Определение слова «ДАНТЕ»

Большой энциклопедический словарь:

ДАНТЕ (Dante) Джо (р. 1946) — американский кинорежиссер. Был редактором основанного им журнала "Филм буллетин". Под влиянием С. Спилберга снял фантастические фильмы "Гремлины" (1984) — "Исследователи" (1985) — "Внутренний космос" (1987) и др.

Советская историческая энциклопедия:

Алигьери (Dante Alighieri) (май 1265 — 14. IX. 1321) — итал. поэт, провозвестник Возрождения. Род. во Флоренции, в семье дворянского происхождения, но близкой к пополанам. Активный участник политич. жизни Флоренции, в июне — авг. 1300 был избран в состав приората. В борьбе между "белыми" и "черными" гвельфами примыкал к радикальному крылу пополанской партии "белых". Когда победили нобили"черные", Д., находившийся в то время в Риме, был заочно приговорен в марте 1302 к сожжению; до конца жизни обречен на скитания как политич. эмигрант. Умер и похоронен в Равенне. Начав творч. путь с "Новой жизни" ("Vita nuova", ок. 1292) — книги стихов и прозы, вдохновленной юношеской любовью к Беатриче Портинари и полной утонченного психологизма, Д. создал в изгнании ряд произв., среди к-рых: незаконч. трактат "О народной речи" ("De vulgari eloquentia") — первый труд по сравнит, романской филологии и поэтике; обширный, но тоже незаконч. филос. трактат "Пир" ("Il convivio") — яркий манифест раннебурж. морали, утверждавший, вопреки сословным, феод. нормам, самоценность человеч. личности (обе работы созданы в период между 1304-10); трактат "О монархии" ("De Monarchia", ок. 1313), важный для истории итал. политич. мысли; наконец, величайшее поэтич. творение Д. — "Комедия", назв. в 14 в. "Божественной" ("La Divina Commedia", ок. 1307-21). В творчестве Д. нашли отражение все важнейшие социально- политич. проблемы его эпохи. Д. мечтал о гос. объединении Италии под эгидой нац. монархии, о прекращении междоусобных войн и гражд. раздоров, об уничтожении светской власти папства. Д. связывает с объединением и надежды на социальное обновление страны. Но внутри Италии не было силы, способной осуществить объединение; отсутствовала нац. династия. Поэтому идеи Д. отливаются в форму "всемирной монархии". Поэт обращает взоры к "Священной Римской империи", мечтая о превращении ее в мировую державу с центром в Италии, и горячо поддерживает в 1310-13 герм. имп. Генриха VII. Д. уловил действительные и глубокие потребности ист. развития страны. Однако предложенные им практич. решения были — и в этом трагич. противоречие — утопичны и даже реакционны. В мировоззрении поэта отразились противоположные тенденции, сказались интересы разных социальных слоев, но прежде всего Д. — идеолог пополанской коммуны. Оставаясь искренно верующим католиком, Д. яростно обрушивается на рим. церковь и требует ее полной перестройки. Провозглашая свободу чувств, пытливость ума, жажду познания мира и стремление к личной славе, Д. переступал рамки аскетич. морали и наносил удар ср.-век. католич. мировоззрению. Творчество Д., весь строй его чувств и мыслей, несмотря на силу ср.-век. инерции, явились непосредств. кануном и провозвестием Возрождения.
=====
Соч.: Opera omnia, v. 1-2, Lpz., 1921; Рус. пер. — Божеств. комедия, М., 1961; Новая жизнь, М.-Л., 1934; О нар. речи, П., 1922.
=====
Лит.: Дживилегов А. К., Данте Алигиери. Жизнь и творчество, 2 изд., М., 1946; Баткин Л. М., Утопия всемирной монархии у Данте, сб. "Ср. века", М., 1958, в. 11; Villari P., Il "De Monarchia" di Dante Alighieri, Roma, 1911; Zingarelli N., La vita, i tempi e le opere di Dante, Mil., 1931; Barbi M., Dante: vita, opere е fortuna, Firenze, 1933; Vallone A., La critica dantesca contemporanea, Pisa, 1953; Davis Ch., Dante and the idea of Rome, L., 1957; Scartazzini G. A., Enciclopedia Dantesca, v. 1-3, Mil., 1896-1905.
=====
Л. M. Баткин. Харьков.

Новая философская энциклопедия:

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (Dante Alighieri) (между 18 мая и 17 июня 1265, Флоренция— 13/14 сентября 1321, Равенна)итальянский поэт и философ. Учился во францисканской (Санта Кроче) и доминиканской (Санта Мария Новелла) соборных школах Флоренции. Дворянин, записался в цех врачей, чтобы получить в гвельфской Флоренции политические права. При Кампальдино (1289) бился против гибеллинов Ареццо. С 1 июня до 15 августа 1300 приор флорентийской Коммуны, в 1301 посол к Бонифацию VIII. Как противник мирской власти церкви после победы черных гвельфов изгнан из Флоренции с конфискацией имущества. Эмигрант в Болонье, Падуе, Сарцане, Вероне, Равенне; между 1306 и 1309, согласно Боккаччо, посетил Париж. За одобрение итальянского похода Генриха VII (1309—13) снова заочно осужден во Флоренции; в 1316 не принял условий амнистии.
В «Новой жизни» (Vita nuova, ок. 1292) поэтико-философское мирочувствие, сложившееся в южно-французской, сицилийской, тосканской поэтических школах, вырастает у Данте до цельного мироотношения. В неоконченном латинском трактате «О народной речи» (De vulgari eloquentia, ок. 1305) от наброска философии языка Данте переходит к апологии родного слова. Также неоконченный «Пир» (Convivio, между 1304 и 1307; 4 книги вместо задуманных 15) описывает преодоление жизненного кризиса на путях любящей мудрости и суммирует изучение Аристотеля, Аверроэса (Ибн Рушда), Фомы Аквинского; метафизика света Платона, «Ареопагитик», Роберта Гроссетеста сочетается здесь с мистической этикой пифагорейцев, Августина, Бернара Клервоского. В «Монархии» (De monarchia, ок. 1312) объединение Италии связывается с необходимым единством человечества. Церковь должна признать автономию гражданского правления и оставить власть, силу и богатство, положившись только на духовный авторитет. В «Божественной комедии» (La divina commedia, между 1307 и 1321) Данте говорит от имени мира и эпохи, он хочет «вывести живущих в этой жизни из состояния убожества и привести их к состоянию блаженства» (Письма ХIII 15, 39). Тупики личной судьбы, лабиринты мира, философские искания, уроки католической веры по мере восхождения от Ада к Раю растворяются в элементарном сиянии любви, «движущей Солнце и другие светила».
Философия для Данте, как для Аристотеля и Фомы Аквинского, это прежде всего этика (политика), переходящая через любовь в онтологию, цель науки — достижимое счастье деятельного самоосуществления через развертывание добродетелей мужества, благоразумия, справедливости; мудрости наперекор фортуне. «Небесное» счастье не во власти человека и дается как благодать, однако подготавливается добродетельной практикой веры, надежды, любви. Познание природы и мира дается причастностью ума к любви, всеобщему двигателю. В историософии Данте мир с эпохи ассирийской и египетской империй охвачен порывом к единству. Успех мировой римской державы при Августе был увенчан вочеловечением Сына Божия. Будущее единение приведет к расцвету человечества, которое, избавившись от тысяч тиранов, вытряхнув зло как пыль из ковра, умерит внешнюю активность и развернет под водительством философа-монарха потенции интеллекта; Земля станет садом.
В дантовский синтез входят греко-античный идеал гармоничной полноты человека, римско-античная гражданственность и задушевность христианства; эти начала «прививаются» (Пир IV 22, 12) к народной почве романской поэзии. В художественной весомости и историческом звучании дантовского слова утверждается решающее для последующей истории необратимое отношение к природе и миру. Петрарка и Боккаччо развивали заявленную Данте тему судьбоносной поэтической правды. В 15 в. Данте стал чтимым патроном флорентийской Платоновской академии. Легко прослеживается воздействие поэтической философии Данте на художественную мысль Боттичелли, Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Романтизм опирался на Данте, сближая философию и поэзию (Шеллинг). Гегель ценил у Данте веру в познаваемость истины («Энциклопедия философских наук», § 440). Данте был идолом политической философии Рисорджименто (Маццини).
 
Сочинения:
1. Божественная комедия. М., 1968;
2. Малые произведения. М., 1968.
 
Литература:
 
1. Данченко В.Т. Данте Алигьери. Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке (1762—1972). М., 1973;
2. Дантовские чтения, под ред. И.Бэлзы. М.. 1968;
3. Gilson E. Dante et la philosophie. P., 1953;
4. Garin E. Dante e la filosofia.— «Veltro», 1974, 18, 4—6.
В.В.Бибихин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru