Определение слова «КАУТСКИЙ»

Большой энциклопедический словарь:

КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл (1854-1938) — один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2-го Интернационала, центрист. В 1883-1917 редактор теоретического журнала германской социал-демократии "Нойе цайт". В 80-х гг. 19 — нач. 20 вв. написал ряд марксистских работ. С 1881 в Лондоне, где в 1885-90 тесно сотрудничал с Ф. Энгельсом. С 1905 начал выступления против радикальных марксистов (Р. Люксембург и др.). С наступлением 1-й мировой войны занял пацифистскую позицию. Октябрьскую революцию в России встретил враждебно.

Большая советская энциклопедия:

I
Каутский (Kautsky)
Бенедикт (1.11.1894, Штутгарт, — 1.4.1960, Вена), один из лидеров и идеологов австрийской социал-демократии. Сын К. Каутского (См. Каутский). В 1919 статс-секретарь по иностранным делам, в 1921 секретарь рабочей палаты австрийского парламента. С 1920 занимал ответственные посты в социал-демократической партии Австрии. После захвата Австрии нацистами был арестован и находился в концлагерях (1938—45). С 1951 руководитель экономической школы рабочей палаты в Граце. Придерживаясь концепции правой социал-демократии о трансформации капитализма, К. утверждал, что «социализм уже не нуждается в проведении экспроприации капиталистов, поскольку эту задачу взяли на себя управляющие». К. — главный автор реформистской программы социал-демократической партии Австрии (1958).
II
(Kautsky)
Карл (16.10.1854, Прага, — 17.10.1938, Амстердам), один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2-го Интернационала, идеолог Центризма; вначале марксист, затем ренегат. В 1874, будучи студентом Венского университета, примкнул к социалистическому движению, в первое время был близок к лассальянству. С конца 70-х гг., а особенно после знакомства в 1881 с К. Марксом и Ф. Энгельсом, начал переходить на позиции марксизма. Маркс и Энгельс уже тогда отметили такие отрицательные черты К., как педантизм, склонность к схоластике. В 1883—1917 К. — редактор теоретического журнала германских социал-демократов «Нойе цайт» («Die Neue Zeit»). В 1885—88 жил в Лондоне, где общался с Энгельсом. С 1890 — в Германии. В 80—90-е гг. написал ряд работ и статей, пропагандировавших марксистские идеи: «Экономическое учение Карла Маркса» (1887; рус. пер. 1956), «Томас Мор и его утопия» (1888; рус. пер. 1905), «Комментарии к Эрфуртской программе» (1892; рус. пер. 1959), «Предшественники новейшего социализма» (т. 1—2, 1895, рус. пер., т. 1—2, 1924—25) и др. Работа К. «Аграрный вопрос» (1899; рус. пер. 1900) получила положительную оценку В. И. Ленина. Однако и тогда К. совершал оппортунистические ошибки. После ревизионистского выступления Э. Бернштейна К. включился в борьбу с ним, но лишь после длительных колебаний. Книга К. «Бернштейн и социал-демократическая программа» (1899; рус. пер. 1906) сыграла в общем положительную роль в борьбе с ревизионизмом, но обходила вопрос о ревизии Бернштейном марксистского учения о государстве и диктатуре пролетариата. После 2-го съезда РСДРП (1903) поддерживал меньшевиков.
В начале 20 в. К. опубликовал ряд работ, написанных, несмотря на отдельные отступления, в духе революционного марксизма: статью «Славяне и революция», напечатанную в 1902 в ленинской «Искре», брошюры «Движущие силы и перспективы русской революции» (1906—07; рус. пер. 1907, под редакцией и с предисловием В. И. Ленина). «Путь к власти» (1909; рус. пер. 1959) и др.
В годы, предшествовавшие 1-й мировой войне 1914—18, К. всё более отходит от революционного рабочего движения, проводя линию на примирение с ревизионистами, поддерживая ликвидаторов в российской социал-демократии, отрицая партийность марксистской философии и т.д. Поддерживая антимарксистские теории насилия, социал-дарвинизма, пытался доказать совместимость научного социализма с немарксистскими философскими системами. К. стал идеологом центризма, соединявшего словесное признание марксизма с приспособлением к оппортунистическим элементам. С началом войны К. окончательно порвал с революционным марксизмом, оправдывал союз с открытыми социал-шовинистами.
Отрицание К. связи между господством монополий и захватнической политикой империалистических государств, попытка свести империализм к разновидности политики современного капитализма вели, как показал Ленин (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 27, с. 387, 409—20), к затушевыванию коренных противоречий, свойственных монополистической стадии развития капитализма. Столь же апологетической и реформистской была выдвинутая К. Ультраимпериализма теория, рисовавшая ложную перспективу наступления новой фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий. К. сеял пацифистские иллюзии, по существу отрицал неизбежность пролетарской революции. Октябрьскую социалистическую революцию К. встретил враждебно, выступал против установления диктатуры пролетариата, в защиту буржуазной демократии. Отступничество К. от марксизма было разоблачено Лениным в работе «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (см. там же, т. 37, с. 235—338).
В 1917 К. участвовал в создании Независимой социал-демократической партии Германии (См. Независимая социал-демократическая партия Германии). В период Ноябрьской революции 1918 (См. Ноябрьская революция 1918) фактически поддерживал контрреволюционную политику шейдемановцев, выступал против установления дружественных отношений с Советской Россией. Возглавляя комиссию по социализации, К. на деле проводил линию на сохранение в Германии капиталистического строя. В 1922 приветствовал объединение правого крыла «независимцев» с социал-демократической партией. Выступал против установления единого рабочего фронта в борьбе с фашизмом. С 1924 жил в Вене. После захвата Австрии фашистской Германией (март 1938) переехал в Прагу, затем в Амстердам.
Современные правосоциалистические лидеры используют оппортунистические и ревизионистские взгляды К. для обоснования реформистской политики.
Соч. в рус. пер. (кроме указ. в статье): Собр. соч., т. 1—4. 10, 12, М. — П., 1923—30; Социальный переворот, СПБ, 1905; Крестьяне и революция в России, СПБ, 1905; Возникновение брака и семьи, 3 изд., П., 1923; Национализм и интернационализм, П., 1918; Происхождение христианства, 5 изд., М. — Л., 1930.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 146, 178—80, 375; т. 36, с. 287, 297; т. 38, с. 133; Ленин В. И., Рецензия [на книгу К. Каутского «Аграрный вопрос»], Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4; его же, Рецензия [на книгу К. Каутского «Бернштейн и с.-д. программа»], там же; его же, Предисловие к русскому изданию брошюры К. Каутского «Нет больше социал-демократии!», там же. т. 12; его же, Предисловие к русскому переводу брошюры К. Каутского «Движущие силы и перспективы русской революции», там же. т. 14; его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 27; его же, О «программе мира», там же: его же, Империализм и раскол социализма, там же, т. 30; его же, Пацифизм буржуазный и пацифизм социалистический, там же; его же, Государство и революция, гл. 6, там же, т. 33; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; его же, О «демократии» и диктатуре, там же; его же, Третий Интернационал и его место в истории, там же, т. 38; История Второго Интернационала, т. 1—2, М., 1965—66.
Б. Г. Тартаковский.

К. Каутский.

Советская историческая энциклопедия:

(Kautsky), Карл (16.Х.1854 — 17.X.1938) — один из лидеров и теоретиков герм. с.-д. и 2-го Интернационала, идеолог центризма, вначале марксист, затем ренегат марксизма и революц. рабочего движения. Род. в Праге в семье театральных работников. В юности участвовал в бурж.-националистич. чеш.движении. Будучи студентом Венского ун-та, примкнул в 1874 к социалистич. движению, находился под влиянием лассальянских и анархистских идей и позитивизма, а также неомальтузианства. Начал переходить к марксизму с кон. 70-х гг., а особенно после знакомства с Марксом и Энгельсом в 1881. Маркс и Энгельс отметили такие отрицат. черты К., как педантизм, склонность к схоластике, к-рые впоследствии сыграли значит. роль в его разрыве с марксистской диалектикой и переходе в лагерь реформизма. С 1883 по 1917 — редактор теоретич. журнала герм. с.-д. "Neue Zeit". В 1885-88 жил в Лондоне, общаясь с Энгельсом; написал там ряд работ и статей, пропагандировавших марксистские идеи: "Экономическое учение Карла Маркса" (1887, рус. пер. 1956), "Томас Мор и его утопия" (1888, рус. пер. 1924) и др. После переезда в Германию написал проект Эрфуртской программы и комментарии к ней (1892, рус. пер. 1959). Теоретич. и публицистич. деятельность К. в кон. 19 — нач. 20 вв. способствовала распространению и популяризации учения Маркса. Его работа "Агр. вопрос" (1899, рус. пер. 1900) получила положит. оценку Ленина. К. — автор ряда ист. работ, написанных с позиций марксизма (на уровне данных ист. науки того времени) — "Предшественники новейшего социализма" (Bd 1-2, 1895,. рус. пер. т. 1-2, 1924-25), "Происхождение христианства" (1908, рус. пер. 1930) и др. Ленин писал, что К. "... умел быть марксистским историком,... такие работы его останутся прочным достоянием пролетариата, несмотря на позднейшее ренегатство" (Соч., т. 28, с. 246). Однако и в эти годы К. неоднократно совершал оппортунистич. ошибки, особенно при редактировании "Neue Zeit", за что Энгельс сурово критиковал его. После выступления Бернштейна с ревизией марксизма К. включился в борьбу с Бернштейном лишь в итоге длит. колебаний. Книга К. "Бернштейн и социал-демократич. программа" (1899, рус. пер., СПБ, 1906; есть сокр. рус. пер. В. И. Ленина под заголовком: К. Каутский, Сб. статей, 2 изд., СПБ,. 1906) сыграла в общем положит. роль в борьбе с ревизионизмом, но содержала серьезные уступки оппортунизму, обходя вопрос о ревизии Бернштейном учения Маркса о государстве и диктатуре пролетариата. При обсуждении во 2-м Интернационале в 1900 вопроса о возможности вступления социалистов в буржуазное правительство К. предложил примиренческую резолюцию, оставлявшую лазейку для оппортунистов. После II съезда РСДРП поддерживал меньшевиков.
=====
В нач. 900-х гг. К. выступил с рядом работ, написанных, несмотря на отд. неточности и отступления, в духе революц. марксизма. В ст. "Славяне и революция", напечатанной в 1902 в ленинской "Искре", К. пришел к выводу об огромном увеличении удельного веса революц. движения в России. Брошюра К. "Движущие силы и перспективы рус. революции" (1906-07, рус. пер. 1907, под ред. и с предисл. Ленина) содержала в общем правильную оценку революции. В работе "Путь к власти" (1909, рус. пер. 1959) К. доказывал, что путь к победе социализма лежит через обострение клас. борьбы и пролет. революцию. Однако и здесь К. обходил марксистское учение о гос-ве и диктатуре пролетариата.
=====
Перед 1-й мировой войной К. все более отходил от революц. марксизма, на словах выступая в его защиту, а на деле проводя линию примирения с ревизионистами, поддерживал ликвидаторов в росс. социал-демократии и т. д. К. отрицал партийность философии марксизма, органич. связь между марксистским мировоззрением и принципами парт. строительства. В это время окончательно сложилась идеология центризма, соединявшая словесное признание марксизма с приспособлением к оппортунистич. и реформистским элементам. Никогда не поднимаясь до уровня творческого марксизма, К. постепенно утрачивал связь с революц, рабочим движением; в его взглядах все больше проявлялся догматизм. С началом войны К. по сути дела встал на позиции социал-шовинизма и порвал с марксизмом. Не выступая прямо в поддержку империалистич. войны, пользуясь "марксистской" фразеологией и пацифистскими рассуждениями, он оправдывал союз с открытыми социал-шовинистами. К. возглавил центристское направление в междунар. социал-демократии, сторонников к-рого Ленин считал "...самыми опасными противниками интернационализма" (Соч., т. 21, с. 144). Выдвинутая К. антимарксистская теория "ультраимпериализма" игнорировала важнейшие факты развития капитализма в нач. 20 в.; толкуя о перспективе слияния монополистич. объединений в один мировой сверхтрест и устранения межимпериалистич. противоречий, К. пытался посеять иллюзии о возможности возвращения к "мирному" капитализму. Окт. революцию встретил враждебно. В ряде своих работ К. клеветал на Сов. гос-во. Отступничество К. от революц. учения марксизма было разоблачено Лениным в его работе "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (Соч., 4 изд., т. 28).
=====
В 1917 вместе с др. центристами участвовал в создании герм. Независимой с.-д. партии. В период Нояб. революции 1918 фактически поддерживал контрреволюц. линию шейдемановцев, всемерно препятствуя дальнейшему развитию революции, выступал против установления дружеств. отношений с Сов, Россией. Будучи пред. комиссии по социализации, К. по существу проводил линию на сохранение в Германии капиталистич. строя. В работе "Как возникла Мировая война" (1919, рус. пер. 1924), а также при составлении сб. "Die deutschen Dokumente zum Kriegsausbruch 1914" (Bd 1-4, 1919-22) К. не вскрыл клас. корней империалистич. политики развязывания войны. В 1922 приветствовал объединение прав. крыла "независимцев" с шейдемановцами. В 1927-29 К. выпустил 2-томную работу "Материалистич. понимание истории" (рус. пер., т. 2, 1931), в к-рой подробно развил свои оппортунистич. взгляды. К. фактически перешел на позиции социал-дарвинизма, подверг ревизии марксистское учение о гос-ве и пролет. революции, пытался доказать совместимость теории науч. социализма с идеалистич. философскими системами. С 20-х гг. стал одним из идеологов "демократич. социализма". В нач. 30-х гг. выступал против установления единого рабочего фронта в борьбе с фашизмом. С 1924 К. жил в Вене. После захвата Австрии нацистами отправился в Прагу, затем — в Амстердам, где вскоре умер.
=====
Совр. правосоциалистич. лидеры, игнорируя произведения К., написанные с марксистских позиций, широко используют его работы, написанные с оппортунистич. позиций, для обоснования своей реформистской политики.
=====
Соч.: (кроме указ. в ст.): Собр. соч., т. 1-4, 10, 12, М.-П., 1923-30; Социальный переворот, СПБ, 1905; Крестьяне и революция в России, СПБ, 1905; Этика и материалистич. понимание истории, М., 1922; Возникновение брака и семьи, 3 изд., П., 1923; Национализм и интернационализм, П., 1918.
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 145-46, 178-80, 375; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, (Л.), 1940, с. 477-78, 482, т. 28, (Л.), 1940, с. 340-41; Ленин В. И., Рецензия (на книгу К. Каутского "Аграрный вопрос"), Соч., 4 изд., т. 4; его же, Рецензия (на книгу К. Каутского "Бернштейн и с.-д. программа"), там же; его же, Предисловие к рус. изданию брошюры; "К. Каутский. Нет больше социал-демократии!", там же, т. 10; его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 22; его же, О "программе мира", там же; его же, Империализм и раскол социализма, там же, т. 23; его же, Пацифизм буржуазный и пацифизм социалистический, там же; его же, Гос-во и революция, гл. 6, там же, т. 25; его же, О "демократии" и диктатуре, там же, т. 28; его же, Третий Интернационал и его место в истории, там же, т. 29.
=====
Б. Г. Тартаковский. Москва.

Новейший философский словарь:

КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл (1854-1938) — немецкий историк, экономист, философ и публицист, один из лидеров и теоретиков социал-демократии и II Интернационала. С 1874 по 1879 учился в Венском университете. В 1874 К. примкнул к социалистическому движению, был близок с лассальянством. В 1875 вступает в социал-демократическую партию. С начала 80-х 19 в. К. активно печатается в социал-демократической прессе. В 1883 основал журнал «Новое время» (Die Neue Zeit), теоретический орган германской социал-демократии, редактором которого он был со дня открытия до 1917. С 1890 постоянно живет в Германии, активно участвуя в деятельности Германской социал-демократическое партии, а затем II Интернационала. В 1934 после прихода к власти фашистов, переезжает в Вену, а после захвата Австрии фашистской Германией (в 1938) уезжает в Прагу, а затем в Амстердам, здесь же в этом году умирает. Философские взгляды К. претерпели сложную эволюцию. Во 2-й половине 70-х и начале 80-х 19 в. он находился под влиянием теории Дарвина и философии позитивизма (Спенсер, Милль). В работах этого периода — «Влияние роста народонаселения на прогресс общества» (1880), «Социальные инстинкты в мире животных» (1883) — пытался объяснить историю человеческого общества дарвиновской теорией борьбы за существование. Утверждая, что законы роста народонаселения являются исходными при рассмотрении проблем социальной философии, К. усматривал движущие силы общественного развития в инстинктах человека. В дальнейшем К. написал ряд работ, пропагандировавших марксистскую теорию — «Экономическое учение Карла Маркса» (1887), «Томас Мор и его утопия» (1888), «Предшественники новейшего социализма» (1895), «Предшественники социализма» (1909-1921), «Этика и материалистическое понимание истории» (1-2 тт., 1927-1929) и др. Большое внимание в его трудах было уделено проблемам природы и движущих сил социальных революций, теории государства, взаимодействию личности и народных масс в истории, роли религии в историческом процессе и т.д. К. выдвинул т. н. «теорию ультраимпериализма», провозглашавшую наступление новой фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий, что в перспективе ставило под вопрос неизбежность и целесообразность пролетарских революций. Идейная эволюция, которую прошел К. в своих социально-политических воззрениях, выразилась в том, что в 1910-1912 он становится идеологом центризма, а в 1917 в знак протеста против политики руководства социал-демократии Германии выходит из партии, оставляет пост редактора «Нового времени» и организует независимую социал-демократическую партию Германии (ее существование было, впрочем, недолгим). Октябрьский (1917) переворот в России К. встретил негативно, выступал против установления диктатуры пролетариата, в защиту демократии. Об этом он написал ряд статей и брошюр: «Демократия и диктатура» (рус. перевод 1918), «Демократия или диктатура» (рус. перевод 1921), «От демократии к государственному рабству» (1921). К. — одна из наиболее крупных фигур международного рабочего движения. Стремление К. подвергнуть ревизии политические доктрины марксистского толка явилось выражением переосмысления значительной частью европейских интеллектуалов социал-демократических ориентации, путей и методов борьбы за социальную справедливость и социализм, их неприятие псевдо-пролетарских государств, а также переворотов, инициируемых профессиональными революционерами.

Новая философская энциклопедия:

КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл (16 октября 1854, Прага- 17 октября 1938, Амстердам) – социальный философ, лидер и теоретик немецкой и международной социал-демократии. Учился в Венском университете, в 1874 стал членом СДПА, с 1882 по 1917 – главный редактор теоретического журнала социал-демократии «Die neue Zeit», автор теоретической части Эрфуртской программы СДПГ. После прихода нацистов к власти вынужден был эмигрировать в Прагу, затем в Амстердам. В 1899 опубликовал серию статей, направленных против ревизии марксизма Э.Бернштейном [БЕРНШТЕЙН], в том же году вышла его работа «К критике теории и практики марксизма. Антибернштейн» (Bernstein und das Social-demokratische Programm. Eine Antikritik von Karl Kautsky. Stuttg., 1899; рус. пер. СПб., 1905). Каутскийучастник всех конгрессов II Интернационала. В период русской революции 1905 пишет ряд статей, посвященных этой проблеме, в т.ч. «Движущие силы русской революции» (1906–07), где говорит о наступлении новой эры революции. После поражения революции все больше полемизирует с левыми, в 1910 вместе с О.Бауэром [БАУЭР О.]и Р.Гильфердингом [ГИЛЬФЕРДИНГ]создает группу «Центр». В годы 1-й мировой войны и Октябрьской революции разделяет взгляды меньшевиков, считая, в принципе невозможным в отсталой стране построение нового строя. В работе «Die Diktatur des Proletariats» (W., 1918) выступает против диктатуры пролетариата с защитой демократии. Критике большевизма посвящено большинство его работ 1918–22. В своих рассуждениях Каутский исходил из того, что материалистическое понимание истории соединимо с любым мировоззрением, не противоречащим методу диалектического материализма, прежде всего с эволюционизмом. Прогресс общества предопределен степенью развития науки и техники, а социализм наступит в силу естественноисторической закономерности и не нуждается ни в каком идеале. Марксизм «безэтичен». Основной теоретической работой Каутского считается «Этика и материалистическое понимание истории» (Die Ethik und die materialistische Geschichtsauffassung. Stuttg., 1906; рус. пер. 1912).
Сочинения:
1. Соч., т. 1–4, 10, 12. M., 1923–1930;
2. Очерки и этюды. СПб., 1907;
3. Из истории общественных течений, т. 1–2. СПб., 1907–08;
4. Теории кризисов. М., 1923;
5. Материалистическое понимание истории, т. 2. М., 1931;
6. Erinnerungen und Errterungen. Gravenhage, 1960.
Литература:
1. Брайович С.M. Карл Каутскийэволюция его воззрений. М., 1982.
М.А.Хевеши

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

I
(Karl Kautsky) — современный немецкий экономист, историк и публицист, род. в 1854 г. в Праге, по происхождению чех. В 1875 г. К. опубликовал первую свою более крупную работу "Darwin und der Sozialismus" (в лейпцигском "Volksstaat"), a в 1880 г. издал серьезный труд по вопросу о населении: "Der Einfluss der Volksvermehrung auf den Fortschritt der Gesellschaft". K. признает теорию Мальтуса в основе верной. Хотя колебания заработной платы независимы от движения населения, и, следов., при существовании капиталистического строя применение практических советов Мальтуса нисколько не улучшит положения рабочих; тем не менее, Мальтус прав, утверждая, что повышение благосостояния усиливает размножение; поэтому переход к более совершенному способу производства может лишь отсрочить перенаселение. Самодействующего регулятора, устанавливающего соответствие между населением и средствами существования, нет, и поэтому искусственное предупреждение рождений (prventiver Verkehr) безусловно необходимо для того, чтобы и в социалистическом обществе перенаселение не создало очень быстро всеобщей нищеты. В техническую (медицинскую) сторону вопроса К. не вдается. В настоящее время К. отказался от мальтузианства, хотя по-прежнему не разделяет оптимизма большинства социалистов, верующих в постоянную гармонию между населением и средствами существования. К. полагает теперь, что опасность перенаселения, могущая грозить социалистическому обществу, не так велика и не так близка, как он думал раньше; это доказывается фактом необычайного расширения за последнее время пищевой площади. Искать уже теперь специфический закон населения, который будет действовать в социалистич. обществе, — такой же утопизм, как утопичны вообще все попытки наперед определить учреждения и законы так назыв. будущего общества. Редактируемый К. журнал "Neue Zeit" (сперва ежемесячный, теперь еженедельный) признается весьма солидным и интересным изданием; задача его — разработка и научное освещение вопросов общественной жизни и история в духе марксизма. Такой же характер носит и литературная деятельность К. Ему принадлежит, кроме журнальных статей, ряд исторических и социологических работ в духе историко-экономического материализма, талантливо написанных и основанных на серьезном изучении: "Thomas More und seine Utopie" (Штутгарт, 1888); "Die Klassengegenstze von 1789" (Штутгарт, 1889); в 1-м томе "Geschichte des Sozialismus und der Arbeiterbewegung in Einzeldarstellungen" (Шт., 1894), изд. под редакцией К. и Бернштейна, — история социализма от Платона до Т. Мора; "К. Marx oekonomische Lehren gemeinverstndlich dargestellt u. erlutert" (начало переведено на русский язык в сборнике "Помощь самообразованию"). К. участвовал в выработке Эрфуртской программы (1891) социал-демократической партии и написал к ней обстоятельный комментарий ("Das Erfurter Programm m seinem grundstzlichen Theile erlutert", Шт., 1892). Характерны рассуждения К. о борьбе двоякого рода тенденций в капиталистическом обществе: принижающих пролетариат и поднимающих его. Не первые приведут к торжеству более справедливого экономического порядка, а наоборот, последние. Отсюда вытекает отрицание максимы: чем хуже, тем лучше. Социальные реформы, правда, не в силах устранить противоречия капиталистического строя, но это не значит, что реформы не нужны. Безусловно отвергает К. реформы, направленные к восстановлению прежних, докапиталистических экономических отношений. Поддержание ремесленников и крестьян как производителей невозможно на почве существующего экономического порядка, но облегчение их положения как потребителей — важная задача социал-демократии. Совершенно оригинальный взгляд высказал К. на значение картелей и их отношение к кризисам (см. Картели). Оценивая все явления, в том числе и политические, с точки зрения интересов и исторической задачи промышленного пролетариата, К. выступил защитником парламентаризма в книге "Der Parlamentarismus, die Volksgesetzgebung u. die Sozialdemocratie" (Шт., 1893). Замену парламента прямым народным голосованием по проекту Риттингсгаузена (см.) К. признает невозможной даже как корректив к парламентарному строю, народное голосование (в форме референдума и инициативы) желательно только при известных условиях, как то: 1) отсутствии противоположности между городом и деревней или численном преобладании городского населения над сельским, 2) развитой политической и, в частности, партийной жизни и 3) отсутствии чрезмерно централизованной, независимой от народного представительства государственной власти. В государствах с мнимым конституционализмом (напр. в Германии) пролетариат, по мнению К., должен поддерживать парламент, а не ослаблять его, не раздроблять нацию на отдельные голосующие общины, с которыми гораздо легче сладить, чем с национальным представительством. Кроме названных выше, К. принадлежат еще следующие брошюры и статьи: "Irland" (Шт., 1880; русский перевод в "Русском богатстве" за 1893 г.), "Internationale Arbeitergesetzgebung" (Шт., 1880), "Die ueberseeische Lebensmittelkonkurrenz" (Шт., 1881), "Der Arbeiterschutz u. der Achtstundentag" (Шт., 1890), "Tschernyschewsky u. Malthus" (в "Jahrbuch f. Sozialwissenschaft", Цюрих, 1881), биография Энгельса в "Pionier, Volks Kalender" (Нью-Йорк, 1892) и мн. др. На русс. языке некоторые исторические и социологические этюды К. ("Классовые противоречия, 1789", "Общественные инстинкты у человека и животных" и др.) были напечатаны в "Северн. вестнике" и "Мире Божием"; отдельное их издание готовится к печати.
П. Струве.
II
(дополнение к статье)
Когда в германской социал-демократии появились так называемые бернштейнианцы (см. Бернштейн), К. явился главным теоретиком так называемого ортодоксального марксизма, или социал-демократизма. Редактируемый им журн. "Neue Zeit", основанный как орган социал-демократии без различия оттенков в мнениях и допускавший поэтому на своих страницах полемику в очень широких размерах, постепенно принимал характер все более и более определенно ортодоксальный; Бернштейн из него вышел в 1899 г., затем в нем перестали писать Гейне, Шиппель и большинство других бернштейнианцев или ревизионистов, основавших свой орган "Sozialistische Monatshefte". На всех социал-демократических партейтагах К. выступал одним из главных ораторов ортодоксального социал-демократизма. Специально против Бернштейна написана им книга: "Bernstein und das sozial-demokratische Programm" (Штуттгарт, 1899; русск. пер.: "К критике теории и практики марксизма. Анти-Бернштейн. Метод. Программа. Техника", СПб., 1905). Против новых, ревизионных решений аграрного вопроса К. написана книга "Аграрный вопрос" (русск. пер. под ред. Протопопова, СПб., 1900; отрицательную оценку этой книги представляет статья С. Н. Булгакова в журнале "Начало", 1899 г., №№ 1 и 2). С 1894 г. под редакцией К. выходит широко задуманный труд: "Geschichte des Sozialismus in Einzeldarstellungen", в котором принимают участие немецкие и иностранные ученые. Появились пока 2 тома, в которых первая часть: "Die Vorlufer des neueren Sozialismus" целиком принадлежит перу К. На русский язык К. переводили уже с конца 1880-х гг., но цензурные условия ограничивали появление этих переводов. Начиная с 1904 г. книги и брошюры К. появляются на русском языке в весьма большом числе, многие в нескольких переводах. Так появилось в трех изданиях "Экономическое учение К. Маркса в общедоступном изложении" (пер. под редакцией проф. В. Железнова, Киев, 1905; в издании "Молота", СПб., 1905; в издании "Буревестника", Одесса, 1905; последние два перевода вышли уже двумя изданиями). Эрфуртская программа К. появилась в переводе под заглавием "Пролетариат и общественный строй, комментарий к положениям, принятым на Эрфуртском съезде в 1891 г." (изд. "Буревестника", Одесса, 1905). "Классовые противоречия в 1789 г." появились в переводах И. С. Биска, под ред. В. Водовозова (2-е изд., Ростов-на-Дону, 1905), и Львовича (2-е изд., СПб., 1905). Ряд мелких статей К. собран в сборниках "Очерки и этюды" (пер. Львовича, изд. 2-е, СПб., 1901) и "Сборник статей" (изд. Львовича, СПб., 1905). Из других работа К. появились на русском языке, "Томас Мор" (СПб., 1905), "Из истории общественных течений" (пер. Леонтьевых, СПб., 1905), "Автобиография" (Одесса, 1905), "Развитие форм государства" (пер. А. Берлина, изд. "Донской Речи", Ростов-на-Дону, 1905), "Развитие государственного строя на Западе" (пер. Львовича, СПб., 1905), "Представительное правление" (изд. "Молота", 1905), "Национальность нашего времени" (пер. Львовича, СПб., 1905), "Наш взгляд на патриотизм и войну" (пер. Неманова, СПб., 1905, изд. М. Малых), "Возникновение брака и семьи" (пер. Львовича, СПб., 1903), "Из истории культуры. Платоновский и древнехристианский коммунизм" (пер. Львовича, СПб., 1905), "Возникновение рабочего класса и образование ремесленных цехов" (пер. Г. Б—на, СПб., 1905), "Рабочее движение в средние века. Борьба подмастерьев с цеховыми мастерами" (пер. Г. Б—на, СПб., 1905), "Колониальная политика в прошлом и настоящем" (изд. "Знания", СПб., 1900), "Торговые договоры и торговая политика" (пер. Ф. Шипулинского и А. Фина, ред. А. Залшупина, СПб., 1904), "Кризис Австрии (нация и язык)" (Киев, 1905), "Наемные рабочие в средние века и в эпоху реформации" (изд. Львовича, СПб., 1905), "Интеллигенция и пролетариат" (изд. "Демоса", Одесса, 1905), "Ирландия" (изд. "Донской Речи", 1905), "Общественно-исторические очерки" (изд. М. Малых, СПб.).
В. В—в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru