Определение слова «ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ»

Советская историческая энциклопедия:

Круговорота исторического теории, — концепции обществ. развития, определяющим признаком к-рых является идея о постоянном и периодич. прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяющимися во времени обществ. образованиями аналогичных замкнутых циклов зарождения, подъема, упадка и гибели. Ц. т. были многообразны. Это многообразие относится к установлению как субъектов обществ. развития (гос-во, локальная культура) и их общего числа, так и стадий ист. цикла.
=====
Представление о жизни как вечном круговом движении было обычным и характерным для древности. У древних земледельческих народов оно было тесно связано с наблюдением за жизнью природы (повторяющиеся циклы смены времен года и др.). В антич. обществах были распространены представления о цикличной смене веков в связи с повторяющейся сменой положения небесных светил, якобы регулирующих земные события. Этот взгляд о циклическом развитии всего существующего в мире был перенесен и на смену политич. форм (в Др. Греции — Платон, Аристотель и особенно Полибий). Одной из важных предпосылок возникновения таких теорий была частая смена форм гос. власти в жизни антич. обществ. В Др. Китае (у Сима Цяня) Ц. т. приняла другую форму — учения о циклической смене "принципов", на к-рых покоится гос. власть. Ц. т. были чужды идее прогресса (хотя в нек-рых из них уже намечалась мысль о том, что круговорот приносит с собой новое содержание, а не означает лишь простого повторения пройденного пути). Но они несли в себе зародыши научно-плодотворных мыслей, получивших развитие и обоснование лишь впоследствии (попытка рассмотрения обществ. изменений как необходимого, не зависящего от воли отд. человека процесса, догадка о единстве ист. процесса в смысле повторения различными народами аналогичных ступеней развития).
=====
В средние века господствовал теологич. провиденциалистский (см. Провиденциализм) взгляд на историю, несовместимый с Ц. т. Вновь эти теории получили распространение в эпоху Возрождения в Италии (Макиавелли, использовавший, подобно антич. мыслителям, идею ист. круговорота для обоснования своего учения о закономерной и последовательной смене форм правления; Кампанелла). Развернутая концепция ист. круговорота принадлежит итал. мыслителю кон. 17 — 1-й пол. 18 в. Дж. Вико, согласно к-рой народы в своем развитии проходят 3 постоянно воспроизводящихся этапа — эпоху богов (детство), героев (юность), людей (зрелость, высш. точка цивилизации). После Вико и вплоть до кон. 19 в. Ц. т. не получили сколько-нибудь заметного распространения. Господствующими в бурж. обществоведении стали идеи однолинейного и прямолинейного прогресса (просветители, позитивизм). Однако с нач. 20 в. Ц. т. выдвигаются в число влият. филос.-ист. бурж. концепций. Факт возрождения Ц. т. связан, с одной стороны, со сменой ист. оптимизма, присущего восходящей буржуазии, настроениями глубокого пессимизма, наступившего в связи с общим кризисом капиталистич. системы, а с другой — с науч. несостоятельностью трактовки ист. процесса как плавной поступат. эволюции человечества, опровергавшейся успехами ист. науки и самим ходом всемирной истории, а также реакцией на европоцентризм прежних теорий. В этих условиях концепции поступательного эволюц. развития общества заменяются в буржуазной науке теориями, отрицающими всемирно-историческое прогрессивное развитие человечества, в т. ч. теориями циклизма.
=====
Наиболее полно Ц. т. 20 в., рассматривающие историю человечества в качестве сменяющихся во времени локальных, глубоко специфичных цивилизаций, к-рым в то же время присуща идентичная формальная структура, представлены в философско-ист. построениях О. Шпенглера и А. Тойнби. В них выдвигаются на первый план индивидуально-неповторимые стороны действительности и игнорируются общие закономерности развития. Последние подменяются произвольным конструированием идентичного "жизненного цикла" зарождения, развития и гибели культурно-ист. систем. Это достигается с помощью релятивистского тезиса "эквивалентности" локальных цивилизаций, при к-ром в единый "параллельный ряд" могут ставиться зап.-европ. общество и культура майя, Др. Рим и совр. капиталистич. общество. Если Шпенглер, Тойнби исходят из конкретных, локализованных во времени культур (цивилизаций), проходящих определенные циклы, то представители другой разновидности циклизма — П. Сорокин, Ф. Нортроп, X. Ортега-и-Гасет исходят из смены типа культур в пределах одного и того же общества, различающихся по их ориентации, системе ценностей и т. п. Для собственно историков возрождение Ц. т. связано с тенденцией модернизации истории (наиболее крупный представитель циклизма среди историков — Э. Мейер). Ц. т. 20 в. глубоко реакционны. Ист. пессимизм, отрицание единства человеческой цивилизации и ист. прогресса, принятие в качестве критерия выделения культур (цивилизаций) только (или преим.) факторов духовной жизни — характерные их черты.
=====
Марксистская наука отвергает как концепцию движения всемирной истории по замкнутым кругам, так и теории ее непрерывного механически-прогрессивного развития по прямой линии. Ист. материализм представляет ход всемирной истории как единый закономерный прогрессивный процесс смены общественно-экономич. формаций (см. Формация общественно-экономическая), в к-ром, однако, движение происходит не по прямой, а по спирали, т. е. нек-рые присущие прежним ступеням ист. развития элементы повторяются, но уже на новой, более высокой его стадии.
=====
Лит.: Маркарян Э. С., Концепция общественного круговорота в философии истории, "ВИМК", 1957, No 2; его же, О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; (Араб-Оглы Э. A.), Концепция историч. круговорота, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Штаерман Е. М., О повторяемости в истории, "ВИ", 1965, No 7; Конрад Н. И., Полибий и Сыма Цянь, в его кн.: Запад и Восток, (2 изд.), М., 1972; Cairns G., Philosophies of history. Meeting of East and West in cycle-pattern theories of history, N. Y., 1962; Widgery A., Interpretations of history. Confucius to Toynbee, L., 1961.
=====
Э. С. Маркарян. Ереван.

Новая философская энциклопедия:

ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ – концепции, описывающие развитие общества или отдельных его подсистем (экономики, социальной политики, культуры и т.д.) как последовательность повторяющихся циклов; при этом под циклом понимается совокупность процессов и явлений, составляющих кругооборот в течение определенного промежутка времени и приводящих социальную систему в исходное или подобное исходному состояние. Эти теории возникли уже в глубокой древности. Представления о циклическом развитии общества, как и Космоса в целом, характерны для философии Гераклита [ГЕРАКЛИТ], Эмпедокла [ЭМПЕДОКЛ], Платона [ПЛАТОН], Аристотеля [АРИСТОТЕЛЬ], Марка Аврелия [МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН],ими пронизана индийская философия. Так, согласно Платону, Космос существует как вечное чередование катастроф и рождений, свои циклы присущи развитию любого общества, напр. истории эллинов.
Позднее сходные представления о цикличности и закономерной повторяемости исторического развития легли в основу философских и общеисторических концепций общественного развития, в разное время разрабатывавшихся Дж.Вико,Г.Рюккертом, Н.Я.Данилевским [ДАНИЛЕВСКИЙ], О.Шпенглером [ШПЕНГЛЕР], А.Тойнби [ТОЙНБИ],К.Кунгли, Л.Н.Гумилевым, М.Одеоном и др. В этих концепциях циклы развития общества, как правило, представляют собой «жизненные циклы» тех или иных социальных систем со своими рождением, взрослением и умиранием («век варварства», «век героев», «век городов, законов и разума» у Дж.Вико; «весна», «лето», «осень» и «зима» культур у О.Шпенглера; «генезис», «рост», «надлом» и «распад» цивилизаций у А.Тойнби, фазы этногенеза и развития этносов у Л.Н.Гумилева). Эти концепции не отрицают наличия периодов поступательного, восходящего движения данной социальной системы, но рассматривают их как определенные, ограниченные во времени фазы развития, на смену которым неизбежно приходят фазы стагнации и упадка. Общая черта этих теорий состоит в том, что «жизненные циклы» являются более или менее универсальными схемами, которые, по замыслу их авторов, описывают развитие любой культуры, цивилизации или этноса. В то же время подобные теории, улавливая некоторые общие закономерности в развитии различных этнических, национальных или цивилизационных образований, часто не учитывают уникальные черты и особенности, присущие каждой конкретной социальной системе.
Наряду с «жизненными циклами» большой протяженности (от нескольких сотен до нескольких тысяч лет) в ряде теорий цикличности используются циклы «смены поколений», имеющие протяженность от нескольких десятков (обычно 25–35) до сотни лет. При этом в большинстве концепций имеются в виду не чисто биологические, а «социальные» поколения, смена которых связана прежде всего с изменениями культурных и политических условий. Проблемы социальных поколений и их смены как механизма общественного развития представлены в трудах таких мыслителей, как Н.Макиавелли [МАКИАВЕЛЛИ], Ж.Боден [БОДЕН], Т.Кампанелла [КАМПАНЕЛЛА], Б.Паскаль, Д.Юм [ЮМ], Ж.-Ж.Руссо, А.Фергюсон [ФЕРГЮСОН], К.А.Сен-Симон, Ф.М.Фурье, О.Конт [КОНТ], Дж.С.Милль, Г.Спенсер [СПЕНСЕР], В.Дильтей [ДИЛЬТЕЙ],Л. фон Ранке, В.Парето, К.Мангейм, X.Ортега-и-Гассет. Из современных авторов идея смены социальных поколений как основы формирования циклов истории представлена, напр., у американского историка и политического философа А.Шлезингера (мл.).
Кроме того, существуют концепции, в которых делаются попытки напрямую связать природные (прежде всего космические) циклы с историческими циклами и колебаниями. Так, У.Джевонс связывал циклы солнечной активности с экономическими циклами, А.Л.Чижевский – с подъемами и спадами массовых социальных движений, революциями и т.п. Идеи русских «космистов» (В.И.Вернадского [ВЕРНАДСКИЙ],Н.А.Морозова, К.Э.Циолковского [ЦИОЛКОВСКИЙ]и др.) в определенной мере послужили методологической основой для подобных концепций.
Теории цикличности раскрывают те стороны развития общества, на которые не обращают внимания теоретики социальной эволюции как чисто поступательного процесса. Сюда относятся, в частности, определенная повторяемость или подобие событий и явлений, наблюдаемых в развитии разных обществ или в развитии одного общества на разных этапах, а также периодическое изменение направления, вектора социальных процессов. Однако представления о цикле исторического развития как о замкнутом круге, присущее многим теориям цикличности, в целом не являются адекватными и подвергаются справедливой критике. Социум, проходя цикл или период в своем развитии, не может вернуться в исходную точку: в истории, как и в природе, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Поэтому более плодотворными и в настоящее время распространенными являются теории, рассматривающие исторические циклы как открытые, т.е. приводящие социальную систему не в исходное, а в новое состояние, хотя частично подобное исходному.
Наличие незамкнутых циклов (длинных волн) исторического развития было показано в работах русского экономиста и социолога Н.Д.Кондратьева. Среди наиболее известных авторов, разрабатывавших или продолжающих разрабатывать различные аспекты теории длинных волн в развитии общества, можно назвать Й.Шумпетера, Ф.Симиана, Э.Лабрусса, Ф.Броделя,И.Уоллерстайна, Э.Манделя, Дж.Голдстайна. Фактически волновой подход к исследованию развития общества в настоящее время представляет собой самостоятельное направление научной и философской мысли, отличающееся от классических теорий цикличности.
Литература:
1. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. Киев, 1994;
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо–Романскому. М., 1991;
3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989;
4. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991;
5. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995;
6. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995, с. 26–49;
7. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997, с. 355–432;
8. Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. Образ и действительность. Новосибирск, 1993;
9. Шлезингер А. (мл.). Циклы американской истории. М., 1992;
10. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – «Сибирские огни», 1990, № 9, с. 136–156.
В.И.Пантин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru