Определение слова «КОЗЕЛЬСКИЙ»

Большая советская энциклопедия:

Козельский
Яков Павлович (родился около 1728 — умер после 1793), русский просветитель, философ-материалист. Выходец из среды украинского служилого казачества. Получил образование при Петербургской АН. Преподавал в Артиллерийской и Инженерной школах, затем служил в Сенате. Перевел на русский язык несколько иностранных книг исторического содержания. Переводы сопровождал предисловиями и примечаниями, в которых отразились гуманизм К. и его религиозное свободомыслие. В 1768 издал «Философические предложения», в которых выступал как противник схоластики, идеализма и теологии. К., испытавший влияние французских просветителей философии Ж. Ж. Руссо, Ж. Монтескье, К. Гельвеция, высоко ценил силу человеческого разума, однако считал, что только усовершенствование разума, просвещение еще не являются залогом торжества «истинной справедливости». Отвергая деспотизм, К. все же склонялся к идее «просвещенного монарха» и в то же время оправдывал активное вмешательство народа в устройство собственной судьбы. Идеалом К. было основанное на труде общество, в котором нет ни роскоши, ни нищеты, частная собственность существует, но ограничивается личным трудом и заслугами перед согражданами. Только в советское время имя и творчество К. привлекли внимание исследователей.
Соч. в кн.: Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в., т. 1, М., 1952.
Лит.: Коган Ю. Я., Просветитель XVIII в. Я. П. Козельский, М., 1958; История философии в СССР, т. 2, М., 1968, с. 49—54.

Советская историческая энциклопедия:

Яков Павлович (р. ок. 1728 — ум. после 1793) — рус. просветитель, философ-материалист. Выходец из среды укр. служилого казачества. Получил образование при Петерб. АН. Преподавал в Арт. и Инженерной школах, затем служил в Сенате. Перевел на рус. яз. несколько иностр. книг ист. содержания. Переводы сопровождал предисловиями и примечаниями, в к-рых отразились попытки К. выйти за рамки господств. идеологии, устремленность в сторону передовых просветит. идей, ярко выраженная гуманность, религ. свободомыслие. В 1768 издал свой гл. труд "Философич. предложения", в к-ром выступает как противник схоластики, идеализма и теологии. Пытается решить проблему морали в связи с социальной проблемой. К., испытавший влияние франц. просветит. философии Руссо, Монтескьё, Гельвеция, высоко ценил силу человеч. разума, однако считал, что только усовершенствование разума, просвещение еще не являются залогом торжества "истинной справедливости". Отвергая деспотизм, К. все же склонялся к идее "просвещенного монарха" и в то же время оправдывал активное вмешательство народа в устройство собственной судьбы. Идеалом К. было общество, осн. на труде, в к-ром нет ни роскоши, ни нищеты, частная собственность существует, но ограничивается личным трудом и заслугами перед согражданами. Дворянско-бурж. историография замалчивала К. Только в сов. время имя и творчество К. привлекли внимание исследователей.
=====
Соч. в кн.: Избр. произв. рус. мыслителей второй пол. XVIII в., т. 1, М., 1952.
=====
Лит.: Гуковский Г. A., Очерки по истории рус. лит-ры и обществ. мысли XVIII в., Л., 1938; Бак И., Я. П. Козельский, "ВИ", 1947, No 1; Папаригопуло С. В., О двух Я. П. Козельских, "ВИ", 1954, No 8; Коган Ю. Я., Просветитель XVIII в. Я. П. Козельский, М., 1958.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
козельский (от Козельск)

Новая философская энциклопедия:

КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович (ок. 1728, м. Келеберди, Украина – ок. 1794, Петербург) – русский философ и политический деятель. Учился в Киевской духовной семинарии, затем в гимназии при Академии наук в Санкт-Петербурге. В 1757–66 на военной службе. В 1760-е гг. преподавал математику и механику в Артиллерийской и инженерной школе. В 1767 избирается депутатом в Комиссию для сочинения проекта нового уложения. В 1788–93 сотрудничал в возобновленной Комиссии по проекту нового уложения, занимая одновременно пост инспектора Гимназии чужестранных единоверцев в Петербурге. Литературное наследие Козельского, помимо специальных пособий по математике, фортификации и т.п., включает различные переводы, в т. ч. «Статьи о философии и частях ее из французской энциклопедии» (СПб., 1770). Основные работы Козельского – «Философические предложения» (СПб., 1768) и «Рассуждение двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании» (СПб., 1788). Последнее сочинение, вероятно, написано в соавторстве с известным врачом Н.М.Максимовичем-Амбодиком. По содержанию это философские словари компилятивного характера, чего автор и не скрывает. «Философические предложения» охватывают весь круг дисциплин, рассматривавшихся тогда как подчиненные философии: логику, метафизику, психологию, этику, юриспруденцию и политику. «Рассуждения» ограничиваются в основном естественнонаучной тематикой. Козельский симпатизировал философии французского Просвещения. В заключительной части своего труда он сочувственно излагает теорию общественного договора Ж.-Ж. Руссо, многое заимствует у Ш.Монтескье. Впоследствии Козельский относился к своей первой философской работе с изрядной долей критицизма. Козельский считал важнейшей задачей философии общественную и частную пользу и потому низко оценивал отвлеченные системы. В определении предмета философии он явился своеобразным предшественником позитивизма: «Философия содержит в себе все науки, но, как многие из тех наук, сами собою очень пространные, и для того и преподаются особо и вне философии, для которой составлены одни только генеральные познания о вещах и делах человеческих». Козельский был убежденным сторонником просвещенного абсолютизма. Государство, по его мнению, обязано обуздывать незаконные поползновения частных лиц и свято блюсти общественную пользу. Не выступая в целом против крепостного права, тем не менее полагал, что центральная власть должна проводить активную внутреннюю политику и защищать интересы как крестьянского населения, так и землевладельцев.
Сочинения:
1. Избр. произведения русских мыслителей 2-й пол. 18 в., т. 1. М., 1952.
Литература:
1. Щипанов И.Я. Философия русского просвещения. Вторая половина 18 в. М., 1971;
2. Артемьева Т.В. История метафизики в России 18 в. СПб., 1997.
А.В.Панибратцев

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru