Определение слова «поэма»

Толковый словарь Ефремовой:

поэма ж.
1. Повествовательное художественное произведение в стихах.
|| Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий.
2. Музыкальное произведение для оркестра (или оркестра и хора) или отдельного инструмента, имеющее поэтически-образное содержание.
3. перен. Что-либо, что поражает своею красотой, величием, достоинствами.

Толковый словарь Ушакова:

ПОЭ́МА [по], поэмы, ·жен. (·греч. poiema — творение).
1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие-нибудь крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы). Лирическая поэма (чередующая повествование лирическими отступлениями). «Читал, забывшись между тем, отрывки северных поэм.» Пушкин.
| Название некоторых крупных по размерам или идейному содержанию литературных произведений в стихах или прозе (лит.). Поэма Гоголя "Мертвые души". Петербургская поэма Достоевского "Двойник". Роман "Война и мир" — героическая поэма о двенадцатом годе.
2. перен. О чем-нибудь необыкновенном, поражающем своею красотой, величием, достоинствами (·разг. ·шутл. ·устар. ). Вид на Кавказский хребет при восходе солнца — это целая поэма!
3. Название некоторых музыкальных произведений (муз.). "Поэма экстаза" Скрябина. Симфонические поэмы Листа.

Большой энциклопедический словарь:

ПОЭМА (греч. poiema) — 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) — "Илиаду", "Одиссею", "Песнь о Роланде", что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее "наследственных" черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически "поэмное" событиесамо столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами ("Медный всадник" А. С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование "зримой" событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма ("Поэма без Героя" А. А. Ахматовой).
2) В музыке — небольшая лирическая пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное (симфоническая поэма) — иногда хоровое или вокально-инструментальное сочинение.

Большая советская энциклопедия:

Поэма
(греч. piema)
крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею (См. Эпопея) (см. также Эпос), безымянную и авторскую, которая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпических песен и сказаний (точка зрения А. Н. Веселовского), либо путём «разбухания» (А. Хойслер) одного или нескольких народных преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе исторического бытования фольклора (А. Лорд, М. Парри). П. развилась из эпопеи, рисующей событие всенародно-исторического значения («Илиада», «Махабхарата», «Песнь о Роланде» и др.). Известно много жанровых разновидностей П.: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирои-комическая, П. с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась П. на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему («Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Лузиады» Л. ди Камоэнса, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера, «Мессиада» Ф. Г. Клопштока, «Россияда» М. Н. Хераскова, и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была П. с романическими особенностями сюжета («Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Шахнаме» Фирдоуси, в известной мере«Неистовый Роланд» Л. Ариосто), связанная в той или иной степени с традицией средневекового, преимущественно рыцарского, романа. Постепенно в П. выдвигается на первый план личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция — особенности, характерные уже для предромантических П. («Фауст» И. В. Гёте, поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху Романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию П.
«Вершинные» в эволюции жанра романтической П. произведения приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Дзяды» А. Мицкевича, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне).
Во 2-й половине 19 в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отдельных выдающихся произведений («Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова («Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо») проявляются жанровые тенденции, характерные для развития П. в реалистической литературе (синтез нравоописательного и героического начал).
В П. 20 в. интимнейшие переживания соотносятся с великими историческими потрясениями, проникаются ими как бы изнутри («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Первое свидание» А. Белого).
В сов. поэзии бытуют различные жанровые разновидности П.: возрождающие героическое начало («Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» Маяковского, «Девятьсот пятый год» Б. Л. Пастернака, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского); П. лирико-психологические («Про это» Маяковского, «Анна Онегина» С. А. Есенина), философские (Н. А. Заболоцкий, Э. Межелайтис), исторические («Тобольский летописец» Л. Мартынова) или сочетающие нравственную и социально-историческую проблематику («Середина века» В. Луговского).
П. как синтетический, лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и историческую концепцию, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии: «Почин стены» и «В бурю» Р. Фроста, «Ориентиры» Сен-Жона Перса, «Полые люди» Т. Элиота, «Всеобщая песнь» П. Неруды, «Ниобея» К, И. Галчиньского, «Непрерывная поэзия» П. Элюара, «Зоя» Назыма Хикмета.
Лит.: Гегель, Эстетика, т. 3, М., 1971: Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Жирмунский В. М., Байрон и Пушкин, Л., 1924; Голенищев-Кутузов И. Н., Творчество Данте и мировая культура, М., 1971; Соколов А. Н., Очерки по истории русской поэмы 18 и первой пол. 19 вв., М., 1956; Теория литературы..., [кн. 2], М., 1964; Bowra С., Heroic poetry, L., 1952.
Е. М. Пульхритудова.

Этимологический словарь Крылова:

Заимствование из французского, где роете восходит к латинскому роета от греческого poiema, образованному от глагола poiein – "делать, творить".

Толковый словарь Кузнецова:

поэма
ПОЭМА -ы; ж. [греч. poima]
1. Большое лирико-эпическое произведение в стихах. Лирическая, эпическая п. Дидактические поэмы Буало. // Прозаическое произведение, построенное по образцу такого стихотворного произведения. "Мёртвые души" Гоголя — поэма в прозе.
2. Название музыкального произведения свободной формы, обычно программного характера. Симфоническая п.
3. О том, что поражает своей красотой, величием, очарованием и т.п. Море на закате — целая п. П. зимней лунной ночи.

Малый академический словарь:

поэма
-ы, ж.
1.
Большое стихотворное лирико-эпическое произведение.
Лирическая поэма. Эпическая поэма. Дидактические поэмы Буало.

Сверх того, «Цыганы» Пушкина — не роман и не повесть, но поэма ---. Поэма рисует идеальную действительность и схватывает жизнь в ее высших моментах. Белинский, Сочинения А. Пушкина.
Жанр трагедии воплощен на балетной сцене в «Ромео и Джульетте», романтической поэмы — в «Бахчисарайском фонтане». Захаров, Искусство балетмейстера.
||
Прозаическое произведение, построенное по образцу такого стихотворного произведения.
Небывалый до Гоголя жанр поэмы в прозе позволял ему не только активно вмешиваться в слова и поступки действующих лиц, перемежая повествование лирическими отступлениями, но путем смелых сопоставлений и поэтических аллегорий доводить частные наблюдения до больших социальных обобщений. Андроников, Гоголь и его современники.
2. перен.
Что-л. прекрасное или необыкновенное, сильно воздействующее на чувства и воображение.
За кормой разгоралась янтарная заря. Из-за гор поднималось солнце, создавая чудесную зрительную поэму. Новиков-Прибой, Женщина в море.
3.
Название музыкального произведения свободной формы, обычно программного характера.
«Поэма экстаза» Скрябина.
Новая симфоническая поэма Глазунова «Стенька Разин» очень хорошая вещь и превосходно инструментованная. А. Бородин, Письмо Е. С. Бородиной, 30 ноября 1885.
[греч. ]

Музыкальная энциклопедия:

(франц. poиme, греч. poinma, от poieo — делаю, творю).
1) Инстр. пьеса лирико-драм. или лирико-повествоват. характера, отличающаяся свободой построения и эмоциональной насыщенностью. Обычно пишется для фп. или для к.-л. струнного смычкового инструмента с сопровождением фп. (П. для скрипки и фп. Фибиха), порой и с сопровождением оркестра (П. для скрипки и оркестра Шоссона). Прообразом для П. послужил созданный Ф. Листом жанр симфонической поэмы — крупного одночастного программного орк. произведения. Наряду с обозначением "П." пьесы этого жанра часто носят программные заглавия или определения (фп. пьесы А. Н. Скрябина — П. "К пламени", "Сатаническая поэма" и др.).
2) Обозначение крупного одночастного орк. программного произв., использовавшееся нек-рыми композиторами взамен определения "симфоническая поэма" (напр., муз. поэмы — Tondichtungen — Р. Штрауса).
3) В 20 в. П. стали называть и нек-рые вок. или вок.-инстр. сочинения ("10 поэм для хора" Шостаковича "Поэма памяти Сергея Есенина" Свиридова).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
поэма, -ы

Толковый словарь Ожегова:

ПОЭМА, ы, ж.
1. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера. П. Пушкина «Цыганы».
2. перен. О чёмн. возвышенном, прекрасном. П. любви. П. весны.
| прил. поэмный, ая, ое (к 1 знач.).

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

волюспа
дастан
илиада
книга
поэмка
рамаяна
фу
шахнаме
эпопея

Этимологический словарь Макса Фасмера:

поэма
у Тредиаковского и Кантемира, в XVIII в. еще пиима. Первое – через польск. роеmа (роеmаt) или франц. роmе из лат. роmа; пиима – непосредственно из первоисточника этих слов – греч. "(поэтическое) творение".

Грамматический словарь Зализняка:

Поэма, поэмы, поэмы, поэм, поэме, поэмам, поэму, поэмы, поэмой, поэмою, поэмами, поэме, поэмах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Поэтика.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru