Определение слова «ДАВИД»

Большой энциклопедический словарь:

ДАВИД — царь Израильско-Иудейского государства в кон. 11 в. — ок. 950 до н. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула, Давид присоединил к ней территории израильских племен и создал государство. По Библии, юноша-пастух Давид победил в единоборстве великана-филистимлянина Голиафа и отсек ему голову.
ДАВИД (David) Герард (между 1460 и 1470-1523) — нидерландский живописец. Повторение устоявшихся композиционных схем нидерландской живописи 15 в. сочетал с мягкой поэтичностью настроения ("Суд Камбиза", 1498).
ДАВИД (David) Рене (1906-90) — французский ученый, специалист в области сравнительного правоведения. Главный труд — "Основные правовые системы современности. Сравнительное право" (русский перевод 1967, 1988).
ДАВИД (David) Жак Луи (1748-1825) — французский живописец. Представитель классицизма. Восприняв античность как пример гражданственности, исполнил строгие по композиции и ритму произведения большого общественного звучания ("Клятва Горациев", 1784) — портреты ("Врач А. Леруа", 1783). В годы Великой французской революции организатор художественной жизни, создатель портретов, исторических картин, в т. ч. посвященных актуальным современным событиям ("Смерть Марата", 1793). Позже пришел к отвлеченным рассудочным образам ("Сабинянки", 1799).
ДАВИД (в миру Димитрий) Сербский (13 в.) — князь, преподобный, основатель монастыря в Бродарове, на реке Лиме, племянник Стефана Сербского. Память в Православной церкви 24 сентября (7 октября).

Большая биографическая энциклопедия:

Редакт. газ. "Голос" в Варшаве 1903 г.
{Венгеров}

Советская историческая энциклопедия:

1.
полулегендарный царь Израильско-иудейского гос-ва (кон. 11 в. — ок. 950 до н. э.). Был оруженосцем, затем зятем царя Саула, но заподозренный в измене, бежал в степи Юж. Палестины, а затем поступил на службу к филистимлянам. После гибели Саула Д. был провозглашен царем Иудеи; присоединил к ней терр. израильских племен, а также захватил хананейский г. Иерусалим, сделав его своей столицей. Использовав благоприятную междунар. ситуацию (временное ослабление Египта, Ассирии и Вавилонии), Д. создал сильную державу. Он разгромил филистимлян, присоединил на Ю. Эдом, на В. — Моав и Аммон, на С. сделал своими данниками арамейские гос-ва Цобу (Килесирию) и Дамаск. С Тиром и Хаматом был заключен союз. Опирась на рабовладельч. знать и жречество, Д. стремился ограничить порядки воен. демократии и усилить централизацию. Он провел перепись населения, ввел налоги и, наряду, с нар. ополчением, организовал отряды телохранителей-чужеземцев (критян и филистимлян). Был установлен типичный для вост. деспотии обычай падать ниц перед царем. Все это вызвало восстание израильских и иудейских крестьян, с трудом подавленное Д. В евр. фольклоре Д. изображен смельчаком, победившим великана Голиафа. Иудейско-христианская богословская традиция превратила Д. в кроткого и благочестивого певца и без всякого основания приписала ему составление псалмов (религ. гимнов).
=====
Лит.: Никольский Н. M., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; Фрезер Д. Д., Фольклор в ветхом завете, пер. с англ., М.-Л.. 1931; Weill R., La cit de David, (t. 1-2), P., 1947; Desnoyers L., Histoire du Peuple hbreu des Juges а la captivit, t. 2, P., 1930.
2.
(David), Константин (1908 — янв. 1941) — деятель рум. рабочего движения. Сын железнодорожника. С 14 лет работал в ж.-д. мастерских Гривицы (р-н Бухареста), участвовал в забастовочном движении, в т. ч. в боях рабочих Гривицы (в февр. 1933). С 1928 — член Коммунистич. союза молодежи. В 1934 вступил в компартию Румынии (КПР), был секретарем Бухарестской парт. орг-ции. Вел революц. агитацию среди молодежи и в профсоюзах. Активно выступал против политики фашизации страны и предательства правых оппортунистов рум. социал-демократии. С 1939 работал инструктором ЦК КПР сначала в Галаце, затем в долине Прахова. За революц. деятельность неоднократно подвергался репрессиям бурж. властей (24 ареста в 1931-40). Зверски убит во время фаш. путча железногвардейцами.
=====
Лит.: Constantin David (1908-1941), Figuri de luptatori pentru libertate si socialism, "An. Inst. de istorie a partidului de pe lnga CC al PMR", 1958, No 1.
=====
E. Д. Карпещенко. Москва.
3.
(David), Эдуард (11. VI. 1863 — 24. XII. 1930) — нем. экономист, деятель герм. социал-демократии, один из родоначальников ревизионизма. Уже в 1894 выступил с серией статей, имевших своей целью опровергнуть марксистское учение о вытеснении мелкокрестьянского х-ва крупным. В дальнейшем работы Д. — "Социализм и сельское х-во" (1903, рус. пер. 1903 и 1906) и др. — явились одной из главных "теоретических" основ для ревизионистских атак на марксизм. С 1903 Д. — депутат рейхстага. В период 1-й мировой войны Д. — один из наиболее ярых социал-шовинистов. В. И. Ленин называл Д. "оппортунистом насквозь", вся жизнь к-рого посвящена бурж. развращению рабочего движения (см. Соч., т. 21, с. 242). После Ноябрьской революции 1918 в Германии занимал ряд министерских постов (в 1919-20 — мин. без портфеля, затем мин. внутр. дел и снова мин. без портфеля).
=====
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 197).

Мифологическая энциклопедия:

(еврейск. Dvd, возможно, «любимец»)
царь Израильско-Иудейского государства (10 в. до н. э.), ветхозаветное повествование о котором (1 Царств 16 — 3 Царств 2, 11; 1 Парал. 10-29) придало ему черты эпического героя, царя-воителя, а последующая иудаистическая и христианская традиция связала с ним (и его родом) мессианские чаяния (см. МЕССИЯ).Согласно ветхозаветному повествованию, Д. — выходец из иудейского города Вифлеема, младший сын Иессея (из колена Иуды), пастух; предание характеризует его как юношу, «умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах, и видного собою», пользующегося покровительством Яхве (1 Царств 16, 18). Он появляется при дворе израильско-иудейского царя Саула. Об этом сообщается в двух версиях: Д. был призван как певец-гусляр, чтобы успокаивать царя игрой, когда того тревожил злой дух (16, 14-23); Д. снискал расположение Саула, одержав победу в поединке с Голиафом.Рассказ о поединке Д. и Голиафа (1 Царств 17), отразивший борьбу израильских племен против филистимлян, содержит более всего фольклорно-сказочных мотивов. Когда филистимляне собрали войска и стали против стана израильского, вперед выступил Голиаф, великан-филистимлянин (ростом «шести локтей и пяди») из города Гат (Геф). Подробно описывается его вооружение: медный шлем, чешуйчатая броня (весом «пять тысяч сиклей меди»), медные наколенники и щит, копье «в шестьсот сиклей железа». Сорок дней выставлял себя филистимлянин, но не находилось никого в израильском стане, кто бы вышел на единоборство с ним. И только юноша-пастух Д., оставивший свои стада и пришедший в стан царя Саула, услышав, что Голиаф поносит израильтян, выражает готовность сразиться со страшным противником. Он отказывается от полного вооружения (т. к. к нему не привык), которое дает ему Саул, и выступает против Голиафа только с пращой. Со словами: «Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя... бога воинств израильских», — Д. поражает великана из пращи так, что камень вонзается в его лоб и он падает на землю; затем, наступив ногой на Голиафа, Д. отсекает ему голову. Это обеспечивает победу израильтянам: филистимляне, увидев, что силач их умер, обращаются в бегство. Согласно более краткому изложению героического мотива поединка с Голиафом (2 Царств 21, 19), победу над великаном одержал воин по имени Элханан. Многие исследователи полагают, что это и есть подлинное имя героя, тогда как Д.- его позднее прозвище.Пожалованный в царские оруженосцы, прославившийся в боях с филистимлянами, отваживавшийся на схватки со львом и медведем, искусный музыкант и поэт, Д. стал вскоре любимцем народа. Он снискал преданную любовь Ионафана, старшего сына Саула, добился руки царевны Мелхолы (Михали), дочери Саула. Но тем несноснее становится Д. для Саула (когда бы ни возвращались с очередного сражения, повсюду народ говорил: «Саул поразил тысячи, а Давиддесятки тысяч»). Царь замышляет убить Д. Далее идет полное драматизма описание преследования Д. Саулом. Д. бежит от Саула, скрываясь в пустыне, в пещере, в лесу. Сплотив вокруг себя вольницу, Д. держит в страхе население. Он переходит на службу к царю города Гат. В борьбе с Саулом Д. удается расположить к себе жрецов из Новы, Саул же навлекает гнев поклонников Яхве, истребляя жрецов этой святыни (1 Царств 22, 11-19). После гибели потерпевшего поражение от филистимлян Саула и его сыновей военачальник Саула Авенир провозглашает царем Иевосфея (Ишбаала), оставшегося в живых сына Саула, Д. же провозглашен царем в Хевроне (т. е. над Иудеей); «тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет» (2 Царств 5, 4). Ишбаал вскоре был убит своими стражниками (Д. их публично казнит за цареубийство, демонстрируя свою непричастность к гибели Саулидской династии), Д. же провозглашается царем и израильтянами, и иудеями.Далее следует рассказ о многочисленных военных победах Д., о завоевании у иевусеев города Иерусалима («град Давидов») и перенесении сюда ковчега завета, о попытке воздвигнуть в Иерусалиме храм Яхве и о других его деяниях. Повествование об исторических событиях облекается в легендарно-эпическую форму. Военные предприятия Д. сопровождаются «вопрошанием» Яхве, благословляющего его на победы или предупреждающего об опасностях. Рассказ о проведенной по повелению Д. переписи населения (рассматривающейся как нарушение суеверного запрета считать людей) дополняется сообщением о том, что этот поступок Д. навлек «гнев Яхве», который насылает на израильтян в наказание моровую язву; ангел, посланный Яхве, прекращает поражать народ лишь после того, как Д. ставит жертвенник Яхве и приносит ему жертвы. Намерение Д. построить в Иерусалиме постоянный храм Яхве не осуществляется (в повествовании это облекается в предуведомление от Яхве, который через пророка Нафана сообщает Д., что храм будет дано воздвигнуть не Д., но его потомку).Д. изображается как патриарх, как отец множества детей, рожденных его многочисленными женами и наложницами. Известностью пользуются рассказы о любви Д. к умной и красивой Авигее и особенно к Батшебе (Вирсавии), которую он увидел купающейся и затем взял в жены, а мужа ее, верного воина Урию Хеттянина, отослал на войну с аммонитянами заведомо на смерть. Яхве наказывает Д. смертью младенца, рожденного Вирсавией; однако второй сын Вирсавии — Соломон оказывается угодным богу (пророк Нафан нарекает ему имя Иедидиа, «возлюбленный богом»). Распря с сыном Авессаломом (начавшаяся с убийства тем Амнона, сына Д., как месть за изнасилование Амноном, сводным братом Авессалома, Фамари, родной сестры Авессалома); перерастающая в открытый мятеж, в ходе которого Д. вынужден бежать из Иерусалима, оканчивается подавлением мятежа и гибелью царевича (он убит военачальником Иоавом); Д. оплакивает сына (к недоумению тех, кто победой спас царя). Другой сын Д. — царевич Адония стремится воцариться при жизни престарелого отца, но пророк Нафан умело склоняет Д. назначить наследником Соломона.Ветхозаветный образ Д. противоречив. Это, с одной стороны, свидетельствует о наличии достоверных сведений об исторической личности, а с другой — способствует развитию легенды путем усиления одних черт и сглаживания других. Летописцы — современники Д. воплотили в его жизнеописании концепцию нелицеприятного божьего покарания порочного царя через пророков, уделив поэтому в книгах Царств значительное внимание описанию проступков Д. В дальнейшем, когда положение династии Давидидов упрочилось, в кругах последователей пророков сложилась легенда, согласно которой пророк Самуил по велению Яхве еще при жизни Саула сам помазал на царство юношу Д., младшего отпрыска незнатной пастушеской семьи (1 Царств 16, 1-13). Отсюда исходит представление о Д. как мессии («помазаннике») и о богоизбранности не только Д., но вообще царской власти у евреев, а затем и христианский обряд оформления монархии через помазание елеем. В силу легенды о помазании Д. Самуилом потомком Д. считали помазанниками божьими.В книге израильского пророка Амоса (6, 5) Д. упоминается как искусный музыкант. По более поздней традиции Д. приписывается составление псалмов (объединенных в библейской книге Псалтирь). В книгах Исаии (11, 1) и Иеремии (30, 9) — пророков, живших в период нависшей над иудейским царством угрозы утраты независимости, выражены надежды на предстоящее восстановление «царства Давидова» (его единство к тому времени было уже утрачено). Образ Д., потомки которого продолжали править в Иудейском царстве около 400 лет, до завоевания его в 587/586 до н. э. вавилонским царем Навуходоносором II, приобретает со времени вавилонского пленения эсхатологические черты бессмертного царя-спасителя. Вечным представляется и «град Давидов» — Иерусалим (хотя он и был разрушен) как место будущего избавления народа и торжества Яхве. Эсхатологическая вера в мессию как «сына Давидова» была воспринята христианством: по Евангелию от Матфея (1, 20-21), Иисус является прямым потомком Д. — только в силу такого происхождения Иисус (как и Д., родом из Вифлеема), будучи «помазанником» (букв. значение слова «Христос»), имел право на «престол Давидов» и царский титул (Лук. 1, 27-33).В духе богословского т. н. типологического толкования ветхозаветных персонажей сам Д. оказывается всего лишь «прообразом», «типом», т. е. предшествующим воплощением Иисуса Христа, а эпизоды жизни Д. истолковываются как спасительные деяния Иисуса (напр., поединок с Голиафом — как поединок Христа с антихристом). Представление об извечности мессии, связывающееся с образом Д., выражено в средневековой каббалистической книге «Зогар»: царь Д. был на этом свете и будет царем в грядущем времени. Ожидание пришествия «помазанника» (самого Д. или его потомков) — один из ведущих мотивов еврейского мессианства и вероучения некоторых христианских сект. Временами пассивное выжидание перерастало в активные народные движения или поддерживалось индивидуально — проповедниками, алчущими приблизить срок прихода мессии и узнать его приметы.Внешности Д. уделено внимание уже в ветхозаветных текстах: он белокур, с красивыми глазами и приятным лицом (1 Царств 16, 21). В послебиблейской литературе (талмудическая книга «Берешит рабба» 73) рассказано, что когда Самуил впервые увидел Д., которого должен был помазать на царство, пророк выразил опасение, что этот «рыжий» будет проливать кровь, как Исав, о котором рассказывали, что и он был красным; однако бог успокоил пророка, сказав, что Д. будет проливать кровь только по приговору синедриона. В каббалистической книге «Зогар» говорится, что глаза Д. были цвета радуги и блестели, но после «греха» (с Вирсавией?) стали тускнеть.Лит.: Никольский Н. М., Царь Давид и псалмы, СПБ. 1908; Фрезер Д. Д., Фольклор в ветхом завете, пер. с англ., М.-Л., 1931; Weill К., La cit de David, [t. 1-2], P., 1947; Desnoyers L., Histoire du peuple hbreu, des Juges a la captivit, t. 2, P., 1930; Eissfeldt O., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tbingen, 1964.Образ Д. широко представлен в европейском искусстве. Наиболее популярно изображение Д. как победителя Голиафа (пластика раннехристианских саркофагов, росписи в римских катакомбах, скульптура собора в Реймсе, 13 в., позднее — статуи Донателло, А. Верроккьо, Микеланджело, у которого образ Д. отличается мощью и героичностью; в живописи 15-18 вв.- картины А. Поллайоло, Я. Тинторетто, Караваджо, Г. Рени, Гверчино, П. Ластмана, Н. Пуссена и др.). Часто Д. предстает как музыкант с инструментом (обычно арфой) в руках (книжная миниатюра Псалтири — т. н. Хлудовской псалтири 9 в., хранящейся в Историческом музее в Москве, Парижской псалтири Ю в.- в Национальной библиотеке в Париже и др.; каменная резьба фасадов церкви Покрова на Нерли и Дмитриевского собора во Владимире, 12 в., витражи Шартрского собора, 13 в.; картины «Д. играет на арфе перед Саулом» Пинтуриккьо. Луки Лейденского, Рембрандта, М. Прети и других художников).Широко разрабатывается в живописи и круг сцен, связанных с любовью Д. к Вирсавии (картины X. Мемлинга, Л. Кранаха Старшего, П. П. Рубенса, Ластмана, Я. Йорданса, Пуссена, Рембрандта, Дж. Б. Тьеполо и др.). Среди других сюжетов, отраженных в живописи,«Самуил помазывает Д. на царство» (П. Веронезе, К. Лоррен, Тьеполо), «Авигея перед Д.» (Мартен де Воc, Ф. Бассано, Рени, Рубенс, Гверчино и др.), «Д. и Ионафан» (Рембрандт) и др. Создаются циклы, посвященные разным эпизодам жизни Д. (фрески Рафаэля и его учеников в ватиканских лоджиях, фрески Джулио Романо в Палаццо дель Те в Мантуе и др.).В художественной литературе сюжету поединка Д. с Голиафом посвящен ряд драматических произведений уже в 16 в.; в числе произведений 20 в. на этот сюжетдрама А. Пауля «Д. и Голиаф». Еще большей популярностью пользовалась в драматургии начиная с 16 в. (Г. Сакс) история любви Д. к Вирсавии (в 19 в. — произведения А. Мейснера, Э. фон Гартмана и др., в 20 в. — Л. Фейхтвангера, А. Гейгера, М. Бетхера и др.). Драматические столкновения Д. и Саула послужили сюжетом трагедий Вольтера и Альфьери, драмы Ф. Рюккерта и др. произведений. Всю историю Д. пытались освоить в 17 в. Л. Мазюр (в его трилогии Д. наделен чертами молодого протестанта-гугенота), Й. ван дер Вондел («Царь Д.»), А. Коули, в 18 в. — Г. Лемс (его трехчастный романпервый опыт обращения к истории Д. в прозе), позднее — Ш. Коген, И. Нейман, Р. Беер-Гофман, Г. Шмитт. Переложение псалмов Д. сделано многими поэтами, в т. ч. русскими (Симеон Полоцкий, 17 в., «Псалтырь рифмованная» которого была положена на музыку В. Титовым; М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, А. С. Хомяков); в виде вставок даны псалмы и в экспрессионистской драме 20 в. Р. Зорге «Царь Д.». Трагедию музыканта-гения, обреченного стать царем, показал в своей драме X. X. Янн.Среди композиторов, обращавшихся к истории Д. в 15-17 вв., — Жоскен де Пре, Г. Шюц; в числе произведений 18-19 вв. — оперы М. А. Шарпантье «Д. и Ионафан», А. Кальдара («Кающийся Д.»), Н. Порпоры («Д. и Вирсавия»), И. Рейтера, П. А. Гульельми («Триумф Д.»), оратории К. А. Вадиа, Моцарта, Н. Цингарелли, кантата Ж. Бизе «Д.». Наиболее значительные из произведений 20 в. — симфоническая поэма Й. Вагенара «Саул и Д.», оратория А. Онеггера «Д.», симфония М. Авидома «Д.», оперы Л. Кортезе «Д., царь-пастух» и Д. Мийо «Д.». В 19-20 вв. музыку на тексты псалмов создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Шуберт, И. Брамс, Ф. Лист, А. Брукнер, М. Регер, И. Ф. Стравинский («Симфония псалмов»), А. Шенберг и другие композиторы.

Словарь личных имен:

А, муж.; разг. Давыд, -а.
Отч.: Давидович, Давидовна; разг. Давидыч.
Производные: Давидка; Давидок; Додя; Дава; Видя; Давыдка; Давыдок.
Происхождение: (Др.-евр. имя Dauid — любимый.)
Именины: 5 янв., 27 янв., 14 февр., 18 марта, 25 апр., 15 мая, 31 мая, 5 июня, 8 июля, 9 июля, 6 авг., 18 сент., 19 сент., 2 окт., 7 окт., 31 окт., 14 нояб.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
I
Давид, -а (царь, библ.; Давид и Голиаф, Давид и Ионафан)
II
Давид, муж. имя (Давидович, Давидовна)

Новая философская энциклопедия:

ДАВИД(, Фессалоникийский? — ср. Vat. gr. 1023 f. 84 v.: ) (кон. 6 — нач. 7 в.) — греческий философ, представитель Александрийской школы [АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА] неоплатонизма. Судя по имени и отдельным пассажам сочинений — христианин (см., напр., CAG XVIII 2, р. 129, 8—9). Сохранились ученические записи лекций Давида: стандартные пролегомены к философии (см. Аристотеля комментаторы [АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ]) общего характера (24 занятия), где философия рассмотрена в 4-х аспектах: «существует ли?», «чем является?», «какова она?», «ради чего существует?» (ср. Arist. Anal. post. II 1 89b); пролегомены (4 занятия) и комментарии (32 занятия) к «Введению» Порфирия, предварявшие рассмотрение «Категорий», с которых начинался курс аристотелевской логики. Близок к комментаторскому методу Давида вышедший из Александрийской школы того же примерно времени комментарий к «Введению», опубликованный Вестеринком под именем Псевдо-Илии (Псевдо-Давида). Давид читал лекции по «Органону» и «Физике». Сохранились переводы пролегоменов и комментарий к «Введению» на армянском языке, относящиеся к 7 в.
Сочинения:
1. Davidis Prolegomena et in Porphyrii Isagogen commentarium, ed. A.Busse. В., 1904;
2. Pseudo-Elias (Pseudo-David), Lectures on Porphyry’s Isagoge, ed. L.G.Westerink. Amst., 1964.
 
Литература:
 
1.  Conybeare Fr.С. A collation with the Ancient Armenian versions of the Greek text of Aristotle’s Categories etc. ... Oxf., 1892, p. XXXI;
2. Westerink L.G. Anonymous Prolegomena to Platonic Philosophy. Amst., 1962, p. XXIII—XXIV, ХХIХ—ХХХII;
3. Prolgomnes la philosophie de Platon par L.G.Westerink, J.Trouillard et A.-Ph. Segonds. P., 1990, p. XXXVI—XXXVII;
4. Westerink L.G. Philosophy and medicine in Late Antiquity.— «Janus», 1964, 51, p. 169—177.
Ю.А.Шичалин

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

имя

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Второй царь израильский (царствовал, по общепринятой хронологии, с 1055 по 1015 г. до Р. X.); младший сын жителя Вифлеема, Иессея. В отрочестве пас овец. Это не подавило в нем богатых духовных дарований, которые нашли себе в красотах природы сильнейший стимул к развитию. Вместе с тем развивались его физические силы: он встречал с пращой в руке львов и медведей. Свои поэтические настроения он изливал в игре на арфе. Между тем Самуил нашел необходимым помазать на царство вместо Саула новое лицо, и его выбор пал на Д. Помазание сохранялось в тайне; однако сама судьба влекла Д. к центру государственной жизни. Благодаря искусной игре на арфе он был приглашен ко двору, чтобы музыкой разгонять тоску Саула. Знаменитый подвиг в единоборстве с филистимским исполином Голиафом (IX, 53) сделал его народным героем и поставил во враждебные отношения к подозрительному царю, который после неоднократных неудачных попыток убить его начал систематически его преследовать. Скрываясь от преследований царя, Д. несколько лет вел бедственную жизнь, заставившую его опуститься до положения атамана вольницы. Когда Саул пал вместе с сыновьями в битве с филистимлянами, царство перешло в руки его соперника. Д. сделался царем израильским сначала в колене Иудином, а затем и над другими коленами. — Первые семь лет своего царствования он жил в Хевроне. Царство было сильно расстроено внутри и ослаблено извне. Для упрочения своего положения и укрепления царства Д. нужна была столица, которая бы не принадлежала никакому колену в отдельности. На рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым стоял принадлежавший храброму горному племени Иевусеев г. Иерусалим, возвышавшийся на 2010 фт. над ур. м. и сильно укрепленный. Д. овладел им и основал в нем свою столицу. Иерусалим начал быстро стягивать к себе иудейское население. С целью возвысить его значение, Д. перенес сюда Ковчег Завета и ввел при нем правильное богослужение. В делах гражданского управления Д. обратил особенное внимание на восстановление правого суда, поколебленного во время Саулова царствования. Под его личным председательством заседал совет, составленный из наиболее преданных ему лиц: Иоава, начальника войска; Иосафата, дееписателя; Садока и Авимелеха, главных священников; Суса, писца и т. д. Вскоре Д. предпринял целый ряд победоносных войн с беспокойными соседями. Злейшие враги Израиля, филистимляне, были разбиты и обессилены навсегда: граница Д. царства пришла в соприкосновение с Египтом; поражены были также моавитяне, сирийцы и идумеяне, с захватом земли и городов которых (в том числе Дамаска) царство Израильское расширилось до р. Евфрата к В и до Черного моря к Ю.
Одним из результатов этих походов и войн было обогащение столицы и всей страны. Столица украсилась великолепными
дворцами, и Д. предполагал даже построить великолепный храм Иегове. Однако он не удержался от искушений восточной расслабляющей роскоши и на вершине своего благосостояния совершил тяжкий грех. Незаконная связь с женой доблестного воина Урии, Вирсавией (см.), повлекла за собою целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Д. Он далеко не отличался умеренностыо и, вопреки по становлению Моисеева закона, запрещавшего царю "умножать себе жен" (Второзак. XVII, 17), еще в Хевроне имел семь жен и десять наложниц, а затем увеличил это число еще несколькими женами, к которым прибавилась и красавица Вирсавия. Многочисленное поколение сыновей от этих жен сделалось источником всевозможных преступлений и смут. Наибольшею известностью пользовались три его сына: старший, Амнон, третий, Авессалом, и четвертый, Адония. Они соперничали между собою, и это соперничество завершилось смертью Амнона, которого убил Авессалом в отмщение за бесчестие, нанесенное его кровной сестре Фамари. Сам Авессалом поднял восстание и хотел овладеть престолом. Восстание это не удалось, и он погиб трагическою смертью. Последние годы царствования Д. были омрачены еще страшной моровой язвой, посетившей Иерусалим. Д. остаток своей жизни посвятил главным образом собиранию материалов и подготовительным работам для построения храма. Он успел собрать для этой цели громадные богатства, 100 тыс. талантов золота и млн. талант, серебра (1 тал. зол. = 125000 руб.; 1 тал. сер. = 2400 руб. зол.). Со всей страны были собраны искусные рабочие и камнетесы; наготовлено было железа и меди без весу и кедровых брусьев без счету. Само построение храма Д. предоставил своему преемнику, сыну Вирсавии — Соломону.
В лице Д. национальный гений израильского народа нашел всестороннее выражение. В своих религиозно-нравственных песнях и псалмах (см.) он вдохновенно выражал чувство веры и упования на Бога, благодарности и славословия, радости и скорби, ликования и отчаяния. По силе и нежности выражения, равно как и по возвышенности и пламенности религиозного чувства, они не имеют ничего себе подобного не только в светской поэзии других народов, но и в книгах Ветхого Завета. Жизнь царя Д. излагается в библейских кн. (1 Царств с XVI гл. по 2 Цар. XII гл., а также и в 1 Паралип., XI-XVII). Ср. монографии о Д. Чандлера, Круммахера, Вейсса и в новое время J. Deane, "David, his Life and Times". В русской литературе ему посвящена значительная часть исследования проф. Я. Богородского: "Еврейские цари" (напечат. в "Православном собеседнике").
А. Лопухина

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru