Определение слова «Агни»

Большой энциклопедический словарь:

АГНИ — бог огня в ведической религии.

Большая советская энциклопедия:

Агни
Бог огня в древнеиндийской ведической религии (См. Ведическая религия).

Большой словарь иностранных слов:

[от санскр. огонь] – в ведийской мифологии – бог огня

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

(Огонь) — бог огня. В "Ригведе" — второе по числу упоминаний божество, культ к-рого сохраняет черты, восходящие к индоиранскому периоду; в гимнах его образ еще не отграничивается отчетливо от священного огня, к-рый он олицетворяет и к-рый занимает центральное место в ведийском ритуале наряду с Сомой, с которым А. чаще всего ассоциируется в Ведах. В гимнах А. прославляется как Пожиратель жертвы (Хуташана), возносящий ее к богам, жрец богов, посредник между ними и людьми. Связанный с повседневной жизнью людей, особенно же со свадебными и похоронными обрядами, А. — также бог домашнего очага, Принадлежащий всем людям (Вайшванара), Ведающий рожденных (Джатаведас). В Ведах тесно ассоциируется с мифич. родами жрецов огненного культа — Атхарванами, Ангирасами, Бхригу, принесшими огонь людям. В древних текстах подчеркивается множественность проявлений А. Объединяющий 3 сферы ведийской вселенной, А. — "трижды рожден" (в небе — солнце, на земле — огонь, в атмосфере — молния), имеет 3 обители; в гимнах часто отождествляется с др. богами, в чем усматривается тенденция к монотеизму. В гимнах образ А. еще слабо антропоморфизован; зооморфные его образы в Ведах — бык, конь, птица (посланец, связующий земной и небесный миры), козел (ассоциирующийся с разрушительным аспектом). Позднее значение А. умаляется. В послеведийском пантеоне А. занимает место в группе локапалов, подчиненной верховной индуистской триаде; антропоморфный образ определяется отчетливее. В моральном аспекте А. — всеведущий, выступает как испытывающий и свидетельствующий правду, в космическом — как создатель и разрушитель вселенной, испепеляющий ее в конце мирового цикла 4 юг. Ритуальная функция А. сохраняет значение в индуизме. Женой А. именуется Свахаперсонификация ритуального возглашения. В послеведийской лит-ре А. рассматривается также в физиологическом аспекте как элемент живого организма — "утробный" огонь (аударья). Представление об А., живущем в деревьях, восходит к ведийскому обряду добывания священного огня трением ритуальных палочек (арани).
В. Эрман

Советская историческая энциклопедия:

Бог огня в др.-инд. ведической религии.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Агни, нескл., м. (мифол.)

Краткий религиозный словарь:

Одна из наиболее почитаемых богинь ведического пантеона

Теософский словарь:

(Санскр.) Бог Огня в Веде; самый старший и почитаемый среди Богов Индии. Он один из трех великих божеств: Агни, Вайю и Сурья, а также есть все три, так как является тройным аспектом огня; в небесах как Солнце; в атмосфере или воздухе "Вайю" — как Молния; на земле — как обыкновенный Огонь. Агни принадлежит ранне-ведийской Тримурти, до того как Вишну было дано место почета и были изобретены Брама и Шива.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Санскритское название огня и бога огня. Последний является не только олицетворением светящей и поражающей силы этого элемента, но и носителем жертвы и благодаря этому — посредником между богами и людьми, охранителем домашнего очага и противником духов тьмы. Между ведскими божествами Агни занимает выдающееся положение; но в позднейшей мифологии он отступает на задний план.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru