Определение слова «ИГРА»

Толковый словарь Ефремовой:

игра
I ж.
1. Процесс действия по гл. играть I 1.
2. Результат такого действия; занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья и т.п.
|| Какой-либо вид, способ такого занятия, основанный на определённых условиях, подчинённый определённым правилам.
3. Комплект для такого занятия.
II ж.
1. Процесс действия по гл. играть II 1., 2.
2. Результат такого действия; сценическое исполнение роли.
3. перен. Преднамеренный ряд действий, поступков, преследующих определённую — обычно неблаговидную — цель; интриги, тайные замыслы.
III ж.
1. Процесс действия по гл. играть III 1., 2.
2. Результат такого действия; исполнение музыкального произведения на одном или на нескольких инструментах.
IV ж.
1. Процесс действия по гл. играть IV
2. Результат такого действия; делать ход в игре.
V ж.
Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений.
VI ж.
1. Блеск, сверкание, сияние (о лучах солнца, свете, заре и т.п.).
|| перен. Выразительная изменчивость (глаз, голоса и т.п.).
|| перен. Разнообразие проявления мысли, воображения, чувства и т.п.; живость.
2. Движение пузырьков газа, свойственное некоторым винам, шипучим напиткам.

Большой энциклопедический словарь:

ИГРА — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным.

Большая советская энциклопедия:

I
Игра
вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. И. сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. И. свойственны и высшим животным. И. изучается историками культуры, этнографами, психологами (в частности, в связи с детской психологией), историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела. В математической игр теории (См. Игр теория) И. определяется как математическая модель конфликтной ситуации. Происхождение И. связывалось с магико-культовыми потребностями или врождёнными биологическими потребностями организма; выводилось из трудовых процессов (Г. В. Плеханов, «Письма без адреса»).
Связь И. с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена её способностью моделировать конфликты, решение которых в практической сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому И. является не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В качестве абстрактной модели конфликта И. легко превращается в форму выражения социальных противоречий (превращение в средневековой Византии «болельщиков» на ипподроме в политические партии, детские игры как модели социальных конфликтов «взрослого» мира).
Особая психическая установка играющего который одновременно и верит и не верит в реальность разыгрываемого конфликта, двуплановость его поведения роднит И. с искусством. Вопрос о соотношении И. и искусства был поставлен И. Кантом и получил философско-антропологическое обоснование у Ф. Шиллера, видевшего в И. специфически человеческую форму жизнедеятельности по преимуществу «...человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» (Собрание соч., т. 6, М., 1957, с. 302). Генетическая связь искусства и И. отмечалась также в позитивистских концепциях происхождения искусства (например, в теории синкретического первобытного искусства и происхождения искусства из обряда и «действа» А. Н. Веселовского (См. Веселовский)). И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством — решение предлагается не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая в дальнейшем может быть использована в качестве модели практического поведения. Однако между И. и искусством имеется существенное отличие: И. представляет собой овладение умением, тренировку, моделирование деятельности, отличительным свойством И. является наличие системы правил поведения.
Ю. М. Лотман.
В психологии первая фундаментальная концепция И. была развита немецким философом и психологом К. Гросом (1899): в И. животных он видел предварительное приспособление («предупражнение») инстинктов к условиям будущей жизни. До него английский философ Г. Спенсер высказал взгляд на И. как проявление «избытка сил». Существенной поправкой к учению Гроса явилась теория австрийского психолога К. Бюлера о «функциональном удовольствии» как внутренней субъективной причине И. С противоположной Гросу теорией И. выступил голландский зоопсихолог Ф. Бёйтендейк, считая, что в основе И. лежат не инстинкты, а более общие изначальные влечения, находящиеся за инстинктами (влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению). В психоаналитической концепции австрийского врача З. Фрейда И. рассматриваются как реализация вытесненных из жизни желаний.
В советской психологии был развит подход к И. как к социально-историческому явлению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В частности, Игры детские рассматриваются как форма включения ребёнка в мир человеческих действий и отношений, возникающая на такой ступени общественного развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нём ребёнка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной жизни со взрослыми.
Лит.: Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., 1925, с. 54—64; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1971; Groos K., Die Spiele der Tiere, Jena, 1896; его же, Die Spiele des Menschen, Jena, 1899; Bhler К., Die Krise der Psychologie, Jena, 1929; Buytendijk F. J., Wesen und Sinn des Spiels, В., 1934; Huizinga J., Homo ludens, L., 1949. См. также лит. при ст. Игры детские.
И. Б. Даунис.
II
Игра
посёлок городского типа, центр Игринского района Удмуртской АССР, на р. Лоза (бассейна Вятки). Железнодорожная станция в 92 км к С. от Ижевска. Узел автодорог. 15 тыс. жителей (1970). Леспромхоз, комбинат строительных деталей, заводы домостроительный и молочный, мясокомбинат.

Словарь по культурологии:

Форма свободного самовыражения человека, предполагающая реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (Й. Хейзинга, Д. Лихачев) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и др.
............
вид непродуктивной деятельности, мотив к-рой заключается не в результатах, а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе. Эстетич. “состояние И.” отмечено Кантом. Шиллер представил относительно развернутую теорию искусства как И. Он предвосхитил интуиции 20 в., что именно играющий человек обнаруживает свою сущность. Многие европ. философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. И. в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры (Гадамер, Е. Финк, Хёйзинга). В частности, Гадамер анализировал историю и культуру как своеобр. И. в стихии языка: внутри нее человек оказывается в радикально иной роли, нежели та, к-рую он способен нафантазировать.
Хёйзинга в книге “Homo Ludens” (1938) отмечал, что многие животные любят играть. По его мнению, если проанализировать человеч. деятельность до самых пределов нашего сознания, она покажется не более чем И. Поэтому он считает, что человеч. культура возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. И. — не биол. функция, а явление культуры, к-рое анализируется на языке культурологич. мышления. И. старше культуры. Понятие культуры, как правило, сопряжено с человеч. сооб-вом. Человеч. цивилизация не добавила никакого существ. признака к общему понятию И. Важнейшие виды первонач. деятельности человеч. об-ва переплетаются с игрой. Человечество все снова и снова творит миф рядом с миром второй природы, измышленный мир. В мифе и культе рождаются движущие силы культурной жизни.
Хёйзинга делает допущение, что в И. мы имеем дело с функцией живого существа, к-рая в равной степени может быть детерминирована только биологически, только логически или только этически. И. — прежде всего свободная деятельность. Она не есть “обыденная” жизнь и жизнь как таковая. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер И. Она необходима индивиду как биол. функция. А социуму нужна в силу заключенного в ней смысла, своей выразит. ценности. И. скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеч. культуры. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собств. воображении, в сфере И. Правильно подчеркивая символич. характер игровой деятельности, Хёйзинга обходит гл. вопрос культурогенеза. Все животные обладают способностью к И. Откуда же берется тяга к И.? Фробениус отвергает истолкование этой тяги как врожденного инстинкта. Человек не только увлекается И., он создает также культуру. Другие живые существа таким даром почему-то не наделены.
Хёйзинга отмечает, что архаич. об-во играет так, как играет ребенок или играют животные. Мало-помалу внутрь И. проникает значение священного акта. Говоря о сакральной деятельности народов, нельзя упускать из виду феномен И. Когда Хёйзинга говорит об игровом элементе культуры, он вовсе не подразумевает, что И. занимают важное место среди других форм жизнедеятельности культуры. Не имеется в виду и то, что культура происходит из И. в рез-те эволюции. Не следует понимать концепцию Хейзинги в том смысле, что первонач. И. преобразовалась в нечто, И. уже не являющееся, и только теперь может быть названа культурой.
Культура возникает в форме И. Вот исходная предпосылка названной концепции. Культура первоначально разыгрывается. Те виды деятельности, к-рые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаич. об-ве принимают игровую форму. Человеч. общежитие поднимается до супра-биологич. форм, придающих ему высшую ценность посредством И. В этих И., по мнению Хейзинги, об-во выражает свое понимание жизни и мира.
Концепция игрового генезиса культуры поддерживается в совр. культурологии не только Хейзингой. Феноменолог Е. Финк в работе “Осн. феномены человеч. бытия” дает их типологию (пять феноменов — смерть, труд, господство, любовь и И.); И. столь же изначальна, сколь и остальные; она охватывает всю человеч. жизнь до самого основания, овладевает ею и существ. образом определяет бытийный склад человека, а также способ понимания бытия человеком.
И., по мнению Финка, пронизывает другие осн. феномены человеч. существования. И. есть исключит. возможность человеч. бытия. Играть может только человек. Ни животное, ни Бог играть не могут. Лишь сущее, конечным образом отнесенное к всеобъемлющему универсуму и при этом пребывающее в промежутке между действительностью и возможностью, существует в И.
Финк считает, что человек как человек играет один среди всех существ. И. есть фундаментальная особенность нашего существования, к-рую не может обойти вниманием никакая антропология. Следовало бы, утверждает автор, когда-нибудь собрать и сравнить игровые обычаи всех времен и народов, зарегистрировать и классифицировать огромное наследие объективированной фантазии, запечатленное в человеч. И. Это была бы история “изобретений” совсем иных, нежели традиц. Артефакты культуры, орудий труда, машин и оружия. Они (эти “изобретения”) могут показаться менее полезными, но в то же время они чрезвычайно необходимы.
С И. у Финка связано происхождение культуры, ибо без И. человеч. бытие погрузилось бы в растительное существование. Человеч. И. сложнее разграничить с тем, что в биолого-зоологич. исследовании поведения зовется И. животных. Человек — природное создание, к-рое неустанно проводит границы, отделяет себя самого от природы. “Животное не знает И.-фантазии как общения с возможностями, оно не играет, относя себя к воображаемой видимости”. Поскольку для человека И. объемлет все, она и возвышает его над природным царством. Здесь возникает феномен культуры.
Лит.: Шиллер Ф. Письма об эстетич. воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч. Т. 6. М., 1957; Выготский Л.С. Игра и ее роль в психич. развитии ребенка // Вопр. психологии. 1966. № 6; Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978; Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992; Лагунов В.Н. Игры преследования и введение в теорию игр. Тверь, 1993; Хейзинга Й. Homo Ludens; В тени завтрашнего дня. М., 1992; Huizinga J. Homo Ludens. Haarlem, 1938.
П. С. Гуревич.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Толковый словарь Даля:

игра
См. играть

Словарь эпитетов русского языка:

О скрываемых (обычно неблаговидных) действиях, поступках.
Бессовестная, большая, гадкая, грязная, двойная, двусмысленная, дипломатическая, дьявольская, змеиная, искусная, коварная, лживая, лицемерная, лукавая, недобросовестная, неискренняя, нечистая, опасная, показная, политическая, предательская, притворная, рискованная, скрытая, тайная, тонкая, унизительная, фальшивая, фарисейская, хитрая. Женски-кошачья.

Этимологический словарь Крылова:

Видимо, восходит к греческому agos – "восхваление божества пением и пляской".

Толковый словарь Кузнецова:

игра
ИГРА -ы; мн. игры, игр; ж.
1. к Играть (1, 3-6 зн.). И. детей прекратилась. Вмешаться в детскую игру. И. с ребёнком, собакой. И. на скрипке, на рояле. Виртуозная и. пианистки. Слушать игру духового оркестра. И. актёра в роли Отелло прекрасна. И. шампанского. И. солнечных лучей. И. света и тени. И. бриллиантов, драгоценного ожерелья. И. глаз, лица.
2. Занятие, обусловленное совокупностью определённых правил, приёмов и служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта и т. п. Спортивные игры. Шахматная и. И. в шашки, в карты. Нарушить правила игры. Азартная и. (с целью денежного выигрыша). Подвижные игры (с высокой двигательной активностью).
3. Набор предметов, предназначенных для подобных занятий. Настольные игры. Коробка с военно-морской игрой. Купить, подарить игру. Вложить инструкцию в игру.
4. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений. Управленческие игры. Военная и. (решение практических задач на местности и по топографическим картам). Деловая и. (моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений и профессиональных навыков).
5. обычно мн.: игры, игр. Преднамеренный ряд действий, преследующий определённую (обычно предосудительную) цель; интриги, тайные умыслы. Дипломатические, политические игры.
Игра воображения. Пустая фантазия, выдумка. Игра природы. Исключительное, редкое явление, отклонение от обычных норм. Игра слов. Остроумная шутка, основанная на употреблении одного слова вместо другого или на подмене одного значения другим значением того же слова; каламбур. Игра случая (судьбы). Непредвиденная случайность, неожиданный поворот в жизни. Биржевая игра. Спекуляция ценными бумагами. Олимпийские игры (см. Олимпийский). Игра не стоит свеч. О невыгодном деле, не оправдывающем затраченных усилий, средств. Делать весёлую (хорошую) мину при плохой игре (см. 2. Мина). Играть (вести) большую игру. Предпринимать действия, которые могут повлечь за собой серьёзные последствия.
Игровой, -ая, -ое. (1, 4 зн.). Детская и-ая площадка. И-ое упражнение. И. приём актёра. И-ая пьеса. И. фильм (художественный фильм). Игристый (см.).

Большой юридический словарь:

См. азартные игры.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
игра, -ы, мн. игры, игр

Толковый словарь Ожегова:

ИГРА, ы, мн. игры, игр, играм, ж.
1. см. играть.
2. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Шахматная и. Спортивные игры. Азартные игры. Опасная и. (перен.: о рискованном предприятии).
3. Комплект предметов для такого занятия. Продажа детских настольных игр. Карточные игры.
4. мн. Спортивные соревнования. Олимпийские игры.
5. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений. Деловая и. (моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений). Управленческие игры. Военная и. (решение тактических задач на местности и по топографическим картам).
Игра природы что-н. необычное, небывалое, феномен (во 2 знач.).
Игра слов шутка, основанная на одинаковом звучании разных слов, каламбур.
Игра судьбы непредвиденная случайность в жизни.
Игра воображения фантазия, плод фантазии, выдумки.
Игра не стоит свеч о деле, занятии, к-рое не оправдывает затраченных усилий [первонач. о малозначительной ночной карточной игре].
Теория игр (спец.) математическая дисциплина, изучающая схемы наилучшего выбора решений участниками тех или иных ситуаций.
| прил. игровой, ая, ое, игорный, ая, ое и игральный, ая, ое (к 3 знач.). Игровой напев. Игровой инвентарь. Игровые автоматы. Игровой фильм (в противоположность документальному, хроникальному, научному). Игорный дом (заведение, в к-ром играют в азартные игры). Игральные карты.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

игра
играть, диал. грать; укр. гра, iгра, грати, блр. граць, ст.-слав. игрь (Супр., Еuсh. Sin.), играти (Супр.), болг. игра, играя "играю", сербохорв. гра "пляска, игра", грати, играм "плясать, играть", словен. grа "игра", igrti, др.-чеш. jhra, jhrti, чеш. hra, hrti, слвц. ihra, hrаt, польск. gra, grас, н.-луж. jhra, hra, hra, н.-луж. gra, gra, полаб. jagria "игра", jeigrj "они играют"; см. Розвадовский, RS 7, 10.
Праслав. *jьgra, *jьgrati родственно лит. iktytis "капризничать, шалить", лтш. aksttis "кричать, шуметь", лит. iktis "прихоть", др.-инд. jati, jati "трогается, двигается", др.-исл. eikinn "дикий, свирепый, сильный"; М.–Э. 1, 12; Маценауэр, LF 8, 10; Траутман, ВSW 103; Бернекер 1, 422; Хольтхаузен, Awn. Wb. 47; Ае. Wb. 2; Торп 27. Неприемлемо сравнение с др.-инд. yjati "жертвует, почитает", yjiyas, уаjуаs "venerandus", авест. уаzаit, греч. "боюсь, почитаю", ср. р. "священный трепет" (Потебня у Преобр. I, 264).

Грамматический словарь Зализняка:

Игра, игры, игры, игр, игре, играм, игру, игры, игрой, игрою, играми, игре, играх

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru