Определение слова «БЕМЕ»

Большой энциклопедический словарь:

БЕМЕ (Bohme) Якоб (1575-1624) — немецкий философ-пантеист. По профессии сапожник. Мистика и натурфилософия Беме пронизаны стихийно-диалектичекими идеями. Оказал большое влияние на немецкий романтизм.

Новая философская энциклопедия:

БЁМЕ Якоб (Jakob Bhme, Jacob Boeme) (1575, Альтзейденберг, близ Гёрлица – 17 ноября 1624, Гёрлиц)немецкий мистик, мыслитель и философ. Сын крестьянина, отличавшийся слабым здоровьем, Бёме получил лишь скудное образование первых классов начальной школы, в юности пас скот, был учеником сапожника, затем мастером и владельцем сапожной лавки в Гёрлице, впоследствии сменил ремесленничество на (малодоходную) торговлю. Был примерным семьянином и отцом четырех детей.
Присущие Бёме черты визионерства и харизматического лидерства (при большой скромности и душевной мягкости) в соединении с его религиозной неортодоксальностью вызвали гонения на него со стороны церкви, но в то же время привлекли к нему в последние годы жизни немало образованных, в т.ч. знатных сторонников, давших ему почетный титул Philosophus Teutonicus. Через них сочинения и идеи Бёме становятся известными и находят множество приверженцев во всех протестантских странах (особенно в Голландии и Англии). Его учение находит глубокий отклик в немецкой религиозной философии кон. 18 – нач. 19 в. (пиетисты, Гердер, Гёте, Баадер, Фр. Шлегель и др. романтики, Гегель, Шеллинг).
Основные произведения: «Аврора, или Утренняя заря в восхождении» (1612, рус. пер. 1914), «О троякой жизни человека» (1619–20), «О вочеловечении Иисуса Христа» (1620), «De signatura rerum» (1621–22), «О выборе по благодати» (1623), «Mysterium magnum» (1623). Кроме этого Бёме принадлежат 11 теоретических и 11 практических (религиозно-наставительных) трактатов, 8 полемически-апологетических сочинений и 79 писем («посланий»), часть которых считается самостоятельными трактатами. При жизни был издан только сборник «Путь ко Христу» (1624). В 1628–78 вышло в свет ок. 50 изданий различных его произведений. Собр. соч.:1682, 1715, 1730–31 (3-е, лучшее, переиздано в 1955–61), 1831–47.
В мышлении Бёме религиозные и философские идеи неразрывно слиты с мифопоэтическими образами, и в этом он близок традициям неоплатонизма, гностицизма, алхимии, герметизма, немецкой средневековой мистики, импульсы которой он воспринял (Мейстер Экхарт). Свойственный ему символизм затруднял рациональное истолкование его учения (поскольку у Бёме «нет метода и порядка в изложении своих мыслей, то очень трудно дать представление о его философии». – Гегель. Соч., т. XI. Л. – М., 1935, с. 230). Будучи автодидактом, Бёме не признавал иных источников познания, кроме текста Библии и собственной души; в его текстах трудно обнаружить скрытые цитаты, распознаются лишь влияния Парацельса, у которого Бёме заимствовал отдельные термины (напр., «сигнатуры»), а общепринятые в ту эпоху алхимические и даже оккультистские термины (как и терминология мистики) получают у него оригинальный смысл.
Основной мотив «богомудрия» Бёмежелание очистить исказившуюся, по его мнению, традицию и на этой основе установить вечный религиозный мир в обществе, а отдельным людям дать образец «истинного христианского процесса» (т.е. духовной практики), ведущего к спасению. Бёме расходится с господствующей традицией в вопросе о предопределении и природе зла: он недвусмысленно решает его в пользу свободы как Бога, так и человека, а зло понимает как необходимый момент свободы Бога. Центральная идея Бёме – самооткровение Бога, которое он мыслит как универсальную бытийную модель и основные модусы которого выражает терминами «в себе», «вне (из) себя» и «для себя». Бог в себе есть, по Бёме, вечное Ничто, «безоснова» (или «беспричина», Ungrund), трансцендентное благо и свобода, «чистая Божественность», вечное Единое, безначальная воля, имеющая объектом лишь себя самое. В качестве таковой она – «вечное око» и одновременно «зерцало Бога», т.е. абсолютное и самодостаточное самосознание Бога. В силу своей неограниченной свободы эта воля и вечно пребывает в Ничто, и является «волей к нечто», т.е. к самооткровению, которое начинается с «самовмещения» «беспричинной воли» (Отца как лица Троицы) в себе самой как причине и сущности себя самой. Т.о., Отец вечно рождает совечного себе Сына («вечное Слово», «Сердце»). Для дальнейшего откровения воля должна «выйти из себя», и это «исхождение» Бёме называет Св. Духом, а его результат – самообозримостью Бога, Премудростью, «произнесенным Словом», в котором единый Бог открывает себя в качестве Троицы. В процессе самооткровения как «вечной игры» Бога воля с необходимостью порождает «противоволю» как принцип движения духа вне чистой Божественности. Первый этап этого движения«вечная природа», мир чистых сущностей, где взаимосложение воли и противоволи приводит к «сжатию», порождающему «огненную молнию», два аспекта которой (огонь и свет) образуют соответственно «царство мрака» (1-й принцип) и «царство радости» (2-й принцип). В последнем Слово становится «оформленным». Результат взаимодействия двух «принципов» – материальная природа (3-й принцип) и человек. Бытие бесконечно многих сущностей, обусловленное оформлением Слова, Бёме называет «имагинацией» (т.е. «вхождением в образ»), а ее восприятие человеком в аспекте множественности – «фантазией» (наваждением). Символическое самораскрытие Слова совершается не механически, а свободно, а потому сопровождается злом (диаболом) как меональной репликой символа. Т.о., Бог в себе трансцендентен и самодостаточен, но он же, вечно разыгрывающий самооткровение, имманентен всему, что разыгрывает. Эта играречь Бога, разорванная паузами зла и мрака как собственным необходимым внутренним моментом, вблизи своего источника звучащая чисто и громко, а в наибольшем отдалении от него, на уровне материальной природы – глухо, тихо и искаженно. Однако в человеческом духе, освобожденном пришествием и подвигом Христа, заключена возможность обратного вхождения в царство вечно неомраченного духа и свободы. В трактовке «христианского процесса» Бёме следует мистической традиции: человек спасается, гася в себе «самоценность» и становясь чистым проводником Слова Божьего. Обращаясь внутрь себя посредством смирения и отрешенности, душа перестает быть лишь зеркалом Духа и обретает субстанциальное тождество с ним, а звучащее Слово, получая таким образом свое эхо, познает, до каких пределов оно дошло, и становится «для себя», символически оформляет себя. Путь восстановления изначальной целостности человека, нарушенной грехопадением, Бёме вслед за алхимиками видит еще и в достижении андрогинного единства изначального Адама (и Христа), ведущем к новому рождению человека как символического, причастного к вечности и свободного существа. «Утренняя заря» возрождения истинной религии, предвозвещающей «день Божий», и есть смысл той миссии, к которой Бёме чувствовал себя призванным.
Из многочисленных попыток усвоения идей Бёме наиболее плодотворными были в философии позднего Шеллинга и в «аналитической психологии» К.Г.Юнга.
Сочинения:
1. Smtliche Schriften, hrsg. von .Faust und W.E.Peuckert, Bd. 1–11. Stuttg., 1955–61;
2. Die Urschriften, hrsg. von Werner Buddecke, Bd. 1–2. Stuttg., 1963–66;
3. в рус. пер.: Aurora, или Утренняя заря в восхождении, пер. А.Петровского. М., 1914 (репринт: М., 1990).
Литература:
1. Смирнов-Платонов Г.Л. Русские переводы Якоба Бёме. – «Библиографические записки», 1858, № 5, с. 129–137;
2. Peuckert W.-E. Das Leben Jakob Bhmes. Jena, 1924;
3. Koyr A. La philosophie de Jacob Boehme. P., 1929;
4. Berdjajew N. Jakob Bhmes Lehre von Ungrund und Freiheit. – «Bltter fr deutsche Philosophie» (В.), 1932, 6 (3);
5. Benz E. Der vollkommene Mensch nach Jacob Bhme. Stuttg., 1937;
6. Wehr G. Jakob Bhme in Selbszeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg, 1971;
7. Grunsky H. Jacob Bhme. Stuttg., 1984.
Б.М.Бакусев

Теософский словарь:

(Якоб.) Великий мистический философ, один из самых выдающихся теософов средневековья. Он родился около 1575 года в Старом Зейденбурге, примерно в двух милях от Герлица (Силезия), и умер в 1624 году, примерно в 50-летнем возрасте. В детстве он был обыкновенным пастухом, а после того, как в деревенской школе научился читать и писать, стал подмастерьем бедного сапожника в Герлице. Он был прирожденным ясновидящим самых чудесных способностей. Без образования или знакомства с наукой он писал труды, которые, как теперь доказано, полны научных истин; но, как он сам говорил, то, о чем он писал, он "видел как будто в большой Глубине в Вечном". Он обладал "полным представлением о вселенной как бы в хаосе", которое все же "время от времени открывалось в нем, как в молодом растении". Он был совершенным прирожденным Мистиком, и, несомненно, очень редкого склада, одной из тех тонких натур, материальная оболочка которых никоим образом не препятствует прямому — хотя бы только случайному — взаимодействию между умственным и духовным Эго. Именно это Эго Якоб Беме, подобно столь многим другим необученным мистикам, ошибочно принял за Бога; "Человек должен сознавать", он пишет, "что его знания не есть его собственные, но от Бога, который проявляет Идеи Мудрости в Душе Человека, в той мере, как он пожелает". Если бы этот великий теософ изучал Восточный Оккультизм, он высказался бы по-другому. Тогда он знал бы, что "бог", говоривший через его бедный невоспитанный и нетренированный мозг, был его собственным божественным Эго, всеведущим Божеством в нем, и что выдавалось этим Божеством не в "той мере, как он пожелает", а по мере способностей смертного и временного жилища, ИМ наполняемого. БОНАТИ Гвидо. Францисканский монах, родившийся во Флоренции в XIII веке и умерший в 1306 году. Он стал астрологом и алхимиком, но потерпел неудачу как розенкрейцерский адепт. После этого он вернулся в свой монастырь. БОНА-ОМА, или Бона Дэа. Римская богиня, покровительница посвященных-женщин и оккультисток. Названа также Фауной — по имени своего отца Фауна. Ей поклонялись как пророчествующему целомудренному божеству, и ее культ ограничивался исключительно женщинами, мужчинам не разрешалось даже произносить ее имя. Свои прорицания она открывала лишь женщинам, и церемонии ее Святилища (в пещере в Авентине) проводились весталками каждого первого мая. Ее отвращение к мужчинам было столь велико, что ни одной личности мужского пола не позволялось приближаться к дому консулов, где иногда происходили ее празднества, и даже портреты и бюсты мужчин выносились на это время из помещений. Клодий, осквернивший однажды такой священный праздник, войдя в дом императора — где он проводился — в женском одеянии, навлек сам на себя несчастье. Цветы и листва украшали ее храм, и женщины совершали возлияния из сосуда (мелларима), наполненного молоком. Неверно, что меллариум содержал вино, как утверждали некоторые писатели, которые, будучи мужчинами, пытались отомстить таким образом. БОНО Петр. Ломбардиец; великий адепт Герметической Науки, путешествовал в Персию для изучения Алхимии. Вернувшись из своих странствий, он в 1330 г. поселился в Истрии и стал известен как розенкрейцер. Калабрийскому монаху Ланцинию приписывается опубликование в 1702 г. сжатого собрания сочинений Боно о трансмутации металлов. Все же в этом труде больше от Лациния, чем от Боно. Боно был истинным адептом и Посвященным, а такие не оставляют после себя своих секретов в рукописях.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru