Определение слова «БРЭДЛИ»

Большой энциклопедический словарь:

БРЭДЛИ (Bradley) Омар Нелсон (1893-1981) — американский генерал армии (1950). Во 2-ю мировую войну командовал корпусом, с 1944 1-й армией и 12-й группой армий в Европе. В 1947-49 начальник штаба армии США, в 1949-53 председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США и военного комитета НАТО.

Советская историческая энциклопедия:

(Bradley), Омар Нелсон (р. 12.II.1893) — амер. воен. деятель, генерал. Род. в семье школьного учителя в Кларке (шт. Миссури). Окончил военное училище Уэст-Пойнт в 1915. В 1941 — бригадный генерал, начальник пехотной школы в форте Беннинг, с 1942 — командир пехотной дивизии (генерал-майор). С февр. 1943 — пом. главнокомандующего союзными войсками в Сев. Африке (ген. Д. Эйзенхауэра), командир 2-го армейского корпуса. В Нормандской десантной операции 1944 командовал 1-й, 12-й амер. группами армий. В 1948-49 — нач. штаба армии США, один из организаторов Сев.-атлантич. пакта (НАТО). В 1949-54 — председатель объединенной группы начальников штабов США. С 1954 — в отставке, председатель промышленной компании "Булова рисерч энд девелопмент корпорейшен". Б. — автор мемуаров "Записки солдата", больше беллетристич., чем науч. труда, восхваляющего воен. могущество США во 2-й мировой войне и принижающего общность целей антигитлеровской коалиции. Б. признает решающее значение сов.-герм. фронта в поражении фаш. Германии. Мемуары Б. дают представление о состоянии амер. армии в войне и взаимоотношениях между воен. деятелями и штабами США и Великобритании.
=====
Лит.: Брэдли О. Н., Записки солдата, пер. с англ., М., 1957; La seconde guerre mondiale, P., 1951.

Новейший философский словарь:

БРЭДЛИ (Bradly) Фрэнсис Герберт (1846-1924) — британский философ, представитель абсолютного идеализма, теоретик консерватизма. Основные работы: «Принципы логики» (1883); «Видимость и действительность» (1893); «Ессе об истине и реальности» (1914) и др. В целом находился в кРугу идей Гегеля, хотя в его версии прочтения философии последнего заметно влияние Канта, Юма, Беркли. В отличие от «историцистского» направления в неогегельянстве (Кроче, Джентиле, Коллингвуд и др.), развивавшем тезис о том, что дух приходит к Абсолюту в процессе исторического развития, абсолютный идеализм (прежде всего в лице Б.) акцентировал другую сторону гегелевской философии — положение об Абсолюте как вневременной полноте бытия и совершенстве. В таком случае Абсолют исключает возможность любых изменений, гармонически примиряет любые противоположности. Он (как абсолютная реальность) выступает тогда всеохватывающей и упорядочивающей системой, преодолевающей пространственно-временную разделенность и развертывающей свое содержание одновременно и повсеместно. Отсюда требование Б. о воздержании «от спекуляции о генезисе» (т.е. от идеи развития), так как порядок изменений не имеет отношения к подлинному знанию, т.е. философии. Задача последней — критика сложившихся систем категорий, понятий и представлений, их проверка на степень полноты схватываемого содержания, а главное — на непротиворечивость. Непротиворечивость (основной показатель воплощения Абсолюта) является критерием «подлинности» и истинности понятия, обнаружение же противоречия свидетельствует о его неистинности, мнимости, недействительности. Таким образом, Б. развертывает концепцию негативной (отрицательной) диалектики. Философское мышление, делая предметом своей рефлексии сложившийся в науке и повседневной жизни корпус понятий, обнаруживает их внутреннюю противоречивость, абстрактность, отделение в них сущности от существования. Все попытки преодоления их абстрактности (неполноты) и противоречивости вовлекают лишь в бесконечный процесс опосредования одних абстракций другими. Тем самым философский анализ устанавливает неадекватность проявления Абсолюта, так как подлинная реальность предстает в познании только как видимость. Видимости формально-логически правильно оформляются в когнитивные системы, которые могут оказаться инструментально-практически весьма эффективными. Однако они не обладают характеристикой истинности, так как имеют весьма опосредованное отношение к Абсолюту. Негативная диалектика Б. устанавливает, что мыслить Абсолют во всей его конкретности мы не способны, так как наше мышление остается абстрактным в силу своей частности и конечности. Ему недоступна вся полнота и целостность действительности. К тому же субъект оказывается в оппозиции миру дискретных вещей, за которыми неспособен установить «внутренние» отношения. Только философия, в отличие от науки и обыденного здравого смысла, способна хотя бы указать на общие логические условия конкретности, т.е. абсолютной реальности. Диалектическое мышление осознает свою неполноценность и пытается пробиться к целостности Абсолюта. Основной принцип диалектики — принцип целостности сознания: разум несет в себе бессознательную (нерационализируемую) идею целого, приводит свои частные идеи в соответствие с ней путем их «дополнения» до целого, никогда не достигая «предела» в этом «дополнении». Однако через аналитико-синтетические процедуры постепенно происходит конструирование конкретности предметов из абстракций как движение от минимальной определенности мысли ко все большей ее полноте. Формальная логикасиллогистика, и индуктивизм) не способна справиться с этой задачей, которая решаема только диалектически. Первый акт — критика «данности» (видимости) и осознание ее как недостаточности. Второйотрицание этой «данности», но и «дополнение» ее. Третийкритика вновь образованной «данности». Затем следует повторение цикла. Импульс к постоянному «дополнению» есть стремление к элиминации временности и противоречивости, попытка ухватить вневременные идеальные значения. Однако, это доступно лишь «непосредственному восприятию», трансцендентирующему себя (экспансирующая составляющая истины) и снимающему противоположность субъекта и объекта (гармонизирующая составляющая истины). В «непосредственном восприятии» слиты воедино чувство, воля и разум, что и позволяет схватывать целостность в тождественности субъекта и объекта. Таким образом, реальная действительность есть духовный Абсолют — единая, всеобъемлющая, гармоничная духовная система. Личное начало, следовательно, не самодостаточно и не автономно, человек суть часть субстанционального целого как общественное существо (выход в обоснование консерватизма). Для Б. неприемлимы любые варианты психологизма, эмпиризма, утилитаризма и натурализма. При этом он подчеркивает и неразрывность должного и сущего. С этих позиций зло — моральный аспект противоречивой видимости, преодолеваемой через моральное усовершенствование, т.е. в самоосуществлении нравственного субъекта, «реального я», исходящего не из наличной «суммы обстоятельств», а из поиска своего места в гармонизируемом обществе. В этом отношении Бог, указывает Б., как моральный идеал воплощает Абсолют и задает предельное смысловое основание процессу самореализации личности.

Новая философская энциклопедия:

БРЭДЛИ (Bradley) Фрэнсис Герберт (30 января 1846, Клапем – 18 сентября 1924, Оксфорд)британский философ, ведущий представитель школы абсолютного идеализма [АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ].Преподавал в Оксфордском университете. Свое этическое учение разрабатывал в связи с критикой утилитаристской и кантианской этики. Истоки морали он видел в стремлении людей к гармонии и единству. Цель человеческой жизни, по Брэдли, заключается в «самореализации» в бесконечной и всеохватывающей целостности. Одними из этапов «самореализации» оказываются религия (соединение в вере конечного и бесконечного) и государство. В познании, согласно Брэдли, нам всегда дано нечто универсальное, поэтому простое описание изолированных фактов принципиально невозможно, а анализ как таковой не ведет к истине. Любой факт связан «внутренним», существенным образом (в т.ч. и каузально) со всеми другими фактами. Позиция Брэдли основывается на абсолютизации необходимых отношений и игнорировании тех отношений, которые выступают в качестве «внешних» и не определяют сущностный характер вещей и процессов. Брэдли критиковал понятия традиционной формальной логики, прежде всего понятия «суждения» и «умозаключения», считая их в общепринятой трактовке бессодержательными, и противопоставлял им иррационалистически истолкованные идеи гегелевской диалектической логики. При этом из диалектики исключались идея развития и закон единства и борьбы противоположностей; диалектическое противоречие было заменено «дополнительностью» противоположных сторон, достигаемой в сознании, которое стремится к максимальной целостности. Брэдли фактически сводит контрадикторные логические отношения к контрарным. Он также явился одним из первых критиков «психологизма» в логике, считая, что вопрос об эмпирическом происхождении понятий не должен интересовать логику. В метафизике Брэдли самопротиворечивость объекта или свойства рассматривается как показатель нереальности, что придает его идеалистической диалектике негативный характер. Используя ряд сложных аргументов, Брэдли вначале доказывает противоречивость понятий времени, пространства, причинности, энергии, чувственных качеств, личности, которые переводятся им в сферу видимости. Затем он рисует картину «истинной», «неизменной», «непротиворечивой» и «гармоничной» реальности – Абсолюта, в который входят все явления, различающиеся лишь по степени своей относительной целостности. Последней в наибольшей мере обладают явления сознания и образы различных религий, а в наименьшей – материальные объекты и физические процессы. Абсолют – это бесконечный опыт. Он сверхличен и потому его нельзя называть Богом. Подлинная реальность не может быть областью деятельности рационального мышления, которое, по мнению Брэдли, способно лишь к установлению отношений и расчленению целого; реальность постигается в мистическом переживании непосредственного опыта, в котором совпадают объективное и субъективное. Отношения как таковые, по Брэдли, невозможны вне тотальности, субстанциального целого. В нач. 20 в. учение Брэдли и других представителей абсолютного идеализма было подвергнуто критике неореалистами и ранними представителями аналитической философии [АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ].
Сочинения:
1. Арреаrеnсе and Reality. L., 1893;
2. The Principles of Logic. L., 1922;
3. Essays on Truth and Reality. Oxf., 1962;
4. Ethical Studies. Oxf., 1962.
Литература:
1. Геффдинг Г. Современные философы. СПб., 1907, с. 58–70;
2. Квитко Д.Ю. Очерки современной англо-американской философии. М., 1936, с. 3–53;
3. Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965, гл. 2;
4. Киссель М.А. Учение о диалектике в буржуазной философии XX в. Л., 1970, с. 13–23;
5. Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX в. М., 1973, гл. 2;
6. Church R.W.Bradley’s Dialectic. L., 1942;
7. Wollheim R.Bradley. Harmondsworth, 1959;
8. Eliot T.S.Knowledge and Experience in the Philosophy of F.H.Bradley. L. – N.Y., 1964;
9. Airaksinen T.The Ontological Criteria of Reality. Turku, 1975;
10. Manser ., Stock G.(eds.). The Philosophy of F.H.Bradley. Oxf., 1984.
А.Ф.Грязнов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru