Определение слова «Вена»

Толковый словарь Ушакова:

ВЕ́НА, вены, ·жен. (·лат. vena) (анат.). Кровеносный сосуд, по которому кровь возвращается из разных частей животного организма в сердце.

Большой энциклопедический словарь:

ВЕНА — в индуистской мифологии царь-грешник, нарушивший обряд жертвоприношения.
ВЕНА (Wien) — столица Австрии, на Дунае, у подножия отрогов Альп — Венского Леса. Выделена в самостоятельную административную единицу. Административный центр зена Ниж. Австрия. Население 1,5 млн. человек (1991). Крупный речной порт. Международный аэропорт Швехат. На Вену приходится св. 1/3 общеавстрийской промышленной продукции. Машиностроение (электротехническое, транспортное) — химическая, швейная, обувная, полиграфическая, пищевкусовая промышленность. Производство на экспорт модного платья, трикотажа, шляп, обуви, музыкальных инструментов и т. п. Метрополитен. Вена — местопребывание международных организаций (ЮНИДО, МАГАТЭ и др.). Университет. АН. Оперный театр. Музей истории искусства. Графическое собрание Альбертина. Дома-музеи Л. Бетховена, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, И. Штрауса. В древности кельтское поселение, с 1 в. римский военный лагерь Виндобона. С сер. 12 в. резиденция австрийских герцогов; с 1282 под властью Габсбургов; столица их государства (в 1867-1918 — Австро-Венгрии). С 1918 столица Австрийской республики. Собор святого Стефана (12-15 вв.) — Хофбург (резиденция Габсбургов, 16-19 вв.). Дворцы в стиле барокко 17-18 вв. Туризм.

Словарь географических названий:

Вена
(Wien), столица Австрии, на берегах Дуная, у подножия отрогов Вост. Альп (Венский Лес), на высотах 155–540 м. 1550 тыс. жителей (2001). Возникла в XI–XII вв. на месте др.-римского укреплённого лагеря Виндобона (I в. н.э.), с середины XII в. – резиденция австрийских герцогов. В 1529 и 1683 гг. безуспешно осаждалась турками. С XVII в. столица гос-ва Габсбургов и один из важнейших центров европейской культуры. В 1805 и 1809 гг. оккупирована войсками Наполеона I, в 1814–15 гг. здесь заседал Венский конгресс. С 1867 г. – столица Австро-Венгрии, с 1918 г. – Австрийской Республики. В 1938–45 гг. была оккупирована немецкими войсками. Освобождена Советской армией 13 апреля 1945 г.
В В. сосредоточено до 1/3 пром. потенциала Австрии. Маш-ние, хим., радиоэлектронная, швейная, текст., полиграф., пищ. пром-сть; пр-во модельной обуви и одежды, мебели, муз. инструментов. В. – один из крупнейших трансп. узлов Европы; 5 жел.-дор. вокзалов; речной порт; междун. аэропорт Швехат, 6 линий метрополитена. Б. ч. города лежит на правом берегу Дуная. Сохранились черты ср.-век. радиально-кольцевой планировки: два полукольца бульваров – Ринг и Гюртель – пересекаются радиальными улицами. В центре собор Св. Стефана (XII–XV вв.) и ряд старинных церквей, Хофбург (быв. резиденция Габсбургов), монументальные здания худож.-исторического и естественно-исторического музеев, ратуши, ун-та и парламента (XIX в.). Два императорских дворца – Шённбрунн (внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО) и Бельведер. Много театров, в т.ч. Венская опера, Бургтеатр, Народная опера. В В. жили композиторы В. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн, Ф. Шуберт, И. Штраус (дома-музеи), писатель С. Цвейг, основоположник учения о наследственности Г.-И. Мендель и др. деятели науки и культуры. В. – резиденция многих междун. организаций: Междун. агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и Организации ООН по вопросам индустриализации развивающихся стран (ЮНИДО). Венская междун. ярмарка, муз. фестивали.

Большая советская энциклопедия:

Вена
(Wien)
столица Австрии. Площадь 415 км2 Население 1642 тыс. чел. (1968). Расположена у подножия Альп на Дунае, в месте, где он прорывается из гор на низменность и где дунайская судоходная магистраль и исторический торговый путь вдоль неё пересекаются трансъевропейской дорогой, связывающей прибалтийские и центрально-европейские страны со Средиземноморьем. Климат мягкий, средняя температура января —1,5°С, хотя бывают морозы от —12 до —18°С. Средняя температура июля около 20°С. В зимнее время наблюдаются фёны (тёплые горные ветры). Столичная территория имеет права земли. В. — одновременно административный центр земли Нижняя Австрия.
Городское управление. Органы городского управления В. являются и органами управления В. как земли; так, общинный совет В. несёт также функции ландтага, городской сенат — правительства земли, бургомистр — ландгауптмана и т.д. Общинный совет (Gemeinderat) избирается жителями В. в количестве 100 депутатов сроком на 5 лет. Общинный совет избирает бургомистра В., городской сенат, в который входят бургомистр и не менее 9 городских советников (в 1967 было избрано 12), два из них являются вицебургомистрами. Общинный совет образует из числа депутатов комитеты по отдельным отраслям городского управления — Gemeinderatsausschsse (в 1967—12).
Магистрат В. состоит из бургомистра, городских советников, руководящих отдельными отраслями управления, директора магистрата и др. Бургомистр В. и подчинённые ему органы осуществляют также и исполнительную власть от имени федерации в целом, подчиняясь при этом непосредственно правительству Австрии.
В В. 23 городских района, в которых население избирает (сроком на 5 лет) районные представительства (Bezirksvertretungen) в составе 30 районных советников (Bezirksrat) и районных начальников (Bezirksvorsteher).
Г. С. Меркуров.
Историческая справка. В древности на месте В. было расположено кельтское, а возможно ещё иллирийское поселение. При римлянах (с 1 в. н. э.) здесь существовал лагерь римских легионеров — Виндобона. В 11—12 вв. В. (это название впервые упоминается в источниках в 881, затем в 1030), расположенная на важном торговом пути, стала наиболее значительным городом Австрии, с середины 12 в. — резиденцией австрийских герцогов. В. имела статус княжеского города (временами — права имперского города); в самоуправлении господствовал патрициат. В 1529 и 1683 В. безуспешно осаждалась турками. С 16 в. приобрела значение столицы многонационального государства австрийских Габсбургов; с 17 в. и особенно в 18 в. стала средоточием многочисленной придворной бюрократии. С 18 в. в В. развивалась мануфактурная промышленность (особенно производство предметов роскоши, текстильное). В 18—1-й половине 19 вв. В. — один из крупных центров европейской культуры (особенно музыкальной).
В 1805 и 1809 в В. вступали войска Наполеона I. В 1814—15 в В. заседал Венский конгресс 1814-15.
Во время Революции 1848—49 в Австрии (См. Революция 1848-49 в Австрии) В. — центр революционной борьбы. В 1867—1918 В. — столица Австро-Венгрии. Во 2-й половине 19 в., в связи с быстрым развитием капиталистической промышленности, возросло население (175,5 тыс. чел. в 1754, 476 тыс. в 1857, 704,7 тыс. в 1880), усилилось рабочее движение. В январе 1918 в В. происходила всеобщая политическая стачка. В. явилась главным центром Революции 1918 в Австрии. 3 ноября 1918 в В. основана Коммунистическая партия Австрии. 12 ноября 1918 в В. провозглашена Австрийская республика. В июле 1927 происходила массовая антифашистская демонстрация рабочих, разогнанная правительством с помощью вооруженных сил. В феврале 1934 рабочие и члены распущенного в 1933 Шуцбунда оказали вооруженное сопротивление фашистам, громившим социал-демократические и профсоюзные организации. В ночь с 11 на 12 марта 1938 в В. вступили немецко-фашистские войска. В., как и вся Австрия, была захвачена фашистской Германией.
13 апреля 1945 после ожесточённых боев В. была освобождена Советской Армией. В июле 1945 было подписано соглашение о зонах оккупации в Австрии и об управлении г. Вена. В. была разделена на 4 сектора оккупации: советский, американский, английский и французский; центр города был выделен для совместной четырёхсторонней оккупации. 12—19 декабря 1952 в В. состоялся Конгресс народов в защиту мира. 15 мая 1955 в В. был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии. 26 октября 1955 в В. австрийским парламентом был принят закон о постоянном нейтралитете Австрии.
В В. жили и работали В. А. Моцарт, Ц. Бетховен и др. выдающиеся композиторы, поэт-романтик Ф. Грильпарцер, писатель С. Цвейг, естествоиспытатель Г. И. Мендель, многие другие крупные деятели науки и культуры.
Источн.: Quellen zur Geschichte der Stadt Wien, [Bd 1-18], W., 1895—1937; Urkunden und Regesten aus dem Archive der Stadt Wien, hrsp. von K. Uhlirz, Bd 1—3, W., 1895—97.
А. Б. Васильев.
Экономический очерк. В. — один из крупнейших транспортных узлов Европы со значительным транзитом; большая часть его 12 ж.-д. лучей — трансъевропейские магистрали. Аэропорт в Швехате также имеет международное транзитное значение. В. — второй (после Линца) австрийский порт на Дунае.
В. — центр наиболее густонаселённой, земледельчески и индустриально развитой территории. В В. сосредоточены почти населения, около промышленного производства и свыше банковского капитала страны. В структуре экономики В. главное место занимает промышленность, в которой (включая ремесло) занято около самодеятельного населения; почти — в торговле и на транспорте (1967). В прошлом в В. производились в основном на мелких предприятиях высококачественные дорогие изделия, завоевавшие особую известность на мировом рынке под названием «венский шик». После 2-й мировой войны 1939—45 положение изменилось, хотя в В. всё ещё насчитывается около 40 тыс. ремесленных заведений (а на цензовых промышленных предприятий занято на каждом в среднем менее чем 100 чел.). В 1968 около 40% промышленной продукции давали машиностроение, прежде всего транспортное («Аустро-Фиат», «Штейр-Даймлер-Пух», «Земеринг-Грац-Паукер»), электротехника («Сименс-Шуккерт»), радиоэлектроника, точная механика и оптика, приборостроение, станкостроение и т.п. Создана нефтехимия (перерабатывает продукцию близлежащих нефтепромыслов, возникших незадолго до войны), являющаяся базой для традиционных отраслей — производства фотохимических, фармацевтических и др. тонкохимических изделий. Сохраняет значение характерное для В. производство на экспорт модного дамского платья и тонкого трикотажа, шляп, модельной обуви, изысканной мебели, музыкальных инструментов, игрушек и т.п. Развиты отрасли пищевой промышленности, рассчитанные на спрос столичного населения.
Среди многочисленных финансовых учреждений господствующее положение занимают крупнейшие банки «Кредитанштальт» и «Лендербанк».
В числе городских видов транспорта — метрополитен.
И. М. Маергойз.
Архитектура и планировка. Большая часть города лежит на правом берегу Дуная — между ним и отрогами Восточных Альп (Венский Лес); территория города имеет большой диапазон высот: самая высокая точка города (Германскогель) 542 м, самая низкая (Эслинг) 155 м над уровнем моря. Живописны горно-холмистые окрестности.
Цельность архитектурной композиции города, его обширные ансамбли, стройные изящные здания, парки, обилие памятников и фонтанов создали В. заслуженную известность одного из красивейших городов Европы. Правобережная часть В. сохранила черты средневековой радиально-кольцевой планировки: два полукольца бульваров — Ринг (Рингштрасе; 1856—1888, на месте городских стен 13—16 вв.) и Гюртель (1894, на месте внешних городских стен 1704) — примыкают к Дунаю и пересекаются радиальными уличными магистралями. В живописном густо застроенном центре (Старый, или внутренний город), окруженном Рингом, — узкие кривые улочки и архитектурные памятники: собор св. Стефана (романский западный фасад, 1137—47; готический — зальный хор, 1304—40, неф, 1359—1454, южная башня высотой около 136 м, 1359—1433), готическая церковь Санкт-Мария-ам-Гештаде (1330—1414); бывшая резиденция Габсбургов — Хофбург («Швейцарские ворота». 1552; «Новый Хофбург», 1881—1913, архитекторы Г. Земпер, К. Хазенауэр; Национальная библиотека, 1723—35, архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах); барочные дворцы — Евгения Савойского (1695—1698, архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах, и 1708—24, архитектор Л. Хильдебрандт) и Даун-Кински (1713—16, архитектор Л. Хильдебрандт). Между Рингом и Гюртелем — «внутренние округа»: деловые кварталы; жилые районы, густо заселённые главным образом мелкой буржуазией и служащими; возникшие в эпоху барокко просторные террасные парки, дворцы — Нижний (1714—16) и Верхний (1721—22) Бельведер (архитектор Л. Хильдебрандт), Шварценберг (1697—1704, архитектор Л. Хильдебрандт; 1720—23, архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах) — и церковь св. Карла Борромея (1716—39, архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах). За Гюртелем — дворец и парк Шёнбрунн (1695—1700, архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах; 1744—49, архитектор Н. Пакасси). На северной окраине (близ Венского Леса) — районы богатых вилл и особняков, на южной, восточной и западной окраинах и особенно на левом берегу Дуная (Флоридсдорф, Леопольдау) — заводы и рабочие кварталы. На острове Пратер — парки Пратер, Аугартен. Парадная эклектическая застройка Ринга: Опера (1861—69, архитекторы А. Зиккард фон Зиккардсбург, Э. ван дер Нюлль), парламент (1873—83, архитектор Т. Э. Хансен), ратуша (1872—83, архитектор Ф. Шмидт); постройки Г. Земпера и К. Хазенауэра — Художественно-исторический и Естественноисторический музеи (1872—81) и «Бургтеатр» (1874—88); магазины, отели, рестораны. Здания в духе «югендстиля» — «Венский Сецессион» (1897—98, архитектор И. Ольбрих), больница Штейнхоф (1904—07, архитектор О. Вагнер), Австрийский музей (1913, архитектор И. Хофман). В современном стиле построены дом на Михаэлерплац (1910, архитектор А. Лоз), дом для рабочих Карл-Марксхоф (ныне Хейлигенштедтерхоф; 1927—29, архитектор К. Эн), западный вокзал (1950—54, архитектор Р. Хартингер), высотное здание Рингтурм (1953—55, архитектор Э. Больтенштерн), универсальный зал Штадтхалле (1955—58, архитектор Р. Райнер), постройки Садовой выставки 1964 и др. Построен ряд рациональных по планировке посёлков (Пер-Альбин-Хансон, 1949—53, архитектор Ф. Шустер; Маурерберг, 1963, архитектор Р. Райнер), реконструированы некоторые транспортные узлы и созданы пешеходные тоннели с подземными общественными интерьерами (Опернпассаже, 1955; Зюдтиролерплац, 1959).
Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В столице — Венский университет, Высшая техническая школа, институт мировой торговли, Академия изобразительного искусства и др. вузы: Австрийская академия наук, многие научные институты и общества: Национальная библиотека (свыше 1,9 млн. тт.); музеи — Естественноисторический музей, Художественно-исторический музей, Альбертина, Австрийская галерея; Собрания Академии изобразительных искусств, Исторический музей г. Вены, дома-музеи Л. Бетховена, И. Гайдна, В. Моцарта, Ф. Шуберта и др.; театры — Венская государственная опера, «Фольксопер», «Бургтеатр» и др.
Лит.: Ледонских С. И., Рабинович И.. Е., Вена, М., 1959; Geschichte der Stadt Wien, hrsg. von Alterthurnsverein 7. u Wien, Bd 1—7, W., 1897—1918, Bd 7, ТГ 2, W., 1955; Schmidt J., Tietze Н., Wien, 3 Aufl., W. — Munch., [1954]; Bibliographie zur Geschichte und Stadtkunde von Wien, Bd I, W., 1947.
А. Б. Васильев.

Вена. План города.

Общий вид города (слева на переднем плане «Бургтеатр», 1874—88, архитекторы Г. Земпер, К. Хазенауэр; справа в глубине — «Новый Хофбург», 1881—1913, те же архитекторы).

Улица Рингштрасе. Слева — здание парламента (1873— 83, архитектор Т. Э. Хансен).

Площадь Шварценберг. Памятник советским воинам (1945, скульптор М. А. Интизарьян, архитектор С. Г. Яковлев.)

Улица Рингштрасе. Университет (1873—84, архитектор Г. Ферстель).

Новый жилой район.

Собор св. Стефана. 1137—1454.

Церковь св. Карла Борромея. 1716—39. Архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах.

Церковь Санкт-Мария-ам-Гештаде. 1330—1414.

Дворец Шёнбрунн. 1695—1749. Архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах, Н. Пакасси.

Колонна Троицы (в память чумы). 1682—86. Архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах, Л. Бурначини.

Дворец Даун-Кински. 1713—16. Архитектор Л. Хильдебрандт.

Фонтан Провидения на Новом рынке. 1737—39. Скульптор Г. Р. Доннер.

Дом на площади Михаэлерплац. 1910. Архитектор А. Лоз.

Городской зал (Штадтхалле). 1955—58. Архитектор Р. Райнер, инженер Ф. Баравалле.

Жилой комплекс в восточном предместье Вены. 1960-е гг.

Толковый словарь Даля:

вена
ВЕНА ж. лат. общее название чернокровных, обратных жил в человеке и животных, в противопол. жилам боевым, алокровным, артериям. В малом кровеобороте однако вены обращают алую кровь от легких к сердцу. Венный или венозный, относящееся к венам. Венесекция, кровопускание.

Толковый словарь Кузнецова:

вена
ВЕНА -ы; ж. [лат. vena] Кровеносный сосуд, несущий кровь от органов и тканей к сердцу (ср. артерия). Взять кровь из вены. Ввести препарат в вену. Вскрыть себе вены (покончить жизнь самоубийством).
Венозный, -ая, -ое. Мед. В-ая кровь. В-ое давление.

Малый академический словарь:

вена
-ы, ж.
Кровеносный сосуд, несущий кровь к сердцу.
[лат. vena]

Музыкальная энциклопедия:

(Wien) — столица Австрии, один из крупнейших центров музыкальной жизни Европы. 1644 тыс. жит. (1970). На протяжении многих столетий В. была важнейшим центром культурной жизни народов Европы. На территории В. найдены музыкальные инструменты эпохи неолита. Рост и укрепление города относится к 12 в., когда В. стала резиденцией герцогов остмаркских и начала возвышаться католическая церковь, вводя свои формы духовного музицирования. В ср. века развивается и нар. муз. иск-во, носителями к-рого были, несмотря на преследование властей, странствующие актёры-музыканты, в т. ч. студенты. В 1288 был основан первый союз музыкантов В. — "Николаевское братство". Широкое распространение получило в В. иск-во миннезингеров, наиболее выдающимися представителями к-рого были в 13 в. Рейнмар фон Хагенау, его ученик Вальтер фон дер Фогельвейде и др. В 1237 при церкви св. Стефана была основана школа подготовки проф. певцов и музыкантов, перешедшая в ведение гор. властей. К 1334 относится установление в этой церкви первого в В. органа. С церковью св. Стефана был тесно связан и ун-т (осн. 1365), из числа студентов к-рого образовался хор, исполнявший духовную и светскую музыку. В 14 в. муз. жизнь В. сосредоточивается вокруг корол. капеллы (осн. 1308), в к-рой были видные музыканты-исполнители и певцы из разных стран. В сер. 14 в. при дворе существовали 2 капеллы — нем. и франц., а также группы трубачей и барабанщиков. В 1494 учреждается должность придв. композитора (первым был Г. Изак). В 1498 имп. Максимилиан I основал новую капеллу во главе со словенским музыкантом Ю. Слатконья, ставшую одной из ведущих в Европе. В 15-16 вв. в В. развивается домашнее музицирование. Создаётся и исполняется много инструментальной, особенно органной музыки. Главенствующее положение при дворе занимали иностр. музыканты; в 16 в. здесь работали нидерландцы. В нач. 17 в. гегемония нидерл. школы сменилась итал. влиянием. Первые оперные спектакли ставятся при дворе ещё в кон. 1620-х гг. В 1643 была пост. муз. драма "Эгист, царь Кипра" Кавалли. Тогда же начинается и строительство т-ров; первый т-р был возведён в 1639 по проекту итал. архитектора Дж. Бурначини, второй — т.н. "Театр на Кортине" построен в 1665 его сыном Л. О. Бурначини (здание сгорело в 1699). Расцвет оперного иск-ва происходит во 2-й пол. 17 — нач. 18 вв., после того как в 1708 было открыто новое здание придв. т-ра. В придв. капелле, сопровождавшей оперные спектакли, было 107 музыкантов. Ежегодно ставилось до 12 новых опер, в исполнении к-рых принимали участие выдающиеся певцы Европы. Ставились многочисл. балеты. Среди композиторов, писавших оперы для придв. т-ра: А. Драги, Дж. Ф. Санчес, Дж. А. Бонончини, К. А. Бадиа, И. Й. Фукс, А. Кальдара и др. Спектакли отличались помпезностью и пышностью оформления. Превращение В. в один из центров оперного иск-ва привлекло в город мн. музыкантов и привело к расцвету др. жанров. С 1660 в В. регулярно звучит ораториальная музыка. Культивируется разновидность ораториальной музыки — "священное представление". Конец 18 в. знаменуется дальнейшим усилением в В. роли оперного т-ра и инстр. исполнительства: создаются разл. художеств. кружки и об-ва, в к-рых ведущее место принадлежит представителям аристократии и нарождающейся буржуазии. Концерты и спектакли становятся доступными более широкому кругу горожан. Центр. роль в театр. жизни играл "Кернтнертортеатр" (осн. 1709), к-рый возглавляли Й. Страницкий (с 1712), затем Г. Прехаузер. В этом т-ре зародился жанр комической оперы — зингшпиль. С 1778 придворная оперная труппа начинает культивировать национальный репертуар. Оперные спектакли давались также в т-рах венских предместий, старейший из к-рых "Виденер-театр", открытый в 1787, позднее был перестроен и с 1801 получил название "Театр ан дер Вин". Здесь были пост. "Волшебная флейта" Моцарта (1787) и "Фиделио" Бетховена (1805). В 1752 основано конц. объединение, проводившее регулярные концерты — т.н. академии в "Бургтеатре" (осн. 1741, с 1776 — Придворный и национальный театр). Особое место начинает занимать сад "Аугартен", ставший с 1775 местом постоянных концертов. С 1782 в "Аугартене" давались концерты по инициативе импресарио Мартина при поддержке В. А. Моцарта; в них впервые прозвучали мн. произв. В. А. Моцарта, Л. Бетховена и др. композиторов, выступали пианисты К. Черни, И. Мошелес и др. крупные виртуозы. В 1781-1810 устраивались циклы "Любительских концертов", в к-рых исполнялись симф. произв. и участвовали видные музыканты. Помимо этого, в разных залах В. проводились многочисл. концерты (академии и ассамблеи), широко распространилось музицирование в аристократических салонах (Лоб-ковица, Кинского, Разумовского и др.), где выступали крупнейшие музыканты (Л. Бетховен и др.). В 18 в. В. становится притягательным центром для композиторов Европы. Её значение было определено деятельностью К. В. Глюка и особенно Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена — создателей венской классической школы.
В кон. 18 в. в В. создаются объединение музыкантов — Общество музыкантов (осн. в 1771 Ф. Л. Гасманом), ставшее преемником "Николаевского братства", и объединение любителей музыки — Общество друзей музыки (осн. 1812), ведшее конц. деятельность, а также распространившее своё влияние на различные области муз. жизни В. В 1817 по инициативе этого об-ва была основана Певческая школа (с 1821 — консерватория). В 1819-48 важную роль играли духовные концерты Ф. К. Гебауэра, в которых был исполнен ряд выдающихся сочинений венских композиторов (произведения Л. Бетховена и др.).
На протяжении 19 в. В. сохраняла за собой положение муз. центра Европы. В это время жизнь В. неразрывно связана с именами Ф. Шуберта, И. Брамса, А. Брукнера, Г. Малера, X. Вольфа, творчество и разносторонняя деятельность к-рых сыграли важную роль в австр. муз. культуре. Если в придв. оперном т-ре в первые десятилетия 19 в. ещё преобладало итал. влияние (в репертуаре и в подборе солистов), то в остальных обл. муз. жизни утверждается нац. направление. В 1842 по инициативе венских музыкантов во главе с О. Николаи был создан первый проф. симф. оркестр, участниками к-рого стали музыканты оркестра придв. оперного т-ра. Оркестр быстро завоевал признание и вскоре получил название Венского филармонич. оркестра, заняв со 2-й пол. 19 в. центр. место в конц. жизни города. В 1900 был создан др. крупный коллектив — Венский симфонический оркестр. В 1912 создано Общество венского концертхауза, пропагандировавшее совр. музыку. Большой размах приобретает деятельность хор. организаций, возникших в сер. 19 в.: Венское мужское певческое общество (Wiener Mдnnergesang-Verein, 1843), Певческий союз (Singverein, 1858). Певческая академия (Singakademie, 1858), Академическое певческое общество (Akademisches Gesang-Verein, 1858), "Шубертовский союз" (Schubertbund, 1863) и др. В 1908 А. Цемлинский основал Венский филармонический хор. Продолжается деятельность придворной капеллы, имевшей один из самых сильных составов исполнителей в Европе.
Музыка австр. и нем. композиторов получает всё большее место в Венской придв. опере. До 1869 её спектакли шли в "Кернтнертортеатре", а затем труппа придв. т-ра получила новое помещение. На рубеже 19-20 вв. т-р под рук. X. Рихтера и особенно Г. Малера достиг своего наивысшего художеств. расцвета. Здесь работали выдающиеся певцы А. Бар-Мильденбург, М. Гутхейль-Шодер, Р. Майр, Л. Слезак, дирижёры Ф. Шальк и Б. Вальтер, художник А. Роллер. Параллельно с придв. оперным т-ром с 1898 начинает работать Народная опера, основанная Райнер-Симонсом, репертуар к-рой вначале составляли преим. зингшпили и оперетты, а с 1904 также и оперы.
Особое место заняли в муз. жизни В. 19 в. разнообразные формы лёгкой музыки. Песни и танцы Й. Ланнера, И. Штрауса-отца и И. Штрауса-сына звучали в исполнении оркестров под их управлением и получили огромное распространение. Ко 2-й пол. 19 в. относится расцвет венской оперетты и создание ряда т-ров оперетты. Большой популярностью пользовались балы в "Редутен-зале", где выступали лучшие танц. оркестры.
На протяжении 19 в. расширилась деятельность Венской консерватории, управляемой Обществом друзей музыки. Начиная с кон. 19 в. в Венской консерватории учились музыканты из всех стран Европы, среди них композиторы — Г. Малер, X. Вольф, К. Гольдмарк, Ф. Шрекер, Л. Фалль, дирижёры — X. Рихтер, А. Никиш, Ф. Мотль, Ф. Шальк, певцы — А. Бар-Мильденбург, М. Ифогюн, скрипач Ф. Крейслер и др. В 1908 консерватория перешла в ведение гос-ва и была переименована в Академию музыки и драматического искусства. Наряду с консерваторией в В. открываются различные частные учебные заведения, как правило, руководимые крупными музыкантами. Муз. предметы преподаются также в ун-те, где в 1861 был учреждён курс музыкальной критики. Ун-т В. становится центром музыковедческих исследований, здесь работали музыканты и учёные с мировой известностью: Г. Ноттебом, К. Ф. Поль, Э. Мандичев-ский, Р. Г. Кизеветтер, Ф. С. Кандлер, И. Зефрид, И. Ф. фон Мозер, Л. А. Кёхель, Г. Адлер и др. В нач. 19 в. в В. зарождается проф. муз. публицистика, в развитии к-рой в числе других участвовали Э. Ганслик, М. Кальбек. В 1813-48 выходила газета "Wiener Allgemeine Musikalische Zeitung", позже издававшаяся под др. названиями. Статьи о музыке занимали видное место и в различных периодич. изданиях.
Характерной чертой для В. 19 в. являлся размах муз.-издательского дела, основы к-рого были заложены в В. ещё в 16 в. В 1778 было создано первое изд-во, специализировавшееся на выпуске муз. литературы, — "Артария". В 19 в. наибольшую известность приобрели изд-ва "Каппи" (позже носившее назв. "Диабелли", "Спина", "Кранц"), "Гофмейстер", "Кунст унд индустрикомптор", "Мачетти", "Молло", "Зенефельдер", "Торричелли" и др.
К 1-му десятилетию 20 в. в В. сложилась и упрочилась система муз. учреждений, охватывающая разнообразные аспекты конц. и театр. жизни города, обеспечивающая также подготовку кадров композиторов и исполнителей. После образования Австрийской республики (1918) все эти учреждения продолжали функционировать. Новый этап наступил в деятельности Венской придв. оперы, получившей назв. Венской государственной оперы; в 20-30-х гг. в опере работали дирижёрами Р. Штраус, К. Краус, В. Фуртвенглер, Б. Вальтер, О. Клемперер, А. Тосканини, Э. Сенкар, Й. Крипс. Продолжала свою деятельность Народная опера, достигшая высокого уровня под рук. Ф. Вейнгартнера, возглавлявшего т-р в 1919-24. Значит. интенсивностью отличалась в 20-30-х гг. 20 в. конц. жизнь, по-прежнему привлекавшая в В. музыкантов всего мира. Начиная с 30-х гг. в В. проводятся муз.-театр. фестивали, а также крупные междунар. конкурсы музыкантов-исполнителей разл. специальностей, учреждаемые венской Академией музыки и драматического искусства.
В 20 в. В. становится центром новейших течений в музыке, представленных творчеством композиторов т.н. новой венской школы — А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна и их последователей. Превращению В. в крупнейший мировой центр развития совр. музыки способствовали различные муз. общества, а также специальные журналы "Musikblдtter des Anbruch" (1918-38), "Pult und Taktstock" (1924-40), "Wiener Musikzeitschrift" (1932-37), издававшиеся фирмой "Universal-Edition" (осн. 1901). Деятельность этого изд-ва по публикации произв. совр. авторов имела в 20-30-е гг. международное значение. Характерной чертой муз. жизни В. этого периода становится широкий размах любительского музицирования, прежде всего организация рабочих хоровых коллективов, объединявших тысячи певцов; во главе этих коллективов стояли многие крупные музыканты. В 1922-34 большой популярностью пользовались также симфонические концерты для рабочих, к-рыми руководил А. Веберн.
В кон. 30-х гг., после оккупации Австрии гитлеровской Германией, муз. жизнь В. приходит в упадок. Резко сокращаются число концертов и количество иностранных гастролёров, прекращается (с 1939) проведение международных конкурсов, большинство видных музыкантов эмигрирует. В 1945 во время налёта американской авиации было разрушено здание Венской государственной оперы.
С окончанием 2-й мировой войны 1939-45 постепенно возрождается роль и значение В. как одного из ведущих муз. центров Европы. После освобождения страны Сов. Армией возобновили свою деятельность музыкальные организации города. Государственная опера в 1945-55 давала спектакли в здании Нар. оперы и "Театра ан дер Вин", а с 1955 начала свою работу в восстановленном здании. Творч. достижения труппы связаны с гл. дирижёрами т-ра К. Бёмом (1954- 1956) и Г. Караяном (1956-64). Среди ведущих солистов т-ра в разные годы: Д. Фишер-Дискау, Э. Шварцкопф, С. Юринац, X. Гюден, К. Людвиг, В. Берри и др. Значит. место в муз. жизни В. принадлежит Нар. опере, ставящей наряду с оперными спектаклями и оперетты. Т-р Камерной оперы (осн. 1954) ставит преим. произв. совр. и старинных мастеров. В В. работает также ряд опереточных трупп. Крупнейшими конц. организациями В. являются Общество друзей музыки, имеющее собств. здание с 3 залами — Большим, Брамсовским и Камерным, и Общество венского концертхауза, организующее концерты в 3 залах — Большом, Шубертовском и Моцартовском. Кроме того, в В. работают Австрийское концертное агентство и ряд частных импрессарио. Ведущими проф. муз. коллективами В. являются Венский филармонический оркестр, проводящий ежегодные циклы концертов в залах Общества друзей музыки, Венский симфонический оркестр, дающий наибольшее число концертов в год, оркестр музыкантов Нижней Австрии и Большой симфонический оркестр Австрийского радио, исполняющий гл. обр. монументальные сочинения. Общество венского концертхауза имеет также свой Камерный оркестр. Кроме того, в В. работает значит. число разл. камерных ансамблей. Важную роль в муз. жизни В. играет ежегодный (с 1951) традиц. фестиваль "Винер фествохен", в к-ром принимают участие ведущие коллективы В. и солисты. С 1959 возрождены междунар. конкурсы музыкантов-исполнителей, организаторами к-рых являются Общество друзей музыки и венская Академия музыки и драматического искусства. Последняя сохраняет своё значение ведущего муз.-образовательного центра Европы. Отличительной особенностью академии является интернациональный состав студентов, приезжающих сюда не только из европ. стран, но и из стран Лат. Америки и Азии. В послевоенные десятилетия в академии учились певцы В. Берри, Э. Вехтер, М. Дики, пианисты Ф. Гульда, В. Кампер, И. Хеблер, А. Еннер, Й. Демус, Ж. Клейн, дирижёры К. Аббадо, Л. Мазель и др. Среди ведущих педагогов Академии — пианист Б. Зейдльхофер, певцы Г. Духан и Й. Витт, дирижёр X. Зваровски; возглавляет Академию X. Ситнер (с 1968). С 1947 Академия регулярно проводит летний фестиваль студентов-музыкантов в курортном городе Бад-Аусзе. Кроме академии, в столице работают также Консерватория города В., находящаяся в ведении гор. властей, и ряд частных уч. заведений — Консерватория музыки и драматического искусства К. Прегера, Консерватория Горака и др. Преподавание музыки ведётся в Институте музыковедения Венского ун-та. В В. сосредоточены богатейшие собрания муз. инструментов, нот и книг, архивных документов по истории музыки Австрии и др. стран Центр. Европы. Наиболее ценными коллекциями обладают Нац. венская городская б-ка, б-ка Венского ун-та, архивы Общества друзей музыки и Общества Венского концертхауза, а также Городское собрание музыкальных инструментов и Коллекция музыкальных инструментов Этнологического музея. В В. находится ряд австр. и междунар. муз. организаций: Австрийский музыкальный совет, Австрийский союз композиторов, Австрийское музыкальное общество, нац. секции Международного общества новой музыки и Международной федерации музыкальной молодёжи. В В. выходят журналы "Цsterreichische Musikzeitschrift" и "Цsterreichische Musikerziehung".
Литература: Hans1ick E., Geschichte des Concertwesens, Bd 1, W., 1869; его же, Aus dem Concertsaal, Fr./M., 1872, Lpz., 1897; Mantuani J., Geschichte der Musik in Wien, W., 1904; Wallaschek R., Geschichte des К. К. Hofoperntheaters, W., 1909 (Die Theater Wiens, Bd IV); Schenk E., Kleine Wiener Musikgeschichte, W., 1946, 1947; Orel A., Musikstadt Wien, W. — Stuttg., 1953; Witeschnik A., Musik in Wien, W., 1955; Ulrich H., Fortschritt und Tradition. Zehn Jahre Musik in Wien. 1945-1955, W., 1956; Blaukopf K., Singer H., Musikfьhrer Wien, W., 1957; Graf-Кhitta1 G., Цsterreich, Musik und Theater, Fr./M., 1958; Witeschnik A., Wiener Opernkunst, W., 1959; Ellenberger H., Wiener Musikgedenkstдtten, W., 1960; Singer H., Wien — Stadt der Musik, W. — Mьnch., 1964.
Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек.

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. Vena)
в индийской мифологии царь, сын Анги или Ману (или потомок его). О В. рассказывается в «Махабхарате», «Вишну-пуране», «Бхагавата-пуране», «Хариванше» и др. Став царем, В. заявил, что люди должны отказаться от жертвоприношений и что господин жертвоприношений он сам. После того как В. не внял увещаниям мудрецов, они убили его лезвием травы. Так как В. был бездетным и стране грозили несчастья, мудрецы путем трения бедра (или правой руки) мертвого царя породили его сына Нишаду. От трения брахманами правой руки В. возник другой сын В. — Притху. Несколько иная версия в «Падмапуране»: В. освободился от грехов и удалился в обитель, наложив на себя покаяние. Вишну обещал ему одиночество. в. т.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
вена, -ы (кровеносный сосуд)

Научно-технический словарь:

ВЕНА, у млекопитающих переносит в сердце обедненную кислородом кровь. Исключение составляет легочная вена, которая доставляет кровь, насыщенную кислородом, из легких в левую верхнюю полость сердца. Для предотвращения обратного тока крови вены оснащены клапанами на внутренних стенках. см. также АРТЕРИЯ; ПОЛАЯ ВЕНА.

Вены переносят кровь в сердце. Возвратная венозная кровь из-за низкого давления движется медленно, и вены могут сжиматься и расширяться, приспосабливаясь к изменениям потока крови. Это возможно благодаря окружающим мышцам, которые сокращаются (1) и сжимают вену. Пульсация близлежащих артерий(2)оказывает регулярный подкачивающий эффект. Полулунные клапаны (3), расположенные по всей длине больших вен, позволя ют крови двигаться только по направлению к сердцу

Грамматический словарь Зализняка:

Вена, вены, вены, вен, вене, венам, вену, вены, веной, веною, венами, вене, венах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru