Определение слова «проза»

Толковый словарь Ефремовой:

проза ж.
1. Ритмически не организованная речь.
2. Нестихотворная литература.
3. перен. разг. Скучное однообразие; повседневность, будничность.

Толковый словарь Ушакова:

ПРО́ЗА, прозы, мн. нет, ·жен. (·лат. prosa).
1. Нестихотворная литература; ант. поэзия. Писать прозой. «Над ними надписи и в прозе и в стихах.» Пушкин. Современная проза. Проза Пушкина.
| Вся практическая, не художественная литература (·устар. ). «Доныне гордый наш язык к почтовой прозе не привык.» Пушкин.
2. перен. Повседневность, будничная обстановка, то, что лишено красочности, яркости, живости. «Средь лицемерных наших дел и всякой пошлости и прозы.» Некрасов. Проза жизни или житейская проза.

Большой энциклопедический словарь:

ПРОЗА (от лат. prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезкистихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы. Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 в. выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.

Большая советская энциклопедия:

Проза
(лат. prosa)
1) художественные и нехудожественные (научные, философские, публицистические, информационные) словесные произведения, в которых отсутствует наиболее общий признак поэтической речи (разбивка на Стихи). 2) В более узком и употребительном смысле — тип искусства слова, литературы (См. Литература), соотносительный с поэзией, но отличающийся от неё особыми принципами создания художественного мира и организацией речи художественной (См. Речь художественная). См. Поэзия и проза.

Словарь литературных эпитетов:

Мертвая (Буренин).
• Скучная (Потапенко).

Большой словарь иностранных слов:

Прозы, мн. нет, ж. [лат. prosa]. 1. Нестихотворная литература; противоп. поэзия. || Вся практическая, не художественная литература (устар.). 2. перен. Повседневность, будничная обстановка, то, что лишено красочности, яркости, живости.

Этимологический словарь Крылова:

Это слово, называющее нестихотворную литературу, является заимствованием из французского, где prose восходит к латинскому prosa.

Толковый словарь Кузнецова:

проза
ПРОЗА -ы; ж. [лат. prosa]
1. Разновидность художественной речи, лишённой ритмической организации; нестихотворная речь (противоп.: поэзия). Пробовать себя в прозе. Писать прозу.
2. Нестихотворная литература; совокупность таких произведений (противоп.: поэзия). Современная п. Английская п. П. Пушкина, Лермонтова. Военная, историческая, психологическая, бытовая п. Булгаковская п. Публиковать чью-л. прозу. Стихотворение в прозе (лит.; короткое, ритмически организованное произведение, обычно лирического характера).
3. То, что является необходимым и обычным в жизни; повседневность, обыденность. П. жизни. Житейская п. Говорить прозой (говорить без возвышенных слов).

Малый академический словарь:

проза
-ы, ж.
1.
Нестихотворная речь.
Радищев писал лучше стихами, нежели прозою. Пушкин, Александр Радищев.
Кольцов совершенно увлекся стихотворством и даже почти перестал читать книги, написанные прозою. Добролюбов, А. В. Кольцов.
||
Нестихотворная литература.
Его статьи по увлекательности изложения все бесспорно принадлежат к лучшему, что только до сих пор есть в нашей прозе. Чернышевский, Очерки гоголевского периода русской литературы (варианты).
Сила исторической прозы в том, что она нужна своему времени, связана с ним и является его отражением. Каверин, Юрий Тынянов.
2.
То, что является необходимым и обычным в жизни; повседневность, обыденность.
Нередко людей окружала тогда невылазная проза жизни, та практическая сторона ее, которая знает лишь заботы о завтрашнем дне, о будущем гнездышке, об узком эгоистическом благополучии. Телешов, Записки писателя.
Его нежданно вспыхнувшая любовь не меркла с годами и не спускалась с романтических высот в бытовую прозу. Панова, Времена года.

- стихотворение в прозе
[лат. prosa]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
проза, -ы

Толковый словарь Ожегова:

ПРОЗА, ы, ж.
1. Нестихотворная литература, в отличие от поэзии. Художественная п. Писать прозой.
2. перен. Будничное, повседневное в жизни. Житейская п. П. жизни.
| прил. прозаический, ая, ое (к 1 знач.).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Характеристика П. как особого склада мысли и речи, в известных отношениях противоположного поэтическому, сделана в статье Поэзия. С этой точки зрения П. тождественна с наукой; противоположение научного закона и поэтического типа вполне исчерпывает отношения между поэзией и П. Это противоположение яснее всего определено Вильг. Гумбольдтом: "поэзия берет действительность в ее наглядном проявлении, в том виде, в каком она доступна внутренним и внешним чувствам, не заботясь о том, что, собственно, делает ее действительностью, и даже намеренно отталкивая от себя этот вопрос. Переработав это наглядное проявление действительности в образ, она воплощает в нем художественно идеализированное целое. П., напротив, доискивается в действительности именно того, чем она коренится в бытии, тех нитей, которыми она с ним связана; связав затем отвлеченной формулой факт с фактом и понятие с понятием, она представляет их объективную связь в форме идеи" ("О различии организмов etc."). Нельзя противополагать поэзию и П. ни с точки зрения различия субъективности и объективности — разница здесь только в степени, — ни с точки зрения их влияния на чувство — эстетический и эмоциональный характер могут быть в высокой степени свойственны и П., — ни с точки зрения их материала — мир ирреальный в некоторых своих построениях доступен именно только П., науке, а не поэзии: таковы математические учения о многомерных пространствах, более далеких от того, что мы называем действительностью, чем самые идеальные измышления самого необузданного поэта-фантаста. Ввиду этого сходства поэзии и П. и по целям (познание) и по материалу (мир реальный и идеальный) невозможно определять П., как "те словесные произведения, в которых, по требованию и для удовлетворения собственно мыслящей силы души, воспроизводится в слове мир действительный или мир нашей мысли, с целью исследовать истину в области того и другого мира". В этом определении, выставленном старой эстетической теорией, нет ничего, что не было бы свойственно и поэзии. Иное, внешнее понимание термина прозы — вместе с иным пониманием слова поэзия — проводит между ними более определенное различие: это — отождествление поэзии со стихами, которое, собственно, и подало повод к выделению П. (prorsa, т. е. oratio proversa, речь, свободно стремящаяся вперед, в то время как стих должен всегда возвращаться обратно, versus), как особого вида речи, а вместе с тем и словесных произведений. С точки зрения науки, которая знает и художественные романы, и даже "стихотворения" в П., и дидактические (т. е. прозаические) произведения в стихах, такое деление принято быть не может, но в обыденной речи, за отсутствием других терминов, оно держится. Необходимо, однако, указать, что и прозаическая речь не так "свободна", как это может казаться с первого раза: ее структура подчинена своим законам, более сложным и менее уловимым, чем законы стихотворного ритма, но тем не менее несомненным. В ней нет рифмы и однообразия стихов и стоп, но есть иные проявления внешней симметрии и последовательности. На своеобразие прозаического ритма указывает с особенной очевидностью не столько дурная, негармоническая П., сколько попытки дать П. стихотворный ритм (так называемая "рубленая П."), действующие самым антиэстетическим образом. Деление П. на роды и виды (повествованиелетопись, записки, биография, характеристика, некролог, история; описание — ученое и художественное, путешествие; рассуждение — аналитическое и синтетическое, критика; речь ораторская — политическая, судебная, академическая, духовная, спич), которым в современных учебниках исчерпывается вся теория П., не имеет ни научного значения, ни дидактических достоинств; то, что в ней есть научного, заимствовано из логики, остальноемертвое наследие старинной риторики.
Ар. Г.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru