Определение слова «БААДЕР»

Большой энциклопедический словарь:

БААДЕР (Baader) Франц Ксавер фон (1765-1841) — немецкий религиозный философ, врач, естествоиспытатель, представитель философского романтизма и неортодоксального католицизма.

Большая советская энциклопедия:

Баадер
(Baader)
Франц Ксавер фон (27.3.1765, Мюнхен, — 23.5.1841, там же), немецкий философ, врач, естествоиспытатель, представитель философского Романтизма. С 1826 профессор Мюнхенского университета. Развил характерные для романтизма представления о мире и обществе как расчленённой органической целостности. Критикуя дуализм И. Канта, стремился преодолеть идущий от Декарта раскол между знанием и верой путём обоснования концепции интуитивного познания вещей. Восходящие к Я. Бёме и немецкой мистической традиции (И. Экхарт, А. Парацельс) теософские построения Б., содержащие мистическую диалектику саморазвития бога в человеке как самоосвобождения из тёмной «бездны», оказали большое влияние на позднего Ф. Шеллинга, И. Гёрреса, Ф. Шлегеля. Социальная философия Б. охватывает историю, общество, хозяйство, государство, право, нравственность и религию. Рассматривая «социальность» как первичное по отношению к хозяйству и политике, Б. идеалистически трактовал её сущность как любовь, имеющую религиозное, и в конечном счёте божественное, происхождение. В сочинении «О существующей диспропорции между неимущими или пролетариями и имущими классами общества» (1835) ввёл понятие «пролетарий» в немецкую философскую литературу. Выход из общественных противоречий своего времени видел в создании универсальной христианской религии, преодолевающей расхождения между вероисповеданиями (отсюда интерес Б. к России и православию (См. Православие)). Оказал влияние на Славянофильство, позже на Вл. Соловьева (См. Соловьёв) и Н. Бердяева, а также немецкую неоромантическую социологию (О. Шпанн и др.).
Соч.: Sarntliche Werke, Bd 1—16, Lpz., 1851—60; ber den Begriff der Zeit, Basel, 1954; Gesellschaftslehre, Mnch., 1957.
Лит.: Sauter J., Die Sozialphilosophie F. von Baaders, Mnch., 1926; Вaumgardt D., F. von Baader und die philosophische Romantik, Halle, 1927; Susini E., F. von Baader et ie romantisme mystique, t. 2—3, P., 1942.
Ал. В. Михайлов.

Новая философская энциклопедия:

БААДЕР (Baader) Бенедикт-Франц-Ксаверий (27 марта 1765, Мюнхен – 23 мая 1841, Мюнхен)немецкий католический философ. С 1781 изучал медицину в Ингольштадтском университете, в 1783 – в Вене, с 1784 – в Мюнхене. В 1788–92 учился в Горной академии во Фрейбурге, затем несколько лет жил в Эдинбурге. С 1796 – в Мюнхене. В 1806 им написана работа «О дедукции Кантом практического разума». До 1820 занимал различные административные должности, в т.ч. управляющего стекольным заводом. С 1826 – профессор в Мюнхене. Испытал влияние Я.Бёме [БЕМЕ], В.Вейгеля, Фихте и особенно Шеллинга [ШЕЛЛИНГ], в свою очередь оказав влияние на переход Шеллинга к теизму и теософии.
Стремился к возрождению религиозного сознания, главными оппонентами которого Баадер считал новоевропейский классический рационализм и идеалы Французской революции. Он исходит из идеи нравственной автономии личности, которая в своих поступках обусловлена движениями воли. Разум человека не автономен в познании, он действен лишь постольку, поскольку не утратил живой связи с Богом. «Бог есть истина, и внутреннее познание истины, любовь к истине, наслаждение истиной есть закон природы для человека... Воспринять великий идеал Бога в природе, стремиться к нему чувством – и затем на всем существующем вне его, на всяком слове и деле своем ставить печать своего внутреннего идеала, то есть искаженной, ущербной, нечистой копии того первого, воспринятого им идеала» (Из дневников. – В кн. Эстетика немецких романтиков. М., 1987, с. 537). Познаниесодействие человека божественному разуму, а человеческое знаниесознание божественного знания. Существование Бога дано непосредственно и не нуждается в доказательствах. Бог, согласно Баадеру, есть формообразующее единство. Человекобраз Бога, и только благодаря деятельности он может постичь сущность Бога. Существует три типа отношения человека к Богу, когда Бог осознается 1) как чуждая и враждебная сила, 2) как соприсутствующий и объект внешнего поклонения, выражающегося во внешнем авторитете церкви, 3) как внутреннее начало сознания и действия человека, который становится «агентом» Бога. Иными словами, на первом этапе Бог рассматривает человека как орудие, затем поднимает его до соучастия и, наконец, делает его свободным агентом своей воли. Полнота единства человека и Бога представлена до грехопадения человека, после которого и мысль, и воля человека имеют дело с множественностью чувственного мира, или материи; пространство и времяследствие грехопадения человека. Грехопадение привело к ослаблению и силы духа, и силы воли. Но для человека все же существует возможность уяснить зло, уклониться от него и даже отвергнуть его в тот период, когда он живет на Земле. Этика Баадера основана на надежде на внутреннее воскрешение. В принципе индивидуальности, Я, в индивидуализме Баадер усматривает источник кризиса европейской культуры. Баадер выступает как критик и классического рационализма, и трансцендентализма Канта с его идеей о законодательной роли разума и с разделением формы и содержания знания. Согласно Баадеру, форма неразрывно связана с содержанием мысли, а формы мысли совпадают с формами вещей. В этом пункте он близок панлогизму Гегеля. Однако в целом он возвращается к средневековой схоластике, которая, по его мнению, была ближе к пониманию божественной реальности, чем современная ему философия. Отношение Бога к миру – это отношение творчества, которое не может быть истолковано как эманация или как диалектическое развертывание. Вслед за Я.Бёме Баадер проводит различие между Богом в себе и Богом, выраженным в природе, отвергая тем самым пантеистическую натурфилософию Шеллинга. Согласно Баадеру, в Боге нет никакого развития от темного к светлому, от бессознательного к сознательному; такие характеристики – лишь оценки человеческим мышлением потенций Бога, вечных и нераздельных. Божественная реальность представлена в трех неразрывно связанных процессах: 1) имманентный или эзотерический процесс жизни, который является логическим и с помощью Бога сам порождает себя из своей закрытости, 2) эманентный или экзотерический процесс жизни, который является реальным и в котором Бог благодаря преодолению принципа самости и вечности природы становится триединой личностью, 3) процесс, в котором Бог предпринимает объединение не с самим собой, а со своими творениями в акте любви. Творение Богом природы осуществляется через посредство вечной мудрости, или Софии. Бог, мудрость и вечная природа и составляют три потенции мироздания. Взаимодействие духа и материи заключается, согласно Баадеру, в их взаимном проникновении: духовное действенно, поскольку находит точку приложения своей силы к материи. Центральным символом в природе является свет. С этих спиритуалистических позиций Баадер рассматривает смысл органической жизни, отношение между моральным и физическим, характеристики знания (Fermenta cognitionis, Bd 1–4. В., 1822–24).
Сочинения:
1. Vorlesungen ber spekulative Dogmatik. Mnch., 1827–38;
2. Smtliche Werke, 16 Bd. Lpz., 1851–60;
3. Schriften. Lpz., 1921.
Литература:
1. Шевырев С. Христианская философия. Беседы Баадера.– «Москвитянин», 1841, ч. 3, п. 6, с. 378–437;
2. Baumgardt D. Franz von Baader und die philosophische Romantik. Halle, 1927;
3. Hemmerle K. Franz von Baaders philosophischer Gedanke der Schpfung. Mnch., 1963;
4. Schuhmacher F. Der Begriff der Zeit bei F.Baader. Freiburg – Mnch., 1983.
А.П.Огурцов

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Франц-Ксаверий) — немецкий философ; род. 27 марта 1765 г. в Мюнхене, с 1781 г. посвятил себя изучению медицины (в Ингольштадте и Вене), потом изучал под руководством Вернера во Фрейберге, а с 1792 г. в Англии и Шотландии, естественные и технические науки и рано обратился также к занятиям философией. На возвратном пути из предпринятой в 1822 г. поездки в Россию, Б. остановился в Берлине, где прожил восемь месяцев, вращаясь в кругу Гегеля, Шлейермахера, Гербарта, Фарнгагена и друтих знаменитостей того времени. В 1826 году при открытии Мюнхенского университета получил кафедру философии и богословия. По поводу кельнских смут, Б. весьма резко высказался против абсолютной власти пап в церковных делах, почему в 1838 г. при министерстве Абеля ему запрещено было читать философию религии. Б. ум. в Мюнхене 23 мая 1841 г. Литературная деятельность Б. первоначально ограничивалась естественно-научной и технической областями. Сюда относятся сочинения: "Vom Wrmestoff" (Вена, 1786), "Versuch einer Theone der Sprengarbeit" (Фрейберг, 1802), "Anleitung zum Gebrauche der schvefelsauren Soda oder des Glaubersalzes zur Glaserzeugung" (Вена, 1815 г.) и др. Как философ Б. впервые выступил в своем сочинении "Beitrge zur dynamischen Philosophie" (Берлин, 1809 г.). Полное собрание его философских сочинений издано Францом Гофманом (16 т., Лейпциг, 1850—60 гг.). Философия Б., хотя, с одной стороны, во многих пунктах сходится с учениями Фихте, Шеллинга, Гегеля, а с другой перерабатывает идеи Якова Бема и других теософов, представляет, однако, собой своеобразную философскую систему. Основными философскими принципами, к которым все сводится, Б. считает волю, в то же время существующую как первоначальное сознание, дух и личность, и ее атрибуты: вечную идею и вечную природу. Идея обусловливает форму, природа есть источник материи; воля же определяет отношение между идеей (формой) и природой (материей). Теософический характер мышления Б. проявляется прежде всего в том, что он пытается провести параллель между вечным бытием Бога и преходящим существованием грешного и нуждающегося в искуплении смертного. В этом мистическом смысле Б. высказывается за возможность полного отождествления знания и веры, как единственно истинную форму познавания Божества. Важное значение Б. заключается в том, что он бросил на черствую почву католической схоластики семена благотворной мысли, хотя, конечно, отвергнутые католицизмом, как противные догматам. Более выдающийся из учеников Б., Франц Гофман (см. это сл.) из Вюрцбурга, сделал попытку привести в систему идеи своего учителя, высказанные большей частью в отрывочной форме. Сюда относятся, между прочим, его сочинения: "Vorhalle zur speculativen Lehre B. s" (Ашаффенб., 1837 г.), "Ueber das Verhltuiss B. s zu Hege) und Schelling" (Вюрцб., 1850), "Grundzgo dei Societtsphosophie B.-s." (Вюрцбург, 1837) в "Die Weltalter. Lichtstrahlen aus Franz von B.-s" Werken" (Эрланген, 1868 г.).
Старший брат, Климент-Алоиз Б. — известен как издатель журн. "Das gelehrte Bayern"; род. 8 апр. 1762 г., ум. 23 марта 1838 г. Третий брат, Иосиф Б. — инженер, род. в Мюнхене 30 сентября 1763 г., ум. там же 20 ноября 1835 г.; в 1798 состоял директором машинностроит. и горнозаводского дела и главного управления горными заводами и соляными копями в Баварии, оказал большие услуги распространением железнодорожной сети в Баварии. Из его сочинений следует отметить: "Beschreibung eines neuerfundenen Geblses", так назыв. "Baadersche Geblse" (Байр., 1794), "Theorie des Saug— und Hebepumpen" (Байр., 1797, 2 изд. Гоф, 1820), "Neue Vorschlge und Erfindungen zur Verbesserung des Wasser-Knste bei dem Bergbau and Salinenwesen" (Байр., 1800; 2 изд. Гоф, 1820) "Ueber ein neues System der fortschaffenden Mechanik" (Мюнхен, 1817), и "Huskisson und die Eisenbahnen" (Мюнхен, 1830).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru