Определение слова «русские»

Толковый словарь Ефремовой:

русские мн.
1. Восточнославянский народ, государствообразующая нация, составляющая основное население России.
2. Представители этой нации, этого населения.

Толковый словарь Ушакова:

РУ́ССКИЕ, русских, ед. русский, русского, ·муж. Восточно-славянский народ, составляющий большинство населения ·СССР, великоруссы. «Я — русский, я люблю молчанье дали мрачной.» Фет. «Татьяна (русская душою, сама не зная, почему) с ее холодною красою любила русскую зиму.» Пушкин.

Большой энциклопедический словарь:

РУССКИЕ — народ, основное население Российской Федерации (св. 119,87 млн. человек). На Украине 11,35 млн. человек, в Казахстане 6,23 млн. человек, Узбекистане 1,65 млн. человек, Белоруссии 1,34 млн. человек, Киргизии 916,6 тыс. человек, Латвии 905,5 тыс. человек, Молдавии 562 тыс. человек, Эстонии 474,8 тыс. человек, Азербайджане 392,3 тыс. человек, Таджикистане 388,5 тыс. человек, Литве 344,5 тыс. человек, Грузии 341,2 тыс. человек, Туркмении 333,9 тыс. человек, Армении 51,5 тыс. человек (1989). Живут также в странах Америки (главным образом в США) и Зап. Европы. Общая численность 146 млн. человек (1992). Язык русский. Верующие русские в основном православные.

Этнографический словарь:

Представители древнейшей и самой многочисленной славянской нации, проживающие в основном в России.
Подавляющее большинство русских живет в пределах своей исторически сложившейся этнической территории, которой для них является Россия. Предками русского народа были земледельческие племена, жившие в 1 тысячелетии н. э. на обширном пространстве Днестровско-Днепровского междуречья. В IX-X веках нашего тысячелетия здесь сложилось крупное славянское государство, Киевская Русь, население которого, несмотря на имевшиеся кое-где местные бытовые и культурные различия, говорило на едином древнерусском языке и называло себя "русью", "русичами", а свою родину "русской землей". Именно Киевская Русь послужила основой формирования трех великих народов: русского, украинского и белорусского.
Образование централизованного Русского государства было глубоко прогрессивным делом. Оно спасло не только русских, но и другие славянские народы и даже западные страны от порабощения иноземными захватчиками. В то время территорию России разрывали на части польские, литовские и шведские феодалы. А позднее она подверглась нападению монголо-татаров. По подсчетам историка С. М. Соловьева, с 1055 по 1462 годы Русь перенесла 245 нашествий врагов.
Русская народность как этнически сложившаяся общность (нация) сформировалась в начале XVII века. По диалекту и некоторым особенностям материальной культуры уже тогда стали выделяться северные русские и южные русские, что впоследствии привело к появлению украинцев и белорусов.
До 1917 г. общеобразовательный уровень среди русских был крайне низким. Четыре пятых молодого населения России были безграмотными. И все же в условиях жестокого царского гнета, более чем 200-летнего монголо-татарского ига, бесконечных нашествий иноземных завоевателей русский народ создал свою неповторимую культуру и ее материальную основу — прекрасный русский язык, который по свидетельству многих исследователей, является одним из самых сильных и самых богатых из живых языков мира.
Русская земля подвергалась многочисленным нападениям захватчиков с востока, юга и запада. Русский народ с первых дней своей истории вынужден был в жестоких боях с врагами отстаивать свою независимость, показывая при этом образцы воинской доблести, беззаветной преданности и любви к Родине. Даже враждебные славянам иноземцы, такие как готский историк Иордан или византийцы Маврикий и Лев Диакон, признавали, что "народ сей отважен до безумия, храбр и силен".
В более поздние времена иностранные писатели и путешественники отмечали в своих путевых записках смелость и богатырский дух нашего народа, его выносливость и презрение к смерти. "Русских воинов легче убить, — сообщали они, — нежели принудить к плену, Во время обороны городов русские воины заграждали проломы стен собой и сражались даже тогда, когда от пожаров на них горела одежда".
Современник храброго и воинственного киевского князя Святослава византийский историк Лев Диакон писал: "Россы, приобретшие славу победителей у соседних народов, считая ужасным бедствием лишиться ее и быть побежденным, сражались отчаянно". По его же словам, Святослав, окруженный с дружиной у турецкой крепости Дорестол численно превосходящим противником, сказал своим воинам, когда некоторые из них предложили отступить: "У нас нет обычая бегством спасаться в отечество: или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славой".
Эти слова стали как бы заветом для всех русских людей на протяжении более чем тысячелетней истории государства Российского.
Важнейшими чертами русских являются человеколюбие и терпимость. Как бы ни поворачивалась к русскому народу судьба, его никогда не покидали милосердие и сострадание к другим людям, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающими, прийти на помощь всем нуждающимся.
Такие видные знатоки психологии русского человека, как Л. Н. Толстой, К. М. Симонов, А. Н. Толстой, другие великие российские мыслители и литераторы, подчеркивали, что отличительными чертами русского национального характера являются высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.
Ф. Энгельс, сравнивая русских с представителями западно-европейских стран, писал: "Они никогда не поддаются панике. Кроме того, русский хорошо сложен, крепок здоровьем, прекрасный ходок, нетребователен, может есть и пить почти все и более послушен... чем кто-либо другой в мире". Высокие морально-политические качества русских военнослужащих признавали и наши бывшие противники. Гитлеровский генерал Г. Блюминтрит писал, что "русский солдат является достойным противником; он стоек, храбр, вынослив, грозен в обороне, стремителен в наступлении".
Замечательной чертой русского народа является трудолюбие. Старательность, высокая профессиональная ответственность, мастерство среди русских были и остаются мерой достоинства человека. В каждой русской семье с давних пор родители воспитывают у своих детей стремление жить в мире, дружбе, любви к труду, человеку, в духе высокой морали. В нашей стране всегда осуждались и осуждаются лень, тунеядство, плутовство.
Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством и гостеприимством. В любом доме и семье россияне радушно принимали и принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Эти черты русских были и остаются практически неизменными.
Представители русской национальности достаточно легко адаптируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Они неплохо относятся к учению, успешно овладевают знаниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особого морального и психологического волнения и напряжения воспринимают они и переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными и близкими.
В целом русские обычно неплохо подготовлены к самостоятельной жизни, однако в некоторых случаях чрезмерно романтизируют ее отдельные стороны, слишком абсолютизируя их значение. Эта черта часто порождает у них стремление к излишней и неорганизованной активности, а иногда и приводит к некоторому разочарованию в работе.
Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних.
Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других национальностей часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином многонациональном регионе.
Особенности русского национального характера подмечали многие как отечественные, так и зарубежные писатели и ученые, считая, что они выражаются не в принадлежности к русской нации, а в "особом состоянии души". Более всех к пониманию этого "состояния души" удалось приблизиться великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому, начертавшему на бумаге фразу всего из трех слов: "Доброта спасет мир". Дрб-рота стала одним из наиболее отличительных социально-психологических качеств нашего народа.
И если вдуматься, то мы идем всем миром, всей планетой именно к этому пониманию смысла жизни и мироздания. Идем к утверждению общечеловеческих ценностей, к новому видению мира, к новой психологии.
Есть у каждого народа как положительные, так и не совсем привлекательные черты. Например, у представителей русской национальности помимо тех качеств, о которых говорилось выше, нередко можно встретить и проявления лености, несобранности, прожектерства, неумения, а иногда и нежелания доводить начатое дело до конца. Как это ни парадоксально, именно эти черты в прошлом всегда высмеивались на Руси. Вот почему к подобным вещам не следует подходить однозначно. В них важно видеть стремление народа избавиться от всего наносного, неглавного, мешающего его развитию.
Нельзя забывать и о том, что, уповая на народную мудрость, мы сами часто поступаем не совсем разумно. Например, водители-русские нередко оправдывают превышение установленной скорости движения тем, что русские, мол, любят быструю езду. Есть такая народная поговорка: "Какой русский не любит быстрой езды?". Знал бы великий российский писатель Н.В. Гоголь, акцентировавший внимание на этом, сколько его соплеменников впоследствии поплатились за подобное пристрастие своей жизнью и здоровьем!
Вместе с тем необходимо помнить, что работа с представителями русской национальности требует определенного контроля, большой взыскательности, профилактики иногда присутствующих элементов расхлябанности, безответственности, халатности. В. И. Ленин подчеркивал, например, что у русского народа есть много хороших качеств, но есть и неорганизованность и не всегда нужное и соответствующее складывающимся обстоятельствам поверхностное отношение к труду. В беседе с А. М. Горьким в свое время он отмечал: "Мы, русские, по преимуществу талантливы, но ленивы умом". Кроме того, представители русской национальности иногда могут быть не склонны к самостоятельности, слишком часто поддаются отрицательным влияниям, в ряде случаев излишне легко и быстро перенимают чужие пороки, бывают чересчур доверчивыми и болтливыми. Все эти особенности необходимо учитывать в работе с представителями русской национальности и межнациональных отношениях с ними.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Советская историческая энциклопедия:

Нация в СССР. Общая численность в стране 114 114 тыс. чел. (1959). В РСФСР Р. составляют 83,3% всех жителей, в других республиках СССР — от 3,2 до 43,2%. За границей (на 1959) — 1243 тыс., в т. ч.: в Америке ок. 1 млн. чел., из них в США — ок. 750 тыс. чел., в Канаде — ок. 100 тыс. чел., в европ. странах — 184 тыс. чел.
=====
Русский язык входит в восточно-славянскую группу индоевропейской семьи языков. Р., украинцы и белорусы произошли от древнерус. народности (9-13 вв.), сложившейся из слав. племен в результате распада родоплеменных отношений и создания раннефеод. гос-ва (см. Киевская Русь). По мнению многих исследователей, наименования "Р.", "Русь", "Русская земля" восходят к названию одного из слав. племен — родиев, россов или руссов. Из их земли в Ср. Поднепровье назв. "Русь" распространилось на все Древнерус. гос-во, в к-рое вошли, кроме славянских, и нек-рые неславянские племена. Уже в те времена наметились различия в культуре населения лесистых северных и степных и лесостепных южных областей Руси: напр., на Ю. пахали ралом, на С. — сохой; сев. жилище было срубным, высоким, с деревянной кровлей, южное — полуземлянкой с каркасными стенами, земляным полом и соломенной кровлей. В многочисл. городах высокого развития достигли ремесла и торговля, древнерус. культура. В 10 в. появилась письменность, затем историч. произведения (летописи) и лит-ра на древнерус. языке, одним из ярких памятников к-рой является "Слово о полку Игореве" (12 в.). Издавна существовал богатый фольклор — сказки, песни, былины. В условиях хоз. развития отд. областей и политич. феод. раздробленности еще в 12 в. создались предпосылки для формирования рус., укр. и белорус. народностей. Сложение рус. народности связано с борьбой против монголо-тат. ига и созданием централизованного Рус. гос-ва вокруг Москвы в 14-15 вв. В это гос-во вошли сев. и сев.-вост. древнерус. земли, где, кроме потомков славян — вятичей, кривичей и словен, было много переселенцев из др. областей. В 14-15 вв. эти земли стали называть Русью, в 16 в. — Россией. Соседи называли страну Московией. Названия "Великая Русь" в применении к землям, населенным Р., "Малая Русь" — к украинским, "Белая Русь" — к белорусским, появились с 15 в. Еще в нач. 20 в., наряду с древним наименованием, Р. называли иногда великороссами. Начавшаяся еще в древности колонизация славянами сев. земель (Прибалтика, Заволочье), Верх. Поволжья и Прикамья продолжалась в 14-15 вв., а в 16-17 вв. рус. население появилось в Ср. и Ниж. Поволжье и в Сибири. Р. вступали здесь в тесный контакт с др. народами, оказывали на них экономич. и культурное влияние и сами воспринимали лучшие достижения их экономики и культуры. Примерно с 17 в. шел процесс складывания всероссийского рынка и нац. связей, приведший в сер. 19 в. к победе капиталистич. отношений (при сохранении многих пережитков феодализма) и завершению образования рус. нации, включавшей, кроме крестьянства и дворянства, сложившихся в процессе развития феодальных отношений, новые классы — пролетариат и буржуазию. В 18-19 вв. терр. государства значительно расширилась. Присоединение ряда земель в Прибалтике, Вост. Европе, Причерноморье, Ср. Азии сопровождалось расселением Р. на этих территориях.
=====
Основные этнографич. группы Р., различающиеся по диалектам ("окающий" и "акающий") и этнографич. признакам (постройки, одежда и т. п.), — сев. и юж. великоруссы. Связующим звеном между ними является средневеликорус. группа, занимающая центр. район — часть Волго-Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья и имеющая в диалекте и культуре как северные, так и южные черты. Более мелкие группы Р. — поморы (на Белом м.), мещёра (в сев. части Рязанской обл.), разл. группы казаков и их потомков (на pp. Дону, Урале и Кубани, а также в Сибири), старообрядческие группы — бухтарминцы (на р. Бухтарме в Казахстане), "поляки" (на Алтае), "семейские"Забайкалье); особую группу составляют и Р. на Крайнем Севере (по pp. Анадырю, Индигирке, Колыме), воспринявшие многие черты окружающих их народов.
=====
В этнич. и культурном развитии многих народов Вост. Европы и Азии Р. принадлежит существенная роль. Еще в эпоху феодализма Р. способствовали распространению пашенного земледелия, совершенствованию земледельч. орудий, выработке рациональных форм народного жилища, развитию ремесел и промыслов. Но процесс этот сложен, влияния были взаимными, и в ряде областей (особенно — пограничных с др. народами) Р. обогатили свою материальную и духовную культуру многими элементами, заимствованными у этих народов. Города России были важнейшими пром., торг. и культурными центрами, притягивавшими и нерусские народы. Передовые слои рус. народа стали в авангарде российского освободит. и революц. движения. Вплоть до Окт. революции положение осн. массы Р. — крестьян-земледельцев — было тяжелым. Малоземелье, рутинная техника, остатки крепостничества затрудняли ведение х-ва. Древняя форма обществ. организации сел. населения — община, искусственно сохранявшаяся правительством до нач. 20 в., — стала пережитком, мешающим развитию х-ва. Беднейшее рус. крестьянство вынуждено было идти на заработки, пополняя гор. и сел. пролетариат. Рабочих жестоко эксплуатировала отечественная и иностранная буржуазия.
=====
Рус. пролетариат, руководимый Коммунистич. партией, поддерживаемый беднейшим крестьянством, сыграл ведущую роль в трех нар. революциях. В ходе социалистич. преобразований Р. сложились в ведущую социалистич. нацию. Превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу повело к изменению соотношения гор. и сел. населения. В городах (1959) жило св. 57%, в сел. местностях — ок. 43% рус. населения страны.
=====
В сов. время коренным образом изменился облик сел. поселений. Интенсивно строятся новые жилые дома и обществ. здания, по архитектуре и внутр. убранству все более сближающиеся с гор. и поселковыми. Но сохраняется еще нек-рая специфика. На С. преобладают малодворные поселения, высокая срубная (иногда — двухэтажная) изба с подпольем, с двускатной крышей и примыкающим сзади крытым двором. На Ю. — поселения крупные, низкая (срубная, каркасная с обмазанными глиной стенами или кирпичная, иногда — саманная) изба или хата с четырехскатной крышей и открытым двором. Дом состоит из жилой части, сеней или коридора с клетью или чуланом и двора с хоз. постройками. Жилая часть обычно разделена на неск. комнат. Повсюду распространен пятистенок, до Окт. революции характерный лишь для зажиточной части крестьян. Прежнюю самодельную и кустарную неподвижную мебель вытеснила фабричная. В быт деревни широко вошло электричество, радио, а во многих р-нах и телевизоры. Города и пром. поселки Р. за последние десятилетия реконструированы. Выросло много новых городов. Центр. части древних городов сохранили еще следы старой планировки, иногда даже с остатками феод. укрепленного центра. Новые города имеют вполне совр. застройку пром. и жилых кварталов. Нек-рые из них являются образцами градостроительства.
=====
Одежда горожан и сел. жителей сейчас резко не различается. Традиционный рус. костюм и до революции сохранялся гл. обр. в деревне; в дворянской среде сарафан, душегрею, кокошник носили лишь до 18 в.; в купеческой — в нек-рых городах — до сер. 19 в. Крестьянки в сев. и средневеликорус. областях поверх холщовой рубахи надевали сарафан, в южных — поневу, своеобразную юбку из шерстяной, гл. обр. клетчатой, ткани. Девушки носили на голове повязку — ленту, венец; замужние женщины должны были надевать головной убор, полностью скрывавший волосы, — кичку, сороку, в праздники (гл. обр. на С.) — кокошник. С сер. 19 в. эти уборы постепенно вытеснял головной платок. Мужской костюм почти везде состоял из рубахи-косоворотки, к-рую носили навыпуск, поверх нешироких штанов, с поясом. Верхняя одежда мужчин и женщин — суконный кафтан, зипун, пониток; зимойшуба, полушубок, тулуп. В наст. время традиционный костюм сохранился лишь кое-где у женщин в юж. областях, реже — на С. и в Сибири (напр., в Забайкалье, где он отличается украшениями и яркостью расцветки).
=====
Офиц. религия Р. в прошлом — православие, введенное еще в 10 в. Однако в народе вплоть до революции отчасти удерживались древние верования в сверхъестеств. существа, связанные с домом и х-вом, природой (домовой, леший, водяной, русалки). Церковь вынуждена была приспосабливаться к древним верованиям, придавая "святым" функции древнеслав. божеств (напр., Илья пророкПерун, ВласийВелес) и сохраняя, наряду с христ. празднествами и обрядами, дохристианские (масленицапроводы зимы, троицкие обряды — весенние и т. п.). В 17 в. произошел раскол рус. церкви; не принявшие реформ церк. службы старообрядцы отличались обособленностью быта. В сов. время подавляющее большинство Р. — атеисты.
=====
Рус. дореволюц. и сов. культура имеет мировое значениенаука, лит-ра, музыка, изобразит. иск-ва, театр оказали большое влияние на развитие культуры др. народов СССР, а также народов зарубежных стран. Вместе с тем сохранились и развиваются традиционные нар. жанры иск-ва, ремесла и промыслы. Ярко и оригинально рус. народное изобразит. иск-во — роспись, обработка дерева, металла, кости, камня, глины; вышивки, узорное тканье, плетение кружев. Лучшие традиции развиваются в совр. художеств. ремеслах: гравировка по серебру (Вел. Устюг), роспись по дереву (Горьковская обл.), миниатюра на изделиях из папье-маше (Палех, Холуи, Мстёра, Федоскино), глиняная и деревянная скульптура, игрушки (Моск. и Кировск. обл.). В богатом фольклоре Р. сохранилось многое от глубокой древности. Героич. киевские былины, новеллистич. новгородские дожили до нашего времени; о выдающихся событиях повествуют историч. песни 14-19 вв.; поговорки, загадки связаны как с древними верованиями, так и с совр. жизнью народа. Песни — обрядовые и необрядовые, крестьянские, рабочие, солдатские — в последние полвека пополнились песнями Окт. революции и Отечеств. войны. Для нар. театра характерна острая классовая сатира. Нар. музыка разнообразна по ладовому строю (преим. диатоническому), отличается богатством ритмов. Развито многоголосие. В сов. время получила развитие богатая и разнообразная художеств. самодеятельность (см. также статьи Союз Советских Социалистических Республик и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика).
=====
Этнографич. изучение Р. особенно большое развитие получило в 19 — нач. 20 вв. Сов. этнографы опубликовали ряд трудов, посвященных культуре русского населения отд. областей, крупным разделам материальной и духовной культуры, а также обобщающих работ. Итоги изучения Р. как нации подведены в книге "Народы Европейской части СССР", т. 1, М., 1964 (на с. 916-23 приведена обширная библ. о Р.). Обобщения по материальной культуре Р. методом картографирования сделаны в кн. "Русские. Историко-этнографический атлас", М., 1967.
=====
Г. С. Маслова, М. Г. Рабинович. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

русские
РУССКИЕ -их; мн. Восточнославянский народ, составляющий основное население России; представители этого народа. * И какой же русский не любит быстрой езды? (Гоголь).
Новые русские. Ирон. О тех, кто быстро разбогател с началом экономических реформ в России после распада СССР; нувориши.
Русский, -ого; м. Русская, -ой; ж.

Малый академический словарь:

русские
-их, мн. (ед. русский, -ого, м.: русская, -ой, ж.).
Нация, основное население РСФСР, а также лица, относящиеся к этой нации.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
русские, -их, ед. русский, -ого

Толковый словарь Ожегова:

РУССКИЕ, их, ед. ий, ого, м. Народ, составляющий основное коренное население России.
| ж. русская, ой.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru