Определение слова «АБСОЛЮТ»

Толковый словарь Ефремовой:

абсолют
I м.
1. Некая абстракция, недостижимая в реальном мире.
2. Что-либо самодовлеющее, независимое от каких-либо условий или отношений.
II м.
Вечная, неизменная первооснова всего существующего — Бог, дух, идея и т.п., противопоставляемая относительному и обусловленному материальному бытию (в религиозных и некоторых идеалистических философских учениях).
III предик.
Оценочная характеристика чего-либо, достигшего высшего предела.

Толковый словарь Ушакова:

АБСОЛЮ́Т, абсолюта, ·муж. (от ·лат. absolutus — самостоятельный) (филос.). Первопричина, основное начало всего существующего.

Толковый словарь Кузнецова:

абсолют
АБСОЛЮТ -а; м. [от лат. absolutus — самостоятельный, неограниченный]. Книжн.
1. В идеалистической философии: вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея).
2. [с прописной буквы] В христианстве: Бог.
3. Нечто безусловное, самодовлеющее, не зависящее ни от каких условий и отношений. Делать а. из чего-л. Возводить в а. что-л.
Абсолютный (см.).

Малый академический словарь:

абсолют
-а, м.
В идеалистической философии: вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея); в религии — божество.
--- философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное --- развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней дознания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный. Ленин, К вопросу о диалектике.
||
Нечто самодовлеющее, безотносительное, ничем не обусловленное.
Никакого абсолюта из национальных движений Маркс не делает, зная, что полное освобождение всех национальностей сможет дать только победа рабочего класса. Ленин, О праве наций на самоопределение.
[От лат. absolutus — самостоятельный]

Математическая энциклопедия:

1) А. регулярного топологического пространства X — пространство аХ, обладающее тем свойством, что оно совершенно и неприводимо отображается на X, а всякий совершенный неприводимый прообраз пространства аХ гомеомор-фен пространству аХ. У каждого регулярного пространства Xимеется единственный А. При этом А. пространства Xвсегда экстремально несвязан и вполне регулярен и отображается на Xсовершенно и неприводимо посредством отображения Если два пространства Xи У связаны (однозначным или многозначным) совершенным неприводимым отображением то их А. гомеоморфны и существует такой гомеоморфизм Если дан гомеоморфизм то отображение, вообще говоря, многозначное, неприводимо и совершенно. Таким образом, А. и их гомеоморфизмы "управляют" всем классом совершенных неприводимых отображений регулярных пространств. Это фундаментальное свойство означает, что А. регулярных топологич. пространств являются проективными объектами в категории регулярных пространств и совершенных неприводимых отображений. Если регулярное пространство X, соответственно, бикомпактно, финально компактно, полно в смысле Чеха, то тем же свойством обладает и А. этого пространства. У пара-компактного пространства А. даже сильно паракомпак-тен и, более того, совершенно нульмерен. Но А. нормального пространства может не быть нормальным. Если X — вполне регулярное пространство, то расширение Стоуна — Чеха (см. Стоуна — Чеха бикомпактное расширение).его А. является А. любого бикомпактного расширения пространства X. Два пространства называются соабсолютными, если их А. гомеоморфны. Таким образом, класс регулярных пространств разбивается на дизъюнктные (попарно непересекающиеся) классы соабсолютных пространств. Пространство Xсоабсолютно с некоторым метрическим пространством тогда и только тогда, когда оно является паракомпакт-ным перистым пространством и в нем существует плотная s-дискретная система открытых множеств. Бикомпакт соабсолютен с нек-рым компактом в том и только том случае, когда он имеет счетный p-вес. Если бикомпакт имеет счетный p-вес и не имеет изолированных точектолько в этом случае), то он соабсолютен с кан-торовым совершенным множеством. Следовательно, все компакты без изолированных точек соабсолютны с канторовым совершенным множеством. А. счетного компакта является расширением Стоуна — Чеха пространства натуральных чисел. А. экстремально несвязного пространства гомеоморфен ему. Таким образом, класс А. (каких бы то ни было) регулярных пространств совпадает с классом экстремально несвязных пространств. Так как недискретное-экстремально несвязнов пространство не содержит никакой сходящейся последовательности попарно различных точек, А. любого недискретного пространства неметризуем (и даже не удовлетворяет первой аксиоме счетности). Среди многочисленных способов построения абсолюта а К данного (регулярного) пространства Xодним из простейших является следующий. Семейство непустых канонич. cа-множеств, т. е. замкнутых канонич. множеств Апространства X, наз. нитью, если оно направлено по включению, т. е. если ко всяким двум элементам А, семейства x существует элемент содержащийся в Нить x наз. максимальной, или концом, если она не является подсемейством никакой отличной от нее нити. Можно доказать, что нити существуют; более того, что для каждого непустого множества Амножество DA всех нитей, содержащих множество Ав качестве элемента, непусто. Каждая нить содержится в нек-рой максимальной нити. Пересечение всех множеств, являющихся элементами максимальной нити или пусто, или состоит из единственной точки в последнем случае нить наз. сходящейся (к точке ). В множестве всех концов вводят топологию, объявляя совокупность всех множеств ее замкнутой базой. Полученная топология оказывается хаусдорфовой и бикомпактной. Сходящиеся концы в бикомпакте образуют всюду плотное подпространство. Подпространство пространства состоящее из всех сходящихся концов, и есть абсолют пространства X;при этом оказывается, что бикомпакт есть не что иное, как максимальное бикомпактное расширение Стоуна — Чеха абсолюта Если же Xне только регулярно, но и вполне регулярно, то имеет место формула переместительности операторов : В. И. Пономарев. -абсолют пространства -близости — пара состоящая из близости пространства и проекции : являющейся регулярным -отображением. При этом -отображением называется всякое -совершенное, неприводимое, -близостно непрерывное отображение. У всякого пространства -близости существует единственный Всякое регулярное -отображение на -А. есть близо-стная эквивалентность. -А. пространства является максимальным прообразом пространства относительно регулярных -отображений. Для всякого регулярного -отображения существует такая близостная эквивалентность что коммутативна следующая диаграмма: Для максимальных -близостей на регулярных топо-логич. пространствах понятие регулярного -отображения совпадает с понятием совершенно неприводимого отображения, а понятие — с понятием А. регулярного топологич. пространства. в. в. Федорчук. 2) в проективной геометрии — кривая (поверхность) 2-го порядка, представляющая собой множество бесконечно удаленных точек в Клейна интерпретации гиперболич. плоскости (пространства). При помощи А. может быть введено мероопределение в проективной плоскости (пространстве) (см. Проективное мероопределение). Напр., проективная мера отрезка АВ определяется как величина, пропорциональная натуральному логарифму двойного отношения(ABCD).четырех точек, где Си D — точки пересечения прямой АВ с А. А. Б. Иванов.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
абсолют, -а

Толковый словарь Ожегова:

АБСОЛЮТ, а, м. (книжн.).
1. В философии: вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея, божество).
2. Нечто самодовлеющее, независимое от какихн. условий и отношений. Возвести что-н. в а.

Новейший философский словарь:

АБСОЛЮТ (лат. absolutus — безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный)вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию. Термин А. впервые был применен в конце 18 в. М.Мендельсоном и Ф.Якоби, которые использовали его для обозначения категории «Бога, или Природы» в философии Спинозы; введен в широкое употребление Шеллингом (1800). Синонимы: Абсолютный Дух, Абсолютная идея, Беспредельность, Абсолютный Разум, Мудрость, Абсолютное Сознание и Абсолютное Бытие. А. в религиях — Божество; в философиях — Абсолютная идея или Материя; в искусстве — Красота; в науке — истинное знание; в жизни человека — достижение идеального Совершенства. В религиях понятие Бога тождественно с понятием А.: христианство- Бог Отец и Христос; мусульманствоАллах; индуизмБрахман; буддизмАди-Будда; даосизм — Дао и т.п. Понятие А. было распространено в различных версиях и в философских системах: у Пифагора это Единица; у Платона — Единое или Благо; у Конфуция — Поднебесная; у Аристотеля — «Перводвигатель»; у Шанкары — Брахман; у ФихтеАбсолютное «Я»; у Гегеля — Абсолютная идея. Ведущее значение категория А. приобрела у Брэдли и сторонников абсолютного идеализма, отождествляемая с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект в нерасчлененной форме и познается «непосредственно опытом». В учении Агни Йоги А. тождественен понятию Беспредельности. В религиозно-философских мистических учениях (неоплатонизм, йога, суфизм, исихазм) А. представляется Непостижимым, Неизреченным, Неведомым. Для Плотина и Шанкары А. не есть нечто данное как объект, А. постигается непосредственным контактом, который является более высоким, чем познание и опыт. Шанкара выступает против любой попытки постигнуть А. В тот самый момент, когда мыслится об А., он становится частью мирового опыта, что невозможно. Но А. — реален и присутствует. Он — неощутим, но Он есть. Определенный А. — это воплощенный Бог, Ишвара (ср. Кришна, Иисус Христос). А. — неизрекаем. В неисчерпаемости, незавершенности и беспредельности самой категории А. и его синонимов — одна из гарантий постоянного развития философии. (см. также: АБСОЛЮТНОЕ и ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ).

Социологический словарь:

АБСОЛЮТ (от лат. absolutus — безусловный, неограниченный) — англ. absolute; нем. Absolut. В идеалистической философии и религии безусловное совершенное начало бытия, свободное от к.-л. отношений и условий.

Грамматический словарь Зализняка:

Абсолют, абсолюты, абсолюта, абсолютов, абсолюту, абсолютам, абсолют, абсолюты, абсолютом, абсолютами, абсолюте, абсолютах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Абсолютный и Гегель.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru