Определение слова «Боден»

Большая советская энциклопедия:

Боден
(Bodin)
Жан (1530, Анже, — 1596, Лан), французский политический мыслитель, теоретик естественного права, юрист. Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж. В 1576 был депутатом от 3-го сословия на Генеральных штатах в Блуа. В сочинении «Метод лёгкого изучения истории» (1566) утверждал, что общество формируется под влиянием общественной среды и представляет собой сумму кровно-хозяйственных союзов. В обществе осуществляется прогресс, в природе же — круговое вращение. В главном сочинении «Шесть книг о республике» (1576) Б., отрицая божественное происхождение власти монарха, обосновывал идею конституционной монархии и принцип неделимости государственного суверенитета, защищал веротерпимость. Признавал право народа на убийство тирана. Причину политических переворотов Б. видел в имущественное неравенстве. В сочинении «Ответ на парадоксы М. Молеструа...» (1568) изложил свои экономические взгляды, отстаивая необходимость свободы торговли. Оказал влияние на формулирование количественной теории денег. В сочинении «Диалог семи человек» (1593, опубликовано после смерти) защищал идею естественной религии.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 314; История философии, т. 2, М., 1941, с. 75—77: Коган-Бернштейн Ф. А., Экономические взгляды Бодена, в сборнике: Средние века, в. 2, М.—Л., 1946; Chauvir R., Jean Bodin, auteur de la «Rpublique», P., 1916; Kamp M. E., Die Staatswirtschaftslehre J. Boden, Bonn, 1949.
Г. Л. Зельманова.

Советская историческая энциклопедия:

(Bodin), Жан (1530-96) — франц. политич. мыслитель, правовед и гос. деятель. В соч. "Метод легкого изучения истории" ("Methodus ad facilem historiarum cognitionem", 1566) сформулировал свой взгляд на общество как на сумму кровно-хоз. союзов — семей. По мнению Б., общество складывается независимо от воли человека под влиянием естеств. среды (теория климата). Б. считал также, что человеч. общество прогрессирует и что наука история отображает этот прогресс (теория прогресса), что история является лучшим введением в политику. В 1576 Б. опубликовал свое гл. соч. "Шесть книг о государстве" ("Les six livres de la Rpublique"), в к-ром изложил свое учение о государственном суверенитете. Б. отвергал мнение о божественном происхождении власти монарха и защищал идею наследств. монархии, лишенной права налагать налоги без согласия народа или его представителей. Гл. причиной политич. переворотов Б. считал имуществ. неравенство. Он раскрыл прогрессивную роль королевского абсолютизма во Франции, соответствовавшего в тот период интересам франц. буржуазии. Важное место в этом трактате занимает защита идеи веротерпимости, призванной, по мнению Б., положить конец гражданским войнам 16 в. во Франции. В соч. "Ответ г. Мальтруа..." ("Rponse aux paradoxes de M. de Malestroit...", 1568) Б., анализируя последствия великих географич. открытий, т. н. "революцию цен", утверждал, что причиной вздорожания товаров является увеличение притока драгоценных металлов в Европу. Оказал влияние на возникновение количеств. теории денег. Горячо отстаивал необходимость свободы торговли.
=====
Особое место занимает вольнодумное произв. Б. "Семичастный разговор..." ("Heptaplomeres, sive colloquium..."). Это произведение ходило в рукописи и послужило основой для обвинения автора в атеизме. В нем Б. проводил мысль о естеств. происхождении религии и давал очень резкую критику осн. христ. догматов. Однако в др. соч. -"Демономания..." ("Dmonomanie des sorciers", pt 1-2, 1580) Б. наряду с плодотворными и новаторскими идеями разделял нек-рые суеверия и предрассудки своего времени.
=====
В 1576 был депутатом от 3-го сословия (область Вермандуа) на Генеральных штатах в Блуа.
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 314; Виппер Р. Ю., Политические теории во Франции в эпоху религиозных войн, "ЖМНП", 1896, ч. 306, авг.; Коган-Бернштейн Р. A., Жан Боден и его творчество, Доклады и сообщения Истфака МГУ, 1945, в. 2; ее же, Экономические взгляды Ж. Бодена, в сб.: Средние века, 1946, в. 2; Chauvir R., Jean Bodin, auteur de la "Rpublique", P., 1916; Kamp M. E., Die Staatswirtscnaftslehre Jean Bodins, Bonn, (1949).
=====
Ф. A. Коган-Бернштейн. Москва.

Новая философская энциклопедия:

БОДЕН (Bodin) Жан (1529/1530, Анжериюнь 1596, Лаон)французский правовед, историк, политический и религиозный мыслитель. Выходец из среды горожан, образование получил в Анжере и Тулузе. Состоял на службе у короля Генриха III, затем у герцога Алансонского, с которым путешествовал по Англии и Нидерландам. Участвовал в заседаниях Генеральных штатов в качестве представителя от третьего сословия, на стороне католической Лиги боролся против Генриха IV, в дальнейшем вместе с другими приверженцами сильной национальной монархии перешел на его сторону. Умер от чумы.
В основном произведении «Шесть книг о государстве» (Les six livres de la Rpublique, 1576) развил учение о безграничном и абсолютном государственном суверенитете, который, по мнению Бодена, достижим только при монархической форме правления. В этой связи он давал правовое обоснование абсолютной монархии, доказывая, что власть государя не может быть ничем стеснена, а органы сословного представительства должны выполнять совещательную роль; впрочем, облагать народ налогами государь, по Бодену, имеет право только с согласия государственных чинов. Подчеркивал обусловленность государственно-правовых установлений различных стран климатом и географической средой. Признавая возможность воздействия нечистой силы на людей, в трактате «Демономания колдунов» (La Dmonomanie des sorciers, 1580) дал теоретико-практическое руководство по организации процессов ведьм.
Литература:
1. Chauvire R. Jean Bodin auteur de la Rpublique. P., 1914;
2. Meinecke F. Die Idee der Staatsrson in der Geschichte. Mnch. – В., 1924.
О.Ф.Кудрявцев

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Bodin, Bodinus) — знамен. француз. публицист XVI ст., род. 1530 в Анжере, изучал право в Тулузе, потом отправился в Париж и там снискал расположение Генриха III. В 1671, лишившись милостей короля вследствие интриг придворной челяди, он поступил на службу к герцогу Францу Алансонскому и в 1576 поселился в Лионе, где был избран депутатом от третьего сословия в созванный Генрихом сейм в Блуа. На этом собрании он выступил горячим защитником свободы вероисповедания, чем навлек на себя массу гонений. Когда Генрих III выразил намерение отчудить часть государственных имуществ (доменов), Б. уговорил третье сословие отклонить требование короля на том основании, что домены составляют народное достояние. Впав в немилость, он отправился путешествовать с герцогом в Англию и Нидерланды. В борьбе Лиги против Генриха IV он был сначала на стороне первой, но потом, убедившись в искреннем намерении Генриха защитить дело протестантов, присоединился к его партии, † в Лионе 1596 от чумы. Как писатель, Б. должен быть признан, наряду с Макиавелли, творцом государственного права: в своем главном сочинении "De republique" (Париж, 1557), им же самим переведенном на латинский язык (1586), он развивает теорию абсолютной монархии, умеряемой только совещательным парламентом или сенатом. Власть государя никем не может быть ограничена, и его повеления, хотя бы и незаконные, должны быть исполнены безусловно. Ему можно делать только представления, но свергнуть его нельзя, как бы он ни был жесток. Своего государя Б. окружает целой армией чиновников, простых и безмолвных исполнителей его воли. Вместе с тем, чтоб государь мог узнавать о нуждах народа, Б. рекомендует земские собрания и созыв государственных чинов, которые должны быть образованы по сословиям. Замечательно, что Б. отнимает у своего государя право облагать народ податями без согласия чинов. В другом сочинении, "Demonomanie" (1580), им потрачена груда учености и остроумия для того, чтобы доказать существование колдунь и законности их преследования. Книга его "Heptaplomeres" (семеро в одной партии), в которой 7 приверженцев разных исповеданий излагают свои взгляды на религию, возбудила против него обвинение в атеизме. Это одна из любопытнейших книг того времени, долгое время известная только в рукописи. В первый раз она целиком издана Ноаком в Шверине (1857); см. Guhrauer, "Das Heptaplomeres des В." (Берл., 1841); Baudrillart, "Jean Bodin et son temps" (Париж, 1853); Moliniz, "Aperus sur la vie et les travaux de Jean В." (Монпелье, 1867); Barthelemy, "Etude sur Jean В." (Пар., 1876).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru