Определение слова «мотив»

Большой энциклопедический словарь:

МОТИВ (франц. motif, от лат. moveo — двигаю) — в поэтике:
1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке (напр., мотив "увоза невесты");
2) мельчайшая единица действия (2) в повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное — образом); различаются мотивы структурные, сюжетообразующие ("Раскольников убил старуху" — в романе Ф. М. Достоевского) и орнаментальные, вспомогательные ("солнце пекло");
3) повышенно-значимый (обычно повторяющийся) формально-содержательный компонент текста, тяготеющий к символичности (слово "вдруг" у Достоевского);
4) расширительно — устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении (мотив "мщения" у М. Ю. Лермонтова). В музыке — наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы.

Большая советская энциклопедия:

I
Мотив (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю)
наименьший элемент музыкальной структуры (см. Музыкальная форма); в повседневной речи термин «М.» часто обозначает мелодию (См. Мелодия), Напев, Наигрыш.
II
Мотив
в литературе, простейшая, неразлагаемая далее смысловая единица в мифе и сказке («увоз невесты»). Комбинация нескольких мотивов составляет фабулу (сюжет). М. в эпосе разных народов часто сходны. Фольклорные М. могут использоваться в более поздние эпохи.
В литературе нового времени М. — простейшие единицы сюжетного развития: динамические, двигающие фабулу (См. Фабула), или статические, описательные, но необходимые для Сюжета. Значимость М. зависит не от собственного смысла, а от его роли в художественной конструкции.

Толковый словарь Даля:

мотив
МОТИВ м. франц. побудительная причина; || муз. напев, голос, погудка, наголоска. Мотивировать что, подкрепить доказательствами, подтвердить и объяснить доводами.

Словарь литературных эпитетов:

Задорный (Куприн).
Задумчивый (Арцыбашев).
• Капризный (Потапенко).
Ласкающий (Лохвицкая).
Лукавый (Куприн).
Ленивый (Арцыбашев).
Мертвящий (Гиляровский).
Удалой (Достоевский).
• Чарующий (Льдов).

Большой словарь иностранных слов:

Мотива, м. [фр. motif]. 1. Побудительная причина, повод к какому-н. действию (книжн.). 2. Довод в пользу чего-н. (книжн.). Привести мотивы в пользу своего предложения. 3. Простейшая единица сюжета (лит.). Мотив борьбы с чудовищем в мифах и сказках. || Тема, сюжет произведения искусства. Осенние мотивы в картинах Левитана. 4. Простейшая ритмическая единица мелодии (муз.). || Мелодия, напев (разг.). Плясовой мотив. Веселый мотив.

Толковый словарь Кузнецова:

1. МОТИВ, -а; м. [франц. motif] Побудительная причина, основание, повод к какому-л. действию, поступку. Объяснить мотивы своего поступка. Разобраться в мотивах преступления. Понять м. поведения. // Довод в пользу чего-л. Изложить свои мотивы.
2. МОТИВ, -а; м. [франц. motif]
1. Муз. Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая обычно из двух-трёх звуков, объединённых одним логическим акцентом. Объединить несколько мотивов.
2. Напев, мелодия. М. песни, арии. Напевать м. романса. Запомнить м. вальса.
3. Книжн. Составная часть темы, сюжета произведения искусства. Основной м. повести. Вышивки по народным мотивам. Ввести в пьесу сказочный м. Понять главные мотивы произведения.
Мотивчик, -а; м. Разг. (2 зн.). Запомнить м.

Малый академический словарь:

мотив
1)
-а, м.
Побудительная причина, основание, повод к какому-л. действию, поступку.
Кроме повара, гневались и на лакеев, прислуживавших за столом. Мотивы были самые разнообразные; не так ступил, не так подал, не так взглянул. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.
— Был у меня и другой мотив желать сближения с вами: сходство наших убеждений. Чернышевский, Пролог.
||
Довод в пользу чего-л.
Вольф стал очень оживленно выставлять мотивы, по которым дело должно было быть кассировано. Л. Толстой, Воскресение.
Сабуров еще раз повторил все мотивы, по которым он решил отложить атаку до ночи. Симонов, Дни и ночи.
[франц. motif]
2)
-а, м.
1.
Составной элемент темы произведения искусства.
Основной мотив повести. Вышивка по народным мотивам.

Когда-то Пастухов купил несколько его картин — излюбленные гривнинские мотивы: вода, пепельные ветлы, дороги, уходящие в нежные дали. Федин, Костер.
2. муз.
Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая обычно из двух-трех звуков, объединенных одним логическим акцентом.
3.
Напев, мелодия.
[Райский] сел за фортепьяно и начал брать сильные аккорды ---. Перебрал мотивы из нескольких опер. И. Гончаров, Обрыв.
[Музыканты] подхватывали все тот же мотив мазурки. Л. Толстой, После бала.
[Зина] попыталась припомнить их [Журбиных] песню — и слова и мотив упорно от нее ускользали. Кочетов, Журбины.
[франц. motif]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
мотив, -а

Большой психологический словарь:

(англ. incentive) — 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью М. удовлетворяются определенные потребности субъекта; 2) психический образ данного предмета.
В англоязычной литературе (см., напр., словарь Вебстера) принимается более широкое толкование М. (motive): нечто внутри субъекта (потребность, идея, органическое состояние или эмоция), побуждающие его к действию. Поэтому во избежание смысловых ошибок, слово motive следует переводить как «побуждение», «состояние побуждения», «стремление», «импульс», «мотивация» (а иногда и как «мотивировка»).
Часто допускается, что у человека и животных могут возникать состояния побуждения (влечения) без переживания и осознания мотива. Это может означать 2 ситуации: 1) ситуацию «неопредмеченной» потребности; 2) ситуацию неосознанного мотива. 1-я ситуация возникает при отсутствии прошлого (индивидуального или инстинктивно-видового) опыта удовлетворения переживаемой потребности; лишь по мере приобретения такого опыта и формирования соответствующего знания у индивида формируются представления о предметах, способных удовлетворять ту или иную потребность. 2-я ситуация, с одной стороны, является общим случаем для животных, деятельность которых имеет неосознанный и непроизвольный характер; с др. стороны, и человек не всегда способен ясно отдавать себе отчет в истинных мотивирующих факторах своего поведения и деятельности.
Наиболее глубоко и последовательно раскрывал отношения в фундаментальной психологической триаде «потребность—М.—деятельность» А. Н. Леонтьев. Источником побудительной силы М. и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. М. определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет М. («немотивированная» деятельность — та, М. которой скрыт от самого субъекта и/или внешнего наблюдателя). Однако между М. и потребностью, между М. и деятельностью, а также между потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разнообразных потребностей, побуждать и направлять разные деятельности и т. д.
Нередко деятельность имеет сразу несколько М. (т. е. является полимотивированной); точно так же она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться кратковременной или, напротив, затяжной, едва заметной или же весьма драматической борьбой М. Но окончательное решение «что и как делать?» принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентаций). При этом, как тонко заметил Леонтьев, в ситуации полимотивированности один из М. становится основным, ведущим, а др. — подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Весь мотивокомплекс, как правило, не осознается, но он непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, т. е. в форме сложного эмоционального отражения их субъективной ценности и в форме общего эмоционального настроения субъекта.
Формирование ведущего М. приводит к тому, что у него помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: он придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл — осознанное внутреннее оправдание деятельности. Последнее, однако, может сильно отличаться от манифестируемого личностного смысла, называемого мотивировкой. В то же время у зрелой личности существует значительный ресурс произвольного и разумного управления своими М. (следовательно, смыслами), которые по большей части являются идеаторными, интеллегибельными образованиями (равно как и соответствующие потребности), напр., убеждениями. Личность способна не только осознавать стихийно и спонтанно формирующиеся ведущие М., ретроспективно решая т. н. «задачи на смысл» (Леонтьев), но и формировать ведущие М. в контексте той или иной ситуации и деятельности, придавая ситуации и деятельности определенный смысл на основе собственного понимания актуальности и значимости потребностей.
От вышеупомянутой полимотивированности необходимо отличать полимотивированность в др. значении. Хорошо известно, что «одинаковое» поведение может побуждаться крайне разными М. (и мотивокомплексами): у одного и того же индивида, тем более у разных. Поэтому понимание поведения представляет собой чрезвычайно сложную интерпретационную задачу. Тем не менее мотивационный анализ предполагается при юридической и моральной квалификации поступков человека. (Б. М.)

Социологический словарь:

МОТИВ (от лат. moveo — фактор ) — англ. motive; нем. Motiv. 1. Побудительная причина (повод) к к.-л. действию, доводов в пользу ч.-л. 2. Осознанное побуждение к деятельности субъекта (личности, соц группы, общности), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru