Определение слова «спенсер»

Толковый словарь Ефремовой:

спенсер м. устар.
1. Корсаж со шнуровкой.
2. Короткая облегающая куртка.

Толковый словарь Ушакова:

СПЕ́НСЕР, спенсера, ·муж. (·англ. spencer) (·старин. ). Род короткой куртки. «Сидит у окна в зеленом бархатном спенсере.» Лесков.

Большой энциклопедический словарь:

СПЕНСЕР (Spencer) — залив Индийского ок., у южного берега Австралии, между полустровами Эйр и Йорк. Длина 330 км, ширина у входа ок. 80 км, глубина до 64 м. Приливы неправильные суточные (до 3,6 м). Крупный порт — Порт-Пири.
СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции; в этике — сторонник утилитаризма. Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры. Основное сочинение"Система синтетической философии" (1862-96).
СПЕНСЕР (Spencer) Стенли (1891-1959) — английский художник. Продолжив традиции прерафаэлитов, создал в своей живописи один из самобытнейших вариантов магического реализма. Сцены из быта английской глубинки превращаются у него в подобие мистических видений, включающих христианские мотивы.
СПЕНСЕР (англ. spencer, по имени лорда Спенсера, считающегося автором этого вида одежды) — коротенькая курточка с длинными рукавами, закрывающими кисти рук. Мужчины носили спенсер очень недолго на рубеже 18-19 вв. Позже он стал частью только женского костюма.

Большой словарь иностранных слов:

Спенсера, м. [англ. spencer] (старин.). Род короткой куртки.

Советская историческая энциклопедия:

1.
(Spencer), Болдуин (23.VI.1860 — 14.VII.1929) — биолог и этнограф. Англичанин по происхождению. По окончании Оксфордского ун-та (1884) переселился в Австралию. В 1887-1919 — проф. Мельбурнского ун-та. С 1894 вел полевые исследования в Центр. и Сев. Австралии. В сотрудничестве с Ф. Гилленом изучил культуру и быт многих австрал. племен, особенно аранда (арунта); собрал ценнейшие этногр. коллекции. Оба исследователя пользовались доверием аборигенов, посвящавших их в тайные племенные предания, пытались облегчить положение коренного населения.
=====
Соч.: The native tribes of Central Australia, L., 1899; Across Australia, v. 1-2, L., 1912; The Arunta. A study of a stone age people, v. 1-2, L., 1927; Native tribes of the Northern Territory of Australia, L., 1914 (все книги, кроме последней, совместно с F. Gillen).
2.
(Spencer), Герберт (27.IV.1820 — 8.XII.1903) — англ. философ, социолог, психолог; один из родоначальников позитивизма. Знания приобрел гл. обр. путем самообразования. Был школьным учителем (1837), инженером на ж. д. (1837-41); в 1848-53 сотрудничал в журн. "Economist", затем полностью посвятил себя науч.-лит. труду. Был близок с Дж. С. Миллем, естествоиспытателем Т. Гексли, писательницей Дж. Элиот, с Б. Вебб.
=====
С. предпринял попытку создать универсальную философию (своего рода "сумму наук"), к-рую рассматривал как совокупность осн. принципов спец. наук, и дал свою классификацию наук. Его гл. труд"Система синтетической философии" ("Synthetic philosophy") — состоит из серии книг: "Основные начала" ("First principles", L., 1862; рус. пер., СПБ, 1897), "Основания биологии" ("The principles of biology", v. 1-2, L., 1864-67; рус. пер., т. 1-2, СПБ, 1870), "Основания психологии" ("Principles of psychology", v. 1-2, L., 1855-72; рус. пер., т. 1-4, СПБ, 1876), "Основания социологии" ("The principles of sociology", v. 1-3, L., 1876-96; рус. пер., т. 1-2, СПБ, 1898), "Основания этики" ("The principles of ethics", v. 1-2, L., 1879-93; рус. пер., т. 1-2, СПБ, 1899). Как философ С. испытал на себе влияние О. Конта, (хотя сам С. отрицал это и по многим вопросам существенно расходился с Контом), а также Юма, Дж. С. Милля. Агностик в теории познания, С. видел задачу науч.-филос. познания в сведении явлений (основу к-рых считал непознаваемой) к минимуму наиболее общих принципов. Осн. стержень его филос. концепции — идея эволюции. Эволюцию С. понимал как определяющий развитие мира универсальный закон "интеграции материи и сопутствующего ей рассеяния движения" ("закон сохранения энергии"), как закон равновесия и приспособляемости, господствующий и в природе, и в обществе. С. обосновывал возможность существования науки об обществе (он — один из родоначальников социологии), выступал против теологич. понимания истории, против сведения истории к деятельности правителей и полководцев и представлений о неповторяемости ист. явлений (полемизируя, в частности, с англ. историком Дж. Фрудом) и настаивал на существовании законов в истории и возможности причинного объяснения ист. фактов. Однако при этом С. переносил на общество категории и понятия, заимствованные из точных и естеств. наук, придерживаясь т. н. органич. теории развития общества (прослеживая сходство общества с биологич. организмом, он тем не менее не отождествлял их полностью). Социология С. оказала большое влияние на бурж. обществознание и позитивистскую историографию в Европе и Америке. В поисках мат-ла для своих социологич. обобщений С. широко обращался к истории первобытной культуры и внес значит. вклад в ее изучение. Он был одним из создателей эволюционной школы в этнографии (оказал влияние на многих видных ее представителей, в частности на Э. Тайлора); разработал теорию происхождения и развития религ. верований (древнейшей их формой считал культ умерших и культ предков). С. начал выпуск серии "Описательная социология" ("Descriptive sociology", v. 1-15, L., 1873-1934) — ценного собрания мат-лов по истории социальных институтов, быта, верований разных народов. Взгляды С. на роль в обществе психологии способствовали становлению социальной психологии. С. отстаивал идею прогресса, понимая его, однако, в духе бурж.-либеральных оптимистич. иллюзий викторианской Англии (выступал как против угрозы торийской реакции, так и гл. обр. против социалистич. идеологии и рабочего движения). В политике крайний индивидуалист, противник всякого гос. вмешательства в частную инициативу, особенно враждебно относившийся к социализму, С. вынужден был, однако, признать, что "социализм"неизбежное звено грядущей эволюции человечества от "диссоциации" (господства индивидуализма и свободной конкуренции) к "интеграции" (гос. и плановое начала).
=====
Соч.: Works, L.-N. Y., 1910; в рус. пер. (кроме указ. в статье): Социальная статика, СПБ, 1906; Социология как предмет изучения, СПБ, 1896; Автобиография, ч. 1-2, СПБ, (1914).
=====
Лит.: Кон И. С, Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 2; Duncan D., The life and letters of Herbert Spenser, L., 1908; Diaconide Й., tude critigue sur le sociologie de Herbert Spenser, P., 1938: Kasparzyk L., Spencer, Warsz., 1967.
=====
И. H. Неманов. Смоленск.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
спенсер, -а (жилет)

Новейший философский словарь:

СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820-1903) — британский философ и социолог. С. отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. Фундаментальный десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах эволюционизма, был опубликован в 1862-1896. Этот труд включал: «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология как предмет изучения» (1903), «Основания этики» (1879-1893). Творчество С. с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу своей эпохи. Теоретические взгляды С. формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Так, в частности, С. высоко оценил «Происхождение видов» Дарвина. Большое влияние на С. оказали также труды А. Смита и Мальтуса, английских утилитаристов, проповедовавших идеи радикального буржуазного либерализма и индивидуализма. Придерживаясь крайней версии либерализма, С. горячо защищал принципы индивидуальной и свободы конкуренции. Всякое вмешательство в естественный ход событий, тем более социалистическое планирование, по мнению С, приводит к биологическому вырождению, поощрению «худших за счет лучших». С. выступал за ограничение роли государства в общественной жизни вплоть до отказа бедным в помощи или заботе о воспитании детей. Критиковал колониальную экспансию, поскольку она ведет к усилению государственной бюрократии. Основные идеи «синтетической философии» С. звучат в конце 20 в. как анахронизм, но в свое время они были популярны. Идея всеобщей эволюции — центральный пункт мировоззрения С.С. предлагает следующее определение центрального понятия своей философской системы: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной, связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение». Предел, за который эволюция не может перейти,равновесие системы. В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада. С. выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к законам низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общество — часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате «общественного договора» или божественной воли. На этой основе он переходит от общего рассмотрения идеи эволюции к характеристике общественного развития. Социология завершает философскую систему С. Программа социологии изложена в «Основаниях социологии». Здесь впервые дано систематическое изложение предмета, задач и проблематики общественной науки. Эта книга была переведена на многие языки, способствовала не только разработке, но и пропаганде социологии. С. опровергал не только теологические представления об обществе, но и теоретиков «свободной воли», философов, приписывающих решающую роль в истории «выдающимся мыслителям», «общественному договору», выдвигавших на первый план действие субъективных факторов или указывавших на отсутствие повторяемости в общественной жизни. История, по мнению С, не является продуктом сознательного творчества социальных групп или отдельных личностей, напротив, сама деятельность, ее цели и намерения должны получить естественное обоснование в законах социальной эволюции. Социальные факты для С. — это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы, например дифференциация структуры и функций, усложнение политической организации и т.д. Для понимания спенсеровского определения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальных институтов. С. не дает строгого определения этого центрального понятия своей теоретической системы. Но из контекста его работ следует, что социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений или «общественного договора», но как ответ на рост численности популяции, и, согласно общему закону, — прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций». Социальные институты — органы самоорганизации и управления. Как и Конт, С. начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи. Следующий тип социальных институтов С. обозначил как обрядовые, или церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.п. Третий этап институтов — политические. Их появление С. связывал с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении политической и классовой структуры общества. Война и труд, по С, — те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, так как потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают и дисциплинируют общество. В последующем объединяющей силой становится общественное производство, разделение труда, прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению. По С, сильное государство неизбежно ведет к ограничению индивидуальной свободы. Еще в своей ранней работе «Социальная статика» он сформулировал закон «равной свободы», согласно которому каждый человек свободен делать все, что он хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека. Свобода, по С, ограничивается не государственным принуждением, а свободой другого человека. Следующий тип — церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества. Завершают типологию профессиональные и промышленные институты, возникающие на основе разделения труда. Первые (гильдии, цеха, профессиональные союзы) консолидируют группы людей по профессиональным занятиям, вторые поддерживают производственную структуру общества. Значение этих институтов возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным. Промышленные институты принимают на себя все большую часть общественных функций, регулируют трудовые отношения. С. был воинствующим противником социализма. Попытки глобального планирования он называл «социалистической химерой». Теория социальных институтов С. представляла попытку системного исследования общества. Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии с биологическими организмами: «кровяные частицы уподобляются деньгам». С. не только уподоблял общество организму, но и свою биологию наполнял социологическими аналогиями. Пытаясь избежать грубого редукционизма, к которому так склонны были многие эволюционисты, С. использует термин «надорганизм», под черкивая автономию индивида (в отличие от Конта или Дюркгейма). С. располагает все общества по шкале сложности структуры и функциональной организации от «малого простого агрегата» до «большого агрегата». С. выделяет два типа обществ: военные и промышленные. Военный и промышленный типы общества С. характеризует прямо противоположными социальными свойствами. Разработанная С. типология обществ менее известна, чем его теория эволюции. Между тем в творческом наследии С. она представляет наибольший исторический интерес. Содержание исторического процесса описывается как постепенный переход от механического принуждения к органическому объединению на основе общности интересов. С. рисует картину будущего индустриального общества, впечатляющую глубиной научного предвидения. В новом обществе управление децентрализовано и строится на принципах самоорганизации и самоуправления, широкое распространение получают различные неформальные объединения, подчинение индивида господству заменяется охраной прав человека, единство идеологии сменяется плюрализмом, общества станут открытыми для международного сотрудничества, восприимчивыми к инновациям и др. В своих попытках раскрыть движущие силы социальной эволюции С. так и не смог преодолеть дилемму номинализма и реализма. С одной стороны, он постоянно подчеркивал важную роль «человеческой натуры», с другой — так же ссылался на действие надындивидуальных сил, «социального организма», «искусственной среды». В итоге концепция факторов эволюции С. отличалась крайним эклектизмом и послужила источником развития прямо противоположных социологических направлений. Философская система С. оказалась слишком тесно связанной с духовной и интеллектуальной атмосферой викторианской эпохи. Другой причиной падения популярности С. явилось то, что созданная им интеллектуальная конструкция была последней попыткой создания всеохватывающей философской системы. Эта форма интеллектуального творчества окончательно изжила себя к концу 19 в. Тем не менее, стремление С. выйти за рамки абстрактных рассуждений по поводу общества, широко использовать данные общественных и естественных наук способствовали формированию новых стандартов научной деятельности в социологии. Начиная с 1950-х, вместе с развитием системных методов и возникновением неоэволюционизма, интерес к творчеству С. и других эволюционистов стал возрастать.

Новая философская энциклопедия:

СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (27 апреля 1820, Дерби – 8 декабря 1903, Брайтон) – английский философ и ученый, представитель «первого» позитивизма. В отличие от Дж.С.Милля Спенсер не был философом логического склада. Его основной целью было создание синтетической философии, объединяющей данные всех наук и формулирующей их общие закономерности. Однако он успел осуществить лишь часть своего замысла, опубликовав «Основания психологии», «Основания биологии» и «Основания социологии». Спенсер никогда не занимался преподавательской деятельностью, хотя неоднократно приглашался различными университетами; отказывался он и от членства в Британском королевском обществе. До начала 1840-х гг. работал в качестве дорожного инженера и, лишь переехав в Лондон, занялся публицистической деятельностью, в частности, в журнале «Экономист». Спенсер неоднократно подчеркивал то обстоятельство, что еще за год до выхода знаменитой книги Ч.Дарвина «Происхождение видов» (1859) он разработал т.н. закон прогресса, предвосхищавший идею эволюции. Поэтому дарвиновское учение он воспринимал как биологическое подтверждение своего закона.
Спенсер испытал определенное влияние позитивизма О.Конта, с которым встречался во время поездок во Францию. Но это влияние было незначительным и Спенсер даже высказал свое критическое отношение к французскому философу в эссе «О причинах разногласия с философией Конта» (Собр. соч. в 7 т., т. 2. СПб., 1899). Главным философским произведением Спенсера является книга «Основные начала» (First Principles, 1862; рус. пер. СПб., 1897), в которой изложено учение о Непознаваемом (первая часть) и Познаваемом (вторая часть). Ему принадлежат работы по проблемам образования, политической философии и вышедшая посмертно двухтомная автобиография. Спенсер занимал политически активную позицию, был противником англо-бурской войны 1899–1902, отношение к которой поляризовало английское общество того времени.
Философия в понимании Спенсера занимается феноменами, имеющими чувственный характер и поддающимися систематизации. Эти феномены обусловлены нашими познавательными способностями, но они суть проявления в сознании (mind) бесконечного, безусловного, не данного в познавательном опыте. «Любая история чего-либо, – писал Спенсер, – должна включать свое появление из невоспринимаемого и исчезновение в невоспринимаемое» (Основные начала, с. 241). Наличие Непознаваемого свидетельствует, что первые причины всего происходящего недоступны интеллекту. Разница между подходом философии и науки, по Спенсеру, чисто количественная, зависящая от степени обобщения ими феноменальных данных. Все знание он делит, во-первых, на знание необъединенное (это в основном обыденное знание); во-вторых, на знание частично объединенное, т.е. знание научное. Оно расширяет и систематизирует факты обыденного опыта и является средством приспособления человека к внешней среде. Полностью объединенным знанием оказывается философия. Она подразделяется на общую философию и философию специальную. Первая служит прояснению главных понятий, то есть осуществляет концептуальный анализ (этой части философии и посвящены «Основные начала»). Вторая согласует эти понятия с опытными данными, т.е. осуществляет интерпретацию понятий.
В эпистемологии Спенсера своеобразно примиряются эмпиризм с априоризмом. Спенсер признает значение имплицитно принимаемых предпосылок всякого знания, представляющих собой концентрацию человеческого опыта; эти предпосылки по отношению к каждому отдельному человеку выступают как относительно априорные. В целом для Спенсера познание является процедурой выявления сходных признаков явлений и отбрасывания несходных. Т.о., в познавательном процессе мы имеем дело с отношениями между явлениями. В соответствии с контовским делением на «статику» и «динамику» Спенсер выделяет, во-первых, отношения сосуществования, и во-вторых, отношения последовательности. Статика предполагает идею пространства, которая извлекается из понятия материи как способности оказывать сопротивление давлению; само же понятие материи предполагает понятие силы как своей основы. Динамика имеет дело с понятием времени, которое, в свою очередь, извлечено из понятия силы. Поэтому главным законом научного знания Спенсер объявляет закон постоянства силы. Он относится к числу недоказуемых. Примеры силового взаимодействия в мире суть проявления абсолютной силы, которая недоступна нашему познанию. За относительным у Спенсера всегда скрывается нечто безотносительное.
Идея Непознаваемого рассматривается в контексте проблемы взаимоотношения науки и религии. Спенсер критикует разновидности традиционного теизма. В противовес им он предлагает следующий подход. Во-первых, если начать с религии, то тогда придется принять гипотезу первопричины – бесконечной и абсолютной, но в то же время непознаваемой. Это и будет религиозное представление о силе. Во-вторых, если начать с науки, то обнаружится, что она не может разрешить многие загадки природы, докопаться до их первых причин. В конечном итоге в науке мы так же приходим к факту непознаваемости силы. Т.о., наука и религия не только не противоречат друг другу, но и в конце концов приводят к одному и тому же – идее Непознаваемого. Спенсеродин из первых в Великобритании представителей религиозного агностицизма. В этой связи объяснимо его неприятие контовской религии человечества и связанных с ней культовых элементов.
Согласно Спенсеру, для синтеза всякого знания явлений необходимо найти универсальный закон взаимосвязи материи и движения, изменения степени организованности материи. Такой закон должен выводиться из постоянства существующей в мире силы. Это и будет общий закон эволюции. Спенсеровская формула эволюционного процесса гласит: «Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее этому рассеивание движения, в процессе чего материя переходит из состояния относительной неопределенности, несвязанной однородности – к относительно определенной согласованной разнородности; и при этом сохранившееся движение испытывает параллельную трансформацию» (First Principles, . ., 1880, p. 343). Процесс эволюции направлен в сторону достижения равновесия сил. Но затем наступает новая стадия нарушения равновесия. Прогресс как таковой предполагает всеобщую дифференциацию, усиление структурной организованности, ритмичность всех процессов в природе и обществе.
В опубликованных работах Спенсер в основном осветил вопросы органической эволюции, которым посвящены его обобщающие исследования в области биологии, психологии, социологии. Он считал, что после Дарвина биология оттеснила физику и математику, став ведущей и образцовой наукой. На общество Спенсер переносит многие положения биологической теории эволюции, развивая точку зрения социал-дарвинизма. Его методологический подход к общественным процессам является структурно-функциональным. Социолог, по Спенсеру, на основе знания структурных и функциональных характеристик обнаруживает в обществе инвариантные последовательности процессов, что дает возможность вероятностного предвидения событий.
В социальной философии Спенсер использует организмическую аналогию для характеристики политического общества. Правда, это не означает, что он, подобно холистам (напр., английским абсолютным идеалистам), считает, будто государство как таковое важнее своих элементов. Именно государство призвано служить составляющим его гражданам, а не наоборот. В поздний период он даже (сближаясь с анархизмом) говорил, что в индустриальном обществе индивид первичен, а государство – вторично и не является чем-то абсолютно необходимым. Социальная динамика означает прогрессивный переход от однородности к разнородности, то есть к большей дифференциации. Максимально дифференцированные общества обладают лучшими возможностями эволюционного приспособления. И это будут общества индустриального типа, основанные на позитивном знании. В индустриальном обществе социально-классовые антагонизмы будут ослабляться.
Спенсер отдавал предпочтение утилитаристской этике, однако при этом он не считал утилитаризм личным изобретением И.Бентама. Утилитаристская этика для негопродукт длительного эволюционного развития в области человеческой морали. Существует взаимосвязь биологической и моральной эволюции. Утилитаризм Спенсера предполагает ориентацию на некоторые не выводимые из опыта моральные принципы. Учение Спенсера – важная страница в истории позитивистского движения. Однако в нач. 20 в. Спенсер теряет популярность как в среде ученых, так и философов и общественных деятелей. Отдельные идеи (напр., понимание эволюции, структурно-функциональный подход к обществу или теория равновесия) время от времени привлекают внимание специалистов в разных областях, в частности, представителей системного подхода или эволюционной эпистемологии.
Сочинения:
1. Works, v. 1–18. L., 1910;
2. Собр. соч., т. 1–7. СПб., 1866–1869;
3. Соч., т. 1–7. СПб., 1898–1900;
4. Автобиография. СПб., 1914.
Литература:
1.  Гаупп О. Спенсер. СПб., 1898;
2. Соколова С. Критика этики Спенсера. СПб., 1905;
3. Bowne B. The Philosophy of Herbert Spencer. N. Y., 1874;
4. Schwarze R. Herbert Spencer. N. Y. – Lpz., 1909;
5. Elliot H.S.R. Herbert Spencer. L., 1917.
А.Ф.Грязнов

Топонимический словарь:

Залив в Юж. Австралии. Открыл в 1802 г. англ, мореплаватель М. Флиндерс и назвал в честь Джорджа Спенсера (Spencer, 1758-1834), который в то время был первым лордом Адмиралтейства.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

спенсер
"род короткой куртки, также дамский корсаж", диал. спензерь "короткая кофта", олонецк. (Кулик.), спензель – то же, арханг. (Подв.). Из нем. Sреnсеr или англ. sреnсеr "куртка, короткий сюртук", по фам. лорда Спенсера, который ввел в обиход этот вид одежды; см. Чемберс 482.

Грамматический словарь Зализняка:

Спенсер, спенсеры, спенсера, спенсеров, спенсеру, спенсерам, спенсер, спенсеры, спенсером, спенсерами, спенсере, спенсерах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru