Определение слова «цивилизация»

Толковый словарь Ушакова:

ЦИВИЛИЗА́ЦИЯ и (·устар., по ·франц. произношению) Сивилизация, цивилизации, ·жен. (от ·лат. civilis — гражданский).
1. только ед. Высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена (научн.). Дикость, варварство и цивилизация.
2. Вообще общественная культура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющееся носителем такой культуры. Цивилизации древности.
3. только ед. употр. как обозначение современной европейской культуры. «Он был не чужд европейской цивилизации.» Чехов. «Сивилизация — это такое тонкое нежное вещество, которое нельзя по произволу бросать в грязь.» Салтыков-Щедрин. «Цивилизация, свобода и богатство при капитализме вызывают мысль об обожравшемся богаче, который гниет заживо и не дает жить тому, что молодо.» Ленин.

Большой энциклопедический словарь:

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, государственный) — ..
1) синоним культуры...
2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация)...
3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс)...
4) В некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

Словарь по культурологии:

(от лат. civilis – гражданский, государственный)
1) в культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII-XIX вв., – третья ступень общественного развития, следующая за варварством (первая ступеньдикость) (введено Л. Морганом, Ф. Энгельсом);
2) синоним культуры, в узком смысле – материальной культуры;
3) уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация);
4) этап человеческого развития, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
Понятие «цивилизация» появилось в ХVIII в. в тесной связи с понятием «культура». В основе категориального различения цивилизации и культуры заключена дивергенция личностных структур человека и структур рабочей силы человека. Воспроизводство рабочей силы, увеличение свободного времени – это признаки цивилизации, а воспроизводство личностных структур человека посредством воспитания, образования – это уже признак повседневной культуры, ее традиций, норм, ценностей.
............
от лат. civilis – гражданский, государственный.
межэтнич. культурно-истор. общность людей, основания и критерии для выделения к-рой, как правило, разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина. Понятие Ц. появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного об-ва от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в 19 в., термин Ц. также использовался как характеристика высшей стадии социокультурного развития (“дикость – варварство – Ц.”). В 20 в. в трудах Шпенглера, а затем Тойнби сформировалось иное значение этого термина как локальной моно- или полиэтнич. общности с выраженной социокультурной спецификой, т.е. концепция “истор. Ц.” (древнеегип., вавилон., греч., рим., кит., инд., визант., мусульманской, ср.-век. зап.-европ. и т.п.). Были разработаны разл. теории и концепции истор. процесса на основе идей саморазвития и саморазрушения автономных и самодостаточных локальных Ц., противопоставляемые теориям глобальной истор. эволюции всего человечества. Именно в подобном значении термин Ц., как правило, используется в совр. научной лит-ре.
Вместе с тем, несмотря на наличие опр. эмпир. оснований для выделения локальных Ц., в науке до сих пор не разработаны единые методол. принципы и критерии для классификации той или иной истор. общности в качестве автономной Ц., что представляется наиболее очевидной слабостью всех теорий Ц. В последние годы получает распространение определение Ц. как локальной межэтнич. общности, формирующейся на основе единства истор. судьбы народов, проживающих в одном регионе, длительного и тесного культурного взаимодействия и культурного обмена между ними, в рез-те чего складывается высокий уровень сходства в институциональных формах и механизмах их социальной организации и регуляции (правовых и полит. системах, специализир. компонентах и формах хоз. уклада, религиозно-конфессиональных ин-тах, в философии, науке, системах образования, стилистике лит. и худож. творчества и т.п.), при сохранении большего или меньшего разнообразия в чертах этногр. культур народов, составляющих ту или иную Ц. Чаще всего такого рода Ц. складываются на основании длит. вхождения разных народов в состав единого многонац. гос-ва, что задает всем им однотипную традицию ин-тов социал. регуляции (например, Ц. рим. мира, кит. Ц., рос. Ц.) или на основании религ. единства, формирующего такого же рода единообразие системы ценностей и механизмов регуляции социальной практики (мусульманская Ц., ср.-век. вост. и зап.-христ. Ц.) и т.п. Так или иначе, но во всех перечисленных случаях элементы культурного единообразия складывались не стихийно, а под воздействием именно институциональных средств социальной организации и регуляции, детерминировавших уже и специфику ценностных ориентаций, и принципы социальной консолидации, и пр.
Использование категории Ц. представляется наиболее операциональным при проведении компаративных и кросскультурных исследований разл. региональных истор. сообществ как культурно-истор. типов.
Лит.: Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. Ер., 1962; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991; Тойнби А. Постижение истории. М., 1991; История европейской цивилизации в русской науке: Античное наследие. М., 1991; Новикова Л.И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип истор. процесса // Цивилизации. Вып. 1. М., 1992; Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993; Ерасов Б.С. О статусе культурно-цивилизационных исследований // Цивилизации и культуры. Вып. 1. М., 1994.
А.Я. Флиер.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Толковый словарь Даля:

цивилизация
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ж. общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.

Большой словарь иностранных слов:

Цивилизации, ж. [от латин. civilis – гражданский]. 1. Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (определяемый уровнем развития производительных сил), достигнутый данной общественно-экономической формацией. (науч.). 2. Современная мировая культура.

Советская историческая энциклопедия:

(от лат. civilis — гражданский, государственный)синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его ист. развитии, уровень обществ. развития и материальной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономич. формацией; степень и характер развития культуры определенных эпох и народов. В более узком смысле понятие Ц. обозначает только материальную культуру.
=====
К. Маркс и Ф. Энгельс применяли термин "Ц." к определенной ступени обществ. развития, следующей за дикостью и варварством. Энгельс писал, что Ц. "...является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 173-74). Основоположники марксизма проанализировали движущие силы и противоречия в развитии Ц., обосновав необходимость революц. перехода к новому, высшему ее этапу — коммунистич. обществу.
=====
Понятие Ц. появилось в 18 в. во Франции. Франц. просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. Ц. обозначала высокий уровень развития материальной и духовной культуры зап.-европ. народов, употреблялась как характеристика капитализма в целом. Н. Я. Данилевский считал, что история отд. замкнутых Ц., имеющих индивидуальный характер, составляет существо всемирной истории. По О. Шпенглеру, Ц.- лишь заключительный этап развития к.-л. культуры или к.-л. периода обществ. развития. Шпенглер считал, что для Ц. характерны высокое развитие науки и техники, упадок лит-ры и искусства, превращение отд. человека в безликое существо — частичку инертной и аморфной массы. А. Тойнби полагает, что всемирная история состоит из множества частей, на к-рые мы искусственно ее подразделяем, называя каждую из частей — Ц. В современной бурж. историографии понятия Ц. и смены Ц. нередко выдвигаются в качестве противопоставления марксистскому учению о процессе развития и смене общественно-экономич. формаций.
=====
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Арзаканьян Ц. Г., Культура и цивилизация. Проблемы теории и истории, "Вестник истории материальной культуры", 1961, No 3; его же, Трактовка гуманизма в современных буржуазных концепциях культуры и цивилизации, в кн.: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969; Маркарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962.
=====
В. Я. Балязин. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

цивилизация
ЦИВИЛИЗАЦИЯ -и; ж. [от лат. civilis — гражданский]
1. Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией. Римская, европейская ц. Исчезновение древних цивилизаций.
2. Современная мировая культура и технические достижения; свойственные ей. Стремиться к цивилизации. Ц. ещё не коснулась северных районов земли. Ни телефона, ни газасловом никакой цивилизации. Внеземная ц. (существование иных культур и народов за пределами Земли и земной галактики).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
цивилизация, -и

Толковый словарь Ожегова:

ЦИВИЛИЗАЦИЯ, и, ж.
1. Определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации.
2. ед. Современная мировая культура (в 1 знач.).
3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой. Внеземные цивилизации.

Социологический словарь:

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. ciwlis — гражданский, государственный) — англ. civilization; нем. Zivilisation. 1. см. КУЛЬТУРА. 2. Уровень, ступень обществ, развития материальной и духовной культуры, связанный с разделением труда, рационализацией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества. 3. Ступень обществ, развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Грамматический словарь Зализняка:

Цивилизация, цивилизации, цивилизации, цивилизаций, цивилизации, цивилизациям, цивилизацию, цивилизации, цивилизацией, цивилизациею, цивилизациями, цивилизации, цивилизациях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru