Определение слова «ГРОЦИЙ»

Большой энциклопедический словарь:

ГРОЦИЙ (Гуго де Гроот) (Grotius — Hugo de Groot) (1583-1645) — нидерландский юрист, социолог и государственный деятель, один из основоположников теории естественного права и современной науки международного права. Основные труды "Свободное море" (1609) и "О праве войны и мира" (1625).

Большая советская энциклопедия:

Гроций
Гуго де Гроот (Giotius, Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт, — 28.8.1645, Росток), голландский юрист, социолог и государственный деятель. Один из основателей теории естественного права и науки международного права. В 1619 за участие в политической борьбе был приговорён к пожизненному заключению, в 1621 бежал во Францию, затем, преследуемый А. Ж. Ришельё, поселился в Швеции. Первая крупная работа Г. «Свободное море» («Mare liberum», 1609) защищала принцип свободы морей, что соответствовало интересам Голландии, ставшей в то время крупной морской державой и сталкивавшейся с притязаниями Англии и Испании на господство в океане. Работа Г. «О праве войны и мира» (1625) посвящена проблемам международного права, но в ней Г. рассматривает и общие вопросы государства и права. Г. делит право на «естественное» и «человеческое», вкладывая в эти понятия иное содержание, чем античные и средневековые мыслители. По Г., естественное право истинно само по себе и потому существует независимо от воли божьей; в ходе исполнения его принципов (воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право «человеческое».
Государство возникает, по Г., из «общежительной природы человека», его возникновению предшествует т. н. общественный договор (см. Общественный договор, Естественное право). Хотя Г. и говорит о боге как творце всего сущего, теории его носили очевидный антиклерикальный характер. Папская курия внесла книгу Г. в число запрещенных.
Концепция международного права Г. вытекает из общих принципов его теории. Её основные положения следующие: договоры между государствами должны заменить власть папы римского, они будут соблюдаться в силу естественного закона; должны быть запрещены несправедливые войны, нарушающие чьё-либо право; воюющие стороны будут обязаны воздерживаться от истребления вражеской собственности и несправедливых жестокостей по отношению к гражданскому населению. Г. предлагал также учредить постоянный орган для разрешения споров между государствами, который обладал бы эффективными средствами принуждения. Теория Г. создавала основу для критики позитивного права с позиций естественного, что в конечном счёте служило ниспровержению феодализма. Его учение свидетельствует о зарождении т. н. юридического мировоззрения (См. Юридическое мировоззрение); по словам Ф. Энгельса, оно «...было теологическим мировоззрением, которому придали светский характер» («Юридический социализм», см. Маркс К. и Энгельс. Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 496).
Соч.: О праве войны и мира, пер. с лат., кн. 1—3, М., 1956.
Лит.: История политических учений, М., 1965, с. 215—18.
З. М. Черниловский.

Г. Гроций.

Советская историческая энциклопедия:

(Grotius), Гуго де Гроот (Huig de Groot) (10.IV.1583 — 28.VIII.1645) — голл. политич. мыслитель-юрист (основоположник науки междунар. права), философ и историк, политич. деятель; один из основоположников бурж. теории естественного права. В 1607 Г. был ген. казначеем провинций Голландия и Зеландия, в 1613-18 — пенсионарий в гор. совете Роттердама. В вышедшем в 1609 соч. "О свободном море" ("De mare libero") защищал интересы крупной торг. голл. буржуазии; трактат Г. вызвал ответный трактат англ. юриста Селдена "Закрытое море" ("Mare clausum seu de dominio maris libri duo", 1635); их полемика отражала назревавший конфликт между голл. купечеством и англ. буржуазией, приведший к англо-голландским войнам. В религ.-политич. борьбе арминиан и гомаристов Г. выступил активным приверженцем арминиан; как причастный к восстанию, поднятому Олденбарневелтом, в 1618 был осужден на пожизненное заключение. В 1621 бежал во Францию; в 1634 по приглашению швед. пр-ва становится швед. посланником в Париже (до 1644). Из обширного науч. наследства Г. наиболее известен его труд "О праве войны и мира" ("De jure belli ас pacis", 1625, рус. пер. 1956). Г. осуждает "разнузданное неистовство" Тридцатилетней войны (1618-1648), выступает глашатаем мира в отношениях между народами и рекомендует решать спорные вопросы не силой, а с точки зрения права, в основе к-рого должна лежать идея справедливости. Одно из осн. условий разумного человеч. общежития состоит, по Г., в том, чтобы не посягать ни на человеч. личность, ни на чужое имущество. Общество, по мнению Г., есть результат договора, к-рый был заключен людьми в общих интересах. Общество и гос-во у него тождественные понятия. Люди объединились в гос-во добровольно, повинуясь лишь велению собственной природы, а не божеств. воле. Учение Г. о происхождении общества и гос-ва знаменовало освобождение от идейного подчинения церкви, стремление истолковать эти категории с позиций бурж. рационализма. Однако Г. еще признавал наличие божеств. права и делал другие многочисл. уступки теологии, чем вносил в свои взгляды большие противоречия. На историю Г. смотрел как на сцепление случайностей и заблуждений. История ценна, по его мнению, лишь своими уроками. Антич. историю, дающую, с его точки зрения, наибольшее количество проявлений истинной гражд. добродетели, Г. ставил гораздо выше истории христианства (к-рую развенчивал) и истории ср. веков. Г. много внимания уделял истории освободит. войны Нидерландов против Испании. Его "De jure praedae commentarius" (1604-05) — ценный ист. источник по истории нидерл. революции и республики Соединенных провинций. В соч. "О древности и строе Батавской Республики" ("De antiquitate et statu Reipublicae Batavicae", 1610) он выступил сторонником нац. свободы, свободы совести и свободы мысли. Г. принадлежит также книга "О происхождении амер. народов" ("Dissertatio de origine gentium americanarum", 1642) с интересной гипотезой о родстве амер. народов с европейскими.
Лит.: Казарин А. И., Гуго Гроций как политич. мыслитель, "ВИМК", 1958, No 6; Саккетти А. Л., Гуго Гроций как ученый-гуманист, юрист и историк, в кн.: Советский ежегодник междунар. права 1959, М., 1960; Knight W. S. M., The life and works of Hugo Grotius, L., 1925; Ter Meulen J., Bibliographie des crits imprims de Hugo Grotius, Hague, 1950.
=====
A. И. Казарин. Москва.

Новейший философский словарь:

ГРОЦИЙ Гуго де Гроот (Grotius, de Groot) (1583-1645) — голландский гуманист, теоретик права, государственный деятель. В своем наиболее известном сочинении «О праве войны и мира» (1625) Г. исследует вопросы международного, гражданского, уголовного права, войны и мира, власти и государственного устройства. Решая вопрос о том, что такое право вообще, Г. анализирует правила, возникшие «путем установления», и правила, вытекающие из «самой природы», соответственно«право волеустановленное» и «естественное право». Право вояеустановленное «изменяется во времени и различно в разных местах», его источником может быть либо воля Бога (право божественное), либо воля людей (право человеческое). Естественное право всегда «тождественно самому себе», оно существует независимо как от произвола людей, так и от воли Бога, хотя его предписания и не расходятся с божественной волей. Вера в Бога и в особые божественные законы (изложенные в Священном Писании) сочетается у Г. с уверенностью в том, что даже если бы Бога не было, то естественное право все равно бы существовало. Источник естественного права лежит в контролируемом разумом стремлении человека к общению. Эта особенность присуща человеку как существу «высшего порядка». Принципы естественного права отвечают коренным нуждам общежития людей. В основе стремления людей к общению Г. видит чувство самосохранения. Способом противостоять насилию и организовать мирные формы общения является создание людьми государства «не по божественному велению, а добровольно». «Государство... есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Единая и нераздельная, верховная власть выступает началом, приводящим в движение весь государственный механизм. Результатом общественного договора как акта сознательной деятельности людей может явиться не только отдельное государство, но так же и сообщество государств. Предполагая возможность такого сообщества, Г. уделяет особое внимание разработке норм международного права. Принципы права и гуманности должны регулировать отношения между народами даже в том случае, если проблема войны и мира не разрешима мирным путем. Г. выступал также против религиозных войн и отстаивал принципы религиозной и философской терпимости. Принципы естественного права (первые представления о котором содержатся в учениях софистов и стоиков), сформулированные Г., носили ярко выраженный антифеодальный характер, отвечая интересам буржуазии. Взгляды Г. оказали влияние на формирование философии права в целом и школы естественного права.

Новая философская энциклопедия:

ГРОЦИЙ (Grotius) Гуго (10 апреля 1583, Делфт – 28 августа 1645, Росток)голландский юрист, ученый и государственный деятель. Родился в семье бургомистра г. Делфт и куратора Лейденского университета. В 11 лет – студент Лейденского университета. После поездки во Францию стал интересоваться юридическими и политическими проблемами. В 1601 получает должность историографа Голландии и пишет ряд исторических работ. В 1607 назначается прокурором провинции Голландия. В 1618 Гроция приговаривают к пожизненному заключению в замке Ловестайн за его позицию в споре между провинцией Голландия и Генеральными Штатами Нидерландов. Три года спустя ему с семьей удалось бежать в Париж, где в 1625 он публикует труд, принесший ему всемирную известность: «О праве войны и мира» (De Jure Belli ас Pacis, рус. пер. 1956). В 1631 возвратился в Голландию.
В своем труде Гроций исходит из убеждения, что «мать естественного права есть сама природа человека», а не воля Бога. Понятие «человеческая природа» у него приобретает более глубокое содержание, чем у античных и средневековых мыслителей, определяя «стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными: т.е. то, что стоики называли «ойкейосис» (приобщение)» (О праве войны и мира. М., 1956, с. 45). Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом. «Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро» (там же, с. 72). Реализуя принципы естественного права, воля человека создает право человеческое, которое разделяется на внутригосударственное и международное (jus gentium). Человеческое право в отличие от естественного изменчиво; законы человеческого права и само государство есть результат соглашения. «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» (там же, с. 74). Т.о., по Гроцию, полная реализация человека как разумного и общественного существа возможна только в условиях гражданского порядка, и управление гражданским обществом столь же необходимо и естественно, как необходимо и естественно господство разума над телом. Однако хотя обязанности верховной власти в государстве и возникают как результат соглашения, реально они ограничены законами природы и законами человеческих сообществ, особенно законами, предписывающими людям жить в соответствии с нормами справедливости. Эти нормы одинаковы по отношению и к индивиду, и к государству, и к верховной власти.
Идеи, высказанные Гроцием, сыграли огромную роль в возникновении либерально-демократической идеологии эпохи Просвещения в европейских странах и в Северной Америке и легли в основу современной теории международного права.
Литература:
1. Knight W.S. M. The Life and Works of Hugo Grotius. L., 1925;
2. Weeland H. Hugo Grotius, Little, 1986.
В.Ф.Коровин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru