Определение слова «ВИКО»

Большой энциклопедический словарь:

ВИКО (Vico) Джамбаттиста (1668-1744) — итальянский философ, один из основоположников историзма. Исторический процесс, по Вико, имеет объективный и провиденциальный (см. Провиденциализм) характер; все нации развиваются по циклам, состоящим из 3 эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам) — героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Основное сочинение "Основания новой науки об общей природе наций" (1725).

Большая советская энциклопедия:

Вико
(Vico)
Джамбаттиста (23.6.1668, Неаполь, — 21.1.1744, там же), итальянский философ. С 1698 профессор риторики в университете в Неаполе, с 1734 придворный историограф. В полемике с Р. Декартом В., противопоставляя общий разум индивидуальному, выдвинул идею объективного характера исторического процесса. Исходя из того, что познать мы можем только то, что мы делаем, В. считал историческую науку сознанием человечества о собственных деяниях. Он выдвинул теорию круговорота — развития всех наций по циклам, состоящим из трёх эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Каждый цикл кончается всеобщим кризисом и распадом общества. Смена эпох осуществляется в силу общественных переворотов, борьбы между отцами семей и между домочадцами — в патриархальном обществе, позднее — борьбы феодалов и простого народа. Само государство возникло для обуздания отцами борющихся против них домочадцев — слуг. Аграрные законы в античном мире В. рассматривал как результат борьбы рабовладельческой демократии против земельной аристократии. Придавая принципиальное значение деятельности людей в осуществлении исторического процесса, сами исторические законы В. считал, однако, провиденциальными. Историзм В. позволил ему выработать более адекватный, чем у современных ему французских просветителей, взгляд на архаичные периоды в развитии культуры, подойти к целостному истолкованию искусства, религии, права, форм социальной и хозяйственной жизни в их взаимодействии и единстве исторического развития. По словам Маркса, «у Вико содержится в зародыше Вольф (“Гомер”), Нибур (“История римских царей”), основы сравнительного языкознания... и вообще немало проблесков гениальности» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 30, с. 512).
Идеи В. сыграли видную роль в становлении историзма, во многом предварив философию истории И. Г. Гердера и Г. Гегеля (См. Гегель); распространение их связано с деятельностью В. Кузена и французских историков эпохи Реставрации (Ж. Мишле).
Соч.: Opere, Mil., [1959]; в рус. пер. — Основания новой науки об общей природе наций, вступ. ст. М. А. Лифшица, М., [1940].
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Капитал, т. 1, М., 1955, с. 378; Максимовский В., Эстетические взгляды Д. Вико, «Литературный критик», 1935, № 11; Croce В., Bibliografia vichiana, v. 1—2, Napoli, 1947—48; его же, La filosofia di G. Vico, 4 ed., Bari, 1947; Badaloni N., Introduzione a G. B. Vico, Mil., 1961; Nicolini F., Vico storico, [Napoli, 1967].
Н. В. Новиков.

Дж. Вико.

Новейший философский словарь:

ВИКО (Vico) Джамбаттиста (1668-1744) — итальянский философ. Профессор риторики университета в Неаполе (с 1699). Основатель философии истории и психологии народов. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. Главное произведение: «Основания Новой Науки об Общей природе Наций» (1725) — первый систематический труд в европейской интеллектуальной традиции, специально посвященный анализу проблем философии истории (согласно В., — «Новой Науки»). В. осуществил всеохватывающий поиск закономерностей движения и сущности исторического процесса. В своем понимании принципов философии познания В. исходил из того, что «познанным может считаться лишь то, что сделано самим познающим»: истина и факт оказывались обратимыми. В. предполагал, что мир природы, сотворенный Богом, может быть познан только Им, мир же «гражданственности» создан людьми, и Наука о нем может быть им доступна. Познание прошлого, по мнению В., необходимо, чтобы постичь план Вечной Идеальной Истории. При этом постижение основ Новой Науки было возможно, по В., через реконструкцию мыслей и идей, объективированных в преданиях, мифах и т.п. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. (В. выделял две формы познания: знание — через интеллект, сознание — как результат волевых усилий). С точки зрения В., философия рассматривает Разум, из этого процесса проистекает знание истины. Филология же наблюдает самостоятельность человеческой воли, из чего проистекает сознание достоверного. Филология у В. вскрывает истинность фактов, философия же уясняет суть данных, предоставленных филологией, и вскрывает суть и смысл исторического процесса. Особо значимую роль в формировании облика Истории В. уделял Божественому Провидению. Замечания В. относительно исторической структуры человеческого сознания немаловажны и для миропонимания 20 в. Согласно В., «человек незнающий делает самого себя правилом Вселенной.., он из самого себя сделал целый Мир. Как Рациональная Метафизика учит, что человек, разумея, творит все, так и наша Фантастическая Метафизика показывает, что человек, и не разумея, творит все, и второе может быть даже правильнее первого, так как человек посредством понимания проясняет свой ум и постигает вещи, а посредством непонимания он делает эти вещи из самого себя и, превращаясь в них, становится ими самими». В. ввел в историческую науку, понимаемую им как знание человечества о собственных деяниях, компаративный метод, создал теорию исторического круговорота (из него он выводил бесконечный характер движения человечества). По В., все народы в силу имманентных причин и осуществления провидения развиваются параллельно, последовательно проходя изображенную в теогонических мифах «божественную» (бесгосударственную при господстве жречества); героическую (отображенную в героических эпосах) и человеческую (описанную в традиции историографии) стадии эволюции. Государство возникает в героическую эпоху как система аристократического правления. Ее сменяют представительная монархия или демократия в эпоху человеческую — эпоху «естественной справедливости». Развитие циклично. Достигнутое прогрессивное состояние общества, по В., необходимо сменяется стадией упадка к первоначальному положению. (При этом В. полагал, что степень разрушения предшествующего общественного организма тем значительнее, чем более высокий уровень зрелости и совершенства был им достигнут). Бессчетная смена эпох у В. обусловлена конфликтами различных общественных слоев (отцов семейств и домочадцев, позже — феодалов и простолюдинов) и кризисными социальными переворотами.

Новая философская энциклопедия:

ВИКО (Vico) Джамбаттиста (23 июня 1668, Неаполь – 23 января 1744, Неаполь) – итальянский философ. Изучал право, историю, филологию и философию. С 1697 профессор риторики в Неаполе. С 1734 историограф короля Неаполя. Во вступительных речах к курсам лекций по риторике Вико обсуждает вопрос о ценности культуры для общества. В 1708 он издает книгу «О современном методе исследования», где противопоставляет аналитический метод Декарта методу естественных наук (роль наблюдения, фантазии, правдоподобных рассуждений и др.). Философию права Вико изложил в дилогии «О неизменности правоведения» (1720–21). В 1725 выходит книга «Основания новой науки об общей природе наций, благодаря которым обнаруживаются такие новые основания естественного права народов» (Principi di una nuova d’intorno alla comune natura delle nazione, 1725, рус. пер. А.Губера. M., 1940). В 1729 он издает автобиографию «Жизнь Д.Вико, написанная им самим» (Autobiografia, 1947, сокр. пер. А.Губера. М., 1940).
Вико – основоположник философии истории и этнической психологии. Он испытал влияние античных философов, в частности неоплатонизма, а также Ф.Бэкона и мыслителей Возрождения. Своим противником он считает картезианство с его культом дедуктивного метода и с антиисторизмом в понимании мира. Вико анализирует первые этапы древней истории и видит ключ в их понимании в интерпретации мифов и языка. Для него мифы не аллегории, а рассказ о темных временах. В общей истории он выделяет ряд периодов – век Богов, век Героев, век Человека. Первые два века он называет эпохами поэзии. В этой связи Вико обращается к творчеству Гомера. Для того, чтобы осмыслить мифы, необходимо обратиться к изучению языка. Из догосударственного состояния возникают семейная и гражданская монархии. Вико исследует генезис общин, роль языка, религии, права в смене социальных сообществ, в возникновении неравенства и государства. Вико одним из первых исследовал истоки римского права. Основная линия исторического развития заключается в переходе от страха к религии, от чувства стыда к мифам, от семьи к господству и государству. Ход истории цикличен, все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох – детства, юности и зрелости. Эти эпохи – божественная с ее безгосударственностью и подчинением жрецам, героическая с господством аристократического государства и человеческая (с демократической республикой или представительной монархией). Каждый цикл завершается распадом общества. Смена эпох осуществляется в силу общественных переворотов и борьбы между отцами семейств и домочадцами в патриархальном обществе, между феодалами и простым народом. Исторические законы регулируют борьбу людей за ограниченные цели, но сами исторические законы провиденциальны. В возникновении человеческого периода истории громадную роль сыграла религия с ее верой в свободный дух. Исходный пункт философии истории Вико – убеждение в свободе людей, создавших и создающих собственный гражданский мир. Вико оказал большое влияние на И.Тэна, на Б.Кроче.
Сочинения:
1. De universi juris principio et fine uno. Neapol, 1720;
2. De constanta jurispudentiae. Neapol, 1721;
3. Opere, 6 vol. Mil., 1836–37;
4. Bibliografia Viciana. Ed. B.Croce. Neapol, 1904–1936;
5. Opere. Bari, 1914–41.
Литература:
1.  Киссель M.A. Джамбатгиста Вико. M., 1980;
2. Flint R. Vico. L., 1884;
3. Croce В. La filosofia di G.Vico. Roma, 1911;
4. Abbangnano N. (ed.). La Scienza nuova e Opere scelte di G.Vico. Torino, 1952.
А.П.Огурцов

Социологический словарь:

Вико (Vico) Джамбаттиста (23.06. 1668, Неаполь — 23.01.1774, там же) — основоположник философии истории Нового времени. Его главный труд "Основания новой науки об общей природе наций" (1725) представляет собой амальгаму философско-антропологической рефлексии ("исторической метафизики человеческого рода"), исследований гносеологической специфики социального познания, обобщений социологического типа и культурологической герменевтики (интерпретация античной мифологии и гомеровского эпоса, зачатки сравнительно-исторического языкознания).
Вико стремился с поверхности исторического бытия выйти на уровень сущности и уловить постоянный закон исторических изменений — "Вечную Идеальную историю... соответственно которой протекают во времени все отдельные Истории Наций в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце". "Новая наука" Вико одновременно и теоретическая, поскольку ее предмет — "общая природа наций", и вместе с тем историческая, ибо, по его мнению, во-первых, нужно учитывать "движение наций", и, во-вторых, чтобы теория приобрела достоверность, общую идею следует "посмотреть на фактах". Вико в известной мере предвосхищает современную постановку вопроса о соотношении истории и социологии. Вопрос этот приобрел особую актуальность в связи с кризисом "аналитической социологии".
Еще ближе взгляды Вико к популярной на Западе в 20 в. идее "социокультурной динамики". Вико отмечает "три типа времен": религиозные, героические (или "поэтические") и гражданские. Каждая из этих эпох имеет характер целостной формации со специфическими нравами, правоотношениями, особым "авторитетом власти" (в совр. социологии это называется "легитимацией"), формой правления, способом общения и мышления. Под "нравами" Вико понимает не только мораль, но и экономику. Он видит связь между экономикой и политикой, а также решающее значение "борьбы сословий" в динамике политических форм. "Гражданский мир" с самого начала был основан "на двух вечных противоположных свойствах, вытекающих из природы вещей... Плебеи... стремятся изменить Государство, они всегда его и изменяют, а Благородные всегда стремятся сохранить его" . В рез-те аристократия сменяется демократией ("народной свободой"), которая со временем вырождается в анархию, и тогда наконец появляется монархия как единственное средство положить конец всеобщей распре. Пороки монархического правления приводят к разложению всей социальной организации, и человечество возвращается к исходному пункту своего развития, начиная цикл заново.
Подчеркивая специфику различных исторических эпох, Вико основной своей задачей считает обоснование идеи единства мировой истории, хочет найти (и в какой-то степени находит) существенно общее и повторяющееся в истории разных народов и стран. Именно этот смысл имеет его учение о "возвращении вещей человеческих". Правда, Вико абсолютизирует повторяемость исторических событий, что связано с провиденциалистской схемой "движения наций". Наряду с общей концепцией социо-культурных изменений у Вико много интересных идей в области интерпретации различных сфер культуры, в которых он ищет социально-историческую основу.
Соч.: 1) Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru