Определение слова «гений»

Толковый словарь Ушакова:

ГЕ́НИЙ, гения, ·муж. (·лат. genius) (·книж. ).
1. Высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Научный гений Ленина.
2. Человек, обладающий подобной способностью. Дарвин был гений.
3. В римской мифологии — низшее божество, дух-покровитель человека, рода, местности.
| В фантастической литературе — сверхъестественное существо, олицетворение добра, зла и т.п.
| перен. (с прил. добрый, злой). О человеке, оказывающем на кого-что-нибудь благодетельное или же дурное влияние, приносящем *****

Большой энциклопедический словарь:

ГЕНИЙ (лат. genius, от gens — род) — в римской мифологии божество, дух-покровитель рода, семьи, гражданской общины. Первоначально олицетворял мужское начало, жизненную силу. Рассматривался также как самостоятельное божество, которое рождалось вместе с человеком и определяло его жизненный путь.

Большая советская энциклопедия:

Гений
(лат. genius)
1) в древнеримской религии и мифологии добрый дух, сверхъестественное существо, охраняющее человека на протяжении всей его жизни. День рождения римлянина считался праздником его Г., которому приносились жертвы, совершались возлияния и курения. Римляне почитали также Г. — покровителей семьи, общины, города и всего римского народа. Культ Г. в Древнем Риме — разновидность широко распространённого у многих народов в период разложения общинно-родовых отношений культа личных духов-покровителей.
2) Высшая степень творческой одарённости, а также человек, обладающий подобной одарённостью; см. Гениальность.

Словарь литературных эпитетов:

Вампирный (Бальмонт).
Величавый (Фофанов).
Вдохновенный (Павлов).
Гордый (Ясинский).
Мощный (Тарутин).
• Светлозорный (Буренин, Козлов).
Светлокрылый (Жуковский).
Светлый (Брюсов, Буренин, Тарутин).
Чистый (Жуковский).

Малый академический словарь:

гений
-я, м.
1.
Высшая степень творческой одаренности, талантливости.
Художнический гений Пушкина так велик и прекрасен, что --- мы доселе не можем не увлекаться дивною художественною красотою его созданий. Чернышевский, Сочинения Пушкина.
Суворов не проиграл ни одного сражения. Он любил своего солдата, понимал его простое и скромное величие ---. Суворов сам был первым солдатом. Его гений был гением русского народа. А. Н. Толстой, К подвигам, к славе!
2.
Человек, обладающий высшей степенью творческой одаренности в какой-л. сфере деятельности.
Пушкин принадлежал к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приуготовляют будущее. Белинский, Сочинения А. Пушкина.
||
в чем, на что. разг. Человек, в совершенстве умеющий делать что-л.
Но в чем он истинный был гений, Что знал он лучше всех наук ---, — Была наука страсти нежной. Пушкин, Евгений Онегин.
— И достанет [ложу];
я ручаюсь за него: он гений на это. И. Гончаров, Обыкновенная история.
3. устар. Дух —
покровитель человека (по древнеримской мифологии).
Мой гений невидимкой Летает надо мной. Пушкин, Городок.
4. чего.
Олицетворение, высшее проявление чего-л.
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Пушкин, Я помню…

добрый гений {чей}
о человеке, оказывающем на кого-л. благодетельное влияние, приносящем кому-л. пользу.
злой гений {чей}
о человеке, оказывающем на кого-л. дурное влияние, причиняющем кому-л. зло, вред.

[лат. genius]

Мифологическая энциклопедия:

(genius, от gens, «род», gigno, «рождать», «производить»)
в римской мифологии первоначально божествопрародитель рода (Nonn. Marc. с. 172), затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины. Считалось, что каждый мужчина имеет своего Г. Особенно почитался Г. главы фамилии: в день его рождения Г. приносились дары. Рабы, отпущенники, зависимые люди посвящали надписи Г. господ и патронов по формуле: «Г. нашего Гая», «Г. нашего Марка» и пр. Клятва Г. господина считалась самой священной для раба. Постепенно Г., рассматривавшийся как персонификация внутренних свойств, стал самостоятельным божеством, рождавшимся вместе с человеком (иногда предполагалось два Г. — добрый и злой), руководившим его действиями, а после смерти человека бродившим близ земли или соединявшимся с другими богами. В таком качестве Г. соответствует греческому демону (напр., у Апулея в сочинении «О боге Сократа») и занимает значительное место в позднейшей демонологии. Считалось, что Г. имели не только люди, но и города, отдельные местности [согласно Сервию (Serv. Verg. Aen. V 85), не было места без Г.], корпорации, воинские части и т. д. Посвятительные надписи таким Г. многочисленны по всей империи. Предполагалось, что Г. появляются в виде змей, но изображались они в виде юношей с рогом изобилия, чашей и пр. В эпоху империи особое значение приобрел культ Г. Рима и императора. Последний был введен Августом, присоединившим свой Г. к компитальным ларам, культ которых был наиболее распространенным. Клятва Г. императора считалась самой священной, и нарушение ее приравнивалось к оскорблению величества. Г. Рима был посвящен на Капитолии щит с надписью «или мужу, или женщине», поскольку имя и пол Г.- хранителя Рима скрывались, чтобы его не переманили враги (Serv. Verg. Aen. II 351). Е. М. Штаерман.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
гений, -я

Социологический словарь:

ГЕНИЙ (от лат. genius — дух, разум) — англ. genius; нем. Genie. 1. Высшая степень творческой одаренности. 2. Человек, обладающий подобной одаренностью, приводящей к необыкновенным творческим результатам.

Грамматический словарь Зализняка:

1. гений, гении, гения, гениев, гению, гениям, гений, гении, гением, гениями, гении, гениях 2. гений, гении, гения, гениев, гению, гениям, гения, гениев, гением, гениями, гении, гениях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(в общем см. Гениальность) — лат. genius (от genus — род), первоначально — дух умершего родоначальника, которому воздавалось религиозное почитание. Современное словоупотребление сохраняет некоторую связь с этим первоначальным смыслом. Г. теперь называется человек: 1) который живет повышенной, потенцированной внутренней жизнью и 2) деятельность которого имеет не только личное, а общее родовое значение (для народа или для всего рода человеческого). Гениальность как высшая степень одаренности сравнительно с талантом как низшей не подлежит точному определению; само различие условно, попытки строгого разграничения произвольны и применение их спорно. В разных языках слово Г. употребляется в разной мере и с различными оттенками; всего расточительнее на него французы, у которых, кроме особого личного свойства, им обозначается также дух сложных и собирательных явлений (например, le gnie de la langue, le gnie du Christianisme); приблизительно так же, но менее щедро, употребляют это слово англичане; немцы склонны ограничивать его областью художественного творчества и умозрения; особого внимания заслуживает взгляд Шопенгауэра (см. это имя); у немцев, а также у русских Г. более разграничивается с талантом, нежели у французов и англичан.
Вл. С.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru