Определение слова «АРСЕНЬЕВ»

Большой энциклопедический словарь:

АРСЕНЬЕВ — город (с 1952) в Российской Федерации, Приморский кр. на р. Арсеньевка. Железнодорожная станция. 71,5 тыс. жителей (1992). Машиностроение, стройматериалов, деревообрабатывающая промышленность и др. Филиал Приморского государственного музея. Назван по имени В. К. Арсеньева.

Словарь географических названий:

Арсеньев
Город на Ю. Приморского края, в 164 км к СЗ. от Владивостока. 65 тыс. жителей (2003). Вырос во 2-й половине XX в. на месте деревни Семёновка, город с 1952 г. Назван в честь исследователя Дальнего Востока В. К. Арсеньева. Маш-ние, деревообр., строит. и пищ. пром-сть. Многоэтажная застройка 60–70-х годов. В окрестностях садоводческие пр-тия и минер. источники.

География. Современная энциклопедия:

Арсеньев
1.
Владимир Клавдиевич (1872–1930 ), путешественник, этнограф, писатель-гуманист, популяризатор науки, исследователь Дальнего Востока, комиссар по делам малочисленных народов края (1917–30 ). Член Русского, почётный член Вашингтонского и Британского географических обществ. В 1906–10 гг. исследовал Сихотэ-Алинь, выполнил девятикратное пересечение этой горной системы, открыл и нанёс на карту несколько небольших рек, ряд перевалов и высот. В 1910–18 гг. заведовал краеведческим музеем в Хабаровске, преподавал в Дальневосточном университете и во Владивостокском педагогическом институте. Активная деятельность и душевные качества заслуженно принесли Арсеньеву почти легендарную славу. Он создал новое, краеведческое направление в отечественной научно-художественной литературе. Его многократно переиздававшиеся книги «По Уссурийскому краю» (1921 ), «Дерсу Узала» (1923; впоследствии была экранизирована японским кинорежиссёром А. Куросавой ) и «В горах Сихотэ-Алиня» (1937 ) проникнуты любовью к природе Д. Востока, дают поэтическое и в то же время научное изображение жизни тайги, рассказывают о мужественных людях. Именем Арсеньева названы приток Уссури, две горы (в Сихотэ-Алине и на о. Парамушир ), вулкан на Камчатке, город и посёлок.
2.
Константин Иванович (1789–1865 ), российский статистик, географ, историк. Академик Петербургской АН, профессор Петербургского университета. Отличался прогрессивными взглядами – был противником крепостного права, за что отстранён от преподавания в университете. В 1828 г. был назначен преподавателем истории и статистики к наследнику престола – Александру II. Внёс большой вклад в разработку экономического районирования России. Оставил потомкам содержательные труды: «Краткую всеобщую географию» (1818 ), «Начертания статистики Российского государства» (1818–19 ), «Гидрографическо-статистическое описание городов Российской империи…» (1832 ), «Статистические сведения о Санкт-Петербурге» (1836 ), а также капитальную монографию «Статистические очерки России» (1848 ), за которую получил премию Русского географического общества. Активно участвовал в создании общества в качестве основателя и члена совета.

Большая советская энциклопедия:

I
Арсеньев
Владимир Клавдиевич [29.8(10.9).1872, Петербург, — 4.9.1930, Владивосток], советский исследователь Дальнего Востока, этнограф и писатель. В 1902—03 предпринял ряд экспедиций для топографического, географического и военно-статистического изучения отдельных районов Юж. Приморья. В 1906—07, а затем в 1908—10 исследовал горы Сихотэ-Алиня. В 1912 опубликовал «Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского края» — первую комплексную сводку данных о природе и людях Уссурийского края. В 1918 совершил путешествие на Камчатку, в 1923 — на Командорские острова. В 1927 предпринял крупную экспедицию по маршруту Советская Гавань — Хабаровск. Во время этих экспедиций А. изучал быт, обычаи, промыслы, религиозные верования, фольклор удэгейцев, тазов, орочей, нанайцев и др. Вёл педагогическую работу в высших учебных заведениях, участвовал в создании музеев Дальнего Востока.
Как писатель А. создал новое краеведческое направление в отечественной научно-художественной литературе. Основные книги: «По Уссурийскому краю» (1921), «Дерсу Узала» (1923) и «В горах Сихотэ-Алиня» (отд. изд. 1937) проникнуты любовью к природе Дальнего Востока и дают поэтическое и в то же время научное изображение жизни тайги, рассказывают о её мужественных людях. По словам М. Горького, А. «... удалось объединить в себе Брема и Фенимора Купера...» (Собр. соч., т. 30, 1956, с. 70).
Соч.: Соч., т. 1—6, Владивосток, 1947—49.
Лит.: Рогаль Н., В. К. Арсеньев, Хабаровск, 1947; Азадовский М. К., В. К. Арсеньев, М., 1956; Карпов Г. В., В. К. Арсеньев, М., 1955; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 1, Л., 1959.

В. К. Арсеньев.
II
Арсеньев
Константин Иванович [12(23).10.1789, с. Мироханово Костромской губернии, — 29.11(11.12).1865, Петрозаводск], русский статистик, историк и географ. Родился в семье сельского священника. Профессор Петербургского университета (1819—21). Академик Петербургской АН (1836). В трудах «Начертание статистики Российского государства» (ч. 1—2, 1818—1819), «Статистические очерки России» (1848) стремился обосновать экономическое районирование России. В лекциях в университете доказывал преимущества свободного труда над крепостным, необходимость свободы промыслов, за что был отстранён от работы. В 1828—35 преподавал историю и статистику будущему императору Александру II. В 1835—53 возглавлял статистические работы в министерстве внутренних дел. Один из учредителей Русского географического общества. Его «Краткая всеобщая география» (1818) выдержала 20 изданий и служила 30 лет единств. учебным пособием. Исторические работы А. потеряли значение.
Лит.: Никитин Н. П., Академик К. И. Арсеньев и его роль в развитии экономической географии в России, в кн.: Вопросы географии, сб. 10, М., 1948.
III
Арсеньев
Константин Константинович [24.1(5.2).1837, Петербург, — 22.3.1919, там же], русский либеральный публицист, литературовед и общественный деятель, почётный академик Петербургской АН (1900). Сын К. И. Арсеньева. С 1866 сотрудничал в «Вестнике Европы (См. Вестник Европы)»; с 1909 — ответственный редактор этого журнала. С 1891 один из главных редакторов «Энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона; с 1911 главный редактор «Нового энциклопедического словаря». В 1906—07 один из руководителей «Партии демократических реформ (См. Партия демократических реформ)». Наиболее значительные труды: «Судебное следствие. Сборник практических заметок» (1871), «Заметки о русской адвокатуре» (1875), «Критические этюды по русской литературе» (т. 1—2, 1888), «Свобода слова и веротерпимость. Сборник статей» (1905), «Салтыков-Щедрин» (1906), «За четверть века (1871—94). Сборник статей» (1915).
IV
Арсеньев
город в Приморском крае РСФСР. Расположен на правом берегу р. Даубихе (приток Уссури). Ж.-д. станция (Даубихе) на ветке Манзовка — Варфоломеевка. 43 тыс. жит. (1968). Деревообрабатывающий, мебельный и строительных материалов комбинаты. Город образован в 1952 из поселка Семёновка. Назван в честь исследователя Дальнего Востока В. К. Арсеньева.

Советская историческая энциклопедия:

1.
Константин Иванович (12.X.1789 — 29.XI.1865) — рус. статистик, географ, историк, акад. Петерб. АН (с 1841). Род. в семье сел. священника. В 1819-21 — проф. Петерб. ун-та. В своих лекциях доказывал преимущество свободного труда над крепостным, необходимость свободы промыслов. За критику крепостного права был отстранен от работы в ун-те. В 1828-35 преподавал историю и статистику будущему имп. Александру II. В 1835-53 в мин-ве внутр. дел возглавлял статистич. работы. В 1845 был в числе членов-учредителей Рус. географич. об-ва. Труды А. содержат богатый фактич. материал. Наибольшую ценность, в т. ч. и для историка, представляют работы по статистике: "Начертание статистики Российского гос-ва" (ч. 1-2, 1818-19), "Стат. очерки России" (1848) и др., в к-рых А. стремился перейти от описат. статистики к выявлению причинных связей отд. фактов. "Краткая всеобщая география" (1818) выдержала 20 изд. и служила 30 лет единств. учебным пособием. Ист. работы А. "История народов и республик древней Греции" (ч. 1-2, 1825-26), "Царствование Петра II" (1839), "Царствование Екатерины I" (1856) потеряли значение. Представляют интерес изданные П. П. Пекарским документы из архивов, собранные А. "Историч. бумаги К. И. Арсеньева" (1872).
=====
Лит.: Пекарский П. (П.), О жизни и трудах Константина Ивановича Арсеньева, "Зап. имп. АН", т. 20, Прилож. No 1, СПБ, 1871; РБС, т. 2, СПБ, 1900; Никитин Н. П., Академик К. И. Арсеньев и его роль в развитии экономич. географии в России, в кн.: ВГ, сб. 10, М., 1948.
2.
Константин Константинович (24.I.1837 — 22.III.1919) — рус. либеральный публицист, литературовед и общественный деятель, почетный акад. (с 1900). Сын К. И. Арсеньева. С 1866 сотрудничал в "Вестнике Европы"; с 1909 — ответств. редактор этого журнала. С 1891 А. — один из гл. ред. "Энциклопедич. словаря" Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона; с 1911 — гл. редактор "Нового энциклопедич. словаря". В 1906-1907 — один из руководителей Партии демократических реформ. Наиболее значит. труды: "Судебное следствие. Сб. практич. заметок" (1871), "Заметки о рус. адвокатуре" (1875), "Критич. этюды по рус. лит-ре" (т. 1-2, 1888), "Свобода слова и веротерпимость. Сб. ст." (1905), "Салтыков-Щедрин" (1906), "За четверть века (1871-1894). Сб. ст." (1915).
3.
Юрий Васильевич (1857-1919) — русский историк, специалист по геральдике. В кон. 19 — нач. 20 вв. был хранителем Оружейной палаты в Моск. Кремле, а также проф. Моск. археологич. ин-та. Автор курса лекций, содержащего обширные сведения по истории рус. и зап.-европ. геральдики ("Геральдика", М., 1908), а также ряда статей (о флагах, знаменах и др.) и публикаций по рус. истории. Составил путеводитель по Оружейной палате (совм. с В. К. Трутовским; 4-е изд., М., 1911). В своих работах придерживался теории офиц. народности.

Энциклопедия литературных героев:

АРСЕНЬЕВгерой романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» (первые четыре части — 1927-1929; 5-я часть опубликована в 1939 под названием «Лика»). Алексей Александрович А.- герой автобиографического характера. Все в романе как бы намекает на то, что через его образ Бунин воссоздает этапы своего собственного жизненного пути. Родное село А.
- Каменка — во многом напоминает родину Бунина — хутор Бутырки Елецкого уезда; отец А.- Александр Сергеевич — это воссозданный портрет отца Бунина — Алексея Николаевича. В русской литературе образ А. замыкает целый цикл художественных автобиографий из жизни русского поместного дворянства («Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого, «Детство Никиты» А.Н.Толстого). К созданию образа А. Бунин подошел задолго до написания самого романа. Фактическими набросками к «Жизни Арсеньева» считают его «Безымянные записки» и «Книгу моей жизни» (1921). Роман «Цикады» (1926), написанный, по определению И.Ильина, в жанре философско-религиозных «мечтаний», тоже является как бы последним подступом к образу А. В 1929 г. Бунин публикует написанный в 1906 г. рассказ «У истока дней» и дает ему подзаголовок: «Из давних набросков «Жизни Арсеньева»«.
В романе А.- герой, проходящий несколько ступеней развития, — от первых шагов маленького ребенка, воспринимающего мир и себя самого лишь на уровне зрительных и звукевых реакций; через отрочество подростка, начинающего ощущать пространство и время, многомерность окружающего его мира, неоднозначность встречающихся в его жизни людей и, наконец, обнаруживающего в себе самом первые признаки самоанализа, внутренней рефлексии; к юности и полувзрослому состоянию, когда начинается самостоятельная (и от родителей, и от дома) жизнь, когда в его душе разыгрывается глубокая драма первой любви с вплетающейся в нее проблемой различения своей самости, эгоизма и истинной свободы своего Я. Неразрешенность этой дилеммы для юного А. приводит любовную драму к трагическому исходу (смерть Лики). Видимо, в истории отношений А. и Лики нашла отражение бунинская «теория любви»: любовь-страсть превращается в любовь-привычку, любовь-привязанность, прибежище от одиночества. Сам Бунин позже писал о созданном им образе: «Я хотел показать жизнь одного человека в узком кругу вокруг него. Человек приходит в мир и ищет в нем место, как и миллионы ему подобных: он работает, страдает, мучается, проливает кровь, борется за свое счастье и в конце концов или добивается своего, или, разбитый, падает на колени перед жизнью. Это все!.. Арсеньев, Дипон, Диран, можете назвать героя как угодно, суть дела от этого нисколько не изменится».
Основная особенность образа А. в том, что он как бы раздваивается на двух Арсеньевых: один«юный»живущий, взрослеющий, совершающий ошибки, делающий свои «первичные» умозаключения; другой«повествователь», — уже с расстояния прожитых лет оценивающий поведение «юного» А., вспоминающий и оценивающий его чувства и мысли, его взаимоотношения с людьми. Некоторые исследователи поэтому сравнивают А. с героем «Поисков утраченного времени» Пруста. Как и у Пруста, А. вспоминает не столько историю своей жизни, сколько историю своих мыслей, своего восприятия; это «воспоминания о воспоминаниях», память о памяти, которая «есть некая совершенно особая духовная сущность, понимаемая художником как суть искусства». Бунин в начале романа приводит цитату из рукописи поморского проповедника XVIII века Ивана Филиппова: «Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...» В последнее время сам роман относят к категории феноменологического романа (Ю.Мальцев) — «ego cog-ito cogitata qua cogitata». Тем не менее образ А. остается в русле русской толстовско-достоев-ской психологической традиции. Для него главный вопрос не «как жить», а «в чем смысл жизни», которая есть «ни на единый миг не останавливающееся течение несвязных чувств и мыслей», но которая «еще нечто такое, в чем как будто и заключается некая суть ее, некий смысл и цель, что-то главное, чего уже никак нельзя уловить и выразить...».
Во многом образ А. имеет ностальгический характер: он гордится своим родом — «знатным, хотя и захудалым», тоскует о его былом величии и богатстве. У А.-»повествователя» очень силен мотив тоски по родине: «и вожделенное отечество подаждь ми». А. — не эпический, а лирический герой, его не интересуют «социально-общественные задачи искусства», он отдает предпочтение «вечным темам». Призывы типа «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» раздражают А.-человека и А.-писателя. Образ А. у многих исследователей ассоциируется с «Третьей симфонией» Рахманинова (1936): те же элегические видения детства и юности, та же красота и радость отчего дома и родной природы, та же цикута ностальгии, то же душевное смятение, удручающая радость дум о смерти, пронзительное ощущение свершившихся в мире катаклизмов (Н.П.Смирнов). Высказывалось также мнение, что образ А. и весь роман имеют музыкальную структуру, строящуюся на вариациях шести тем: любовь, природа, искусство, душа, Россия и биологическая наследственность.
Если «юный» А. погружен в «быт», который проявляется для него в «стремлении к прекрасному в каждой мелочи» (он даже «упрекает» Марка Аврелия в том, что у того «было пониженное чувство жизни»), то А.-»повествова-тель» практически теряет свою земную телесность, жизнь превращается для него «в вечное ожидание»: то он, подобно Данте, поднимающемуся на гору Чистилища, взбирается ко гробу усопшего великого князя, с которым когда-то встретился в молодости (конец 4-й части), то ему (во сне) является образ давно умершей Лики, и он видит ее «с такой силой любви, радости, с такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому никогда». Образ А. превращается в воспоминание души героя о своей «земной» жизни в России.
Став по сути первым «феноменологическим» героем русской литературы, образ А., как ни странно, практически не оказал на нее непосредственного влияния. Подобным ему можно считать лишь героя автобиографической прозы В.Набокова «Другие берега» (1954).
Лит.: Волков А. Проза Ив.Бунина. М., 1969; Лин-ков В.Я. Лирика против эпоса
//Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М., 1989; Сухих С.И. Память и прошлое: «Жизнь Ар-сеньева» И.Бунина
//Бунин И. Жизнь Арсеньева. Рассказы. Горький, 1986.
А.Л.Цуканов

Новая философская энциклопедия:

АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич [16 (28) мая 1888, Стокгольм – 18 декабря 1977, Нью-Йорк]русский философ-культуролог, историк религии. Родился в дворянской семье, сын дипломата. Школьное образование получил в Московском лицее; испытал огромное влияние С.К.Трубецкогои атмосферы русского религиозно-философского ренессанса нач. 20 в. В Московском университете (1905–10) учился уже со сложившимся мировоззрением, которое определял как философию сердца. Арсеньев активно посещал философские кружки и салоны: Психологическое общество, Религиозно-философское общество памяти Вл.Соловьева, «Кружок ищущих духовного просвещения». В 1910–12, после оставления для подготовки к профессорскому званию, учился в университетах Мюнхена, Фрейбурга и Берлина, сдал магистерские экзамены и в 1914 избран доцентом Московского университета. В 1918–19 профессор Саратовского университета. В 1919 дважды арестовывался. В 1920 эмигрировал. Профессор Кенигсбергского (с 1921) и православного факультета Варшавского (1926–38) университетов. В 1944 переехал в Париж, преподавал в Сорбонне. С 1948 работал в Св.-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Видный участник экуменического движения, был приглашен в качестве наблюдателя на II Ватиканский собор. Большинство сочинений посвящены истории религиозно-мистических движений в античности и христианстве («В поисках Абсолютного Бога». М., 1910; «Плач по умирающем Боге». М., 1912; «Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения». – «Журнал Министерства народного просвещения». 1913, январь и февраль). История духовных поисков человечества – это непрерывное искание реального, «подлинного бытия» («Жажда подлинного бытия». Берлин, 1922), это жажда Христа. Воплощенное Слово Божие есть центр истории мира. К нему сходятся и от него расходятся все лучи. В Логосе исполняются все обетования Божий, в нем осуществляется план Божий, раскрывается и входит в мир воплощенная Любовь Божияосновоположный закон бытия всего мира.
Сочинения:
1. О современном положении христианства. Варшава, 1927;
2. О литургии и таинстве Евхаристии. Париж, 1928;
3. Die russische Literatur der Neuzeit und Gegenwart. Mainz, 1929;
4. Эллинский мир и христианство. Варшава, 1933;
5. Из жизни Духа. Варшава, 1935;
6. Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт-на-Майне, 1959;
7. Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959;
8. О Жизни Преизбыточествующей. Брюссель, 1966;
9. Единый поток жизни. К проблеме единства христиан. Брюссель, 1973;
10. О красоте и мире. Мадрид, 1974.
Литература:
1. Плетнев Р. Н.С.Арсеньев. – В сб.: Русская религиозно-философская мысль 20 в. Питсбург, 1975;
2. Филонова Л.Г.Николай Сергеевич Арсеньев. – В кн.: Русские философы. М., 1993;
3. Хализев В.Е.Арсеньев как философ, культуролог и литературовед. – «Литературное обозрение», 1994, № 1–2.
А.И.Абрамов

Словарь русских фамилий:

см. АРСЕЕВ

Топонимический словарь:

Город, Приморский край. Русское переселенческое с. Семеновка в 1952 г. преобразовано в город и названо Арсеньев в честь русского исследователя Дальнего Востока, этнографа и писателя В.К.Арсеньева (1872-1930); его маршруты по краю включали территорию, где находилась Семеновка.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru