был образован Совет рабочих и солдатских депутатов. В 1933 в Л. происходил процесс по делу о поджоге рейхстага (см. Лейпцигский процесс 1933). Налетами англо-амер. авиации в 1943-45 Л. был разрушен на 28%. Л. занимает видное место в истории нем. культуры, муз. и театр. жизни. Ун-т (осн. в 1409, с 1953 им. К. Маркса). Первая в Германии консерватория (1843). Крупнейшая в ГДР б-ка (Deutsche Bcherei). Много музеев, в т. ч. Г. Димитрова, В. И. Ленина, городской исторический, истории рабоч. движения в Л. Арх.памятники: старая ратуша (16 в.), Томаскирхе (13-15 вв.), Николайкирхе (13-18 вв.) и др.
=====
Лит.: Goebel C. R., Leipzig, (Lpz.), 1963; Schulze F., Aus Leipzigs Kulturgeschichte, Lpz., 1956; Donath F., Lenin in Leipzig, В., 1958.
=====
А. Б. Герман. Москва.

Музыкальная энциклопедия:

(Leipzig) — город на юге ГДР, один из старейших культурных центров страны. 580,7 тыс. жит. (1971). В течение неск. столетий средоточием муз. культуры Л. являлись церкви, в т. ч. Томаскирхе, при к-рой в 1212 был осн. мужской хор (Томанерхор), а позднее (ок. сер. 13 в.) школа Томасшуле, где обучали пению, игре на органе. В 15-16 вв. в церквах имелись органы, построенные лейпцигскими мастерами (И. Шунд, И. Ланге и др.). Среди крупнейших органистов — Н. Веллер, С. Лёц, Э. Н. Аммербах, Г. и Т. Энгельман. Важным центром муз. жизни стал ун-т (осн. в 1409); студенты и педагоги участвовали в качестве хористов и исполнителей на духовых и струн. инструментах в богослужениях в Николайкирхе и Паулинеркирхе. Здесь изучались муз. науки, зародилось светское музицирование. К сер. 15 в. возникло цеховое объединение проф. музыкантов (шпильманы, позже инструменталисты — барабанщики, трубачи и др.), находившееся под покровительством магистрата города. В 1479 при магистрате была создана привилегированная группа музыкантов, участвовавшая в торжественных церемониях, церк. службах, официальных приёмах и т. п. Постепенно росло производство клавикордов, лютен, струн. и духовых инструментов, не прекращавшееся даже во время Тридцатилетней войны 1618-48. К кон. 15 в. в Л. возникли нотопечатание и торговля нотами, достигшие расцвета в нач. 17 в. В 1650 состоялось первое муз. представлениепостановка "драмы с пением" "Марс и Ирен". В 1693 по инициативе Н. А. Штрунка (капельмейстер из Дрездена) открылся постоянный оперный т-р (первый спектакль — "Антигона, обманутая Альцестом" Штрунка; т-р работал до 1720). В кон. 17 — нач. 18 вв. увеличилось число церквей с постоянными капеллами (в т. ч. Нёйкирхе, осн. в 1699, церковь Петерскирхе, осн. в 1712), возросла потребность в хористах, инструменталистах, органистах. В связи с этим расширилась деятельность Томасшуле, где обучали игре на муз. инструментах, руководству хором; Томанерхор стал участвовать не только в богослужениях, но и в разл. празднествах, собраниях светского характера. Много сделали для развития муз. иск-ва Л. комп. И. Кунау — с 1684 органист, с 1701 кантор Томаскирхе и школы при ней, муз. директор в ун-те; Г. Ф. Телеман — с 1704 органист и муз. директор Нейенкирхе, организатор муз. празднеств с участием т. н. штейнхардтовских музыкантов. Огромное влияние на разл. области муз. жизни города, как и всей немецкой нац. культуры, оказало творчество И. С. Баха, с 1723 до конца жизни работавшего в Л., в т. ч. кантором Томаскирхе.
С 17 в. заметную роль играли объединения любителей музыки — Коллегиум музикум, возглавлявшиеся видными музыкантами: А. Кригером (1657), И. Пецелем (1673), позднее — И. Кунау (1688), Г. Ф. Телеманом (1702-04), И. Ф. Фашем (1708), И. С. Бахом (1729-1740) и др. "Коллегиум музикум" пользовались большой популярностью среди композиторов, специально писавших для них музыку. К сер. 18 в. Коллегиум музикум постепенно прекратили деятельность, уступив место другим, более демократич. формам конц. жизни, отвечавшим росту влияния буржуазии. Среди первых конц. организаций: т. н. "Большие концерты" (или "Купеческие концерты", осн. в 1743 книготорговец Й. Ф. Градич, любительским оркестром руководил ученик И. С. Баха И. Ф. Долес). С сер. 18 в. Л. становится центром развития нем. зингшпиля. Большое значение для утверждения этого демократич. жанра имела деятельность актёра Г. Г. Коха, возглавившего труппу т-ра, открытого в 1750. На сцене ставились зингшпили И. А. Хиллера, К. Г. Нефе, Й. и Ф. Бенды, позднее — В. А. Моцарта, В. Мюллера, а также оперы А. Э. М. Гретри, Ф. Филидора и др. После Семилетней войны оркестр под назв. "Любительские концерты" возобновил свою деятельность. Под рук. Хиллера (1763-85) концерты оркестра во многом способствовали обновлению муз. жизни Л. В состав оркестра входили: скрипач-концертмейстер И. Г. Хезер, лютнист Й. Кропфганс, флейтист И. Г. Тромлиц и др. В его программах преобладали соч. И. Г. Хассе, Я. Стамица, К. Диттерсдорфа, а также итал. композиторов этого времени; в конц. исполнении опер и ораторий участвовали известные певицы К. Шрётер и Э. Шмелинг. В 1766-70 Хиллер издавал муз. журн. "Wцchentliche Nachrichten und Anmerkungen, die Musik betreffend", в 1771 осн. певч. школу, в 1775 организовал Муз.-исполнит. об-во, объединившее в новый оркестр и хор студентов-хористов, музыкантов- инструменталистов — профессионалов и любителей.
С 1781 в значит. расширенном составе оркестр начал выступать в здании Гевандхауза. В оркестр, занявший с тех пор центр. место в муз. жизни Л., вошли мн. гор. музыканты, концертирующие инструменталисты и участники оперного оркестра: в 1808 при нём был создан первый постоянный камерный ансамбль — струн. квартет. В 1798-1848 и 1863-65 в Л. издавался муз., журн. "Allgemeine Musikalische Zeitung", с 1834 "Neue Zeitschrift fьr Musik", осн. Р. Шуманом.
Сер. 19 в. — период расцвета муз. культуры Л. В 1843 здесь была осн. первая в стране консерватория. В 1835-1847 оркестр Гевандхауза возглавлял Ф. Мендельсон, в 1848-60 — Ю. Ритц, в 1860-95 — К. Рейнеке, в 1895-1922 — А. Никиш. Репертуар обогатился мн. произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и др. В 1884 было открыто новое здание Гевандхауза (арх. М. Гропиус и X. Шмиден) с 2 залами — Большим и Малым. В 1892 перед зданием установлен памятник Ф. Мендельсону. В 1890-96 пользовались успехом "Академические концерты", основанные Г. Кречмаром. В 1896 было создано Филармонич. об-во, организовавшее собственный, т. н. Виндерштейновский оркестр. Место церк. капелл в 19 в. заняли многочисл. хор. объединения любителей: "Певческая академия" (осн. в 1802), 2 об-ва "Лидертафель" (осн. в 1815 и 1838), Мужское хор. об-во (1843) и др. Высокий художеств. уровень отличал исполнение мужских хоров: "Паулиненферейн" при ун-те (осн. в 1822), "Арион" (осн. в 1849), Лейпцигский хор (осн. в 1891). Во 2-й пол. 19 в. репертуар оперного т-ра обогатился произв. Р. Вагнера, О. Николаи, Дж. Верди. Важная роль в этом процессе принадлежит дирижёрам А. Нейману (работал в 1876-80), А. Никишу (в 1878-89), Г. Малеру (в 1886-88). В 1867 т-p начал работать в новом здании. Со 2-й пол. 19 в. Л. становится крупным центром муз. образования, музыковедения и нотоиздат. дела. В 1914 X. Риманом был осн. Ин-т музыковедения. В 1920 организовано по инициативе К. Штраубе Хоровое об-во. На сцене оперного т-ра, получившего назв. Лейпцигской гор. оперы (с 1912 стал гос. т-ром), в 1920-е гг. проходили премьеры произведений К. Вейля, Э. Кшенека и др. Кроме оркестра Гевандхауза, работали: Филармонический оркестр (осн. в 1919), Лейпцигский симф. оркестр (осн. в 1923) во главе с дирижёром Г. Шерхеном (выступал в концертах Филармонич. об-ва и в муз. передачах Радио). Регулярно концертировал любительский Рабочий камерный оркестр под рук. Б. Лихта. В 1926 был создан Музей муз. инструментов.
Установление фаш. режима (1933) тяжело отразилось на муз. жизни города. Сузился репертуар оркестра Гевандхауза и оперного т-ра, распались мн. хоровые объединения. В 1936 был уничтожен памятник Мендельсону. В 1943 в результате налётов англо-амер. авиации подверглись разрушению здания Гевандхауза и оперного т-ра; муз. жизнь Л. фактически прекратилась.
В первые же месяцы после разгрома фашизма (1945) возобновились систематич. концерты Гевандхауза (в реконструированном помещении Конгресхалле). Возникали новые формы деятельности музыкантов и пропаганды музыки в широких массах. С 1947 стали проводиться "Мендельсоновские дни", с 1950 — Баховские фестивали, с к-рыми связаны Междунар. конкурсы музыкантов, ставшие с 1962 традиционными, "Лейпцигские муз. дни", призванные пропагандировать творчество композиторов ГДР. В исполнении оркестра Гевандхауза впервые в Л. прозвучали мн. соч. Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, П. Хиндемита, Б. Бартока, ведущих нем. композиторов старшего поколения, в т. ч. О. Герстера. В 1960 восстановлено и реконструировано здание оперного т-ра, при к-ром работает филиал (преим. для постановки комич. опер, оперетт, камерных спектаклей). Среди крупнейших муз. коллективов также: симфонический оркестр Радио (в 1949-56 под рук. Г. Абендрота; затем под рук. Г. Пфлюгера и Г. Кегеля), Томанерхор (во главе хора и школы — Г. Рамин, К. Томас, Р. Мауэрсбергер). В Л. св. 100 любит. коллективов, в т. ч. Певч. академия, Лейпцигский мужской хор, университетский хор, симф. оркестр Об-ва германо-сов. дружбы. Имеются Высшая муз. школа (создана на основе консерватории) и Школа нар. музыки, неск. средних муз. уч. заведений. Продолжают работу Ин-т музыковедения, восстановлен Музей муз. инструментов, действует крупнейшее муз. изд-во "Нар. предприятие Брейткопф и Хертель" (осн. в 1795).
Литература: Dцrffel A., Geschichte der Gewandhaus conzerte zu Leipzig, Lpz., 1884; Kneschke E., Das Kцnigliche Conservatorium der Musik zu Leipzig. 1843-1893, Lpz. — N. Y., (1893); его же, Hundertundfьnfzigjдhrige Geschichte der Leipziger Gewandhaus-Concerte. (1743-1893), Lpz. — N. Y., (1893); Langer P., Chronik der Leipziger Singakademie 1802-1902, Lpz., 1902; Wustmann R., Musikgeschichte Leipzigs, Bd 1, bis zur Mitte des 17. Jahrhundert, Lpz. — В., 1909, 1926; Bd 2 (von 1650 bis 1723) und Bd 3, Das Zeitalter J. S. Bachs u. J. A. Hillers (von 1723 bis 1800) von A. Schering, Lpz., 1926-41; Schmidt G. Fr., Die дlteste deutsche Oper in Leipzig, Mьnch., 1918; Bennemann P., Musik und Musiker in alten Leipzig, Lpz., 1920; Hennenberg F., Das Leipziger Gewandhausorchester, Lpz., 1962; его же Das Leipziger Gewandhausorchester, Lpz., 1968.
M. M. Яковлев.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru