Определение слова «ШЛЕГЕЛЬ»

Большой энциклопедический словарь:

ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Август Вильгельм (1767-1845) — немецкий историк литературы, критик, переводчик и поэт, иностранный почетный член Петербургской АН (1824). Как и его брат Ф. Шлегель, А. Шлегель — ведущий теоретик романтизма, впервые дал систематическое изложение его идей. Один из основоположников сравнительного языкознания.
ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Доротея (1763-1809) — немецкая писательница. Представительница романтизма. Дочь М. Мендельсона, жена Ф. Шлегеля. Книга обработок "Собрание романтических сказаний средневековья" (1804).

Советская историческая энциклопедия:

(Schlegel), Фридрих (10.III.1772 — 12.I.1829) — нем. литературовед, критик, писатель, философ; один из теоретиков романтизма. Происходил из ганноверской бюргерской семьи. Политич. и методологии, взгляды Ш. претерпели существенную эволюцию. Для раннего Ш. характерна близость к идеям Просвещения и классицизма, увлечение античностью (особенно афинской демократией), защита принципов Великой франц. революции, республиканизм, близость к Г. Форстеру. В 1797-1801, в иенский период жизни, Ш. становится одним из главных теоретиков раннего нем. романтизма; вместе с братом А. В. Шлегелем он входил в кружок ранних нем. романтиков ("иенские романтики"), издавал журн. "Athenaeum" (Bd 1-3, В., 1798-1800). На взгляды Ш. оказывала влияние идейная близость к И. Г. Фихте, позднее — к Ф. В. Шеллингу. Обратившись к истории культуры средневековья и нового времени, Ш. одним из первых взял за основу принцип историзма; он представил историю мировой культуры как процесс, каждый этап к-рого отличается своеобразием связи писателя с современностью (напр., творчество Шекспира — с гуманизмом 16 в., Г. Форстера — с борьбой за свободу в 18 в. и т. д.). Ранний романтич. историзм Ш. в известной мере опирался на теорию прогресса. В то же время этот период отличает наметившееся в 1797-99 разочарование Ш. в идеалах Просвещения и Великой франц. революции. В 1808 Ш. принял католичество, переехал в Вену, поступив на австр. службу (секретарь гос. канцелярии); он — один из деятельных участников и идейных вдохновителей антинаполеоновской борьбы (в русле австр. официального национализма). В этот период Ш.- защитник реакц.-феод. политики К. Меттерниха, идей Реставрации (лозунг Ш.- "назад к порядку"). Последний этап эволюции Ш.- переход на позиции защиты католицизма ультрамонтанского толка. Реакц. ист. взгляды позднего III.- крайняя идеализация средневековья, мистицизм, нашли отражение в лекциях, прочитанных им в Венском ун-те (1827-29), в его "Философии истории" ("Philosophie der Geschichte", Bd 1-2, W., 1829). Взгляды позднего Ш. способствовали укреплению в Германии того времени засилья реакц.-романтич. историографии. Воззрения раннего Ш. оказали положит. влияние на историков культуры 19 в. (Г. Гервинус и др.). Ш.- один из первых нем. индологов, автор труда "О языке и мудрости индусов" ("ber die Sprache und Weisheit der Indier", Hdlb., 1808).
=====
Соч.: Kritische Friedrieh-Schlegel-Ausgabe, hrsg. von E. Behler..., Mnch. — Paderborn -Z., 1958 — (изд. продолжается); Georg Forsters Schriften, в кн.: Meisterwerke deutscher Literaturkritik, hrsg. von H. Mayer, Bd 1, В., 1956; в рус. пер.- Фрагменты, в кн.: Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934; История древней и новой литературы, 2 изд., ч. 1-2, СПБ, 1834.
=====
Лит.: История немецкой литературы, т. 3, М., 1966, с. 97-117; Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Г а им Р., Романтическая школа, пер. с нем., М., 1891; Korff H. A., Geist der Goethe-Zeit, Bd 1-2, Lpz., 1966.

Новейший философский словарь:

ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих (1772-1829) — немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш. вместе с братом А.В. Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал «Атенеум». Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и «томление по бесконечному» предопределили не только содержательное наполнение его работ, но и их форму. Принципиальная незавершенность, фрагментарность его произведений отражают не только индивидуальные особенности стиля, но и печать романтического движения в целом, его попыток найти новые средства выражения, соответствующие романтическим представлениям о принциальной незавер-шимости всякого творчества. «Пока не найдена единственно истинная система.., систематический метод остается более или менее разделяющим и обособляющим; бессистемное лирическое философствование по крайней мере не настолько разрушает целостность истины». Первый период творчества Ш. отмечен сильным влиянием идей И.И. Винкельмана, предопределившим увлечение Ш. античностью, греческой поэзией как «золотым веком» единства, господства объективно-прекрасного. Современное общество, по мнению Ш., может спасти «эстетическая революция», очищающее воздействие которой должно вернуть человечество к «объективной красоте» и изначальному единству. Первый шаг к эстетической революции — создание соответствующей эстетической теории, за которое он и берется. В этом контексте он разрабатывает понятия «поэзия», «классическое», «романтическое» и др. Второй период жизнедеятельности Ш. связан с переездом в Йену (1796) и возникновением йенского кружка романтиков, и это время его творческие усилия сконцентрированы на формировании идеала, новой универсальной культуры и соответствующей ей целостной, свободной, универсальной личности, в которой «величие индивидуальности» превышает все ее отдельные дарования и произведения. Модель отношений между такой универсальной личностью и миром выстраивается Ш. через разработку понятий «ирония», «рефлексия», «цинизм», «либеральность», «игра», «остроумие». Центральным в этом списке является понятие иронии (см. ИРОНИЯ, РОМАНТИЗМ). Ирония как форма «указания на бесконечность» является у Ш. и онтологическим, и гносеологическим, и творческим принципом. Ирония — не только творческий прием, но и свидетельство незамкнутости, открытости всякой сущности. «Иронична» природа мира, и потому звания иро-ника достоин лишь тот человек, «...внутри которого возросло и созрело мироздание». Эта же тема развивается Ш. и в теории романтической поэзии (или иначе — «трансцендентальной поэзии», где осуществляется саморефлексия по поводу самого акта художественного творчества). Роман как самая совершенная, по Ш., поэтическая форма современности, это «соединение двух абсолютов — абсолютной индивидуальности и абсолютной универсальности». Как многие молодые немецкие философы этого времени, Ш. пережил увлечение философией Фихте и разочарование в ней, неудовлетворенность противопоставлением умозрения и жизни и внеисторичностью фихтеанской системы. Развитие собственных философских взгляде Ш. во многое конгениально творчеству Шеллинга. Интенции сближения взглядов Фихте и Спинозы, выстраивание целостной философии индивидуальности и универсума порождают учение Ш. о символе. Символы универсума (индивидуальные формы становящегося мирового целого) постижимы не в понятиях, а в образах, символах или идеях-символах (первопонятиях). В силу этого, именно поэзия, а не философия, в противоположность Шеллингу, реализует целостное видение мира. Весь мир есть поэзия, а человеческое поэтическое творчество воспроизводит ее сущность. Наиболее продуктивно поэтическое творчество, осуществляющееся как «сотворчество», ибо человек — это прежде всего высказывающееся, находящееся в ситуации общения Я. Идеал общения-сотворчества созвучен шле-гелевской трактовке любви как «жизни жизни», как того сообщительного импульса, эротического слияния, которое превращает хаос в космос. «Хаос и эрос — лучшее объяснение романтического». Но любовь — не только сущность жизни, но и единственно плодотворный путь познания, поскольку для Ш. «всякое конечное я — это только фрагмент изначального пра-я, так что мир предстает как множество конечных производимых я, соотносящихся, общающихся между собой». Всякая возможность общения между я и пра-я, между я и ты основана на любви. В противовес односторонности рассудочного познания Ш. делает ядром своей гносеологии понятие «чувство» как единство духовных и душевных способностей человека. Зрелый Ш. трактует искомое единство как единство поэзии, философии и религии и обращает свои взоры на Восток, а именно к культуре Древней Индии как, по Ш., прародине такого единства. Интерес к индийской культуре сменился у Ш. волной разочарования, но его занятия положили начало немецкой санскритологии и сравнительному языкознанию. На поздних этапах творчества эстетизм Ш. сменяется идеями создания универсально-христианской философии (аналогом может, вероятно, служить шеллинговская идея философии откровения), проговариваемыми Ш. в «Философии жизни» (1828), «Философии истории» (1829) и «Философии языка и слова» (1830). По Ш., «эстетическое воззрение существенно коренится в духе человека, но в своем исключительном господстве оно становится играющей мечтательностью... Эта мечтательность, это немужественное пантеистическое головокружение, эта игра форм... недостойны великой эпохи и уже неуместны. Познание искусства и чувство природы останутся, пока мы остаемся немцами; но сила и серьезность истины, твердая вера в Бога и в наше призвание должны встать на первое место и вновь вступить в свои старые права...». В целом, философия Ш. отвечает едкой формуле русского философа Шпета: «романтизм — падавшее христианство» и может быть рассмотрена как попытка, если не предотвратить, то хотя бы задержать падение великой христианской культуры.

Новая философская энциклопедия:

ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих (10 марта 1772, Ганновер – 12 января 1829, Дрезден) – немецкий философ, критик, филолог, историк культуры, писатель, один из теоретиков романтизма. Учился в Ганноверском и Лейпцигском университетах, изучал право, философию и литературу. С 1773 занимается литературной деятельностью. Публикует труды по древнегреческой поэзии. В разные годы знакомится с Фихте, Гёте, Гердером, Виландом, Шеллингом, Якоби, Баадером, Тиком, дружит с Новалисом и Шлейермахером. Вместе с братом – А.В.Шлегелем издавал журнал «Атеней». Был редактором журналов: «Европа», «Немецкий музей», «Concordia», газеты «sterreichische Zeitung». Изучал восточные языки. Читал лекции по истории, литературе, философии, лингвистике. Из изучения школ древнегреческой поэзии Шлегель постигает диалектику ее развития, ее этапы: возвышенная красотасовершенствороскошь и элегантность – варварство. Древняя история являет собой «естественную историю нравственного и духовного человека». Изучение греков и римлян – это школа гуманности, оно имеет безусловную ценность для всего человечества. Сочинение Шлегеля «Об изучении греческой поэзии» (ber das Studium der Griechischen Poesie, 1795–96) называли «программой немецкого романтизма»; здесь он формулирует основополагающие понятия «естественной» и «искусственной» культуры, «эстетической революции» и др. Он подчеркивает всемирно-историческое значение греческой культуры – этой «вершины естественной культуры», которая «остается поэтому высшим прообразом художественного развития всех времен» (Эстетика. Философия. Критика, т. 1. М., 1983, с. 145). Шлегель разрабатывает важнейшие для романтизма понятия «гений», «ирония» («ирония – форма парадоксального. Парадоксальное все хорошее и великое одновременно». – Там же с. 283), «юмор» («юмор имеет дело с бытием и небытием, и его подлинную сущность составляет рефлексия». – Там же, с. 308). «Французскую революцию», «Наукоучение» Фихте и «Вильгельма Мейстера» Гёте Шлегель считает величайшими тенденциями своей эпохи (там же, с. 300). Шлегель исследует генезис древнегреческой, римской, немецкой, французской, испано-португальской литературы и анализирует специфические особенности различных жанров (трагедия, комедия, эпос, лирика, драма). В «Развитии философии в двенадцати книгах» (1804–06) Шлегель анализирует различные типы философии и приходит к выводу о несостоятельности эмпиризма, материализма, скептицизма и пантеизма в силу противоречивости их первоначал, тогда как интеллектуальный дуализм, идеализм и реализм находятся, по его мнению, на пути к истинной философии (там же, т. 2. М., 1983, с. 139), под которой он понимает «определенное и глубоко укорененное познание высшего существа и всех божественных вещей» (там же, с. 223), или «философию самой жизни» (там же, с. 226). В «Философии жизни» (Philosophie des Lebens, 1828) в качестве подлинного предмета философии предстает «внутренняя духовная жизнь... во всей полноте» (там же, с. 336). Идеи Ф.Шлегеля оказали большое воздействие на последующее развитие европейской эстетики, философии и культуры.
Сочинения:
1. Smtliche Werke, Bd. 1–10. Wien, 1822–25;
2. Kritische Friedrich Schlegel Ausgabe, Bd. 1–35. Mnch. – Paderborn – Wien, 1958–80;
3. в рус. пер.: История древней и новой литературы, т. 1–2. СПб., 1829–30;
4. Эстетика. Философия. Критика, т. 1–2. М., 1983.
Литература:
1. Wirz L. Friedrich Schlegels philosophische Entwicklung. Bonn, 1939;
2. Anstett J.-J. La pense religieuse de Fr.Schlegel. P., 1941;
3. Prang H. Die romantische Ironie. Darmstadt, 1972.
К.М.Долгов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru