Определение слова «ПСАЛМЫ»

Большой энциклопедический словарь:

ПСАЛМЫ (греч. psalmoi — хвалебная песня)песнопения, составляющие Псалтырь; произведения иудейской лирики; восходят к царю Давиду (ок. 1000 до н. э.) — в самостоятельную книгу окончательно сложились к кон. 5 — нач. 4 в. до н. э. Вместе с речитативной традицией исполнения (см. Псалмодия) перешли в христианское богослужение. Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, исторические обзоры, брачная песнь, философская медитация. В совокупности псалмам присущи целостность жизневосприятия, общность тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытывающему глубины человеческого сердца. В мировой поэзии известны многочисленные переложения псалмов. В музыке 16-20 вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Дж. Палестрины, Г. Шютца, И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, И. Ф. Стравинского, К. Пендерецкого).

Словарь по культурологии:

[греч. древнеевр. название псалмов в совокупности — tehillim, т. е. «хваления»; евр. назв. отдельного псалма, передаваемое греч. |/ctA.|i.6c;, — mizmdr; термин «псалтирь» (греч. |/otA.Tfpiov) появляется впервые у Филона Александрийского как передача евр. nebel, собств. «арфа»] — произведения иудейской и христианской религиозной лирики. Термин «П.» обычно применяется к сборнику 150 т. н. Давидовых псалмов, которыми открывается третий раздел ветхозаветного канона Библии. Этот сборник составлен для нужд иерусалимского храмового культа, по-видимому, в послевавилонскую эпоху (т. е. не раньше VI в. до н. э.), но включает и более ранние тексты.
Нумерация П. различна в древнееврейском (т. н. масоретском) тексте Библии (которому следует протестантская традиция) и в древнегреческом переводе т. н. Септуагинты (которому следует православная и католическая традиция); ниже номера даны по масоретскому тексту. Поэтическая форма П. зиждется на метрической организации и на синтаксическом параллелизме; последний объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли (напр., псалом 51, ст. 2), или общую мысль и ее конкретизацию (напр., 21, ст. 4), или две противоположные мысли (напр., 1, ст. 6: «Ибо Господь знает путь праведных — а путь неправедных погибнет»), или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации (напр., 67, ст. 6: «Благодарят Тебя, Боже, народы — благодарят Тебя все народы»). В ряде П., принадлежащих позднему времени и отличающихся особо формализованной структурой, применен акростих (напр., 25,34,37,111 и др.). По содержанию сборник П. выявляет ряд жанровых разновидностей; наряду с культовыми восхвалениями Яхве мы встречаем здесь мольбы (напр., 4), проникновенные жалобы (напр., 44) и проклятия (напр., 58), исторические обзоры (106) и даже типичную эпиталаму (45). Некоторые П. отличаются философски-медитативным характером; таков псалом 7, содержащий теологические размышления о величии человека («Что есть человек, что Ты помнишь о нем, — или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Ты совсем немного умалил его сравнительно с богами, славой и достоинством увенчал ты его!»). Наконец, здесь есть и тона острой критики человеческого поведения и существования (ср. особенно псалом 12: «Освободи, Яхве! ибо покончено с искренним — погибла верность среди детей Адамовых. Каждый разыгрывает безумное действо со своими товарищами — проворными языками говорят они двоедушные речи...»).
Литературная форма П. находится в русле общего развития ближневосточной лирики (напр., псалом 104 близок к египетским гимнам солнцу эпохи Эхнатона), но выделяется своим резко личностным характером; Бог из объективной космической силы становится прежде всего соучастником человеческих излияний. Жанр П. разрабатывался в иудейской литературе и позднее (т. н. Соломоновы псалмы, I в. до н. э.), перейдя затем из нее в христианскую поэзию; на грани II и III вв. гностик Вардесан составил сборник из 150 христианских П. (на сирийском яз.) и положил этим начало христианскому литургическому творчеству. Проникновенно-интимные интонации ветхозаветных П. оказали решающее влияние на возникновение топики «исповеди» у Августина, которая через секуляризующее опосредование легла в основу новоевропейской литературы в той ее линии, которая определяется стадиями сентиментализма (ср. «Исповедь» Ж. Ж. Руссо), романтизма и экспрессионизма. Переложения псалмов были весьма распространены, в т. ч. в русской поэзии XVIII-XIX вв. (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, А. С. Хомяков). Наконец, П. оказали огромное влияние на фольклор и послужили источником многих пословиц.
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Музыкальная энциклопедия:

(от греч. palmos — хвалебная песнь, первонач. — бряцание по струнам, пение под аккомпанемент струн. инструмента) — гимны, евр. религ. поэзии. П. появились в период от Моисея (13 в. до н.э.) до первого собирателя священных книг Ездры (5 в. до н.э.); они составляют библейскую книгу Псалтирь. С П. Псалтири не следует смешивать т.н. псалмы и песни Соломона, представляющие собой раннехрист. гимнографию. Нумерация вошедших в Псалтирь П. различна в др.-евр. (т.н. масоретском) тексте Библии и в др.-греч. переводе т.н. Септуагинты (к-рому следуют православная и католич. традиции); ниже номера указываются по Септуагинте.
Как правило, каждый из П. содержит в начале указание на авторскую принадлежность (иногда и на повод, послуживший к его сочинению), а также на общее содержание, способ исполнения и муз. модель для него, напр. "Начальнику хора. Не погуби (модель). Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру" (П. 56) или "Начальнику хора. На шошан (муз. инструмент). Учение сынов Кореевых (авторы). Песнь любви (содержание)" (П. 44). Иногда указывается время исполнения, напр. "Псалом Давида. Песнь при обновлении дома" (П. 29).
П. имели строфич. строение. В нек-рых П. строфы разделяет рефрен, напр. в П. 41-42 рефреном служит стих, начинающийся словами "Что унываешь ты, душа моя...?". В П. 118 строфы выделены акростихом евр. алфавита, так что первые 8 стихов начинаются с буквы Alep, вторые 8 — с буквы Bкt и т.д. В некоторых П. поэтич. структура создаётся за счёт анафоры, т.е. повторения слов или фразы в начале стихов (напр., П. 117, стихи 6-9), или же епифоры, т.е. повторения фразы в конце последующих стихов (П. 117, стихи 10-12).
Евр. поэзии не были свойственны ни метрическое, ни силлабич. стихосложение, не применялись в ней и рифмы. Поэт уравновешивал течение стиха, пользуясь разл. приёмами лит. параллелизма (дистихон).
По содержанию выделяют П. хвалебные, покаянные, дидактические и мессианские. Язык П. богат фигуральными выражениями. Здесь встречаются повествование и аллегория, зарисовки персонажей и описания переживаний, зооморфные изображения действий и поступков людей и антропоморфные описания стихий, сил природы и космич. явлений. В П. находят отражение география Палестины и история её народов, их быт, религиозные и государственные законы, жестокие войны.
Уже в начале н.э. П. были восприняты христ. церковью и вскоре стали важной составной частью богослужений и домашних молитв. Под воздействием евр. религ. традиции сложился и тип их исполнения — в виде вок. псалмодии, предвосхищающей осн. черты псалмодии григорианского пения, первоначально без участия инструментов. Распространение получило исполнение П. в унисон поочерёдно двумя хорами (см. Антифон) и респонсорное, когда певец пел стихи П., а народ отвечал на них пением рефрена (см. Респонсорий). При подобном исполнении особенно подчёркивался параллелизм в поэтич. текстах — противостоящие друг другу строки пелись разными хорами и разделялись цезурой. Наряду с целыми П. исполнялись и отдельные наиболее выразительные их стихи. Так возникли самостоят, краткие песнопения — антифон, градуал, трактус, аллилуарий и др. В 9 в. на тексты П. были созданы степенны визант. гимнографа Феодора Студита. С 15 в. П. стали исполняться многоголосно; первоначально применялось полифонич. сложение punctum contra punctum, способствовавшее ясному восприятию текста и торжественности звучания целого. Ранние итал. многогол. П. характеризуются простым гомофонным фобурдонным (см. Фобурдон) складом. Псалмодич. cantus firmus в итал. соч. помещался в сопрано. После 1500 в Италии появляются двух-хорные и многохорные фобурдонные композиции; для поддержки голосов начинают привлекаться инструменты. Во Франции фобурдонный склад не получил распространения. В германских странах, где он возник независимо от Италии, cantus firmus помещался в теноре. В протестантской церк. музыке фобурдонный склад не применялся. Постепенно композиторы отказываются от строго выдержанного cantus firmus, а затем и от применения канонич. мелодии вообще; поэтич. тексты П. получают свободное полифонич. воплощение, на музыку кладутся не только отрывки П., но и целые П. Первыми образцами этого рода были псалмодич. мотеты Жоскена Депре, оказавшие большое влияние на композиторов последующего времени. Важными вехами в муз. воплощении текстов П. были П. франц. комп. К. Гудимеля, польского — М. Гомулки, нидерландского — Клеменса-не-Папы. Высший пункт развития жанра псалмодич. мотета связан с творчеством О. Лассо; в псалмодич. мотетах 16 и 17 вв. находит применение т.н. концертирующий стиль. На рубеже 17-18 вв. возникает псалмодич. кантата для солиста или ансамбля солистов (Дж. Б. Перголези, А. Вивальди, Г. Ф. Гендель и др.). Псалмодич. мотет широко применялся в нем. евангелич. музыке (Г. Шюц, И. С. Бах). В англиканской церкви музыкальные воплощения П. получили форму т.н. энсзема, составляющего промежуточное звено между псалмодич. мотетом и кантатой.
На Украине и в России в 17 в. распространение получила т.н. псальма — родственная канту бытовая 3-гол. песня на стихотворно обработанные тексты П. Они же лежат в основе мн. партесных концертов, хор. концертов Д. С. Бортнянского и др. рус. композиторов.
В 19 в. музыку на тексты П. для голоса или хора с сопровождением создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Маршнер, Ф. Лахнер и др.; более свободные, не связанные с церк. службой соч. на тексты П. писали Ф. Шуберт, И. Брамс, Ф. Лист, А. Брукнер. В 20 в. к П. обращались М. Регер, И. Ф. Стравинский ("Симфония псалмов"), А. Шёнберг и др. композиторы.
Литература: Смирнов A., Псалмы Соломона с приложением од Соломона, вып. 3, Казань, 1896; Серман И. З., "Псалтырь, рифмованная" Симеона Полоцкого и русская поэзия XVII века, "Труды отдела древнерусской литературы", т. 18, М.-Л., 1962; Розов Н., Древнерусский миниатюрист за чтением Псалтири, "Труды отдела древнерусской литературы", т. 22, М.-Л., 1966; Rendel H.,Mingana A., The odes and psalms of Solomon, v. 1-2, Manch., 1916-20; Mоwinскеl S., Psalmenstudien, Bd 1-4, Kristiania, 1921-24; Avenary H., Formal structure of psalmes and canticles In early Jewish and Chrictian chant, "Musica divina", 1953, v. 7; Engelbrecht Chr., Die Psalmvertonung in 20. Jahrhundert.B сб.: Gestalt und Glaube. Festschrift O. Sцhngen, Witten, 1960; Kraus H. J., Die Psalmen, Bd 1-2, Neukirchen, 1960, 1962; Finscher L., Zur Cantusfirmus-Behandlung in der Psalm-Motette der Josquinzeit, в сб.: H. Albrecht in memoriam, Kassel (а. о.), 1962; Ellis P., The men and the message of the old testament, N. Y., (1963); Вirkner G., Psaume hйbraпque et sйquence latine, "Journal of the International Folk Music Council", 1964, v. 16.
H. Д. Успенский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru