Определение слова «ГОФМАН»

Большой энциклопедический словарь:

ГОФМАН (Hoffmann) Эрих (1868-1959) — немецкий дерматовенеролог. Совместно с Ф. Шаудином открыл (1905) возбудителя сифилиса. Труды по диагностике и лечению венерических болезней.
ГОФМАН (Hofman) Фриц (1866-1956) — немецкий химик-технолог. Труды посвящены химии синтетического каучука. Совместно с сотрудниками осуществил в 1909 первый синтез метилкаучука — продукта полимеризации диметилбутадиена. Организовал (1916) фабрику по производству метилкаучука в Ливеркузене.
ГОФМАН (Hofmann) Август Вильгельм (1818-92) — немецкий химик-органик, один из основоположников немецкой промышленности синтетических красителей, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1857). Исследования в области химии ароматических соединений, в частности красителей из анилина. Открыл способ синтеза алифатических аминов действием алкилирующих реагентов на NH3 (1850, реакция Гофмана) — превращение первичных аминов в изонитрилы (1868) и др.

Большая биографическая энциклопедия:

См. Гоффман.
{Венгеров}

Гофман
препод. повив. иск. Моск. мед.-хир. уч. ХVIII в.
{Венгеров}

Гофман
перев. 1836 г.
{Венгеров}

Большая советская энциклопедия:

I
Гофман (Hofmann)
Август Вильгельм (8. 4. 1818, Гисен, — 5. 5. 1892, Берлин), немецкий химик-органик. Окончил Гисенский университет. Ученик Ю. Либиха. В 1845 приват-доцент Боннского университета. С 1845 первый директор основанного в том же году Королевского химического колледжа в Лондоне, в котором работал 20 лет. С 1861 президент Лондонского химического общества. В 1865 занял кафедру химии в Берлинском университете (1865—92). В 1868 основал Германское химическое общество и его печатный орган. Был председателем этого общества до 1892.
В 1841 Г. обнаружил в каменноугольной смоле анилин и хинолин. В 1845 Г. выделил из каменноугольного дёгтя бензол; обработкой смесью серной и азотной кислот перевёл его в нитробензол и восстановлением последнего водородом получил анилин. Этим Г. усовершенствовал реакцию Н. Н. Зинина. В 1850 Г. показал, что при нагревании йодистого этила C2H5I с аммиаком могут быть получены Амины. В 1881 Г. предложил способ получения первичных аминов из амидов карбоновых кислот (см. Гофмана реакции).
Работы Г. и его школы имели большое значение для создания промышленной переработки каменноугольной смолы и производства синтетических красителей. Г. синтезировал (1858) краситель анилиновый красный (фуксин) и установил его состав (1861); выяснил строение некоторых др. красящих веществ и получил ряд трифенилметановых красителей.
В 1871 Г. совместно с К. А. Марциусом открыл перегруппировку типа
C6H5 — NH — CH3 CH3 — C6H4 — NH2.
Г. нашёл способ образования первичных аминов из амидов кислот действием на них брома и щёлочи (1881).
Соч.: ber eine sichere Reaktion auf Benzol, «Annalen der Chemie und Pharmacie», 1845, Bd 55, Н. 2.
Лит.: Шорлеммер К., Возникновение и развитие органической химии, пер. с англ., М., 1937; Volhard J. und Fischer E., August Wilhelm von Hofmann. Ein Lebensbild, B., 1902.

А. В. Гофман.
II
Гофман (Hofman)
Иосиф (Юзеф) (20.1.1876, Подгуже, близ Кракова, — 16.2.1957, Лос-Анджелес), польский пианист, педагог и композитор. Ученик М. Мошковского и А. Г. Рубинштейна. С 1898 жил в США, в 1924—38 профессор и директор Музыкального института Кёртис в Филадельфии. Концертировал в 1894—1946; в России — в 1896—1913 (почти ежегодно).
Г. — один из крупнейших пианистов мира. Его игра при безупречном мастерстве и техническом блеске отличалась сочетанием классической ясности с романтической поэтичностью. Репертуар Г. был исключительно обширен; с особенным успехом исполнял пьесы Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Шуберта — Листа, а также Мошковского. Автор музыкальных сочинений, главным образом салонных пьес. Написал книгу о фортепианном исполнительстве, содержащую воспоминания об А. Г. Рубинштейне — «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» (1915, рус. пер. 1961).
Лит.: Коган Г.. Иосиф Гофман, «Советская музыка», 1956, № 12; его же, Вопросы пианизма. Избр. статьи, М., 1968; Баринова М. Н., Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони, М., 1964.
III
Гофман (Hoffmann)
Курт (р.12.11. 1910, Фрейберг), немецкий кинорежиссёр (ФРГ). В кино с 1931, с 1938 выступает как режиссёр. Поставил несколько развлекательных фильмов. В 50—60-х гг. Г., творчески используя приёмы политического кабаре, мюзик-холльных ревю и кинооперетт, создал сатирические музыкальные фильмы в форме пародийно-гротескного эстрадного обозрения — «Мы вундеркинды» (1958; золотая медаль на 1-м Международном кинофестивале в Москве) или феерические кинооперетты — «Привидения в замке Шпессарт» (1961; премия за лучшую кинокомедию на 2-м Международном кинофестивале в Москве) и др. Его фильмы отмечены антифашистской направленностью, в них разоблачается античеловеческая сущность фашизма. Снял фильм «Дом на Карпфенгассе» (1964, кино- и телевизионный вариант). Г. поставил фильмы-экранизации: «Фокус-покус» (1953, по К. Гёцу), «Признания авантюриста Феликса Крулля» (1957, по Т. Манну), «Брак господина Миссисипи» (1961, по Ф. Дюрренматту). За выдающееся кинематографическое мастерство Г. присуждена премия им. Э. Любича (1958). Поставил также фильмы: «Фанфары любви» (1951), «Харчевня в Шпессарте» (1958), «Завтра в семь мир ещё будет в порядке» (1968) и др.
Л. Я. Новодворская.
IV
Гофман (Hoffmann)
Макс (25. 1. 1869, Хомберг, — 8. 7. 1927, Бад-Рейхенхалль), германский военный деятель и писатель, генерал-майор. Окончил Академию Генштаба (1901), служил в разведывательном управлении Генштаба. В 1904—05 в германской военной миссии при 1-й японской армии во время русско-японской войны. В начале 1-й мировой войны 1914—18 генерал-квартирмейстер 8-й армии, в период Восточно-Прусской операции 1914 выступил против отхода за Вислу и в значительной мере способствовал организации разгрома 2-й русской армии. В 1914—16 генерал-квартирмейстер штаба Восточного фронта, с августа 1916 начальник штаба главнокомандующий Восточным фронтом. В декабре 1917 — феврале 1918 был фактическим главой германской делегации во время мирных переговоров с Советской Россией в Бресте. Занимая резко антисоветскую позицию, был вместе с тем сторонником заключения мира с Россией для достижения победы на Западе. В августе 1918 предлагал начать войну против Советской России. С ноября 1918 главнокомандующий Восточным фронтом. В 1919 пытался организовать германскую военную интервенцию в Россию. С 1920 в отставке. Проявил себя как авантюрист профашистского толка. В своих работах по истории 1-й мировой войны критиковал германское командование за то, что оно якобы упустило победу.
Соч.: Tannenberg. Wie es wirklich war, В., 1926; в рус. пер.: Война упущенных возможностей, М. — Л., 1925; Записки и дневники. 1914—1918, Л., 1929.
V
Гофман (Hoffmann)
Фридрих (19.2. 1660, Галле, — 12.11.1742, там же), немецкий терапевт. Учился в Йене, затем у известного английского естествоиспытателя Р. Бойля. С 1694 профессор клинической медицины в Галле. Находился под влиянием философских взглядов Г. В. Лейбница; в медицинских воззрениях примыкал к ятрофизикам. Г. развил «динамическое» учение о движении в организме (крови, пищеварительных соков) как основе здоровья и о прекращении движения как причине заболевания.
Все силы организма и обусловленные ими процессы, по мнению Г., связаны с материей и проявляются в движении действии, противодействии, сокращения и расширении. «Движения», или «тонус» организма регулируются, по Г., нервным флюидом (эфиром), исходящим из мозговых желудочков. Избыток флюида ведёт к сокращениям, спазму, недостаток — к атонии. Терапия, по Г., сводится либо к успокоению, опорожнению при повышенном тонусе и усиленных движениях флюида, а следовательно, соответствующем состоянии тканей и систем, либо к возбуждению, раздражению при пониженном тонусе и ослабленных движениях флюида.
Г. широко применял диету, кровопускание, минеральные воды; ввёл в медицинскую практику ряд новых лекарств (гофманские капли, эликсир Гофмана «бальзам жизни»). В 18 в. система Г. была популярна среди медиков многих стран.
Соч.: Medicina rationals systematica, v. 1—9, Halle, 1718—40.
Лит.: Гезер Г., Основы истории медицины. пер. с нем., Казань, 1890.
VI
Гофман (Hoffmann)
Эрих (25. 4. 1863, Вицмиц, — 8. 5. 1959, Бонн), немецкий дермато-сифилидолог. Окончил Берлинский университет; в 1908—09 профессор в Галле, с 1910 профессор Боннского университета. В 1905 совместно с Ф. Шаудином открыл возбудителя сифилиса — бледную спирохету. Основные работы посвящены изучению экспериментального сифилиса, вопросам его диагностики и лечения, а также изучению некоторых заболеваний кожи.
Соч.: Morphologic und Biologic der Spirochaeta Pallida, в кн.: Handbuch der Hautund Geschlechtskrankheiten, hrsg. von J. ladassohn, Bd l5, Tl 1, B., 1927.
Лит.: Lhe H., Erich Hoffmann. Zum 85. Geburtstag am 25. April 1953, «Dermatologische Wochenschrift», Bd 127, 1953, S. 409; Boas H., Erich Hoffmann, «Acta dermatologica», 1959, v. 39, № 3.
VII
Гофман
Эрнст Карлович (3. 1. 1801 — 23. 5. 1871, Тарту), русский путешественник и геолог. В 1823—26 участвовал в кругосветном плавании О. Коцебу. Читал лекции в Дерптском (1833—36), Киевском (1837—42) и Петербургском (1845—1863) университетах. В 1847 возглавлял экспедицию Русского географического общества на Северный Урал, проводившую исследования также в 1848 и 1850. Экспедиция открыла хребет Пай-Хой, собрала сведения по геологии, растительности, животному миру, этнографии. В 1853—59 изучал геологию Среднего Урала. Именем Г. назван ледник на г. Сабля (Урал).
Соч.: Общая ориктогнозия, или учение о признаках минералов, К., 1840; Северный Урал и береговой хребет Пай-Хой, т. 1—2, СПБ, 1853—56 (совм. с М. Ковальским); Об гипсометрических отношениях хребта Уральского, пер. с нем., СПБ, 1860.
VIII
Гофман (Hoffmann)
Эрнст Теодор Амадей (24.1.1776, Кёнигсберг, — 25.6.1822, Берлин), немецкий писатель, композитор, музыкальный критик, дирижёр, художник-декоратор. Сын чиновника. В Кёнигсбергском университете изучал юридические науки. В Берлине с 1816 был на государственной службе советником юстиции. Новеллы Г. «Кавалер Глюк» (1809), «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» (1810), «Дон Жуан» (1813) позднее вошли в сборнике «Фантазии в духе Калло” (т. 1—4, 1814—15). В повести «Золотой горшок» (1814) мир представлен как бы в двух планах: реальном и фантастическом. В романе «Элексир дьявола» (1815—16) действительность предстаёт как стихия тёмных, сверхъестественных сил. В «Удивительных страданиях одного директора театра» (1819) изображены театральные нравы. Его символико-фантастическая повесть-сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) носит ярко сатирический характер. В «Ночных рассказах» (ч. 1—2, 1817), в сборнике «Серапионовы братья» (т. 1—4, 1819—21, рус. пер. 1836), в «Последних рассказах» (изд. 1825) Г. то в сатирическом, то в трагическом плане рисует конфликты жизни, романтически трактуя их как извечную борьбу светлых и тёмных сил. Неоконченный роман «Житейские воззрение кота Мурра» (1820-22) – сатира на немецкое филистерство и феодально-абсолютистские порядки. Роман «Повелитель блох» (1822) содержит смелые выпады против полицейского режима в Пруссии.
Ярким выражением эстетических взглядов Г. являются его новеллы «Кавалер Глюк», «Дон Жуан», диалог «Поэт и композитор» (1813), цикл «Крейслериана» (1814). В новеллах, а также в «Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера», введённых в роман «Житейские воззрения кота Мурра», Г. создал трагический образ вдохновенного музыканта Крейслера, восстающего против филистерства и обречённого на страдание.
Знакомство с Г. в России началось с 20-х гг. 19 в. В. Г. Белинский, утверждая, что фантазия Г. противостоит «...пошлой рассудочной ясности и определенности...», в то же время порицал Г. за отрыв от «...живой и полной действительности» (Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с. 98).
Музыке Г. учился у своего дяди, затем у органиста Хр. Подбельского (1740— 1792), позднее брал уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Г. организовал филармоническое общество, симфонический оркестр в Варшаве, где он служил государственным советником (1804—07). В 1807—13 работал как дирижёр, композитор и декоратор в театрах Берлина, Бамберга, Лейпцига и Дрездена. Многие свои статьи о музыке печатал в «Альгемайне музикалише цайтунг» («Allgemeine musikalische Zeitung», Лейпциг).
Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, Г. уже на раннем этапе развития романтизма в музыке сформулировал её существенные тенденции, показал трагическое положение музыканта-романтика в обществе. Он представлял музыку как особый мир («неведомое царство»), способный раскрыть человеку смысл его чувств и страстей, природу загадочного и невыразимого. Г. писал о сущности музыки, о музыкальных сочинениях, композиторах, исполнителях.
Произведения Г. оказали влияние на К. М. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтические образы Г. получили воплощение в творчестве Р. Шумана («Крейслериана”), Р. Вагнера («Летучий Голландец»), П. И. Чайковского («Щелкунчик»), А. Ш. Адана («Жизель»), Л. Делиба («Коппелия»), Ф. Бузони («Выбор невесты»), П. Хиндемита («Кардильяк») и др. Сюжетами для опер послужили произведения Г. — «Мастер Мартин и его подмастерья», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Принцесса Брамбилла» и др. Г. — герой опер Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана», 1881) и Г. Лаччетти («Гофман», 1912).
Г. — автор первой нем. романтической оперы «Ундина» (соч. 1813), оперы «Аврора» (соч. 1812), симфоний, хоров, камерных сочинений.
Соч.: Dichtungen und Schriften, Bd 1—15, Lichtenstein — Weimar, 1924; Poetische Werke, Bd 1—6, В., 1958; Musikalische Novellen und Schriften..., Weimar, 1961; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—8, СПБ, 1896—99; Собр. соч., т. 1—7, М., 1929—30 (не законч.); Новеллы и повести, Л., 1936; Избр. произведения, т. 1—3, М., 1962; Библиография русских переводов и критической литературы, сост. 3. В. Житомирская, М., 1964; Житейские воззрения кота Мурра..., М., 1967.
Лит.: Герцен А. И., Гофман, Собр. соч. в 30 томах, т. 1, М., 1954; Миримский И., Романтизм Э. Т. А. Гофмана, «Уч. зап. Московского гос. педагогического института. Кафедра истории всеобщей литературы», 1937, в. 3; Браудо Е. М., Э. Т. А. Гофман, П., 1922; Иванов-Борецкий М. В., Э. Т. А. Гофман 1776— 1822, “Музыкальное образование”, 1926, № 3—4; Ферман В. Э., Немецкая романтическая опера, в его кн.: Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961; Weiner Н. G., Е. Т. A. Hoffmann, Weimar, 1962; Voerster J., 160 Jahre E. T. A. Hoffmann-Forschung 1805—1965, Stuttg., 1967; E. T. A. Hoffmanns Leben und Werk in Daten und Bildern, Fr./M., [1968]; Piana Theo, E. T. A. Hoffmann als bildender Knstler, B., 1954; Moos P., E. T. A. Hoffmann als Musiksthetiker, «Die Musik», 1907, 6 Jg, April, S. 67-84; Ehinger H., E. T. A. Hoffmann als Musiker und Musikschriftsteller, Kln, 1954.
С. П. Гиждеу, С. А. Маркус.

Э. Т. А. Гофман.

Советская историческая энциклопедия:

(Hoffmann, Hofmann), Мельхиор (ум. ок. 1543) — анабаптист из Юж. Германии, основатель секты мельхиоритов.

Новейший философский словарь:

ГОФМАН (Goffman) Ирвинг (1922-1982) — американский социолог и психолог. Представитель символического интеракционизма, создал свою версию последнего — драматургическую социологию. Ученик Дж.Г. Мида. Известен прежде всего своей первой работой «Я и маски» (1959), созданной на основе развернутого исследования поведения больных шизофренией, а также работами «Стигма» и «Приюты» (»Тотальные институты»). Социальное взаимодействие трактовал не как складывающееся в интерпретационном по своей природе диалоге-игре (подход Блумера), а как задаваемое образом театральной постановки с заранее заданными функциональными позициями, хотя и постоянно переинтерпретируемыми в ходе взаимодействия. Центральное понятие концепции — «Я сам», как «маска», как представленный образ роли, т.е. человек берется в отвлечении от его «телесности», он здесь лишь предлог для предстоящего по «сценарию». Изначально он актер, уже предзаданный «профессионально», но еще относительно непредсказуемый, «недооформленный» в реальном ролевом взаимодействии. Границы того, что и кого можно представить, задает «сцена» с имеющимся на ней «реквизитом». Результат постановки зависит прежде всего от характера «постановки» (сценария, режиссеров и т.д.), с одной стороны, и поддержки (или неподдержки) действа «публикой». Публике в структурировании социального взаимодействия Г. отводятся доминирующие позиции в «драме», без нее нет театра. Причем актер может «представлять» как совместно с другими (чаще всего), так и сам по себе. Более того, он может стать публикой сам для себя, когда «я» разговаривает со «мной» или с «обобщенным другим». Его «игра» — это скорее сопротивление себе, чем публике. Каждый из элементов подготовки наделен той или иной мерой власти и ролевым образом дистанционно определен в пространстве взаимодействия. Социальная (ролевая) дистанция у Г. — это различение своих ролей и себя самого, что позволяет отделить ролевую и личностную ипостаси и бесконфликтно дискриминировать одну из них. В противном случае возможны два равно нежелательных исхода: или человек запутывается в хитросплетениях жизни, теряя представление об ориента-циях и границах, или попадает в категорию психически больных. И, наоборот, чем сильнее способность актера смотреть на себя и свое выступление, умение дистанцироваться от себя самого и занимать, следовательно, рефлексивную позицию, тем выше его социальная компетентность. Отсюда еще два понятия концепции Г.: «честный актер», т.е. не осознающий, что он представляет, и идентифицирующий себя с ролью; «циничный актер», который неидентичен роли и хорошо это осознает. «Честный» при этом не обязательно «хороший», а «циничный» — «плохой», эти понятия вводятся для описания рефлексивно-дистанционных отношений, а не для характеристики морально-нравственной стороны социального взаимодействия. Эти характеристики и параметры театральной постановки рассматриваются Г. как вневременные (константные), что не исключает их специфически культурной окраски и мастерства актеров, развертывающих «пер-форманс» (представление) жизни. Таким образом реализуется главная установка драматургической социологии — «изучать не столько людей и мгновения их жизни, сколько мгновения жизни и людей в них».

Научно-технический словарь:

ГОФМАН (Hoffmann) Август Вильгельм фон (1818-92), немецкий химик и преподаватель. Был ассистентом Юстаса фон ЛИБИХА, после чего был назначен директором нового Королевского Колледжа Химии в Лондоне. Большая часть его работы посвеящена составляющим каменноугольного дегтя и их производным. Хофман открыл метод, известный как реакция Хофмана, для превращения амидных органических соединений (АМИДЫ) в АМИНЫ. Также открыл МЕТАНАЛЬ (формальдегид). Один из его учеников, Уильям Перкин (1838-1907), создал первый АНИЛИНОВЫЙ краситель сиреневого цвета.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru