Определение слова «отрицание»

Толковый словарь Ефремовой:

отрицание
I ср.
1. Процесс действия по гл. отрицать
2. Результат такого действия; отрицательный ответ.
3. То, что фактом своего существования исключает возможность наличия чего-либо другого.
II ср.
Слово, придающее отрицательный смысл речи (в лингвистике).

Большой энциклопедический словарь:

ОТРИЦАНИЕ — логический эквивалент оборота "неверно, что..." или просто частицы "не"; операция, формализующая логические свойства этих слов.
ОТРИЦАНИЕ — в грамматике — выражение при помощи различных языковых средств того, что связь между элементами высказывания мыслится как реально не существующая или отсутствующая. Отрицание может выражаться отдельными словами (рус. "нет", "не", нем. nein, nicht, англ. no, not) — аффиксами (рус. приставки "не...", "без...", нем. un...) и др. способами.
ОТРИЦАНИЕ — философская категория, выражающая связь двух последовательных стадий (состояний) развивающегося объекта; отрицание — условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не просто уничтожаются, но сохраняются в новом качестве (см. Снятие).

Большая советская энциклопедия:

I
Отрицание
философская категория, выражающая определённый тип отношения между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта, процесса. О. является необходимым моментом процесса развития, борьбы противоположностей. Диалектика в «... позитивное понимание существующего... включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 22). Любой объект в процессе своего развития неизбежно достигает стадии собственного О., т. е. становится качественно иным. Эта цепь О. старого и возникновения нового не имеет ни начала, ни конца. При этом развивающийся объект одновременно и становится иным, и в определённом смысле остаётся тем же самым. Например, юность отрицает детство, и сама, в свою очередь, отрицается зрелостью, а последняя — старость. Вместе с тем всё это — различные стадии развития одного и того же человека. Это непрерывное самоотрицание и характеризует прогрессирующее саморазвитие в природе, обществе и познании. «Истинное — естественное, историческое и диалектическое — отрицание как раз и есть (рассматриваемое со стороны формы) движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение...» (Энгельс Ф. там же, т. 20, с. 640).
Диалектическое О.— это прежде всего творческое О., когда старое не просто отбрасывается и уничтожается, но «снимается», сохраняется в новом качестве (см. Снятие). В. И. Ленин подчёркивал, что для диалектики существенно «... отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 207). Это «удержание», единство О. и преемственности в развитии составляет важную черту диалектического О. как универсального принципа бытия, по-разному проявляющегося на различных уровнях организации материи.
Лит.: см. при ст. Отрицания отрицания закон.
А. Г. Спиркин.
II
Отрицание
в грамматике, слово или аффикс, указывающие на отсутствие предмета («у меня нет книги»), качественных признаков предмета («этот человек не стар»), действий или состояний («я не пишу», «я не сплю»), а также слово-предложение, выражающее несогласие с высказыванием («нет!»). В разных языках О. может выражаться различными средствами: отдельными словами — русскими «нет», «не»; немецкими nein, nicht; английскими no, not; французскими non, ne... pas; словообразовательными аффиксами — русскими не- («небольшой»), без- («бездетный»); немецким un- (unbekannt — «неизвестный»); английскими un- (unpleasant — «неприятный»), in- (invisible — «невидимый»); морфологическими формами словоизменения — отрицательные аффиксы в тюркских языках (татарское эшлим — «работаю», эшлэмим — «не работаю»), отрицательный глагол в некоторых финно-угорских языках (в коми языке — ме ог мун — «я не иду»), отрицательная аналитическая форма глагола в английском языке (I do not see — «я не вижу»).
III
Отрицание
одна из логических операций (См. Логическая операция); отражает употребление выражения «неверно, что...» в логических выводах.

Толковый словарь Кузнецова:

отрицание
ОТРИЦАНИЕ -я; ср.
1. к Отрицать. Прийти к отрицанию искусства. О. доводов оппонента. Настаивать на отрицании человеческого бессмертия.
2. Филос. Связь двух последовательных состояний развивающегося объекта. О. старого новым. Закон отрицания отрицания (закон диалектики, устанавливающий единство поступательности и преемственности в процессе развития).
3. Лингв. Слово или частица, отрицающая смысл другого слова или фразы (в русском языке: не, ни, нет).

Малый академический словарь:

отрицание
-я, ср.
1.
Действие по знач. глаг. отрицать.
Отрицание своей вины.

Я и теперь еще сознаю, что крепостное право играло громадную роль в моей жизни и что, только пережив все его фазисы, я мог прийти к полному, сознательному и страстному отрицанию его. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.
Мы видели, как великий художник дошел до отрицания искусства, неоспоримо основного стержня своей души. М. Горький, О С. А. Толстой.
2. филос.
Необходимый момент процесса развития, сущность которого состоит в том, что утверждение последующей стадии предполагает разрушение предыдущей.
Отрицание старого новым.
3.
То, что отрицает собой, своим существованием что-л.
4. грамм.
Слово, отрицающее смысл другого слова или смысл фразы.

отрицание отрицания
филос.
один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого.

Математическая энциклопедия:

Логическая операция, в результате к-рой из данного высказывания Аполучается новое высказывание "не А". В формализованных языках высказывание, получающееся в результате О. высказывания А, обозначается (читается: "не А","неверно, что А","Ане имеет места"). Семантически О. высказывания Аозначает, что допущение Априводит к противоречию. В классической двузначной логике операции О. соответствует следующая истинностная таблица: В. Е. Плиско

Словарь антонимов русского языка:

ПРИЗНАНИЕ — ОТРИЦАНИЕ
Признание виныотрицание вины.
Если отрицание подсудимого не приемлется в доказательство его невиновности, то признание его того менее должно быть доказательством его виновности. Пушкин. Капитанская дочка.
Могла ли устареть за две тысячи лет развития философии борьба идеализма и материализма? ... Отрицания объективной истины и признания ее? Борьба сторонников сверхчувственного знания с противниками его? Ленин. Материализм и эмпириокритицизм.
ПРИЗНАНИЕ — НЕПРИЗНАНИЕ
Его [слово в поэтическом тексте] ждет признание или непризнание, запоздалая оценка или насмешка с издевкой, погребение или венчание лаврами. Л. Озеров. В мастерской стиха.
Ср. Утверждение — отрицание
УТВЕРЖДЕНИЕ — ОТРИЦАНИЕ
Утверждение истины — отрицание истины.
Любая точка замыканья В итоге жизни и борьбы Как утверждение судьбы. А вместе с тем И отрицанье. Вас. Федоров. Седьмое небо.
Революция — это отрицание безнравственности и утверждение нравственности. Бондарев. Берег.
Утверждение одного человеческого плана есть неизбежное отрицание человека. Н. Бердяев. Царство Духа и царство Кесаря.
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ — САМООТРИЦАНИЕ
И я пошел собирать клубнику, ... , что было с моей стороны не самоотрицанием, а совершенно наоборот — самоутверждением воли. В. Соловьев. На заре туманной юности.
Ср. Признание — отрицание

ПРИЗНАВАТЬ — ОТРИЦАТЬ
Признание — отрицание (см.)
Признавать вину — отрицать вину. Полностью признавать — категорически отрицать.
Но Гвоздеву совсем неинтересно было знать, что отрицает и что признает редактор. М. Горький. Озорник.
По свой натуре он был склонен к крайностям: все признавать или все отрицать. Короленко. Ушёл!
Отрицать войну, то есть признавать закон неубийства. Л. Толстой. Дневник, 26 марта 1891.
— Если уж вы отрицаете правосудие, то признайте хоть право на самооборону. П. Шестаков. Три дня в Дагезане.
ПРИЗНАВАТЬ — ОТВЕРГАТЬ
сов. признать — отвергнуть
Права свободно разумной личности признаны с той же неколебимостью, с какой у нас, например, они все отвергнуты. Герцен. Дневник, 4 июля 1843.
Г. Писарев, по-видимому, признает искусство, а на самом деле он его отвергает. Н. Страхов. И. С. Тургенев «Отцы и дети».
Ср. Утверждать — отрицать
УТВЕРЖДАТЬ — ОТРИЦАТЬ
Утверждение — отрицание (см.)
утвердительный — отрицательный (см.)
утвердительно — отрицательно (см.)
Они не замечают того, что этим рассуждением они прямо отрицают любовь, а утверждают только свой эгоизм. Л. Толстой. Крейцерова соната.
Не двигаясь, они с усилием прочитывали нанизанные столбиком телеграммы — сумятицу слов, которые утверждали то, во что никто не верил, и отрицали — в чем все были убеждены. Федин. Первые радости.
Свобода, право, идеал — Все было для него не шуткой, Ему лишь было втайне жутко: Он, утверждая, отрицал И утверждал он, отрицая. Блок. Возмездие.
УТВЕРЖДАТЬ — ОТВЕРГАТЬ
Спруты почти не нападают на людей, боятся их. — Но все-таки нападают? — Кое-кто это утверждает, а кое-кто решительно отвергает. И. Забелин. Пояс жизни.
В труде человек утверждает себя, а не отвергает. А. Крон. Бессонница.
Ср. Признаватьотрицать

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
отрицание, -я

Толковый словарь Ожегова:

ОТРИЦАНИЕ, я, ср.
1. см. отрицать.
2. В философии: стадия в развитии объекта, сменяющая собой предыдущую и вбирающая в себя из неё всё положительное. Закон отрицания отрицания (закон диалектики, устанавливающий единство последовательностей и преемственностей в развитии объекта).
3. В грамматике: слово или морфема, заключающие в себе значение противоположности утверждаемому, напр. «нет», «не», «ни».

Грамматический словарь Зализняка:

Отрицание, отрицания, отрицания, отрицаний, отрицанию, отрицаниям, отрицание, отрицания, отрицанием, отрицаниями, отрицании, отрицаниях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Логический акт, противоположный утверждению. Цель мыслительной деятельности — познание истины — заключается, в образовании таких утвердительных суждений, в которых отражалась бы связь и строение реальности; но достижение этой цели возможно только благодаря участию в мышлении О. Отрицание так тесно связано с утверждением, что всякое О. заключает в себе неопределенное утверждение, а во всяком утверждении заключен целый ряд О. Путем О. можно достигнуть совершенно точно определенного утвердительного суждения в том случае, ежели все возможные решения какого-либо вопроса известны, и относительно всех их, за исключением одного, может быть показано, что они не соответствуют действительности; в таком случае получится вполне доказанное утверждение, что остающееся решение и есть истинное. Закон исключенного третьего гласит, что из двух противоречащих суждений, т. е. двух суждений различных по качеству и количеству, но одинаковых по содержанию, одно непременно должно быть истинным, а другое ложным; таким образом, между утвердительным и отрицательным суждением одинакового содержания, но различного количества и качества, полагается полное различие, полная непримиримость. Однако, не должно думать, что между утверждением и О. нет посредствующих звеньев, по крайней в сфере психологической. Целый ряд психических состояний, занимающих посредствующее положение между уверенностью в существовании или отсутствии какого-либо факта, выражается соответственными суждениями, различной логической ценности: напр. состояния неполной уверенности, различной степени вероятности, сомнения, допущения возможности нескольких решений известного вопроса находят себе выражение в суждениях условных и разделительных, отличающихся от категорических тем, что в них можно указать некоторый элемент О. По существу всякое О. есть ничто иное, как утверждение небытия, отсутствия чего бы то ни было; поэтому оно должно выражаться в суждении, а так как нерв суждения заключается в связке (есть, не-есть), то О. должно заключаться в связке или глагольной форме (сказуемом), заменяющей связку. Однако, есть суждения, в которых О., по-видимому, находится в подлежащем (определяемом) или же в дополнении (напр. не он зовет меня; он зовет не меня) — но в этих случаях мы имеем дело с суждениями, имеющими лишь форму отрицательных, а по существу представляющие утвердительные суждения неопределенного содержания; эти суждения могут быть, без ущерба для выраженной в них мысли, преобразованы в утвердительные суждения. Подобно тому, как некоторые суждения только по форме отрицательные, в действительности же выражают собой лишь утверждение неопределенного вида, так и некоторые понятия, несмотря на отрицательную форму, указывающую на историю возникновения понятия, имеют положительное содержание. Напр. в понятии неорганического мыслится не только отсутствие жизни, но и положительное содержание. Форма этого понятия указывает лишь на то, что оно возникло путем сравнения с организмом, благодаря которому найден признак, отсутствующий в неорганическом мире. Часто, однако, действительно отрицательное понятие замещает собой положительное; им пользуются как принципом объяснения реальных явлений, забывая его отрицательный характер, и таким образом впадают в ошибки. Напр. в понятии бессознательного мыслится только отсутствие сознания; тем не менее, некоторые психологи пользуются бессознательным, как принципом объяснения явлений, а Гартман сделал это понятие даже основой своей философской системы. В некоторых случаях отсутствие какого-либо условия принимают за действующую причину (напр. отсутствие ухода за больным считают причиной его смерти и т. д.); такая ошибка легко устранима. Понятия однородного содержания, но представляющие как бы два противоположных полюса, часто выражаются одно — утвердительным, другое — соответственным отрицательным, причем второе иногда и считается отрицательным, тогда как в действительности оно обозначает столь же реальное явление (например, счастье и несчастье, добро и зло и т. д.). Насколько произвольно это обозначение, видно из того, что Шопенгауэр старался в сфере нравственных явлений придать положительному понятию значение отрицательного, и наоборот: он полагал, что наслаждение есть только отсутствие страданий и обозначает собой, таким образом, отрицательное понятие (психологически это, несомненно, ошибочно). О. в философских системах играло весьма разнообразную роль. Гераклит, напр., видел в О., в борьбе сущность бытия; такое же важное значение имеет О. и в диалектическом развитии понятий, ибо благодаря ему одно понятие переходит в ему противоположное (бытие — в небытие). Самый процесс О., будучи объективирован, дает понятие небытия, роль и значение которого в философских системах чрезвычайно разнообразны. Демокрит, напр., считает небытие столь же реальным, как и бытие, подразумевая под небытием пустое пространство, нереальность которого была впоследствии показана Декартом. Платон называет не существующим () мир явлений, в отличие от реально существующих идей. В этом случае понятие небытия обозначает собой лишь низшую степень реальности — видимость, имеющую свое местопребывание лишь в сознании человека, а не в объективном мире. Для Канта, наоборот, мир действительного бытия, мир предметов самих по себе, представляет собой как бы небытие или низшую степень бытия, ибо о нем мы можем сказать только, что он существует, но знать о нем ничего более не можем.
Э. Р.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru