Определение слова «ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО»

Большой энциклопедический словарь:

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВОпонятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права получила развитие в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное значение естественное право приобрело в 17-18 вв. как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, А. Н. Радищева и др.

Большая советская энциклопедия:

Естественное право
Одно из широко распространённых понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Е. п. выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя общественных отношений. В концепциях апологетического плана этот строй и действую щее право объявлялись соответствующими Е. п. и естественной справедливости; в концепциях, требовавших социальных преобразований, существующий порядок отношений и право объявлялись несоответствующими Е. п. и справедливости. За многовековое существование Е. п. его содержание варьировалось в зависимости от исторических условий, а также социально-политических позиций его выразителей. Ф. Энгельс отмечал, что Е. п. и естественная справедливость представляют собой «... идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 273).
Идея Е. п. развивалась уже в древности, особенно в античном мире; она использовалась греческими софистами (См. Софисты), Аристотелем и особенно активно стоиками. Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон утверждал, что закон государства, противоречащий Е. п., не может рассматриваться как закон.
В средние века Е. п. носило по преимуществу геологическую форму, являясь составной частью религиозных учений (например, в учении Фомы Аквинского Е. п. — конкретизация божественного разума, управляющего миром, основа права, создаваемого государством). И в современный период идея Е. п. остаётся составной частью официальной теологической и политической доктрины католической церкви (см. Неотомизм).
Своё наивысшее социальное звучание идея Е. п. получила в 17—18 вв. в качестве основного идеологического орудия борьбы прогрессивных сил общества с феодальным строем. Идеологи Просвещения — Дж. Локк, Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, А. Н. Радищев и др. широко использовали идею Е. п. для критики феодальных порядков, как противоречащих естественной справедливости. В этих концепциях Е. п. выступало в качестве неизменных принципов природы человека и его разума, которые должны быть выражены в действующих законах, что повлечёт замену правления людей (т. е. абсолютизма) правлением законов. Идеи Е. п. нашли отражение во французской Декларации прав человека и гражданина (См. Декларация прав человека и гражданина)(1789), американской Декларации независимости (1776) и др. актах. В тот же период (17—18 вв.) активизировались попытки оправдания при помощи Е. п. феодально-абсолютистских режимов (например, С. Пуффендорф в Германии).
С упрочением капиталистического строя буржуазные идеологи 19 в. отказались от Е. п., объявив буржуазный строй единственно возможным и справедливым, не нуждающимся в надзаконных критериях. Особенно решительно против идеи Е. п. выступает Позитивизм.
В 20 в. происходит процесс т. н. возрождения естественного права. Это связано с тем, что переход капитализма в монополистическую, а затем и государственно-монополистическую стадию потребовал переоценки ряда правовых институтов, в том числе и при помощи Е. п., а рост сознательности трудящихся заставил буржуазных идеологов искать популярные лозунги, которые можно было бы обратить против социалистических идей. Теория Е. п. оказалась удобной для этих целей (например, отрицание частной собственности объявляется нарушением основных принципов Е. п.). После 2-й мировой войны 1939—45 в Западной Германии, Италии и некоторых др. странах Е. п. использовалось, с одной стороны, для отмежевания от фашистской идеологии, а с другой стороны — для того, чтобы воспрепятствовать далеко идущим социально-политическим реформам. «Возрожденное Е. п.» испытывает сильное влияние клерикализма, а также придаёт понятию Е. п. прагматистский характер (например, Е. п. «с меняющимся содержанием» или «Е. п. конкретной ситуации»).
Марксистский материалистический подход к праву как отражению экономического строя и политической структуры классового общества делает излишним понятие Е. п. в качестве предпосылки существования и обязательности действующего права; в обществе может быть только одно право, устанавливаемое государством, а в своей правотворческой деятельности государство связано принципами данного социального строя, которые определяются не «природой человека», а социально-экономическим строем и способом производства. Вместе с тем марксизм не считает ложным всё то, что стоит за понятием Е. п. Он придаёт важное значение неотчуждаемым правам человека и гражданина, а в оценке действующего права отводит важную роль идеалам и ценностям (в т. ч. и справедливости), считая их, однако, социально обусловленными, классовыми, исторически меняющимися, а не априорными категориями.
Лит.: История политических учений, 2 изд., М., 1960, с. 213—215, 236—249, 269—327.
В. А. Туманов.

Советская историческая энциклопедия:

(лат. jus naturale, англ. natural law, франц. droit naturel, нем. Naturrecht) — в нек-рых добурж. и бурж. политич. учениях представление о праве, существующем якобы независимо от гос-ва и от действующих в нем правовых норм и отвечающем природе, "естеству" человека и требованиям справедливости. Содержание учений о Е. п. и их роль в идейно-политич. борьбе были различны.
=====
Корни учения о Е. п. восходят к древности. В Др. Китае его элементы имеются в учении Лао-цзы (6-5 вв. до н. э.), считающегося основателем даосизма. В Др. Греции идея Е. п. встречается у софистов, у Аристотеля, у стоиков. В ср. века учение о Е. п. приобрело богословский характер. Так, Фома Аквинский объявлял Е. п. отражением некоего вечного закона ("божественного разума"), а человеческие законы рассматривал как воплощение Е. п. в области человеческих взаимоотношений. Такая трактовка Е. п. должна была возвысить существовавшие обществ. отношения, дать им религ. обоснование. Совершенно новое содержание идея Е. п. получила у политич. писателей 17 — нач. 19 вв., превратившись в классич. направление бурж. правовой идеологии, под знаменем к-рой буржуазия в период борьбы с феодализмом обосновывала гос. строй и право бурж. общества. Согласно теориям Е. п. этого периода (при всем их многообразии), всем людям присущи нек-рые постоянные свойства человеческой природы; человек уже от природы имеет ряд прав, к-рые не могут быть отчуждены никакой властью (напр., право на жизнь, на свободу, на собственность, на сопротивление угнетению); естеств. законы, вытекающие из природы человека, выше законов, созданных людьми, к-рые могут соответствовать естеств. законам или противоречить им; при этом "неразумными", не соответствующими принципам Е. п. объявлялись законы и политич. установления феод.-абсолютистских гос-в и выдвигалось требование создать новые обществ. отношения и политич. орг-цию, отвечающие "природе" человека. Теория Е. п. обычно дополнялась договорной теорией происхождения гос-ва (см. Общественный договор), противопоставлявшейся феод. представлениям о божеств. происхождении гос. власти.
=====
Раньше всего бурж. теория Е. п. была разработана Гуго Гроцием, дальнейшее развитие она получила у англ. политич. писателей 17 в. — Дж. Мильтона, Дж. Локка, была господствующей во взглядах франц. просветителей 18 в. (Вольтер, Ш. Монтескьё, П. А. Гольбах, Ж. Ж. Руссо, Г. Мабли и др.) и амер. прогрессивных политич. писателей (Т. Джефферсон и др.). При мн. общих чертах бурж. теории Е. п. в зависимости от политич. взглядов мыслителя имели существенные различия. Так, если для одних (напр., Гольбах) гл. Е. п. — это право собственности, то у идеологов утопич. коммунизма (напр., у Мабли) естественным провозглашается принцип общности имуществ; если у одних идея Е. п. служила целям защиты конституц. монархии (Локк), то у других она была средством обоснования нар. суверенитета и демократич. республики (левеллеры, Руссо и др.). Теориям Е. п. присущи антиисторичность и метафизичность (Е. п. понималось как вытекающее из вечной и неизменной природы человека). Но в целом эти теории со свойственным им рационализмом (принципы Е. п. трактовались как нормы, диктуемые разумом человека) были огромным шагом вперед в сравнении с теологич. трактовкой права и гос-ва, присущей средневековью; главное же ист. значение теорий Е. п. в том, что в годы подготовки бурж. революций они приобретали прогрессивный, а у нек-рых теоретиков и революц. характер, став идеологич. оружием в борьбе с феодализмом.
=====
В зависимости от конкретных ист. условий теории Е. п. приобретали и иное значение. Так, в Германии и России 17 — 1-й пол. 18 вв. в силу экономич. отсталости этих стран при посредстве учения о Е. п. делались попытки обосновать абсолютизм (С. Пуфендорф, X. Томазий, X. Вольф — в Германии, Ю. Крижанич, Ф. Прокопович — в России); во 2-й пол. 18 — нач. 19 вв. и в этих странах учение о Е. п. использовалось для защиты бурж. и демократич. идей (Х. Ф. Шубарт, Г. Форстер — в Германии, Я. П. Козельский, А. Н. Радищев, А. Н. Куницын, декабристы — в России).
=====
На протяжении 19 в. учение о Е. п. не играло заметной роли в идеологич. арсенале буржуазии. В кон. 19-20 вв. нек-рые бурж. идеологи вновь обратились к идее Е. п. ("возрождение" Е. п.), к-рая, однако, приобрела теперь новое, реакц. значение. Неокантианцы (Г. Коген, Р. Штаммлер — в Германии) использовали его для обоснования мелких, проводимых постепенно изменений в системе права. Особое внимание идее Е. п. уделяется в бурж. лит-ре последних десятилетий, причем наряду с близкими к неокантианству учениями (итал. теоретик Дель Веккьо, зап.-герм. — X. Коинг) идеи Е. п. в наиболее реакц., ср.-век. теологич. духе возрождают сторонники неотомизма (Ж. Дабен, Ж. Маритен, Ле Бафф, Хейс и др.), к-рые, обращаясь к взглядам Фомы Аквинского, пытаются оправдать бурж. право, изображая его как воплощение божеств. воли, установленного богом "естественного порядка".
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии. Соч., 2 изд., т. 4; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18, с. 272-74; его же, Юридич. социализм, там же, т. 21; Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; Ярош К. Н., История идеи естеств. права, СПБ, 1881; История политич. учений, под ред. С. Ф. Кечекьяна и Г. И. Федькина, 2 изд., М., 1960; Туманов В. A., Критика совр. бурж. теории права, М., 1957; Кечекьян С. Ф., К вопросу о сущности совр. бурж. учений о естеств. праве, "Вестник МГУ, сер. экономики, философии и права", 1958, No 4. См. также ст. "Е. п." в ФЭ, т. 2 и лит. к ней.
=====
С. Ф. Кечекьян. Москва.

Большой юридический словарь:

В теории государства и права понятие, означающее совокупность принципов, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.

Новая философская энциклопедия:

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО, юснатурализм (от лат. jus – право) – философское и политико-юридическое учение 17–18 вв., завершившее развитие политико-философской и юридической мысли Средних веков и Возрождения и подготовившее философскую теорию политики, общества и человека эпохи европейского Просвещения. В рамках этого учения возникли великие социально-политические проекты гражданского общества [ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО]и правового государства [ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО], концепции индивидуализма и либерализма [ЛИБЕРАЛИЗМ], теория государства Нового времени, теория договорных отношений между обществом и государством (см. Договор общественный [ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ]), была переработана романо-средневековая концепция народовластия и правосознания.
Теория естественного права возникла как отклик на историческую ломку раннего периода Нового времени: завершение формирования основных национальных государств, возникновение государственности нового типа и торжество абсолютизма; обострение в этой связи исторического противостояния государства и общества; продолжение острой борьбы за территориальное размежевание Европы; крушение религиозного единоверия и религиозные войны; начало раннебуржуазных революций; борьба за веротерпимость и кризис политической теологии. Эта ситуация дискредитировала идею социальных функций божественного Провидения. Социальным и духовным кризисам и произволу власти, всеобщей нестабильности теоретики естественного права противопоставили постоянство Природы и объективность ее законов, в которой остро нуждалось правосознание эпохи.
Философия и идеология естественного права складывались уже в 16 в. Одним из первых основные положения этого учения изложил А.Джентили (1552–1608) в сочинении «De jure belli ас pacis» («О праве войны и мира»). В дальнейшем сложились две традиции понимания естественного права: континентальная рационалистическая, которая подчеркивала дедуктивный характер системы права: ее генетическим центром признавался человек, вооруженный дарованным ему природой разноначальным разумом, и английская эмпирическая, тяготеющая к практической организации договорно-правовых отношений между обществом и государством. Первая представлена в трудах Гроция [ГРОЦИЙ], С.Пуфендорфа,X.Томазия, Б.Спинозы, Г.В.Лейбница,X.Вольфа.
Вторая – в сочинениях Т.Гоббса, Дж.Локка, Р.Кемберленда, Э.К.Шефтсберии др.
В теориях естественного права основой всех взаимоотношений первоначально признавались Природа, Бог и Обычай (триада Гроция). Эти три начала природны, т.е. не политические и не юридические, но их природность постепенно становилась гомогенной и социальной. Обычай от природосообразности перешел в юридическую историю, в сферу культуры (юридической культуры прецедентного права); божественная воля, в свою очередь, перестала превышать природный рациональный разум, способный самостоятельно открывать правила справедливости (Лейбниц) – одной из основ правосознания и политико-юридической практики; у поздних юснатуралистов не сама по себе Природа, а природа человека стала главным началом естественного права.
Юснатурализм соединился с органицизмом, продолжающим античную традицию: природа организована, общество природосообразно и, следовательно, оно также должно быть организовано. Юснатурализм развивал средневековую традицию общественного согласия членов сообщества, достигших способности вступать друг с другом в договорные отношения. Этой традиции следовал Гоббс, в его понимании такое соглашение служило основой гражданской организации общества, целью которой был выход из хаоса неорганизованных естественных (т.е. догосударственных) отношений взаимной вражды.
Природосообразную организацию общества необходимо дополняла в концепции естественного права такая же новая организация человека, который из необузданного и затравленного страхом насильственной смерти дикаря превращался в законопослушного гражданина и индивида (Гоббс, Локк), наделенного рациональным разумом и потому способного стать социальным (проявить т.н. социальные качества). Такой человек становится подлинно естественным, ибо он рационален, как рациональна и организованная природа. Рациональность человека – это его разумность: юснатурализм готовил просветительскую концепцию разума.
Оставалось сделать природосообразным и рациональным государство, реорганизовать и его позитивное право, т.е. право, включающее долженствование. Такая организация достигается заключением договора между обществом (народом) и государством. Естественное правооснова этих договорных отношений, оно – аргумент против произвола, достояние народа и охраняется народом (Локк). Сохраняется романо-средневековая традиция ограничения суверенности правителя правом народа на власть, идущая от комментаторов кодекса Юстиниана, от Ульпиана и поддержанная последующими политическими мыслителями, такими, как Исидор Севильский, Иона Орлеанский, Иоанн Солсберийский, Гиенвилл, Угомно, Марсилий Падуанский, Генри де Брекстон, Дж. Фортескью и др. Гоббс еще очень близок этой традиции, для него договорность – это подчинение общества власти государства. У Локка и поздних неонатуралистов договорность означала уже рационализацию власти и права, перестройку позитивного права в естественное и создание правового государства (Локк). Естественным позитивное право становится благодаря вытеснению субъективной рациональности «факта» и замене ее объективной рациональностью природосообразности. Этим завершается соревнование природы и воли.
Естественное право распространялось за пределы государства в область международных отношений как учение о праве войны и мира. Это право также подлежало природосообразной рациональной реорганизации (Джентили, Гроций, Томазий и др.). Юснатурализм подготовил идеи вечного мира Б. де Сент-Пьера, Ж.-Ж.Руссо, И.Канта и соединил их с традицией Марсилия («Defensor pacis», защитник мира).
Учение о естественном праве послужило и теоретическим основанием политической практики борьбы за права человека, предварив Декларации о правах человека кон. 18 в.
И.И.Кравченко

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Право.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru