Определение слова «огонь»

Толковый словарь Ефремовой:

огонь м.
1. Раскаленные светящиеся газы, выделяющиеся при горении; пламя.
2. Что-либо горящее или зажженное.
3. Свет от осветительных приборов или от чего-либо горящего.
|| перен. Боевая стрельба.
4. перен. разг. Повышенная температура тела; жар.
5. перен. Внутреннее горение; страсть.

Большой энциклопедический словарь:

ОГОНЬ — в истории культуры первоначально использовался природный огонь (следы применения огня найдены при раскопках стоянок синантропа). С эпохи позднего палеолита добывался трением двух кусков древесины и высеканием искр из кремня, с железного века до изобретения в 19 в. спичек — при помощи огнива. Многим народам известен культ огня.

Большая советская энциклопедия:

I
Огонь
Древнейшие следы применения О. найдены при раскопках стоянок Синантропов и неандертальцев (См. Неандертальцы). Вначале, видимо, использовали природный О., возникавший от молнии или самопроизвольного возгорания органических остатков. Искусственное добывание О. относится к гораздо более позднему временивероятно, началу верхнего Палеолита. Известно несколько древних способов добывания О.: скобление, сверление и пиление, основанные на трении 2 кусков древесины друг о друга, высекание искр из кремня. Последний способ с начала железного века был усовершенствован при помощи огнива (См. Огниво) и применялся до изобретения в 19 в. фосфорных спичек. Овладение О. «...впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 издание, т. 20, с. 117). Вначале О. использовали для защиты от холода и хищных зверей, для освещения, приготовления пищи. О., видимо, сыграл также значительную роль в формировании и упрочении социальных связей внутри первобытной орды: во-первых, поддержание О. требовало от членов орды непрерывающихся согласованных коллективных действии; во-вторых, костер, очаг были тем центром, вокруг которого происходила вся жизнедеятельность первобытного коллектива. Впоследствии люди научились применять О. для различных технических целей: при добыче кремня и обработке дерева, для обжига глины и пр. В религиозных воззрениях и мифологии многих народов мира О. занимал важное место.
Лит.: Анучин Д. Н., Открытие огня и способы его добывания, 2 изд., М. — Л.,1926; Борисковский П. И., Освоение огня, в сборнике: Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры, 1940, в. 6; Поршнев Б. Ф., О древнейшем способе получения огня, «Советская этнография», 1955, № 1.
В. М. Бахта.
II
Огонь
всех видов оружия, средство для уничтожения противника в бою на суше, на море и в воздухе. Сила О. заключается в его эффективности (результативности) и возможности своевременного и быстрого осуществления маневра. Эффективность О. достигается его меткостью, массированием, внезапностью применения, умелым управлением. Маневр О. заключается в переносе его с одних целей на другие для последовательного или одновременного их поражения и в сосредоточении огня различных видов оружия по важнейшим целям или участкам. Различают О. артиллерии (в т. ч. реактивной, зенитной и корабельной), танков, стрелкового и др. видов оружия. Артиллерия применяет следующие виды огня: огонь по отдельной цели, сосредоточенный огонь, Огневой вал, Последовательное сосредоточение огня, Неподвижный заградительный огонь, Подвижный заградительный огонь, массированный огонь. Зенитная артиллерия по наиболее важным воздушным целям применяет сосредоточенный и заградительный О. По степени наносимого поражения артиллерия применяет: О. на уничтожение (цель полностью теряет свою боеспособность), О. на подавление (цель временно лишается боеспособности, ограничивается маневр, нарушается управление), О. на разрушение оборонительных сооружений (приведение их в негодность для дальнейшего использования). Артиллерия ведёт О. одиночными выстрелами, взводными и батарейными очередями, методический О. (с назначенными промежутками времени между выстрелами), беглый (выстрелы следуют один за другим возможно быстрее), залповый (все орудия батареи или дивизиона производят выстрелы одновременно по команде). Из стрелкового оружия О. ведется из карабинов (винтовок) одиночными выстрелами, из автоматов) короткими и длинными очередями и одиночными выстрелами, из пулемётов) короткими и длинными очередями и непрерывный. О. отделением, взводом, а иногда и ротой, открываемый одновременно по команде командира, называется залповым, применяется по скученным боевым порядкам противника для отражения его атаки. По направлению О. из стрелкового оружия и орудий бывает фронтальный (направленный к фронту цели), фланговый (во фланг цели), перекрестный (ведётся по одной цели не менее чем с 2 направлений). О. из пулемётов, отдельных орудий, танков, открываемый внезапно с близких дистанций в одном определённом направлении, называется кинжальным.
Г. М. Шинкарёв.

Строительная терминология:

Процесс горения, сопровождающийся пламенем или свечением. [137]

Словарь эпитетов русского языка:

1. Пламя; свет, от чего-либо горящего; отблеск.
О яркости, цвете, температуре; о характере горения, свечения.
Багровый, багряно-фиолетовый, багряный, бесцветный, бледный, блестящий, буйный, быстрый, всепожирающий, вялый, голубой, горячий, дрожащий, жгучий, желтый, зеленый, золотой, искрометный, колючий, красно-коралловый, красный, кровавый, медленный, мерцающий, мигающий, нежно-желтый, неистовый, неровный, неугасимый, оранжевый, ослепительный, палящий, пунцовый, пурпурный, радужный, разноцветные (.мн.), розовый, рубиновый, рудой и рудый (простореч.), рыжий, сильный, сияющий, скупой, слабый, слепящий, стремительный, трепетный, трепещущий, трескучий (устар.), туманно-красный, тусклый, умирающий, фиолетовый, хилый (разг.), хлесткий, холодный, цветные (мн.), чахлый (разг.), чистый, янтарный, яркий, ярый.
О впечатлении, психологическом восприятии; об оценке горения, свечения.
Адский, бессильный, благодатный, веселый, вкрадчивый, влекущий, гостеприимный, жадный, живой, зловещий, злой, зовущий, ленивый, манящий, мирный, мрачный, нежный, ненасытный, приветный, пылкий, радостный, скучный, смирный, соблазнительный, тоскливый, тревожный, угрюмый, яростный. Звездный, ласковый, молнийный, ручной. Обычно во мн. числе. Бенгальский, вечный, корабельный, мачтовый, маяковый, маячный, портовой, потешный (устар.), сигнальный, сторожевой, электрический и т. п.
2. Внутреннее переживание, чувство; пыл, страсть; творческий дар.
Божественный, волшебный, девственный (устар.), душевный, живой, задорный, лихорадочный, молодой, мстительный, мучительный, мятежный, негасимый, недобрый, неистовый, неугасимый, палящий, поэтический, святой, священный, страстный, томительный, тревожный, хищный, чистый (устар.), яростный.
3. Стрельба, обстрел.
Безвредный, беспокоящий, беспорядочный, беспощадный, беспрерывный, беспрестанный, бешеный, губительный, густой, жаркий, жестокий, зловещий, исступленный, кинжальный, массированный, меткий, непрерывный, ожесточенный, ошеломляющий, роковой (устар.), сильный, смертельный, смертоносный, снайперский, сосредоточенный, сплошной, страшный, точный, тревожащий, убийственный, ужасный, уничтожающий, ураганный, частый, шквальный. Кромешный. Автоматный, артиллерийский, беглый, винтовочный, гранатометный, заградительный, залповый, зенитный, картечный, комбинированный, косой, косоприцельный, лобовой, методический, минометный, навесной, настильный, неподвижно-заградительный, отсечный, перекрестный, пистолетный, прицельный, прямой, пулеметный, пушечный, ружейный, трехслойный, фланговый, фронтальный и т. п.

Этимологический словарь Крылова:

Общеславянское слово индоевропейской природы. В древнеиндийском находим agnis, в латинском – ignis и т. д.

Толковый словарь Кузнецова:

огонь
ОГОНЬ огня; м.
1. только ед. Раскалённые светящиеся газы, образующиеся при горении; пламя. Жаркий, горячий о. О. камина. О. горит, пылает. Развести о. Сгореть в огне. Греться у огня. Охватить огнём. Предать огню (сжечь). Бояться кого-, чего-л. как огня (очень сильно). Бежать от кого-, чего-л. как от огня (стремительно, быстро). Готов пойти за него в о. и в воду! (разг.; готов на всё, на любые жертвы ради кого-, чего-л.). Гори всё (синим) огнём! (разг.-сниж.; пропади всё пропадом). / О ярких красках, ярком свете (похожем на пламя). О. зари. О. рябины. / О разожжённом костре. У огня суетились люди, подкидывая ветки, сухой валежник. Вокруг огня расположились на ночь путешественники.
2. Свет от осветительных приборов. Огни фонарей. В комнатах пора зажечь о. Не порти глаза, садись поближе к огню! В доме зажглись огни, послышались голоса. Переливаются разноцветные огни иллюминации. У вас в окне о. (окно освещено изнутри). Дом стоит тёмный, без огня (не освещён). // Светящаяся точка, пятно света. Вдали мерцал о. маяка. Приближались огни порта. В темноте горели огни волчьих глаз. // Блеск глаз (как отражение внутреннего состояния человека). В глазах вспыхнул злой о. Сколько огня в твоих глазах! О. насмешки заиграл в глазах.
3. только ед. Стрельба, обстрел. Прицельный, шквальный, перекрёстный о. Открыть о. Вести о. Попасть под о. Линия огня. Огонь! (военная команда: приказ стрелять). Прекратить о.! (приказ прекратить стрельбу). Стороны подписали сообщение о прекращении огня (о прекращении военных действий).
4. только ед. Повышенная температура тела; жар. У тебя голова в огне! Да ты весь в огне, ложись сейчас же в постель! / О горячечном, лихорадочном состоянии (вызванном болезнью, нервным возбуждением и т.п.). Перегрелся на солнце, тело горит как в огне. О. разливается по всему телу, пробегает по жилам. В груди о., жжение.
5. только ед. Внутреннее горение, страсть, пыл. В его характере много страсти, огня. Его речам недостаёт огня. Танцует темпераментно, с огнём. // Творческий, душевный подъём. О. творчества. О. вдохновения. В нём горит священный о. поэзии. // О сильных, сжигающих, как пламя, чувствах, стремлениях, желаниях и т.п. Зажечь в чьём-л. сердце о. любви. Вспыхнуть огнём страстного желания. Разжечь в душе (в сердце) о. ненависти, злобы.
6. только ед. О том, кто отличается горячим, пылким нравом, полном энергии, жизни. Не танцор, а просто о.! Актёр яркий, темпераментный, о. да и только! Не лошадь, а о.!
Бенгальский огонь. Пиротехнический состав, горящий ярким белым или цветным пламенем и разбрасывающий искры. Вечный огонь. Постоянно горящий факел на месте захоронения героев, могиле Неизвестного Солдата, в мемориальных комплексах и т.п. Днём с огнём не найти (кого-, что-л.). Разг. Трудно, невозможно найти. Игра с огнём; играть с огнём. О неосторожных действиях, чреватых опасными последствиями. Из огня да в полымя (попасть). Разг. Попасть из одной неприятной ситуации в другую, ещё худшую. Между двух огней (оказаться, очутиться, попасть). В положении, когда опасность грозит с двух сторон. Нет (не бывает) дыма без огня. Всякий слух имеет своё основание. Огнём и мечом. С беспощадной жестокостью, уничтожая всё. Подлить масла в огонь. Обострить и без того напряжённую ситуацию. Пройти огонь и воду (и медные трубы). Многое испытать в жизни; иметь сложное небезупречное прошлое.
Огонёк; Огневой; Огненный (см.).

Мифологическая энциклопедия:

I
царь Огонь (рус.), одно из имен персонифицированного грома в русской и белорусской сказке. О. (Гром, Перун) — муж царицы Молоньи (рус. Маланьица, белорус. Молоньня и т. п.); эта супружеская пара преследует Змея (царя Змиулана) и сжигает его стада в той же последовательности, что и в древнем ритуале сожжения разных видов домашних животных в качестве жертвы богу грозы. Возможно, что это специфическое употребление имени О. непосредственно восходит к общеславянскому мифологическому имени, родственному др,-инд. А гни (ср. русский заговор: «Огонь, Огонь! возьми свой огник!» с таким же ведийским, обращенным к Агни, которому приносят в жертву пять видов животных), балтийским (литовским) наименованиям бога огня, производным от этого корня, и лат. ignis в выражениях типа ignis Vestae, «огонь Весты». в. и., в. т.
II
Мифы о происхождении О. — в числе наиболее распространенных, особенно у отсталых народов, для которых добывание и использование О. — самый наглядный и универсальный признак выделения человека из животного царства. Чаще всего в мифах присутствует мотив похищения О.: некое существо (выполняющее функцию культурного героя) похищает его у другого существа и передает людям.В одном из австралийских мифов (записанном в штате Виктория) говорится, что в давние времена единственным обладателем О. был зверек бандикут, который тщательно скрывал его от всех, не расставаясь никогда с тлеющей головешкой. Другие животные держали совет: как бы отнять у него О.? Это взялся сделать голубь, неожиданно бросившийся на бандикута; но тот, чтобы помешать похищению, бросил головешку в реку. Сокол подхватил на лету головешку и отбросил на берег. От нее загорелась сухая трава, и люди узнали значение О. Другой рассказ (племя та-та-ти, штат Новый Южный Уэльс): водяная крыса жила на реке Муррей и в своей большой хижине хранила О., на котором жарила ракушки. Она никому не давала О. Но однажды, когда крыса собирала в реке ракушки, искра О. взлетела в воздух, и ее подхватил маленький сокол Киридка; он поджег ею сухое топливо и сжег и хижину водяной крысы, и часть леса; вот почему там теперь голая равнина. Люди же с тех пор научились добывать О. трением. Третий рассказ (племя Гипсленда): в древности туземцы не знали О., они ели сырую пищу и мерзли от холода. А О. был у двух женщин, которые не любили туземцев и ревниво охраняли свое имущество. Один человек, любивший туземцев, захотел помочь им. Он вошел в доверие к женщинам, делал вид, что увлекся ими, кочевал с ними вместе, а однажды, улучив минуту, похитил горящую головешку, спрятал ее у себя за спиной и ушел к туземцам, передав им похищенный О. Туземцы и сейчас считают этого человека своим благодетелем, но теперь это не человек, а маленькая птичка с красной меткой на хвосте — след О.В других мифах налицо мотив прецедента: кто-то научился добывать О. трением двух деревяшек, и с тех пор люди это делают. В таком мотиве не было бы ничего мифологического, если бы этот прецедент не приписывался зачастую опять-таки птицам либо тотемическим предкам в птичьем облике. В некоторых австралийских мифах происхождение О. связывается с солнцем: люди отбили от него кусочек и так получили О.В мифах африканских народов в числе других мотивов часто повторяется мотив получения О. от верховного существа — или тайком, или по его доброй воле. В мифах индейцев Северной Америки особенно част мотив похищения: оно приписывается койоту, лани, бобру, кролику, лисице, мускусной крысе, ворону, дрозду (животные, обычно выступающие в роли культурных героев). Сама техника похищения включает в себя во многих мифах характерную деталь: похититель отвлекает внимание владельца О. при помощи пляски и пения. В других мифах похищение заменено поисками О. где-то в отдаленной стране, или добыванием О. с луны, от грома и пр., или получением О. в виде выкупа за похищенного ребенка.Во всех мифах о происхождении О. — от Австралии до Америки — главным действующим лицом является какое-нибудь животное (преимущественно птица), и это относится и к похитителю, и к первоначальному владельцу О. Одно и то же животное в одних мифах рисуется как владелец похищаемого О., в других — как похититель. В некоторых мифах вопросом, как добыть О., озабочено не одно, а все животные. Часто действующие лица мифов напоминают типичные образы тотемических предков, выступают как олицетворенные (антропоморфизированные) существа. То, что в подавляющем большинстве мифов люди получают О. от животных или с помощью животных, не случайно. Перед намияркий пример характерной черты мифологического мышления: выведение теперешней ситуации из ситуации прямо ей противоположной, существовавшей «некогда». Если в реальной действительности обладание О. — один из самых существенных признаков, отличающих человека от животных, то в мифах предполагается, наоборот, что было время, когда О. владели животные, а люди его не имели.В некоторых мифах, где фигурируют человеческие существа, первоначальное обладание О. приписано женщинам, мужчины же получили его позже. В этих вариантах мифов об О. нашли отражение некоторые черты реальной действительности (у всех древних народов хранительница домашнего огня — обычно женщина). В некоторых мифах есть намеки на связь О. с половой функцией женщины.В примитивных мифах о происхождении О. сам О. не олицетворяется: он изображается как простой, чисто вещественный, бытовой О. (пламя, искры, тлеющая головешка), а олицетворенными выступают окружающие его персонажи (владелец, похититель, даритель О.). В сложных мифологических системах классовых обществ мифологизируется и олицетворяется обычно сам О., который становится объектом чисто религиозного отношения; окружающие же его персонажи — это просто люди, поклоняющиеся О. Так, в ведийской мифологии Агни («огонь»)один из великих богов (хотя в «Ригведе» обращение к нему молящегося как к живому существу, богу, ничуть не мешает описанию священного О. как простого материального пламени). В древнеира некой маздеистской (зороастрийской) религии О. выступает как сугубо священная стихия, как воплощение божественной справедливости, арты. Некоторые мифологи связывали с О. образ Локи в германо-скандинавской мифологии и образ древнеславянского бога Сварожича. Очень характерно олицетворение О. у народов Севера — в виде женского образа «матери О.», «хозяйки очага» и т. п. (у якутов и бурят — в мужском образе «хозяина О.»). Это не вообще О., а каждый раз «свой», домашний, семейный очаг, который нельзя смешивать с О. чужой семьи. Есть мнение, что именно такую «хозяйку О.» представляли собой известные женские фигурки эпохи верхнего палеолита и более позднего времени, нередко находимые в древних жилищах вблизи очага. Римская мифология олицетворяла неугасимый культовый О. и О. домашнего очага как богиню Весту, греческая — как Гестию. Но в греческой мифологии было и другое олицетворение О. — культурного и ремесленного: бог-кузнец Гефест (в италийской мифологии — Вулкан). В то же время в греческой мифологии вновь оживает глубоко архаичный мотив похищения О. Но здесь этот мотив радикально гуманизирован и окрашен моральной идеей, притом богоборческой: боги ревниво берегут О. для себя, не давая его людям, а друг и защитник людей — культурный герой Прометей похищает для них О. с Олимпа. Обучает людей добыванию О. близкий образу Прометея герой древнего грузинского народного эпоса — Амирани..Теоретическая литература о мифологии О. бедна. Сторонники старой (19 в.) мифологической школы считали мифы об О. отражением небесных явлений, полагая, что в них речь идет не о земном, а именно о небесном О. (молния и пр.). Правда, по мнению этих авторов (А. Кун и др.), само мифологическое мышление древних вырастало из их образа жизни. Теория мифологической школы в целом не подтверждается фактами: в подавляющем большинстве мифов, особенно ранних, нет смешения земного и небесного О. — последний тоже рисуется вполне реально. Большое количество мифов разных народов об О. собрал английский ученый Дж. Фрейзер, пришедший к выводу, что в этих мифах как бы воспроизведены три исторические ступени: когда люди совсем не знали 0„ когда они научились им пользоваться и когда научились его добывать. Олицетворение О. и культ его несомненно вырастали из разных корней: О. как спутник и помощник человека в борьбе с хищными зверями; О. как очищающая и целительная сила; О. как грозная и опасная стихия; домашний очаг, символ и покровитель семьи.Лит.: Токарев С. А., К вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита, «Советская археология», 1961, № 2; Frazer J. G., Myths of the origin of fire, L., 1930; Kuhn Ad., Die Herabkunft des Feuers und des Gttertranks. В., 1859. С. А. Токарев.

Словарь антонимов русского языка:

ЖАРА — ХОЛОД
Жаркий — холодный (см.)
жарко — холодно (см.)
жара — прохлада (см.)
жаркий — прохладный (см.)
жарко — прохладно (см.)
Нестерпимая жара — нестерпимый холод. Томиться от жары — дрожать от холода.
Редко бывает, чтоб погода людям впору пришлась. То холода клянут, то жару, то засуху, то мокреть. Э. Шим. Вода на камешках.
Морж спросил у кенгуру: — Как выносишь ты жару? — Я от холода дрожу! — Кенгуру сказал моржу. Б. Заходер. Морж.
ЖАР — ХОЛОД
Жар — прохлада (см.)
В полдень жар несносный, ночью холод жестокий. Грибоедов. Путевые записки.
Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Тургенев. Бирюк.
От мысли, что он отравился, его бросало и в холод, и в жар. Чехов. Неосторожность.
Холода он не почувствовал. Наоборот, по всему телу прошел очень сухой жар. М. Булгаков. Налет.
ЖАРА — МОРОЗ
Жаркий — морозный
жарко — морозно
Судьба меня, как в реку, бросила, Когда и плавать я не мог. Меня морозами морозило, Меня жарой валило с ног. Н. Браун. Не часто праздники я праздновал...
Любовь немолодых людей — Опасная материя: Жара — душней, мороз — лютей, И столько лет потеряно. Долматовский. Любовь немолодых людей...
Змеиный взгляд, зараженный гипнозом, Среди сорокаградусной жары Дышал сорокаградусным морозом. Н. Матвеева. Гипноз.
ЖАРА — СТУЖА (разг.)
Жаркий — студеный (см.)
жарко — студено
Тропическая жара перемежалась полярной стужей. Куприн. Дюма-отец.
А теперь, перегреты жарой И прихвачены стужей ночною, Разметались они [кусты иван-чая] под горой, Невеселой блестя сединою. Н. Старшинов. Первый утренник.
ЗНОЙ — ХОЛОД
Знойный — холодный (см.)
знойно — холодно
Все спит кругом: в деревнях, в городах, В телегах, на санях, днем, ночью, сидя, стоя... Купец, чиновник спит; спит сторож на часах, Под снежным холодом — и на припеке зноя! Тургенев. Новь.
И камень выбран. В разных образцах его пытали холодом и зноем и выбрали надежный, как сердца, испытанные и трудом, и боем. О. Берггольц. Встреча.
ЗНОЙ — МОРОЗ
Знойный — морозный (см.)
знойно — морозно
Июльский знойянварский мороз.
Житейским радостям простым Он радовался каждою порой. ... Костру в мороз, речушке — в зной, И котелку пустого супа, И пробужденью под сосной, И хлебу, выданному скупо. Ваншенкин. Скажите...
Разве можно сравнивать условия, в которых она [шина] работает, с условиями работы какого-нибудь механизма? У шины все время переменные условия. То зной, то мороз, то гладкий асфальт, то рытвины проселка, то скользкий лед, то острая, как наждак, щебенка. В. Попов. Замкнутый круг.
Привычная и повседневная работа ... зимой и летом, в лютый мороз и в одуряющий зной. Е. Нечаев. Победные залпы.
ЗНОЙ — СТУЖА (разг.)
Знойный — студеный (см.)
знойно — студено
Летний знойзимняя стужа.
Как перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари? Державин. Снегирь.
Пустынные земли безруки, Им трудно себя уберечь От стужи, от яростной вьюги, От зноя, готового сжечь. Л. Татьяничева. Пустынные земли.
ЖАРА — ПРОХЛАДА
В воздухе стояла такая жара, что даже в тени могучих кедров нельзя было найти прохлады. Арсеньев. По Уссурийскому краю.
Схлынула вдруг нестерпимая жара, и постепенно стала прибывать прохлада. Айтматов. Буранный полустанок.
ЖАР — ПРОХЛАДА
Издали уже веяло прохладою, которая казалась ощутительнее после томительного, разрушающего жара. Гоголь. Сорочинская ярмарка.
Солнечный жар и блеск уже сменились прохладой ночи и неярким блеском молодого месяца. Л. Толстой. Набег.
Дул ветер, приносивший не прохладу, а жар. Ю. Трифонов. Старик.
ЗНОЙ — ПРОХЛАДА
Знойный — прохладный (см.)
знойно — прохладно
После удушливого зноя улицы прохлада вестибюля обласкала, успокоила Люду. О. Матюшина. За дружбу.
Срублен темный бор — В томящий летний зной защита и прохлада. Н. Некрасов. Родина.
[Кукушкина:] Садик, чай, имеете при домах-то? [Юсов:] Как же-с. В летний зной и прохлада и отдохновение членам. А. Островский. Доходное место.
ОГОНЬ — ЛЕД
Огненный — ледяной
От одного меня, о боже, По милосердию уволь: Когда ни вьюги и ни лета, Когда ни ночи и ни дня, Когда ни вкуса и ни цвета, Когда ни льда и ни огня! В. Солоухин. Какого вкуса чувства наши...
Ах, молодость! Беги, звени по льдинкам, живи и властвуй в мире молодом и будь всегда прекрасным поединком души с бездушьем и огня со льдом. Евтушенко. Казанский университет.
Ср. Тепло — холод

ТЕПЛО — ХОЛОД
Теплый — холодный (см.)
тепло — холодно (см.)
теплынь — холод (см.)
теплеть — холодать
потепление — похолодание (см.)
Ощущать теплоощущать холод.
Держи голову в холоде, а ноги в тепле. Пословица.
Только на заре удается ... уснуть где-нибудь мертвым сном, — сжаться и чувствовать только односладость тепла после холода. Бунин. Перевал.
— Не люблю холод, — поеживаясь, заметил Дьяур. — Привык у себя в Молдавии к теплу... С. Цвигун. Ураган.
ТЕПЛО — СТУЖА (разг.)
Теплый — студеный (см.)
И все же я теплом Отвечала северу на стужу. И. Волобуева. Дальний север.
ТЕПЛЫНЬ (разг.) — ХОЛОД
Как пахла вялая траваосока да полынь, ходила кругом голова и в холод и в теплынь! С. Куняев. Я чувство смерти превозмог.
ТЕПЛО — ПРОХЛАДА
Теплый — прохладный (см.)
— Не привыкла я к такому теплу. Я к прохладе привыкла. А. Малышев. Счастливая Капа.
Ср. Жара — холод

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
огонь, огня

Толковый словарь Ожегова:

ОГОНЬ, огня, м.
1. Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя. Сгореть в огне. Бояться кого-чего-н. как огня (очень сильно). Бежать как от огня (очень быстро). В о. и в воду пойдёт за кого-н. (готов на всё ради кого-н.; разг.). Гори всё (синим) огнём (пропади всё пропадом!; прост.).
2. Свет от осветительных приборов. Огни фонарей. Огни города. Зажечь, включить, погасить, выключить о.
3. Боевая стрельба. Открыть о. Прекращение огня (также об окончании военных действий). Под огнём врага. Шквальный о. На линии огня. Вызвать о. на себя (также перен.: самому обратить на себя обвинения, критику). Огонь! (команда стрелять).
4. перен. Внутреннее горение, страсть. О. души, желаний. Глаза горят огнём.
5. перен. О том, кто полон пылкой энергии, силы (разг.). Юноша о.! Конь о.!
6. То же, что жар (в 4 знач.) (разг.). Больной весь в огне.
Вечный огонь неугасающий факел, зажжённый на месте захоронения героев войны, на могиле Неизвестного солдата.
В огне сражений, войны (высок.) в боях.
Игра с огнём о неосторожных действиях, чреватых опасными последствиями.
Между двух огней об опасности, грозящей с двух сторон.
Из огня да в полымя попасть (разг.) из плохого положения в ещё худшее.
Огнём и мечом пройти (высок.) беспощадно уничтожить, разорить войной.
Днем с огнём не сыщешь кого-чего (разг.) трудно, невозможно найти.
Прошёл огонь, воду и медные трубы о человеке, много испытавшем или со сложным и небезупречным прошлым.
| уменьш. огонёк, нька (ньку), м. (к 1, 2 и 3 знач.). Теплится о. Подбросить (прибавить) огоньку (усилить стрельбу).
• На огонёк заглянуть (зайти) к кому зайти к кому-н. ненадолго [первонач. зайти, увидев свет в окне].
| прил. огневой, ая, ое (к 1 и 3 знач.) и огненный, ая, ое (к 1 знач.). Огневое бурение (способ проходки скважин путём применения горящих газов; спец.). Огневая мощь. О. вал. Огневая позиция (позиция для ведения огня). Огневая точка (пулемёт, орудие на огневой позиции). Огневая подготовка (обучение применению оружия). Огненные языки (о пламени). Люди огненной профессии (о тех, кто плавит металл, работает с огнём; высок.).

Теософский словарь:

(Живой.) Риторическая фигура для обозначения божества, "Единой" жизни. Теургический термин, позже употреблявшийся розенкрейцерами. Символ живого огня есть солнце, определенные лучи которого развивают огонь жизни в нездоровом теле, передают знания будущего инертному уму и стимулируют к активному действию некоторую психическую и обычно дремлющую способность в человеке. Значение этого очень оккультное. ФИЛОСОФЫ ОГНЯ Название, данное герметистам и алхимикам Средневековья, а также розенкрейцерам. Последние, последователи теургов, считали огонь символом Божества. Он являлся источником не только материальных атомов, но и вместилищем духовных и психических Сил, питающих их энергией. Анализируя в общих чертах, огонь есть тройственный принцип; эзотерически — семеричный, как и все другие стихии. Как человек состоит из Духа, Души и Тела, плюс четверичный аспект, так и Огонь. Так, в трудах Роберта Флуда (де Флуктиба), знаменитого розенкрейцера, Огонь состоит из (1) видимого пламени (Тело); (2) невидимого, астрального огня (Душа); и (3) Духа. Четыре аспекта суть жар (жизнь), свет (ум), электричество (Камические или молекулярные силы), и Синтетическая Сущность, по ту сторону Духа, или основная причина его существования и проявления. Для герметиста или розенкрейцера, когда пламя угасло на объективном плане, оно лишь перешло из видимого мира в невидимый, из познаваемого в непознаваемый.

Грамматический словарь Зализняка:

Огонь, огни, огня, огней, огню, огням, огонь, огни, огнём, огнями, огне, огнях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru