Определение слова «ишвара»

Большой энциклопедический словарь:

ИШВАРА (санскр. "владыка") — в индуистской мифологии одно из имен Шивы.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

Имя или термин, обозначающий в индуизме личного бога, создателя вселенной (переводится как "Господь" или "Владыка"); концепция И. и есть то, что позволяет говорить о монотеистич. тенденции или монотеистич. уровне в индуизме. Исходное значение слова"владетель", "обладатель"; в Ведах оно выступает как умилостивительный эпитет, обращаемый к разным богам ("владеющий", т. е. "способный дать", потенциальный даритель — прежде всего счастливой доли, судьбы). Через значение "бога личной судьбы" (в эпосе И. иногда тождествен богу судьбы Дхатри) семантика И. эволюционирует до значения монотеистич. "Господа" (очень сходную эволюцию претерпела семантика и др. термина, обозначающего "Бога", — "Бхагават", в первонач. значении: "владеющий (счастливой) долей"). В филос. системе йога И. тождествен Пуруше — высшему "Я" , к-рое в отличие от других пуруш не вовлекается в игры природы (пракрити) и не затрагивается аффектами, действиями с их кармическими плодами и т. п. В философии веданта И. — активная манифестация пассивного Абсолюта — Брахмана. В ряде индуистских традиций все боги, включая величайших — Шиву, Вишну, Брахму, осознаются культурной элитой как формы И. В шиваизме верховный бог значит, чаще определяется термином "И." , чем в вишнуизме. Концепция личного бога-творца (ишвара-вада) не раз подвергалась ожесточенной критике со стороны философов — буддистов и сторонников иных нетеистических учений (ниришвара-вада). Внутри самой индуистской философии острая полемика велась по вопросам соотношения воли И. с действием закона кармы и ответственности И. за творящееся в мире зло.
Я. Васильков

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. vara, «господин»)
в индуистской мифологии одно из имен Шивы. В ряде индуистских сект все боги и в т. ч. их верховная триада: Брахма, Вишну я Шива — рассматриваются лишь как ипостаси И. В философии ведантизма И. выступает как активная манифестация пассивного абсолюта — брахмана. п. г.

Новая философская энциклопедия:

ИШВАРА (санскр. svara – властитель, господин) – в индийской религиозно-философской мысли личный Бог (ведантисты называют его Сагуна Брахманом – Брахманом с качествами). В отличие от трансцендентного бескачественного Абсолюта [АБСОЛЮТ],Ниргуна (бескачественного) Брахмана Ишвара наделяется атрибутами божественного величия.
Найяик Ватсьяяна понимает Ишвару как особого рода Amман,располагающий, в отличие от обычной души, исключительно благоприятной кармой [КАРМА]и способностью непогрешимого познания (но не всеведения). Обладая йогическими силами, Ишвара тем не менее не является «освобожденным» Атманом, поскольку испытывает желания (исключительно благие). Ссылка на Ишвару появляется в вайшешике в связи с космогонической доктриной Прашастапады [ПРАШАСТАПАДА](в «Вайшешика-сутрах» она отсутствует), в которой ему отводится роль демиурга, конструирующего мир из вечных атомов, акаши (пространство, эфир), времени, системы пространственных мест, внутренних психических органов – манасов [МАНАС]и атманов. Создав условия для того, чтобы индивидуальные души испытывали удовольствие или страдание в соответствии с плодами своих действий (карма), Ишвара вайшешики больше не вмешивается в ход событий. Он лишь надзирает за соблюдением религиозно-морального порядка – дхармы [ДХАРМА]и в конце космического цикла своею волей разрушает мир, чтобы души могли отдохнуть от бесконечных перерождений.
Синкретическая ньяя-вайшешика, превращая Ишвару-демиурга в личного Бога теистов, должна была вписать его как элемент базовой системы субстанций. Ишвара занял свое место в классе атманов, однако получил там исключительно привилегированное положение высшего Атмана, обладающего только положительными качествами и, по некоторым версиям, не подверженного кармической детерминации. Последующие авторы ньяи и вайшешики попытались вывести Ишвару из сферы каких бы то ни было моральных оценок, утверждая, что он вне дхармы. А коль скоро Ишвара не считается воплощением добра, то теологи ньяи избегают тем самым проблемы объяснения зла (теодицея). В теистических школах веданты Ишвара рассматривается как средоточие всех совершенств и достоинств, в двайте – как обладатель нематериального тела, состоящего из сат-чит-ананды (бытия, сознания и блаженства). В вишишта-адвайте и кашмирском шиваизме Ишвара является не только инструментальной причиной, но и материальной основой мира (мир и души считаются «телом» бога), в двайта-веданте и шайва-сиддханте, напротив, подчеркивается его трансцендентность по отношению к миру и индивидуальным душам. Однако в отличие от вайшешики, двайта настаивает на постоянном вмешательстве Ишвары в развитие мира и его способности изменять внутреннюю природу вещей.
Из религиозно-философских школ к Ишваре обращается и йога Патанджали, однако в ней он играет не столько теоретическую, сколько практическую роль (идеальный йог, образец для подражания). См. также ст. Ишвара-вада [ИШВАРА-ВАДА], Ниришвара-вада [НИРИШВАРА-ВАДА], Пралая [ПРАЛАЯ], Сарга.
В.Г.Лысенко

Теософский словарь:

(Санскр.) "Владыка" или личный бог — божественный Дух в человеке. Букв., суверенное (независимое) существование. Титул Шивы и других богов в Индии. Шиву называют также Ишварадэва, или верховный дэва.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(vara = могучий, владыка): 1) один из эпитетов индусского бога Шивы; 2) верховное божество вообще. Брахма (средн. рода) есть отвлеченный высший дух или принцип святости, И. — божество в его активной форме, которое может сделать или не сделать то или другое, или изменить существующее. И. знает все вещи, как бы они были перед ним. Магат (Mahat) — верховный разумтакже называется И., по его верховной власти над всеми вещами. На юге Индии И. тождествен с Шивой. Все шиваиты (см.) почитают И., как самое высшее божество; 3) имя И. носит также один из Рудра (см.) — восьми проявлений Брахмы. Некоторые памятники называют его также Ишана (см. соотв. статью); 4) Ишварамифический автор Гандхарваведы, музыкального трактата индусов, от которого сохранились только отрывки в схолиях к драматической литературе.
С. Б—ч.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru