Определение слова «София»

Большой энциклопедический словарь:

СОФИЯ — столица Болгарии. Расположена на южной окраине Софийской котловины. Административный центр Софийской обл., самостоятельная административная единица 1,1 млн. жителей (1991). Транспортный узел. Международный аэропорт. В Софии сосредоточено ок. 1/6 общеболгарского промышленного производства. Разнообразное машиностроение (электротехническое, радиоэлектронное, станко- и приборостроение и др.) — металлургия, химическая, резиновая, целлюлозно-бумажная, пищевкусовая, легкая промышленность. АН Болгарии, университет, театры. Национальная и городская художественные галереи, археологический музей. Основана в 1 в. н. э. (первоначальное название Сердика — в составе Римской, а затем Византийской империи). В 809 вошла в состав Первого Болгарского царства под названием Средец. С кон. 14 в. называется София (по церкви святой Софии). В 1382 — нач. 1878 под османским игом. С 1879 столица Болгарии. Церковь святой Софии (6 в.) — турецкая мечеть (16 в.) — храм-памятник Александра Невского (1904-12) — многочисленные современные общественные здания и жилые комплексы. На горе Витоша, близ Софии, — национальный парк.
СОФИЯ (греч. sophia — мастерство, знание, мудрость) — понятие-мифологема античной и средневековой философии, связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей. В дофилософском употреблении (Гомер) — разумное умение, реализующее себя в целесообразном творчестве; "знание о сущности", о "причинах и источниках" (Аристотель). В иудаизме и христианстве — олицетворенная мудрость бога. Представление о Софии как "премудрости божией" получило особое развитие в Византии и на Руси (главный храм Византии в Константинополе, 6 в.; три главные русские церкви 11 в. посвящены Софии — в Киеве, Новгороде и Полоцке); изображалась в виде ангела. В русской религиозной философии 19-20 вв. учение о Софии развивали В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский.

Словарь географических названий:

София
Столица Болгарии. Расположена на высоте 530–650 м на Ю. Софийской котловины, у подножия гор Витоша и Люлин. 1096 тыс. жителей (2001). Основана римлянами в I в. н. э. под названием Сердика на месте поселения др.-фракийского племени серди; с IX в. – Средец, с конца XIV в. – София (названа именем Св. Софии); с 1879 г. – столица Болгарии. Радиально-кольцевая планировка; много зелени (парк Свободы), комплекс Центр. вокзала, театр им. И. Вазова. Архит. памятники – церковь Св. Софии (V–VI вв.), храм-памятник Александра Невского (1904–12), ансамбль центр. площади с мавзолеем Г. Димитрова (1949). Болгарская АН, ун-т, Болгарское геогр. об-во, музеи, театры. Крупнейший пром. центр (до 1/6 пром. пр-ва страны). Разнообразное маш-ние, цветная и чёрная металлургия, хим., резинотехнич., целл.-бум., полиграф., пищ., лёгкая пром-сть. Междун. аэропорт. В черте города – тёплые минер. источники. На склонах г. Витоша – нац. прир. парк, туристские и спорт. базы и дома отдыха; канатно-кресельная дорога почти до вершины г. Черни Врых. Близ С. – церковь в с. Бояна (X–XIII вв.) со знаменитыми росписями XI–XIII вв., которая внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Советская историческая энциклопедия:

Столица Нар. Республики Болгарии, адм. центр Софийского округа. Расположена в котловине, между хребтом Стара-Планина и горным массивом Витоша. 859 т. ж. (1968). Осн. экономич. и культурный центр Болгарии. Крупный трансп. узел: междунар. ж.-д. линии Лондон — С. — Стамбул; С. — Афины; С. — Бухарест — УнгеныМосква; аэропорт Враждебна. В С. сосредоточено св. 1/5 общего пром. произ-ва и 22% пром. рабочих Болгарии. Особенно велика доля С. в продукции машиностроения (трансп., электротехнич., станкостроит. и др.) и металлообработке, а также пищевкусовой, текстильной, химич. пром-сти, произ-ве обуви, швейных изделий, в полиграфич. деле.
=====
С. под назв. Сердика (Serdica) возникла в 1 в. н. э. после завоевания римлянами области фракийцев-сердов; была важным адм. и торг. пунктом балканских владений Рим. (затем Визант.) империи. В 447 разрушена гуннами. Восстановлена при Юстиниане (527-565). В 809 вошла в состав Первого болг. царства (681-1018) под назв. Средец. В 1018-1194 — под властью Византии. В 1078 произошло восстание жителей города против визант. власти. В 1194 освобождена от визант. ига. С кон. 14 в. начала называться С. по церкви св. Софии (Света-София). В 1382 была захвачена турками. В С. находилась резиденция румелийского бейлербея. В 16-18 вв. С. — крупнейший после Константинополя торг.-ремесл. и культурный центр Балканского п-ова. С кон. 18 — нач. 19 вв. С. — один из гл. р-нов развития нац.-освободит. движения болг. народа. 4 янв. 1878 была освобождена от тур. ига рус. армией. С 1879 — столица Болгарии. В 1905-07 в С. происходили крупные революц. выступления болг. рабочих, развернувшиеся под влиянием революции 1905-07 в России. В годы второй мировой войны С. — центр антифаш. вооруж. борьбы болг. народа. В С. находились центр. руководство компартии, Рабочего молодежного союза, Нац. к-т Отечеств. фронта. Трудящиеся С. сыграли важную роль в Сентябрьском нар. вооруж. восстании 1944. 9 сент. 1944 в С. было сформировано первое нар.-демократич. пр-во Отечеств. фронта.
=====
Памятники архитектуры: церковь св. Софии (6 в.), остатки рим. укреплений, церковь св. Георгия (3-4 вв., с росписями 11-13 вв.), мечети Буюк-джамия (1494) и Баня-баши-джамия (1553) и др. В С. находятся Болг. АН, Академия с.-х. наук, Народная библиотека им. Кирилла и Мефодия, Ун-т им. Климента Охридского, 14 вузов (1971), Нац. художественная галерея и др. научные и культурные учреждения.
=====
Лит.: Кацаров Г. И., Принос къмъ старата история на София, С., 1910; Юбилейна книга на градъ София, (1878-1928), С., 1928; Монеджинова A., София през вековете, ч. 1, С., 1946; София. Водач за историческите и културните забележителности, С., 1959; География на България, т. 1-2, С., 1961-1966; Сердика. Археологически материали и проучвания, т. 1, С., 1964; Беседи за миналото на нашата столица, С., 1965.
=====
Е. П. Наумов. Москва.

Музыкальная энциклопедия:

Столица Народной Республики Болгарии. l млн. жит. (1979). Первые сведения о муз. культуре С. относятся к 6 в. (церк. песнопения, обрядовые игры). В 13 в. при дворе боярина Калояна служили музыканты. Во время османского ига (1382-1878) муз. жизнь в С. почти не развивалась, ограничиваясь лишь игрой тур. воен. оркестров во время праздников и исполнением музыки гл. обр. балканских народов странствующими музыкантами в домах богатых купцов. С сер. 19 в. в школах преподавалось пение как самостоят. учебный предмет, сохранилась также традиция церк. песнопений. Среди молодёжи были популярны свободолюбивые песни безымянных авторов и поэта-патриота Д. Чинтулова, направленные против турецких завоевателей.
После освобождения Болгарии рус. войсками в 1878 в С. возобновилась муз. жизнь. Первые концерты давались рус. воен. оркестрами. Позднее рус. и чеш. музыкантами были организованы воен. оркестры при болг. полках (постепенно в них стали входить и болг. музыканты), исполнявшие на разл. празднествах попурри, гл. обр. из нар. мелодий, и маршевые песни. В 1879 осн. воен. Гвардейский оркестр, к-рый, увеличивая свой состав, постепенно превратился в симф. оркестр. Его выступления в нач. 20 в. были гл. событиями муз. жизни С. (в программе — произв. рус. и зап.-европ. классики). С 1914 этим оркестром руководил комп. Г. Атанасов-"Маэстро", к-рый значительно поднял его художеств. уровень; в своих многочисл. выступлениях (до 1920 дал ок. 100 концертов) оркестр исполнял гл. обр. произв. Л. Бетховена, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова. В 1908-16 существовал симф. оркестр при муз. об-ве "Родная песня", в 1924-1927 — оркестр "Болг. нар. филармония" (состоял из оркестрантов оперного т-ра; рук. — М. М. Златин, Ю. Б. Померанцев, Т. Хаджиев). Позднее был создан оркестр Гос. филармонии при Софийской народной опере (рук. И. А. Добровейн, Э. А. Купер, К. Бём, а также болг. дирижёры А. Найденов и А. Димитров). В 1928 С. Попов организовал и возглавил Акад. симф. оркестр (в 1936-44 назывался "Царский воен. симф. оркестр"), к-рый позднее был преобразован в оркестр Софийской гос. филармонии (рук. — С. Попов, В. Стефанов, В. Симеонов, К. Илиев, Д. Петков, Д. Манолов). С этим оркестром выступали Г. Абендрот, Ж. Себастьян, К. Зандерлинг, Г. Н. Рождественский, E. P. Светланов и др. В 1948 при Болг. радио дир. В. Стефанов организовал симф. оркестр, к-рым затем дирижировали В. Симеонов, А. Владигеров. Среди др. орк. коллективов: камерные оркестры — "Софийские солисты" (осн. В. Казанджиевым), Болг. камерный оркестр (рук. Е. Камиларов и Д. Шнейдерман), Женский оркестр (рук. Р. Баталова) и др.; студенч. и школьные коллективы — оркестр при Гос. консерватории (рук. В. Симеонов, К. Илиев) и "Пионер" при Дворце пионеров (рук. В. Симеонов). В С. гастролируют крупнейшие оркестры мира, в т.ч. Ленингр. филармонии, Гос. симф. оркестр СССР.
Первый болг. оркестр лёгкой музыки — "Шоп" (осн. в 1895 Н. Крыстевым). В 1920-30-е гг. организовано неск. оркестров лёгкой музыки (небольших составов), в к-рых участвовали также известные болг. солисты — скрипачи Н. Симеонова, В. Чернаев, В. Аврамов. В 40-е гг. появились эстр. оркестры, к-рые в 50-е гг. получили широкое распространение; крупнейшие эстр. оркестры — Болг. радио и телевидения (с 1960), "Балкантон", "София".
В 1896 организован первый струн. квартет. Однако создававшиеся до нач. 1930-х гг. струн. ансамбли быстро распадались. Первые постоянные струн. квартеты были созданы Лечевым (1931-57) и В. Аврамовым (с 1938). Оба ансамбля в 1947 стали гос. коллективами. В 60-е гг. сформированы получивший мировую известность квартет "Димов", а также квартеты "Тилев", "Орфеус", Софийский и др. ансамбли.
Первыми солистами (исполнителями инстр. музыки) в кон. 19 в. были иностр. музыканты; в С. жили и концертировали чеш. дирижёр Г. Визнер и чеш. виолончелист И. Цибулка, нем. скрипач X. Кох. Лишь в нач. 20 в. начали выступать и болг. солисты — пианист А. Букорештлиев (позднее стал известен также как композитор, дирижёр и фольклорист), скрипачи Н. Фтичева, С. Попов и П. Наумов, позднее Н. Симеонова; пианисты П. Владигеров, И. Торчанов и А. Стоянов. В 1910-х гг. концерты стали проводиться регулярно.
В 1930-е гг. в С. гастролировали С. С. Прокофьев, А. Корто, К. Аррау, В. Кемпф, В. Пшигода, Б. Губерман и др. видные иностр. музыканты. После свержения монархо-фаш. режима (9 IX 1944) в С. стали часто выступать сов. музыканты — С.Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган и др. Среди болг. исполнителей выдвинулись пианисты Т. Янкова, Л. Енчева, Ю. Буков, О. Либих, В. Янков, А. Диков, Н. Евров и др., скрипачи Е. Камиларов, Б. Лечев, Д. Шнейдерман, Г. Бадев, С. Миланова, М. Минчев, кларнетист С. Димитров и др.; многие из них выступали на междунар. конкурсах.
Для муз. жизни С., как и для болг. муз. культуры в целом, характерен высокий уровень хор. иск-ва, имеющего давние традиции. Сразу же после освобождения от османского ига, когда стала формироваться светская гор. муз. культура, начали возникать хор. коллективы при нар. "читалиштах" (см. Болгарская музыка). На развитие хор. иск-ва сильное влияние оказали рус. воен. хоры. Первый проф. хор создан при кафедральном соборе в 1882 H. Николаевым; позднее он исполнял также светскую музыку на конц. эстраде. В 1905 в С. организовано хор. об-во Болгарский муз. союз, деятельность к-рого, прерванная 1-й мировой войной 1914-18, возобновилась в нач. 1920-х гг. и вскоре стала весьма интенсивной. В 1926 осн. Союз нар. хоров (объединение разл. самодеят. коллективов). В совр. С. св. 60 нар. хоров, в т.ч. "Гусла", "Кавал", "Средец", Студенч. хор им. Г. Димитрова, хор учительниц, хоры им. В. В. Маяковского, им. X. Морфовой, им. Г. Киркова. Мн. хоры награждены нац. и междунар. премиями. Славятся детские хоры "Бодра смяна" (рук. Б. Бочев и Л. Бочева) и Радиохор (рук. X. Недялков), гастролирующие в разных странах. В 1960-е гг. получили популярность самодеят. камерные хор. коллективы, в т.ч. хоры под рук. В. Арнаудова, Д. Рускова, И. Димитрова. В 1944 были организованы проф. хоры — Радиохор под рук. С. Обретенова (позднее Болг. хор. капелла им. С. Обретенова; рук. К. Бояджиев, Д. Русков, Г. Робев) и др. В совр. С. работают ансамбль песни при Болг. радио, хор при консерватории, хор Союза слепых (с 1935) и ряд самодеят. коллективов. В 1944 создан Ансамбль песни и пляски нар. армии, в 1945 — Ансамбль мин-ва внутр. дел (до 1961), в 1952 — Ансамбль песни при Радио и др.; с 1948 работает ряд самодеят. ансамблей, хоры и оркестры при Доме культуры им. Г. Димитрова, при Гор. совете депутатов и др.
Первая постоянная оперная труппа сформировалась в 1908 (до этого исполнялись лишь отрывки из опер). В 1908 К. Михайлов-Стоян, Б. Гюзелева-Вульпе и И. Вульпе основали оперный т-р "Болг. оперное т-во" ("Българска оперна дружба"), первый спектакль т-ра (отрывки из опер "Фауст" и "Трубадур") состоялся 18 X 1908. В 1910 т-р показал первую болг. оперу — "Нищенка" ("Сиромахкиня") Э. Манолова. В 1921 т-р стал государственным и получил назв. Софийская нар. опера. На сцене т-ра давали свои спектакли "Опера комик" (Париж), т-р "Сан-Карло" (Неаполь), оперный т-р Гамбурга и др. Здесь гастролировали труппы оперных т-ров Генуи, Будапешта, Бухареста, Праги, Берлина, а также Киевский т-р и балетные коллективы Большого т-ра СССР и Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова. В 1967 в С. создана камерная балетная группа "Арабеск". В 1951 открылось Гос. хореографич. уч-ще.
В 1918 А. Сладкаровым в С. пост. первая оперетта"Маркиз Бонелли". В том же году создан постоянный проф. т-р оперетты — "Свободный т-р"; вскоре были открыты также т-ры оперетты "Ренессанс", т-ры П. К. Стойчева, Кооперативный, Художественный, в 1948 — Гос. муз. т-р, крупнейший в С. (позднее получил имя своего первого рук. Стефана Македонского; ставит оперетты, комич. оперы, муз. комедии, мьюзиклы). Среди дирижёров — Б. Левиев, В. Райчев, Р. Баталова, Ж. Леви, Н. Недялков; режиссёров — X. Цанков, К. Наумов, С. Донев, Л. Даниель, Н. Петков; балетмейстеров — Ф. Мустакова, Г. Абрашев, Б. Ковачев. Среди солистов — М. Балканская, Т. Краева, А. Русков, позднее — А. Цанкова, Н. Шаркова, Л. Бодуров, В. Даскалов, Л. Кисева, Б. Продева, М. Босев, Л. Кошлукова, П. Ламбринова, Л. Чешмеджиева, З. Димитрова и др. Т-р гастролировал в Москве в 1958 и 1973.
Первым муз.-уч. заведением в С. было Частное муз. уч-ще, открытое в 1904; в 1912 оно становится гос. уч-щем. В 1921 осн. Гос. муз. академия, с 1954 она наз. Болг. гос. консерватория. Первыми преподавателями были нем. и чеш. музыканты. С 1910-х гг. постепенно выдвигаются болг. педагоги — Д. Христов (теория музыки), Н. Стефанов (флейта), И. Вульпе и Д. Попиванов (пение), П. Наумов и Н. Абаджиев (скрипка), И. Торчанов и А. Стоянов (фп.). Совр. консерватория имеет теоретич., педагогич., инструментальный, вок. и эстр. (с 1970) ф-ты. Среди профессоров — П. Владигеров, М. Големинов, Л. Пипков, П. Хаджиев, А. Райчев, Г. Димитров, В. Симеонов, К. Илиев (композиция и муз.-теоретич. предметы); Т. Янкова, П. Пелишек, К. Ганев (фп.); В. Аврамов, П. Христосков, Е. Камиларов (скрипка), К. Попов (виолончель); X. Брымбаров, Г. Златев-Черкин, Й. Йосифов, Ц. Дьякович (вок. класс). В консерватории наряду с болгарскими учатся музыканты из др. стран. Среди др. уч. заведений — Гос. муз. уч-ще (с 1947), Центральная студия вокалистов (с 1962), Ин-т музыкальной самодеятельности (с 1970). Работают мн. детские музыкальные школы.
Первое муз. науч. учреждениеОтдел нар. музыки при Этнографич. музее (с 1926), среди сотрудников к-рого были фольклористы В. Стоин, П. Стефанов и И. Камбуров. В 1948 отдел преобразован в Ин-т музыки при Болг. АН (первый рук. П. Стайнов). В институте имеются записи ок. 100 000 нар. песен (создан спец. фонд записей). Здесь работают музыковеды В. Крыстев, С. Стоянов, Б. Стыршенов, Д. Христов, А. Баларева, Е. Тончева, Н. Кауфман, Е. Стоин, Р. Кацарова и др. Ин-том изданы Энциклопедия болг. муз. культуры (1967) и ряд ежегодников. Муз. изд-во в С. работает с нач. 20 в. В 1949 открыт муз. отдел при изд-ве "Наука и изкуство" (с 1976 самостоят. изд-во "Музыка"). С 1948 выходит журн. "Музыка" (с 1953 наз. "Болгарская музыка"). Издаётся ряд пособий для муз. самодеятельности.
При софийском Радио (работает с 1929) существует муз. отдел. Программа "Орфей" посв. серьёзной музыке. С 1957 ведутся телепередачи, в т.ч. о муз. фестивалях и конкурсах. При Телевидении и радио существует ряд муз. коллективов.
С 1947 работает з-д грампластинок "Балкантон" (в 1973 выпустил 6 млн. пластинок), основанный на базе фирмы "Симонавия" (с 1924).
С 1961 (1 раз в 3 года) проходят конкурсы молодых оперных певцов. С 1970 проводятся фестивали — Софийские муз. недели (ежегодно, июнь), регулярно организуются смотры оперной, симф. и хор. музыки, а также смотры разл. муз. коллективов — проф. и самодеят., конкурсы болг. инструменталистов и певцов.
В 1947 осн. Союз болг. композиторов (на базе об-ва "Современная музыка", существовавшего с 1933). В союзе ок. 100 чл. (1973); рук. — Л. Пипков (1947-54), Ф. Кутев (1954-72), Д. Петков (с 1972). При союзе организован Кабинет молодого музыканта. Болг. музыканты- исполнители объединены в Союз муз. деятелей Болгарии (в 1903-41 наз. Болг. муз. союз).
Муз. жизнью С. руководят Гл. дирекция "Музыка" (ныне гос. объединение "Музыка и театр") при Комитете культуры и Гор. совет иск-ва и культуры при Горсовете депутатов.
Литература: Казаковъ Д., Маториали по историята на народния театъръ и опера, София, 1929; Державин К., Болгарский театр, М.-Л., 1950; 40 години оперета в България. 10 години Държавен музикален театър, София, (1957); Mонеджикова А., София. Водач за историческите и културните забележителности, София, 1959.
А. Абаджиев.

Словарь личных имен:

И, жен. Стар. форма имени (см. Софья).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
I
София, -и (имя; город; Софийский собор; Божественная премудрость, религ.-филос.)
II
София, жен. имя

Новейший философский словарь:

СОФИЯ (греч. sophia — мастерство, знание, мудрость) — смыслообраз античной, а позднее христианской и в целом европейской культуры, фиксирующей в своем содержании представление о смысловой наполненности мира, полагание которой фундирует саму возможность философии как постижения преисполненного смысла мироздания (греч. philisophia как любовь, влечение к мудрости, генетически восходящее к philia — филия, любовь и sophia). Исходно в древнегреческой культуре термин «С.» был соотносим с творчеством ремесленника — демиургоса, созидающего вещи, исполненные смысла, т.е. устроенные в соответствии с принципом, разумности и целями прикладной операциональности, что и обеспечивало возможность их продажи (см. у Гомера о С. обученного Афиной плотника в «Илиаде», XY). Античная философия фокусирует внимание на смыслообразующем аспекте С, которая определяется как «знание о сущности» (Аристотель) или «знание о первопричинах и умопостигаемой сущности» (Ксеио-крат), по-прежнему соотносясь с субъектом, но — в отличие от дофилософской традиции — не с субъектом деятельности, но с познающим субъектом. Однако древнегреческой философией (в лице Платона) осуществляется своего рода онтологический поворот в интерпретации С: последняя семантически связывается с трансцендентным субъектом космосозидания (Демиургом в отличие от ремесленника-демиургоса), выступая в человеческой системе отсчета в качестве интеллегибельной сущности. По формулировке Платона, С. есть «нечто великое и приличествующее лишь божеству» (Федр, 278 D), и Демиург творит мир в соответствии с извечным софийным эйдотиче-ским образом (Тимей, 29 а). Неоплатонизм обозначает термином «С.» архитектонику эйдосов, которая «есть знание самой себя и С. самой себя, на самое себя направленная и самой себе сообщающая свойства» (Прокл). Исходный эйдо-тический образец С, однако, прозревается человеком в феноменологии вещей, открытой для постижения (платоновское «припоминание», например), позволяя говорить о мудреце именно как о любителе мудрости, т.е. о стремящемся к ней: восхождение к истине по лестнице любви и красоты (см. ПЛАТОН), гносеологическая интерпретация Эроса у неоплатоников (см. ЛЮБОВЬ) и т.п. Онтологический аспект С. выдвигается на передний план в религиозно-философских системах монотеизма. Так, в рамках иудаизма может быть зафиксирована идея софийного (эйдотического) образца (закона) как лежащего в основе творения как фундаментального творческого акта: «Бог воззрил на закон и сотворил мир» (Талмуд, Рабба Бер. 1. 1). Используя античную терминологию, можно сказать, что в рамках монотеистической традиции абсолютный образец, мудрость Божья в исходном своем бытии может быть обозначена как Логос; будучи же воплощена в Творении, Божественная мудрость выступает как С, плоть которой (материя, семантически сопряженная — от античности — с материнским началом) придает ее семантике женскую окрашенность: шехина в иудаизме как женская ипостась Бога и христианская С. В сочетании с характерной для теизма установкой на глубоко интимное, личностное восприятие Абсолюта, это задает персонификацию С, как женского божества, характеристики и проявления которого изначально амбивалентны: С. может быть рассмотрена в ее отношении к Богу и в ее отношении к человечеству, являя в каждой системе отсчета специфические свои черты. По отношению к Богу С. выступает как пассивная сущность, воспринимающая и воплощающая его творческий импульс (ср. с древнеиндийской Шакти — женским космическим началом, соединение с которым является необходимым условием реализации космотворческой потенции Шивы, — см. ТАНТРИЗМ). Однако, если восточная версия космогенеза предполагает в качестве исходной своей модели фигуру сакрального космического брака, сообщающего Шиве творческую энергию Шакти, то христианская С, сохраняя женский атрибут «многоплодной» креативности, практически лишается — в соответствии с ситемой ценностей аскезы — какой бы то ни было эротической семантики, которая редуцируется к таким характеристикам С, как «веселие» и свободная игра творчества (Библия, Прем., VIII, 30-37). Семантические акценты женственности, с одной стороны, и внесексуально-сти — с другой, задают вектор интерпретации С. как девственницы (ср. мотив соблюдения целомудрия как залога сохранения мудрости и колдовских сил в традиционной мифологии, деву Афину в классической и др.). С. рождается в мир, исходя «из уст Всевышнего» (Библия, Сир., 24, 3), будучи прямым и непосредственным порождением Абсолюта: С. выступает как «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя» (Прем. Сол., 7, 25 сл.), фактически тождественное ему в мудрости и славе (ср. с рождением Афины из головы Зевса). Трактовка девственной С. как зачинающего лона по отношению в Богу приводит к последующему семантическому слиянию ее образа с образом девы Марии, непорочность и просветленность которой привносит в тварный мир смысл (эквивалентный приходу Мессии), придавая ему, таким образом, софийность (например, у немецкого мистика Г. Сузо (ок. 1295-1366), ученика Мейстера Экхарта). В обратной ситуации полного растворения Божественной сущности С. в тварном бытии, семантически изоморфного утрате девственности, возникает образ падшей С, как, например, в гностицизме, где С.-Ахамот, пребывая во мраке, несет в себе лишь отблеск гнозиса (знания, мудрости), и ее стремление к воссоединению с Богом выступает залогом тотальной гармонии Плеромы, семантически эквивалентной креационному мироустроению. Что же касается другой стороны С, то в отношении к человечеству она выступает как персонифицированное Божественное творчество: ветхозаветная С.-художница (Притч., 8, 27-31), смысловая наполненность творения. В контексте западного христианства культурная доминанта рациональности задает интерпретационный вектор, в рамках которого образ С. сближается с понятием логоса, во многом утрачивая свои внелогосные характеристики: например, С. как «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого, но при том одушевленное и как бы живое» (Ориген). В этой связи С. фактически лишается женской персонифицирован-ности, семантически отождествляясь в западном христианстве с Христом как Логосом — Иисус как «Божия слава и Божия премудрость» (1 Кор., 1, 24) — или даже с Духом Святым (монтанизм). Вместе с тем, в мистической традиции католицизма продолжают артикулироваться персонифицированно женские, внелогостные черты С, восходящие к ранней патристике. Так, у Беме термин С. выступает единственным залогом просветвления «темного» тварного мира: если земной, т.е. «плотский» мир мыслится Беме как «поврежденный» (порча духа при воплощении: запретный «плод был поврежден и осязаем...; таковое же плотское и осязаемое тело получили... Адам и Ева»), то единственным пронизывающим тварный мир светом выступает С. как «блаженная любовь», «мать души», «благодатная невеста, радующаяся о женихе своем». «Просветвленный человеческий дух» способен постичь и возлюбить ее (фило-София как служение Господу), ибо, постигая бытие, «он восходит к тому же точно образу и тем же рождением, как и свет в Божественной силе, и в тех же самых качествах, какие в Боге». Аналогично — у Г. Арнольда в протестантском (пиетизм) мистицизме. В философии романтизма образ С. приобретает новую — лирическую — аранжировку, сохраняя однако ключевые узлы своей семантики. Так, например, у Новалиса С. артикулируется в контексте аллегорического сюжета, практически изоморфно воспроизводящего базовые гештальты Писания: в царстве Арктура, олицетворяющего собою дух жизни, С. одновременно и «высшая мудрость», и «любящее сердце»; являясь супругой Арктура, она покидает его, дабы стать жрицей у алтаря истины в «своей стране» (»природе, какой она могла бы быть») с целью пробудить, дав ей сакральное знание, свою дочь Фрею, жаждущую духовного просветвления и подъема (наложение христианской семантики на фольклорную основу сюжета спящей девушки — см. АНАНКА). Это знание дает Фрее возмужавший Эрос, и С. воссоединяется с Арктуром, что символизирует собою всеобщее единство и гармонию ожившего царства: венок Арктура из ледяных листьев сменяется живым венком, лилиясимвол невинности — отдана Эросу, «небо и земля слились в сладчайшую музыку» (семантика сакрального брака, имеющая креационный смысл). В аксиологической системе галантно-романтического посткуртуазного аллегоризма Новалиса С. фактически отождествляется с любовью (»- Что составляет вечную тайну? — Любовь. — У кого покоится эта тайна? — У Софии.»), Абсолютной Женственностью (именно С. наделяет Эроса чашей с напитком, открывающим всем эту тайну) и Девой Марией (постижение тайны приобщает к лицезрению Великой Матери — Приснодевы). Синтетизм христианской аксиологии (акцент Марии), сюжетов языческой мифологии (засыпающая и воскресающая Фрея, мифологема Великой матери), сказочно-фольклорных мотивов (спящая красавица, тема любовного напитка), куртуазного символизма (голубой цветок, лилия, роза) и реминисценций классического рыцарского романа (изоморфизм образа С. образу королевы Гиньевры из романов Артуровского цикла) — делает семантику С. у Новалиса предельно поливалентной. Архаические языческие смыслы детерминируют и тот семантический пласт «Фауста» Гете, где в эксплицитной форме поставлен вопрос о С. как «вечной женственности», гармонии телесного и духовного начал, необходимой человечеству в качестве альтернативы, культурного противовеса тотальному интеллектуализму. Таким образом, в своем отношении к человечеству С. оказывается столь же фундаментально значимой, сколь и в своем отношении к Богу. Важнейшим аспектом С. в этом контексте является то, что будучи феноменом, онтологически относящимся к Космосу как целому, С. и с человечеством соотносится лишь как с целым, конституированным в качестве общности (общины). В западной культуре с ее доминантой логоса как воплощения рациональности это приводит к постепенной (начиная с Августина) идентификации С. с церковью, истолкованной в мистическом духе в качестве «невесты Христовой» (см., например, «Надпись на книге «Песнь песней» Алкуина: «В книгу сию Соломон вложил несказанную сладость: // Все в ней полно Жениха и Невесты возвышенных песен, // Сиречь же Церкви с Христом...»). В противоположность этому, в восточной версии христианства оказывается доминирующей именно парадигма внелогостной С, задавая аксиологически акцентированную ее артикуляцию: сам факт крещения Руси был оценен митрополитом Илларионом как «воцарение Премудрости Божьей». В православной культуре складывается богатая традиция иконографии С, в агиографической традиции христианства имя «С.» относится также к мученице, казненной императором Адрианом (2 в.) вместе с тремя ее дочерями — Верой, Надеждой и Любовью, — что в аллегорическом переосмыслении делает С. матерью основных христианских добродетелей. Проблема теодицеи в контексте восточнохристианской культуры формулируется как проблема этнодицеи, и идея народа-богоносца тесно связывается с идеей софийности, задавая в русской культуре идеал соборности, в русской философии — традицию софиологии, а в русской поэзии — идеал Абсолютной Женственности, стоящий за конкретными воплощениями его в отдельных женских ликах (B.C. Соловьев, Я.П. Полонский, М.А. Волошин, Вяч. Иванов, А.К. Толстой, А. Белый, А. Блок и др.) В этом контексте реальная возлюбленная выступает как «живое воплощение совершенства» (А. Блок), — само же совершенство есть С, для которой всегда и изначально характерна божественная сопричастность (»Бог сиял в ее красе» у Я.П. Полонского). В силу этого, устремляясь к совершенству женщины, мужчина неизменно устремляется к С. как олицетворенному совершенству (в терминологии аллегоризма B.C. Соловьева — к «солнцу», «лучами» которого выступают живые женские лица): «Порой в чертах случайных лиц // Ее улыбки пламя тлело... // Но, неизменна и не та, // Она сквозит за тканью зыбкой» (М.А. Волошин). Именно С. (»Дева Радужных ворот» у B.C. Соловьева) может на путях любви (всеобщей сизигии) даровать душе воскресенье и благодать Божию. Но дьявольским наваждением выступает олицетворенный в Доне Жуане искус узреть самую С, а не тени ее (»Небесного Жуан пусть ищет на земле // И в каждом торжестве себе готовит горе» у А.К. Толстого). Между тем, для B.C. Соловьева метафорические окликания С. служат вехами на пути духовного совершенствования (символическая система поэмы «Три свидания», фактически конгруэнтная аналогической системе «Новой жизни» Данте), а «софийный цикл» стихотворений задает аксиологическое пространство, в рамках которого причастность С. выступает максимальной ценностью. Вынашиваемая B.C. Соловьевым мечта о единстве христианства была органично сопряжена в его воззрениях с мистической идеей непосредственной причастности Первосвященника, которого он мыслил как объединителя христианской церкви (а себя — как исполнителя этой миссии) к женской сущности С.

Новая философская энциклопедия:

СОФИЯ – см. Софиология [СОФИОЛОГИЯ].

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

астероид
божественная премудрость
город
имя
мифологема
сердика
собор
софья
столица

Теософский словарь:

(Греч.) Мудрость. Женский Логос гностиков; Вселенский Разум; и женский Святой Дух у прочих.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

София
Софья. Из греч. .

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020