Определение слова «Шакти»

Большой энциклопедический словарь:

ШАКТИ (санскр. — сила, энергия) — понятие индийской религии, женское творчески-энергетическое начало; шактизм (почитание Шакти) получил наибольшее развитие в тантризме и шиваизме, где Шакти персонифицируется в образе одной из ипостасей супруги Шивы (Деви, Дурги, Кали).

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

Божественная сила или энергия, женская манифестация божества, гл. обр. в шиваитской мифологии. Шива, бог-абсолют, постигается через его энергетич. проявление, воплощенное в универсальном женском начале. Он пассивен и трансцендентен, а Ш. — его имманентная активная ипостась. Ш. может принимать разл. формы — от локальных божеств (семейных, родовых, племенных и т. п.) до великой богини-матери, воплощенной в образах супруги Шивы (Дурги, Кали, Умы, Парвати). Иконографически богиня изображается в двух гл. аспектах: благостном, в виде молодой красивой женщины, и гневном, в виде многорукой вооруженной демоницы с оскаленными клыками, красным языком и ожерельем из черепов. Символ единения бога со своей Ш. — Ардханари. Гл. объект почитания богини в культе — ее женский символ — йони, иногда в соединении с лингамом.
М. Альбедиль

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. akti, «сила»)
в индуистской мифологии творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги. В индийских мистических учениях женское начало рассматривается как активный принцип; благодаря ему бог-супруг манифестирует свои потенциальные качества. Дуальная концепция пассивного и активного, скрытого и явного, созерцательного и творческого аспектов божественной пары в первую очередь прилагается к Шиве и его супруге. Культы, известные как шактистские, обычно рассматривают в качестве верховного божества — Ш., одну из ипостасей жены Шивы (Деви, Сати, Дургу, Парвати и т. д.), и почитают женское начало во всех его проявлениях. Ш. считается воплощением супружеской верности (Сати) и сексуальной, плодотворящей страсти (йони, женский орган,важнейший символ Ш.), творческой (Джаганматри — богиня-мать) и разрушительной (Дурга, Кали) силы.Лит.: Dasgupta S. В.. Obscure religious cults..., Calcutta, 1946; Agrawala V. S., The glorification of the Great Goddess, Varanasi, 1963; Woodroffe J., Shakti and shakta, L.. 1920. П. Г.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
шакти, нескл., ж.

Новая философская энциклопедия:

ШАКТИ (санскр. akti, от глагольного корня ak – мочь, быть способным) – «потенция», «сила», «энергия». В индийской философской традиции всякая деятельная активность неизменно ассоциируется с женским началом, и потому творческая энергия, благодаря которой развертывается вселенная, обычно персонифицируется в образе Шактисупруги или возлюбленной бога Шивы. В монистической адвайта-веданте [АДВАЙТА-ВЕДАНТА] Шанкары [ШАНКАРА],где основой мира выступает высший Брахман [БРАХМАН],с которым на самом деле ничего не происходило, сама Шакти рассматривается как своего рода оборотная сторона Брахмана, как его собственная сила, тождественная космической иллюзии – майе. Однако в других системах, монизм которых существенно ослаблен или сменяется дуализмом, Шакти становится более или менее самостоятельным началом, ответственным за творение мира. В кашмирском шиваизме [КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ]в основе реальности лежит пульсирующее единство Шивы и Шакти (в этом живом единстве Шива воплощает собой чистое, пассивное созерцание«пракаша», тогда как Шакти представляет активный, динамичный аспект сознания – «вимарша», т.е. его внутреннюю интенциональность, готовность создавать и воспринимать свои объекты). Вместе с тем Шакти выступает в трех аспектах (в религиозном направлении «трика» они даже рассматриваются как триада отдельных богинь) – Пара-шакти (Высшая), Пара-апара-шакти (Высшая-низшая) и Апара-шакти (Низшая). В первом аспекте Шакти все потенции еще свернуты и присутствуют в виде чистой интенциональности, свободного и ничем не обусловленного желания (иччха-матра) верховного Господа. Во втором своем аспекте Шакти уже содержит внутри себя всю вселенную, сохраняя ее как собственное видение, как отражение в зеркале; субъект и объект уже появились, но еще не разведены, не отделены друг от друга. Наконец, третий аспект Шакти соответствует уровню раздробленности; сознание здесь напрягается изнутри стремлениями и отторжениями, и многообразным восприятиям соответствуют многообразные объекты. Пульсация сознания, постоянно порождающая новые формы, представлена вращением «колеса Шакти» (шакти-чакра), спицы которого соответствуют различным силам и энергиям; в центре этого колеса пребывает вечный Шива – та единственная осевая точка, которая неизменно остается в состоянии покоя. В качестве такой творящей, «дробящей» силы Шакти отождествляется с Речью (Вач) и «Праматерью» (Матрика) всего сущего, а развертывание мира внутри очередного вселенского цикла начинается с выплескивания фонической энергии, создающей буквы алфавита и священные тексты в виде парадигмы, по образцу которой творится мир. Активная и пульсирующая сила становления, которая проявляется в человеческих существах, отождествляется в кашмирском шиваизме, а также других направлениях тантризма [ТАНТРИЗМ]с Кундалини, или эротической энергией. Соответственно единственная возможность достигнуть освобождения состоит в умении направить эту энергию к ее истинному источнику и опоре – Шиве. Это обратное движение, использующее в качестве средства спасения все ту же Шакти, призвано даровать адепту то мгновение внезапного озарения (пратибха), в котором реализуется нерасчлененное единство Шивы и Шакти. Сотериологическая ориентация на Шакти приводила к тому, что в отдельных направлениях тантризма верховным началом считалась именно женская ипостась – богиня (Парамешвари), почитаемая под именами Шакти, Дэви, Кали или Дурги; такие варианты тантризма известны как «шактизм» (шакта-сиддханта).
Литература:
1. Padoux A. L’nergie de la Parole. P., 1980;
2. Silbum L. La Kundalini ou l’nergie des profondeurs. P., 1983;
3. Idem. Hymnes aux Kl. La Roue des nergies divines. P., 1995;
4. Mackenzie Brown C. The Triumph of the Goddess. Albany, 1990;
5. Cobum T.B. Encountering the Goddess. Albany, 1991.
H.В.Исаева

Краткий религиозный словарь:

(санскр. — мощь, сила), в индийской философии божественная сила, энергия, с помощью которой творится мир. Выступает как в персонифицированной, так и безличной ипостасях. Особенно известна Шакти как жена Шивы, мать мира, высшая творческая сила в ее

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

богиня
богиня-мать
деви
дурги
кали
сила
энергия

Теософский словарь:

(Санскр.) Активная женская энергия богов; в народном Индуизме — из жены и богини; в Оккультизме — венец астрального света. Синтез Силы и шести сил природы. Вселенная Энергия.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru