Определение слова «тема»

Толковый словарь Ефремовой:

тема
I ж.
То, что составляет основное содержание произведения, лежит в основе научного исследования, доклада, является предметом разговора и т.п.
II ж.
Мелодически завершенное музыкальное построение, являющееся основным мотивом музыкального произведения или его части и служащее предметом дальнейшего развития; главный мотив музыкального произведения.
III ж.
Форма, принимаемая в основу склонения или спряжения (в лингвистике).

Большой энциклопедический словарь:

ТЕМА (Tema) — город в Гане, к востоку от Аккры, порт в Гвинейском зал. 110 тыс. жителей (1988). Нефтеперерабатывающие, алюминиевые, химические, цементные, текстильные, пищевые предприятия. Рыболовство.
ТЕМА (от греч. thema, букв. — то, что положено (в основу)) — ..
1) предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д...
2) В искусстве — объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отражаемых писателем, художником или композитором и скрепленных воедино авторским замыслом...
3) В музыке — построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов. В крупных музыкальных произведениях могут быть 2-3 и более тем...
4) В лингвистике — см. Актуальное членение предложения.

Словарь географических названий:

Тема
(Tema), город на Ю. Ганы, на побережье Гвинейского зал., в 32 км к В. от Аккры. 250 тыс. жителей (2003). Основан в 1960–62 гг. на месте рыбацкого пос. Нефтепер. и алюминиевый заводы, домостроит. комбинат, сухой док рыбоконс. пр-тия. Рыб-во. Крупный порт (открыт в 1961 г.). Совр. архитектура и прямоугольная планировка. Общегородской образовательный центр пл. 41 га пересекает всю территорию города с С. на Ю.

Большой словарь иностранных слов:

Темы, ж. [греч. thema]. 1. Предмет какого-н. рассуждения или изложения. || Предмет, сюжет беседы, разговора. 2. Музыкальное предложение, представляющее собой развитой мотив и являющееся основой для разработки (муз.). 3. Производная глагольная основа, образующаяся прибавлением гласного звука (обычно “о” или “е”) к корню (лингв.).

Малый академический словарь:

тема
-ы, ж.
1.
Предмет повествования, изображения, исследования.
Сочинение на заданную тему. Тема доклада. Опера на современную тему.

В мире все темы прекрасны, Музу смелее зови. Н. Некрасов, Подражание Шиллеру.
Картины Алексея Пахомова --- подкупали смелостью замысла, оригинальной трактовкой темы. Арамилев, На острове Лебяжьем.
||
Предмет разговора, беседы.
Пили чай со сливками, с сухарями и, легко переходя с темы на тему, говорили о книгах, театре, общих знакомых. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
Рассказы о подвигах многоопытных разведчиков были главной темой долгих ночных разговоров. Казакевич, Звезда.
2. муз.
Основной мотив какого-л. музыкального произведения или его части, обычно служащий предметом дальнейшего развития.
Тема с вариациями.

Главная тема «Исламея» была записана Балакиревым на Кавказе. Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни.
[греч. ]

Музыкальная энциклопедия:

(от греч. tema, букв. — то, что положено в основу) — муз. построение, служащее основой муз. произв. или его части. Ведущее положение Т. в произв. утверждается благодаря значительности муз. образа, способности к развитию составляющих Т. мотивов, а также благодаря повторениям (точным или варьированным). Т. — основа муз. развития, стержень становления формы муз. произв. В ряде случаев Т. не подвергается развитию (эпизодич. Т.; темы, представляющие собой целое произв.).
Соотношение тематич. и нетематич. материала в произв. может быть различным: от значит. количества тематически нейтральных построений (напр., эпизодич. мотивы в разработочных разделах) до полного подчинения Т. всех элементов целого. Произв. может быть однотемным и многотемным, причём Т. вступают между собой в разнообразные отношения: от очень близкого родства до яркого конфликта. Весь комплекс тематич. явлений в сочинении образует его тематизм.
Характер и строение Т. находятся в тесной зависимости от жанра и формы произв. в целом (или его части, основой к-рой служит данная Т.). Существенно отличаются, напр., законы построения Т. фуги, Т. гл. партии сонатного allegro, T. медленной части сонатно-симф. цикла и т. д. Т. гомофонно-гармонич. склада излагается в форме периода, а также в виде предложения, в простой 2- или 3-частной форме. В нек-рых случаях Т. не имеет определ. замкнутой формы.
Понятие "Т." претерпевало значит. изменения в ходе историч. развития. Термин впервые встречается в 16 в., заимствован из риторики и в это время часто совпадал по смыслу с др. понятиями: cantus firmus, soggetto, tenor и др. X. Глареан ("Dodecachordon", 1547) называет Т. осн. голос (tenor) или голос, к-рому поручается ведущая мелодия (cantus firmus), Дж. Царлино ("Istitutioni harmoniche", III, 1558) называет T., или passagio, мелодич. линию, в к-рой в изменённом виде проводится cantus firmus (в отличие от soggetto — голоса, проводящего cantus firmus без изменений). Др. теоретики 16 в. закрепляют это различие, применяя также термин inventio наряду с термином tema и subjectum наряду с soggetto. В 17 в. различие между указанными понятиями стирается, они становятся синонимами; так, subject как синоним Т. сохранился в зап.-европ. музыковедч. лит-ре вплоть до 20 в. Во 2-й пол. 17 — 1-й пол. 18 вв. термином "Т." обозначали прежде всего главную муз. мысль фуги. Выдвинутые в теории музыки классич. принципы построения Т. фуги основаны гл. обр. на анализе темообразования в фугах И. С. Баха. Полифонич. Т. обычно одноголосна, она непосредственно вливается в последующее музыкальное развитие.
Во 2-й пол. 18 в. сформировавшееся в творчестве венских классиков и др. композиторов этого времени гомофонное мышление изменяет характер Т. В их произв. Т. — целый мелодико-гармонич. комплекс; появляется чёткое разграничение между Т. и развитием (Г. Кох ввёл понятие "тематическая работа" — в кн. "Musikalisches Lexikon", TI 2, Fr./M., 1802). Понятие "Т." применяется практически ко всем гомофонным формам. Гомофонная Т., в отличие от полифонической, имеет более определ. границы и чёткое внутр. членение, часто бульшую протяжённость и законченность. Такая Т. — обособленная в той или иной степени часть муз. произв., к-рая "заключает в себе его главный характер" (Г. Кох), что отражено в немецком термине Hauptsatz, употреблявшемся со 2-й пол. 18 в. наряду с термином "Т." (Hauptsatz означает также Т. гл. партии в сонатном allegro).
Композиторы-романтики 19 в., опираясь в целом на законы построения и использования Т., выработанные в творчестве венских классиков, существенно расширили рамки тематизма. Более важную и самостоят. роль стали играть мотивы, составляющие Т. (напр., в соч. Ф. Листа, Р. Вагнера). Усилилось стремление к тематич. единству всего произв., вызвавшее появление монотематизма (см. также Лейтмотив). Индивидуализация тематизма проявилась в повышении значения фактурно-ритмич. и тембровых характеристик.
В 20 в. использование нек-рых закономерностей тематизма 19 в. соединяется с новыми явлениями: обращением к элементам полифонич. тематизма (Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, П. Хиндемит, А. Онеггер и др.), сжатием Т. до кратчайших мотивных построений — иногда двух- или трёхзвуковых (И. Ф. Стравинский, К. Орф, последние произв. Д. Д. Шостаковича). Вместе с тем значение интонац. тематизма в творчестве ряда композиторов падает. Появляются такие принципы формообразования, по отношению к к-рым применение прежнего понятия Т. стало не вполне обоснованным.
В ряде случаев предельная интенсивность развития делает невозможным использование оформленной, чётко выделенной Т. (т. н. атематическая музыка): изложение исходного материала совмещается с его развитием. Однако сохраняются элементы, играющие роль основы развития и близкие по функции к Т. Это те или иные интервалы, скрепляющие всю муз. ткань (Б. Барток, В. Лютославский), серия и общий тип мотивных элементов (напр., в додекафонии), фактурно-ритмич., тембровые характеристики (К. Пендерецкий, В. Лютославский, Д. Лигети). Для анализа подобных явлений ряд теоретиков музыки использует понятие "рассредоточенный тематизм".
Литература: Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960; Мазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, (ч. 1), Элементы музыки и методика анализа малых форм, М., 1967; Способин И., Музыкальная форма, М., 1967; Ручьевская Е., Функция музыкальной темы, Л., 1977; Бобровский В., Функциональные основы музыкальной формы, М., 1978; Валькова В., К вопросу о понятии "музыкальная тема", в кн.: Музыкальное искусство и наука, вып. 3, М., 1978; Riemann H., GroЯe Kompositionslehre, Bd 1, В.-Stuttg., 1902; Ha1m A., Zur Phдnomenologie der Thematik, в его кн.: Von Grenzen und Lдndern der Musik, Mьnch,, 1916; Кurth E., Grundlagen des linearen Kontrapunkts. Bachs melodische Polyphonie, Bern, 1917, 1956 (рус. пер. — Курт Э., Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха, М., 1931); Вahle T., Eingebung und Tat im musikalischen Schaffen, Lpz., 1939; Reti R., The thematic process in music, N. Y., 1951; Form in der Neuen Musik, Mainz, 1966, S. 9-21; Dibe1ius TJ., Moderne Musik, 1945-1965, Mьnch., 1966.
В. Б. Валькова.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
тема, -ы

Толковый словарь Ожегова:

ТЕМА, ы, ж.
1. Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. Перейти к другой теме. Т. рассказа.
2. Главный мотив музыкального произведения. Т. с вариациями.
| прил. тематический, ая, ое (к 1 знач.). Тематическая линия романа.

Социологический словарь:

ТЕМА (от греч. thema — вопрос для обсуждения) — англ. subject/theme; нем. Thema. 1. Предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д. 2. В научной работе — часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов, к-рые предстоит решить на основе специальных исследований.3. В литературе — основная филос., соц., этническая или иная идеологическая проблема эпического и драматического произведения, реализованная посредством изображения и идейной интерпретации определенных жизненных событий и явлений. Т. конкретизируется в сюжете. 4. В музыке — музыкальное построение, выражающее основной замысел всего произведения или его части.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

тема
стар. фема, 1665 г.; см. Огиенко, РФВ 66, 368. Через нем. Тhеmа или лат. thema из греч. "установленное, положение"; см. Смирнов 288. Форма на -ф- непосредственно из греч.

Грамматический словарь Зализняка:

Тема, темы, темы, тем, теме, темам, тему, темы, темой, темою, темами, теме, темах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru