Определение слова «Ортега-и-Гасет»

Большой энциклопедический словарь:

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ (Ortegа y Gasset) Хосе (1883-1955) — испанский философ и публицист, представитель философии жизни и философии антропологии. Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал в истории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опыт непосредственного переживания. Один из главных представителей концепций "массового общества", массовой культуры ("Восстание масс", 1929-30) и теории элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма ("Дегуманизация искусства", 1925).

Большая советская энциклопедия:

Ортега-и-Гасет
(Ortega у Gasset)
Хосе (9.5.1883, Мадрид, — 18.10.1955, там же), испанский философ-идеалист, публицист и общественный деятель. Сын литератора. Окончил Мадридский университет, затем изучал философию в университетах Лейпцига, Берлина и Марбурга. В 1910—36 возглавлял кафедру метафизики Мадридского университета. Активно выступал как журналист: был основателем и сотрудником журнала «Espaa» (1915—24), «El Sol» (1916—37) и др.; издававшийся им общественно-политический ежемесячник «Revista de Occidente» (1923—1936) пользовался мировой известностью. Антимонархист; в 1931—33 депутат первых республиканских кортесов; один из основателей «Республиканского объединения интеллигенции» (1931). С началом гражданской войны (1936) эмигрировал в Латинскую Америку; в 1945 вернулся в Европу, в 1948 — в Испанию, где под его руководством был основан институт гуманитарных наук. До конца жизни оставался открытым противником франкизма.
Философские взгляды О.-и -Г. складывались под влиянием марбургской школы неокантианства (См. Неокантианство) (Г. Коген). Неокантианский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития культуры он стремился раскрыть в дальнейшем как жизненное выражение субъекта в историческом бытии, которое он вначале в духе философии жизни (См. Философия жизни) (особенно Г. Зиммеля (См. Зиммель) и М. Шелера) трактовал антропологически, затем под влиянием немецкого Экзистенциализма (М. Хайдеггер) — как духовный опыт непосредственного переживания, как «вслушивание» в жизнь с помощью «жизненного разума» (свой синтез различных философских концепций О.-и-Г. называл «рациовитализмом»).
В социологии наибольшую известность получило сочинение О.-и-Г. «Восстание масс» (1929—30). Исходя из противопоставления духовной «элиты», творящей культуру, и «массы» людей, довольствующихся бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями, он считает основным политическим феноменом 20 в. идейно-культурное разобщение «элиты» и «масс», а следствием этого — общую социальную дезориентацию и возникновение «массового общества». В эстетике выступал как теоретик Модернизма («Дегуманизация искусства», 1925). Оказал большое влияние на философскую и общественную мысль Испании, особенно в 1910—1920-е гг., а также на европейскую буржуазную социологию (главным образом в постановке проблем «массового общества» (См. Массовое общество) и «массовой культуры» (См. Массовая культура)).
Соч.: Obras completas, v. 1—11, Madrid, 1953—70; Obras ineditas, v. 1—7, Madrid, 1957—62; El espectador, v. 1—8, Madrid, 1960—63; в рус. пер. — Дегуманизация искусства, в кн.: Современная книга по эстетике, М., 1957.
Лит.: Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966; Бондаренко Н. Д., Некоторые аспекты проблемы человека в философии Ортега-и-Гассета, в кн.: Историко-философский сборник, М., 1968; Долгов К. М., Философия культуры и эстетика Xoce Ортеги-и-Гассета, в кн.: О современной буржуазной эстетике, в. 3, М., 1972; Ferrater Mora J., Ortega у Gasset: an outline of his philosophy, L., 1956; Abellan J. L., Ortega у Gasset en la filosofa espanola, Madrid, [1966]; Morn A. C., El sistema de Ortega у Gasset, Madrid, 1968; Aguado E., Ortega у Gasset, Madrid, 1970.
В. С. Муравьев.

Советская историческая энциклопедия:

(Ortega у Gasset), Xoce (9.V.1883 — 18.X.1955) — исп. философ, публицист и обществ. деятель. Учился в Коллегии отцов иезуитов в Малаге. Окончил Мадридский ун-т (в 1904 получил ученую степень д-ра философии и литературы). В 1906-07 учился в ун-тах Германии. В 1911-36 руководил кафедрой метафизики в Мадридском центр. ун-те. Литературно-публицистич. деятельность начал в 1902. Подобно писателям "Поколения 1898 г." пропагандировал "европеизацию" Испании по образцу передовых капиталистич. стран. В 1914 в публичной лекции "Старая и новая политика" резко выступил против монархии. В 1923 основал журн. "Revista de Occidente", пользовавшийся значит. популярностью среди исп. интеллигенции. В февр. 1931 основал т. н. Объединение на службе у республики, в к-рое вошли наиболее правые элементы интеллигентов-республиканцев. В 1936-45 жил в эмиграции в Германии, Португалии и Аргентине. В 1948 основал в Испании Институт гуманитарных наук, ставший центром пропаганды новейших течений зап.-европ. бурж. философии. Философские взгляды О.-и-Г., близкие экзистенциализму (М. Хейдеггер), складывались под влиянием неокантианства (Г. Коген), "философии жизни" Ф. Ницше, В. Дильтея. О.-и-Г. — основоположник теории "массового общества", согласно к-рой индустриализация уничтожает личность человека, делает его частью "массы". Противник массовых движений, О.-и-Г. отвергал демократию и проповедовал господство "избранного меньшинства" ("элиты"). О.-и-Г. отмечал необходимость изучения истории, к-рую рассматривал как историю мировоззрений и культуры. В работах, посвященных проблемам эстетики, отстаивал искусство "для избранных".
=====
Соч.: Obras completas, 4 ed., t. 1-6, Madrid, 1957-58.
=====
Лит.: Гайденко П. П., Буржуазная философия в поисках реального содержания исторического процесса, "ВИ", 1966, No 1.
=====
С. Л. Воробьев. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru