Определение слова «СПРАВЕДЛИВОСТЬ»

Толковый словарь Ушакова:

СПРАВЕДЛИ́ВОСТЬ, справедливости, мн. нет, ·жен.
1. ·отвлеч. сущ. к справедливый. Справедливость поступка. Справедливость слухов.
2. Беспристрастие, справедливое отношение к кому-чему-нибудь. Соблюсти справедливость. Нарушить справедливость. Чувство справедливости.
Отдать справедливость кому-чему (·книж.) — по справедливости признать что-нибудь за кем-чем-нибудь, воздать должное кому-чему-нибудь. «Хоть и дрянной человечишко, но гостеприимен, надо отдать справедливость.» Чехов.

Толковый словарь Кузнецова:

справедливость
СПРАВЕДЛИВОСТЬ -и; ж.
1. к Справедливый. С. решения. С. предложений. С. слухов. Понимать, осознавать с. упрёков кого-л.
2. Беспристрастное, справедливое отношение к кому-, чему-л. Чувство справедливости. Поступить по справедливости. Нарушить с. Соблюсти с. Надеяться на чью-л. с. Простая с. требует беспристрастно (спокойно) разобраться во всём. Надо отдать с. кому, -чему-л. (признать за кем-, чем-л. какие-л. достоинства, правоту; отдать должное).
3. Соответствие человеческих отношений, законов, порядков и т.п. нормам, требованиям. Социальная с. Восстановить с. Борьба за с.

Малый академический словарь:

справедливость
-и, ж.
1.
Свойство по знач. прил. справедливый.
Справедливость решения. Справедливость предложений.

Пьер дрожащим, прерывающимся голосом стал приводить доказательства справедливости своего показания. Л. Толстой, Война и мир.
Вслушиваясь в речи матери, Настя сознавала справедливость ее попреков. Мельников-Печерский, В лесах.
2.
Беспристрастное, справедливое отношение к кому-, чему-л.
Пусть оставят меня так, пока царь не решит моей участи. --- Не надеясь на его снисхождение, надеюсь на справедливость его. Пушкин, Письмо Л. С. Пушкину, 1-я половина ноября 1824.
Справедливость — высшее достоинство судьи. Герцен, Капризы и раздумье.
3.
Соответствие человеческих отношений, законов, порядков и т. п. морально-этическим, правовым и т. п. нормам, требованиям.
Социальная справедливость. Восстановить справедливость.

Несправедливость состоит в нарушении человеческих прав. Справедливость состоит в их охранении. Чернышевский, Экономическая деятельность и законодательство.
Здесь [в русской истории] на первом плане — мечта о высокой справедливости, борьба за справедливость, построение справедливых форм общественной жизни. А. Н. Толстой, О литературе и войне.

- отдать справедливость

Словарь антонимов русского языка:

СПРАВЕДЛИВОСТЬ — НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ
Справедливость решения — несправедливость решения. Социальная справедливость — социальная несправедливость.
— Вы уж чересчур многих обидите! — Чем это? — Несправедливостью... — Вот далась человеку эта справедливость! Точно в ней вся жизнь и без нее никак не обойдешься. М. Горький. Варенька Олесова.
Несправедливость состоит в нарушении человеческих прав. Справедливость состоит в их охранении. Чернышевский. Экономическая деятельность и законодательство.
Воспретить настоящую несправедливость гораздо легче, чем создать будущую справедливость. Короленко. Земли! Земли!
Оправдывается война со стороны какого-нибудь народа тем, что правда и справедливость на стороне этого народа. Враждебный же народ представляется пребывающим в неправде и несправедливости. Н. Бердяев. Судьба России.
ПРАВОТА — НЕПРАВОТА
Говорил он поспешно ..., чтобы доказать и свою правоту, и свою силу и чтобы доказать неправоту и ошибки Александра. Л. Толстой. Война и мир.
Пятый ... ожесточенно доказывал правоту или неправоту вновь выступившего мнения. Л. Толстой. Война и мир.
Не зря, должно быть, сын Востока, Он до конца являл черты Своей крутой, своей жестокой Неправоты. И правоты. Твардовский. За далью — даль.
Если не существует правоты и неправоты — то какие удерживающие связи остаются на человеке? Солженицын. Наши плюралисты.

СПРАВЕДЛИВЫЙ — НЕСПРАВЕДЛИВЫЙ
Справедливо — несправедливо (см.)
справедливость — несправедливость (см.)
Справедливый человек — несправедливый человек. Справедливое решение — несправедливое решение. Справедливое требование — несправедливое требование.
Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым. Л. Толстой. Война и мир.
Помилуйте, вы несправедливы к себе ... — Нет, совершенно справедлив-с, — возразил Яков Ильич. Достоевский. Хозяйка.
ЗАСЛУЖЕННЫЙ — НЕЗАСЛУЖЕННЫЙ
Заслуженно — незаслуженно (см.)
Заслуженный упрекнезаслуженный упрек. Заслуженное наказание — незаслуженное наказание.
Прежде всего — это удар. Заслуженный, незаслуженный — все равно удар. М. Горький. Несколько испорченных минут.
ПРАВЫЙ — НЕПРАВЫЙ
В Петербургской службе ему нечего было делать со своей латынью и с тонкой теорией вершать по своему произволу правые и неправые дела. И. Гончаров. Обломов.
[Семенов:] Я стар, душе моей приспело время сводить расчет дел правых и неправых. И так грехов довольно на душе. А. Островский. Козьма Захарьич Минин, Сухорук (1-я редакция).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
справедливость, -и

Толковый словарь Ожегова:

СПРАВЕДЛИВОСТЬ, и, ж.
1. см. справедливый.
2. Справедливое отношение к кому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.
Отдать справедливость кому-чему (книжн.) признать за кем-чем-н. какиен. достоинства, правоту, отдать должное.

Новая философская энциклопедия:

СПРАВЕДЛИВОСТЬ – общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; она касается человеческих взаимоотношений во всех их общественно значимых разновидностях (от межличностной сферы до международных отношений). Специфический предмет справедливости – благо и зло совместного существования в рамках единого социального пространства.
Аристотель различал общую и частную (специальную) справедливость. Под общей справедливостью он понимал соответствие закону, разумность полисной жизни; ее можно определить как общий нравственный знаменатель всех социально упорядоченных отношений между людьми. Справедливость придает легитимность общественным действиям и формам жизни. Она совпадает с нравственностью в ее проекции на социальную сферу, отвечает на вопрос о предназначении и смысле совместного, объединенного, социально-упорядоченного существования в обществе и государстве. В ее осмыслении сложились две философские традиции, за которыми стоят различные общественные практики.
Первая традиция исходит из идеи кооперации. Дифференцированное внутри себя и государственно организованное обществонечто большее, чем просто условие выживания и безопасного существования индивидов; оно есть способ добродетельной жизни, конкретная форма, в которой индивиды могут реализовать себя и достичь совершенства. Путь от природного индивида к нравственно-добродетельной личности лежит через разумно устроенное общежитие, которое во-первых, благодаря разделению труда делает возможным существование различных наук и искусств, создавая тем самым предметную среду для самореализации индивидов в качестве добродетельных личностей; во-вторых, позволяет отделить умственный труд от физического, создать досуг, являющийся условием свободного развертывания внутренних сил индивида, пространством человеческой эвдемонии. Государство в его адекватных формах (напр., полис для античных авторов, просвещенная монархия для Гегеля) мыслится как воплощенный разум, предметное выражение разумности человека. Соответственно благо государства ставится выше блага отдельных индивидов. Этическое гипостазирование общества и государства в качестве опредмеченной справедливости соотнесено с пониманием того, что гарантией последней является в конечном счете индивидуальная добродетель, справедливая личность. Основная и специфическая черта справедливой личности состоит в безусловном следовании долгу. Она руководствуется убеждением «каждому – свое» и на его основе не только умеет ограничивать себя, но и признавать первенство за другими благодаря их человеческим качествам.
Вторая традиция обоснования справедливости видит в обществе и государстве лишь способ ограничения, сдерживания конфликтов, внешнюю среду безопасного существования человека. Она воплотилась наиболее полно в концепциях общественного договора [ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ]. Эти концепции исходят из гипотезы естественного состояния, в котором индивиды обладают неограниченной свободой, в силу чего они, взаимно сталкиваясь, оказываются в ситуации тотальных опасностей. Право на все оборачивается отсутствием какого-либо права. Государство является разумным выходом из такого состояния; его назначение состоит в том, чтобы гарантировать безопасность индивидов путем взаимоуравновешивания их прав. Справедливость государства в этом случае измеряется благополучием индивидов. Нравственно санкционированной общественной целью становится «наибольшее счастье наибольшего числа людей» (Бентам). Нравственное оправдание государства оказывается одновременно его ограничением, сведением к приемлемому для всех необходимому минимуму внешних рамок.
В этой традиции справедливость понимается по преимуществу как объективный принцип, совокупность требований, чаще всего кодифицированных, осуществление которых гарантируется поощрениями и наказаниями. Как институциализированная совокупность требований справедливость предполагает и формирует в индивидах определенные субъективные способности (прежде всего способность следовать нормам), но в идеале предполагается, что она должна функционировать независимо от доброй воли людей.
Первую из рассматриваемых моделей общей справедливости можно назвать кооперативно-холистской (Платон, Аристотель, Гегель, Маркс); ее основной недостатокотсутствие ответа на вопрос о том, кто учреждает и является субъектом справедливости. Вторую модель можно назвать конфликтно-индивидуалистической (Гоббс, Локк, Кант и др.); ее основной недостаток состоит в том, что в ней разумный свободный индивид, являющийся продуктом, итогом исторического развития, рассматривается в качестве его предпосылки.
Специальная (частная) справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении благ в рамках единого социального, государственно-организованного пространства, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. В этом значении справедливость в определенной мере совпадает с правом. Она является предметом изучения преимущественно социальных наукотличие от общей справедливости – предмета моральной философии).
Для построения теории справедливости существенно рассмотрение индивидов как равных и живущих совместной жизнью. «Справедливое по отношению к другому есть, собственно говоря, равенство (to ision)», – это сформулированное Аристотелем положение является нравственно-правовым основанием справедливости. В этическом аспекте справедливость выступает как равенство в достоинстве быть счастливыми и обладать необходимыми для этого благами. Поэтому всякая социальная практика справедливости предполагает некий, каждый раз конкретный и исторически разнообразный, набор благ, к которым все граждане изначально, самим фактом своего существования имеют равный доступ. Здесь точкой отсчета и исходным нормативным основанием справедливости оказывается взаимность золотого правила нравственности. В правовом аспекте справедливость выступает как формальное равенство, одинаковость масштаба (требований, законов, правил, норм), посредством которого «измеряются» индивиды как равные субъекты права. И в морали, и в праве справедливость оказывается равенством, но существенно различным. Нравственная (этическая) справедливость есть равенство бесконечностей, люди здесь равны друг другу постольку, поскольку каждый из них является единственным, незаменимым, неисчерпаемым в своих притязаниях и стремлениях; они равны так, как могут быть равны совершенные миры, т.е. равны (тождественны) в своей нетождественности. Правовая справедливость есть равенство единиц, она полностью укладывается в каноны арифметического равенства, в известном смысле только ее и можно считать равенством. Люди равны в качестве «соучредителей» социального пространства. Но сам акт учреждения состоит в легитимации неравенства занятий и положений, образующих структуру учреждаемого социального пространства. Проблема состоит в сочетании равенства и неравенства. Необычайная трудность решения ее составляет основной источник общественных смут, протекающих под знаменем борьбы за справедливость. Согласно Аристотелю, «одни полагают, что если они будут равны относительно, то они должны быть равны и вообще; другие, признавая себя относительно неравными, притязают на такое же неравенство во всех отношениях» (Pol., 301 в 35). Первый из типизированных Аристотелем случаев подразумевает позицию бедных слоев населения, которые свое гражданское, человеческое равенство со всеми используют как аргумент для того, чтобы добиться равенства во всем остальном. Второй случай охватывает позицию привилегированных социальных слоев, которые пытаются свою привилегированность довести до обретения гражданских и человеческих привилегий, как если бы они были привилегированными изначально, по человеческому предназначению. И то, и другое – равенство в нравственно-гражданском аспекте и неравенство во всех прочих отношениях – суть две фундаментальные опоры социально-упорядоченного пространства.
Существуют две формы (вида) специальной (частной) справедливости, выделенные еще Аристотелем и составляющие несущую конструкцию всех последующих теорий: распределительная, или дистрибутивная справедливость и уравнивающая, или ретрибутивная справедливость. Они представляют собой способы распределения дефицитных благ. Последние следует назвать частными благами в отличие от общих благ, которые, напротив, по своей природе не могут быть поделены между индивидами. Поэтому справедливость есть способ отношения человека к другому лицу, опосредованный отношением к благам, на которые они оба претендуют Формула справедливости всегда представляет собой пропорцию между четырьмя членами, где соотношение лиц А и В такое же, каково соотношение получаемых ими благ а и б. Справедливый человек и справедливое общество суть такие, которые могут найти нравственную меру в распределении благ, а нравственной может считаться такая мера, которая устраивает всех и на которую получено согласие тех, на чью долю выпадает больше тягот.
Распределительная справедливость касается распределения благ, а соответственно, и обязанностей с учетом достоинства лиц, т.е. в зависимости от их вклада в общее дело. Существуют три основных исторически выработанных принципа распределительной справедливости: «каждому – то же самое (всем поровну)», «каждому – по заслугам», «каждому – по потребностям». Первый принцип архаичен и в качестве уравнительного равенства был основополагающим началом первобытно-родовых отношений, третий – обращен в будущее и является приоритетным в социальных утопиях (напр., коммунистической). Определяющим для современных обществ является принцип «каждому – по заслугам» (типичные примеры – заработная плата в зависимости от количества и качества труда, распределение наград в зависимости от боевых подвигов). Другие принципы, хотя и в качестве второстепенных, также являются сегодня действенными и в определенных областях незаменимыми: так, напр., распределение т.н. базовых ценностей (прав человека) осуществляется по принципу «всем поровну», а социальная помощь или налоговые льготы в зависимости от числа детей подходят под принцип «каждому по потребностям».
Уравнивающая справедливость – это распределение благ, осуществляемое без учета достоинства лиц. Здесь речь идет в основном о двух типах общественных отношений, названных Аристотелем произвольным и непроизвольным обменом: об обмене вещей и о наказаниях. Обмен вещей считается справедливым, когда он осуществляется в соответствии с их действительной ценностью; таков, напр., обмен на рынке, где неважно, кто покупает, а важно лишь то, сколько он платит. Справедливая оценка в наказаниях состоит в их неотвратимости и в беспристрастности вынесения приговора.
Распределительная справедливость задает нравственно-регулятивные основы общественных отношений по преимуществу в их коммунальном, личностно выраженном аспекте, а уравнивающая – в деловом, объективированном аспекте. Конкретные общества обычно отдают предпочтения той или иной форме справедливости, но в каждом из них представлены обе эти формы. Оптимальное, соответствующее достигнутому уровню развития человеческих сил сочетание этих форм в целом и применительно к отдельным фрагментам межчеловеческих отношений имеет решающее значение для определения меры справедливости общества.
В центре современных этических дискуссий о справедливости – теория Дж.Ролса, которая имеет синтетический характер и предлагает идеально-типическую модель справедливости в либерально-демократических обществах. Ее нормативной основой являются два принципа: 1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других; 2) социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы они были а) к наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших и делали б) доступ к должностям и положениям открытым для всех в условиях честного равенства возможностей. Рефлексия по поводу справедливости как этического основания общественной коммуникации, научные и публичные дискуссии вокруг этого понятия, само осмысление совместной жизни людей в терминах справедливости – характерная особенность европейской философии, связанная с цивилизационно-культурными особенностями европейского развития. Место справедливости, мера ее драматизма в других культурах подлежит специальному изучению.
Литература:
1. Аристотель. Никомахова этика [V]. – Соч. в 4 т., т. 4. М., 1983;
2. Гоббс Т. Левиафан [гл. 13–15]. – Избр. произв. в 2 т., т. 2. М., 1965;
3. Кант И. Метафизика нравственности [ч. 1]. – Соч. в 6 т., т. 4 (2). М., 1966;
4. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
А.А.Гусейнов

Социологический словарь:

СПРАВЕДЛИВОСТЬ — англ. justice; нем. Gerechtigkeit. Понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (соц. слоев, групп) в жизни общества и их соц. положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, заслугами и их общественным признанием, преступлением и наказанием.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

астрея
беспристрастие
беспристрастность
верность
достоверность
достойность
жэнь
законность
заслуженность
истинность
нелицеприятность
непредвзятость
непредубежденность
объективность
понятность
правда
правдивость
праведность
правильность
правосудие
справедливое отношение
честность

Грамматический словарь Зализняка:

Справедливость, справедливости, справедливости, справедливостей, справедливости, справедливостям, справедливость, справедливости, справедливостью, справедливостями, справедливости, справедливостях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru