Определение слова «Мистика»

Толковый словарь Ефремовой:

мистика
I ж.
1. Религиозно-культовая практика, эзотерические обряды, направленные на достижение единения со сверхъестественными силами, вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром.
2. Совокупность теологичных и философских доктрин, обосновывающих эту связь; вера в сверхъестественное.
II ж. разг.
Нечто непонятное, необъяснимое, загадочное.

Словарь по культурологии:

(от греч. — таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.
Мировоззренческие основы М. дгогут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм, христианство, ислам) абсолют — это личный Бог, и «единение» с Ним — это диалогическое «общение», которое требует согласия партнера и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В ересях «общение» может переосмысляться как «слияние» (так, исламский мистик аль-Халладж был казнен в X в. за то, что в экстазе сказал «я есмь Истинный», т. е. Бог). Наконец, в системах нетеистического мистицизма место личного Бога занимает безличное трансцендентное начало (дао даосизма, шуньята буддизма, «единое» неоплатонизма и т. п.). Однако все мистические доктрины имеют некоторые общие черты. Все они тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный из которых — смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители М. всех времен и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл М. иначе, чем в неадекватном намеке или через молчание (ср. «благородное молчание» буддистов). Теология М. обозначается в христианской традиции как «отрицательная» («негативная», апофатическая теология), поскольку она описывает Бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердительных характеристик. Практика М. предполагает ту или иную систему психофизических упражнений (дхьяна и йога в индийских системах М., «умное делание» православных монахов), обычно включающую гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах (янтры и мандалы в индийской традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов (мантры индуизма, «молитва Иисусова» в православии, молитвенные восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), на отдельных словах и т. д. В некоторых системах М. для таких «медитаций» рекомендуются позы и способы регуляции дыхания (йога, исихазм). Приемы могут быть самыми разными — от бешеной пляски дервишей до тихого «умиления» христианских аскетов. Но в любом случае М. не может обойтись без психотехники аскетизма (или, как в некоторых видах гностицизма и тантризма, а также в сатанизме, без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этических и сакральных запретов, создающего предпосылки для психологического шока и транса). Поскольку М. предполагает движение через неиспытанные психологические состояния, «посвящаемому» ничего не остается, как слепо вверяться руководству «посвященного», который испытал все на себе. Отсюда значение наставников типа «гуру» в индуизме, «пира» в суфизме, «старца» в исихазме, «цаддика» в хасидизме.
Хотя исторический аналог и прообраз М. можно усмотреть уже в глубокой древности в шаманско-оргиастических культах, имевших целью экстатическое снятие дистанции между человеком и миром духов или богов, однако М. в собственном смысле возникает лишь тогда, когда религиозное умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознательное отступление от логики в М. Поэтому самый ранний расцвет М. происходит в странах с философской и логической культурой — в Индии (веданта), Китае (даосизм), отчасти в Греции (пифагореизм, платонизм). Дальнейшие волны М., проходящие, как правило, поперек национальных и вероисповедных рамок, отмечают эпохи общественных кризисов: крушение Римской империи в первых вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство), конец Средневековья в XIII— XIV вв. (суфизм, каббала, исихазм, Иоахим Флорский, Майстер Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в XVII—XVIII вв. (кружки янсенистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты). При определенных исторических условиях М. становилась формой протеста против церковной и социальной иерархии (такова, напр., роль М. в мировоззрении плебейских сект времен Крестьянской войны в Германии). При других исторических условиях парадоксы М. давали импульс идеалистической диалектике. В условиях кризиса общества в полуинтеллигентских кругах получают распространение эклектические и наукообразные системы внеконфессиональной М. (теософия и антропософия), а также крайне вульгари-зованная практика обретения «мистического опыта» — от старомодных спиритических сеансов до радений хиппи. Мистические мотивы присущи ряду течений современной философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо рационалистических направлениях, как неопозитивизм, интерпретированный в ряде высказываний Л. Витгенштейна как род «апо-фатической М.», аналог «благородному молчанию» буддистов.
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Толковый словарь Даля:

мистика
МИСТИКА ж. ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры. Мистический, мистичный, сокровенный, скрытый, таинственный, темно иносказательный. Мистицизм м. ученье, убеждение, понятия или наклонность к таинственному толкованию и обрядливости. Мистик м. предавшийся мистике, мистицизму. Мистифировать кого, дурачить, тешиться обманом, вводить в длительное заблуждение, для одной забавы. Мистификация ж. шуточный обман или содержание человека в забавной и длительной ошибке. Мистерия ж. таинственный обряд языческой веры; || зрелище, представление из Ветхого Завета, духовная драма.

Большой словарь иностранных слов:

Мистики, мн. нет, ж. [от греч. mystikos – таинственный]. 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с так называемым потусторонним миром (книжн.). Средневековая мистика. 2. перен. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (разг. ирон.). Это уж мистика какая-то!

Советская историческая энциклопедия:

(от греч. mystikos — таинственный) средневековая — религ.-философ. направление, видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении (схоластика), а в иррац. созерцании и чувстве. М. распадалась на ортодоксальную и еретическую. Первым ср.-век. философом мистич. направления был И. Эриугена (9 в.). Мистико-пантеистич. учение Эриугены, исходившее из субстанциального единства божественного и человеческого разума (тем самым в сущности возвышавшее человеческий разум), находилось в непремиримом противоречии с католич. вероучением и было осуждено в 13 в. католич. церковью как еретическое. В 12 в. с обострением клас. и идеологич. борьбы (в связи с ростом городов) развивается ортодоксальная М. как реакция против прогрессивного рационалистич. течения в ранней схоластике, выражавшего сопротивление разума авторитету церкви. Ортодоксальная М. стремилась к полному подчинению разума вере (Бернар Клервоский и представители Сен-Викторской школы, осн. специально для опровержения "мудрствований схоластов"). В 13-14 вв. как протест ср.-век. бюргерства против духовной диктатуры церкви, освящавшей феод. порядок, ширится оппозиционное, еретич. направление М., являвшееся одной из форм "революционной оппозиции феодализму" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Еретической являлась и пантеистич. нем. М. (Экхарт, И. Таулер), искавшая пути познания в слиянии души с богом в результате индивидуальных усилий личности, что вело к мысли о ненужности сложной церк. организации и культа для "спасения" верующего. Кроме того, она признавала также самостоят. (хотя и вторичную) ценность светской деятельности человека. Наиболее радикальным было хилиастич. направление в М., связанное с крест.-плебейскими еретич. движениями. Родоначальником ср.-век. хилиазма в М. был Иоахим Флорский (12 в.), идеи к-рого получили открыто антифеод. истолкование у Дольчино (14 в.). Табориты развернули хилиастич. идеи в открыто-революц. программу. Энгельс отмечал, что "средневековые мистики, мечтавшие о близком наступлении тысячелетнего царства, сознавали уже несправедливость классовых противоположностей" (там же, т. 20, с. 160-61). С хилиастич. направлением М. связаны были плебейские ереси эпохи Реформации (напр., анабаптисты), они оказали значит. влияние и на формирование взглядов Т. Мюнцера. М. была широко представлена не только на З., но и на В. В мусульм. странах наиболее влият. мистич. направлением был суфизм.
=====
Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, К истории первоначального христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22; его же, Естествознание в мире духов, в его кн.: Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Вертеловский А., Зап. ср.-век. мистика и отношение ее к католичеству, X., 1888; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953; Смирин М. M., Нар. реформация т. Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957; Preger W., Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter, Bd 1-3, Lpz. 1893; Bttner Th., Werner E., Circumcellionen und Adamiten, В., 1959; Kalivoda R., Husitsk ideologie, Praha, 1961.
=====
С. М. Стам. Саратов.

Малый академический словарь:

мистика
-и, ж.
1.
Вера в существование сверхъестественных, фантастических сил, с которыми особым таинственным образом якобы связан и может общаться человек.
Средневековая мистика.

— Странная штука человеческая судьба! Мы, конечно, не фаталисты, рок и прочая мистика нам не ко двору. Чаковский, Год жизни.
2. перен. разг.
Нечто загадочное, непонятное, совершенно необъяснимое.
Какая-то мистика — на двадцать первый день меня неудержимо тянет домой. Барто, Записки детского поэта.
— А я люблю мистику. Особенно мистику Эдгара По. Трифонов, Белые ворота.
[От греч. — таинственный]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
мистика, -и

Толковый словарь Ожегова:

МИСТИКА, и, ж.
1. Вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. Средневековая м.
2. Нечто загадочное, необъяснимое (разг.). Все события последних дней какая-то м.
| прил. мистический, ая, ое.

Краткий религиозный словарь:

Религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственное единение с богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, осмысляющих эту практику

Грамматический словарь Зализняка:

Мистика, мистики, мистики, мистик, мистике, мистикам, мистику, мистики, мистикой, мистикою, мистиками, мистике, мистиках

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru