Определение слова «АНСЕЛЬМ»

Большой энциклопедический словарь:

АНСЕЛЬМ (Anselm) Кентерберийский (1033-1109) — теолог и философ, представитель ранней схоластики августиновского направления, церковный деятель, вел борьбу за независимость церкви против королей Англии. Развил т. н. онтологическое доказательство бытия бога, выводя бытие Бога из самого понятия Бога. Видел в вере предпосылку рационального знания: "верую, чтобы понимать".

Большая советская энциклопедия:

Ансельм
(Anselm)
Кентерберийский (1033, Аоста, Италия, — 21.4.1109, Кентербери, Англия), теолог, представитель схоластики (См. Схоластика). С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь» («Proslogion», с. 1). В противоположность умозаключениям к бытию бога от бытия вещей развил так называемое онтологическое доказательство бога, выводящее его бытие из самого понятия бога, ибо «вещь, более которой ничего нельзя себе представить», невозможно помыслить несуществующей. Проявившиеся в этом рассуждении понимание бытия как некоего «совершенства» и устремление к непосредственному интеллектуальному созерцанию бога характерны для традиции Платонизма. В полемике об универсалиях (См. Универсалии) А. стоял на позициях Реализма. Крайний теологический рационализм А. проявился в его трактате «Почему бог вочеловечился?», где он пытался чисто логически доказать необходимость воплощения бога.
Соч.: Opera omnia, v. 1—5, Edin.—Roma, 1946—51; Monologion, lateinisch-deutsche Ausg. von F. Schmitt, Stuttg.—Bad, 1964.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 425—30; Barth К., Fides quaerens intellectum. Anselms Beweis der Existenz Gottes.... Мnch., 1931; Jaspers K., Die grossen Philosophen, Bd 1, Мnch., 1957.
С. С. Аверинцев.

Советская историческая энциклопедия:

(Anshelm), Валерий (собственноВалерий Рюд (Rd)) (р. 1475 — ум. 1546 или 1547) — швейц. историк, гуманист. С 1508 — гор. врач в Берне. Активный приверженец реформации (цвинглианец). По поручению гор. совета Берна написал "Бернскую хронику" (как продолжение гор. хроник К. Юстингера и Д. Шиллинга, охватывает 1477-1526), представляющую большую ценность как ист. источник (не только истории Берна, но и всей Швейцарии, а отчасти — с конца 15 в. — и др. стран).
=====
Соч.: Die Berner-Chronik des Valerius Anshelm, hrsg. v. Blsch, Bd 1-5, Bern, 1884-96.
=====
Лит.: Blsch E., Valerius Anshelm und seine Chronik, Basel, 1881; Fueter E., Geschichte der neueren Historiographie, 3 Aufl., (Mnch. — B.), 1936.

Новая философская энциклопедия:

АНСЕЛЬМ (Anselmus) Бесатский, Перипатетик (после 1020, Бесата, Ломбардиямежду 1054 и 1067) – средневековый итальянский диалектик, ритор, гуманист. Его тождество с епископом Ансельмом II Луккским (1073–86) остается догадкой без документального подтверждения. О нем известно только по дошедшей в двух списках комической инвективе Rhetorimachia с примыкающими к ней письмами. Там мы узнаем, что Ансельм Бесатский учился теологии и «грамматике» в соборной школе Милана, диалектике и риторике у Дрогона из Пармы и его ученика Сихельма; чиновником (капелланом и нотариусом) миланской канцелярии императора Священной Римской империи Запада Генриха III объездил Европу, повсюду прогремев диалектико-риторическим искусством. «Риторимахия», задуманная как иллюстрация риторических теорий древних и самого Ансельма в его не сохранившемся трактате «О материи искусства» (De materia artis), – гротескное по стилю смешение житейско-нравственной, эротической, религиозно-мистической, волшебно-магической и криминальной тематики; сочинение сцеплено властно-учительным тоном и целью обвинить некоего Ротиланда, кузена Ансельма, во всех мыслимых грехах, пороках и безобразиях от ворожбы до уголовщины. Обвиняемый «обесчестил Христово творение, подорвал закон, унизил род человеческий» настолько, что утратил свободу воли и грешит по необходимости. Ансельм признает, что неотвратимый поступок не грех, но «хотя грешить тебе необходимо, однако на путь этот ты вступил не по необходимости, и не дай ты себе опуститься до дна, ты все еще наслаждался бы той свободой» (III 6). Упиваясь казуистикой, Ансельм (пародийно?) опровергает аристотелевский принцип непротиворечия примером того, как черное и белое сливаются в серое, а животное и разумное сочетаются в одном и том же человеческом существе (I 17). Игровые разоблачения демонизма и еретичества у Ансельма, его вольная риторико-диалектическая играпричудливый, еще недостаточно осмысленный памятник староитальянского гуманизма накануне его подавления в церковной реформе Григория VII.
Сочинения:
1. Gunzo Grammaticus, Epistola ad Augiennses, und Anselm von Besate, Rhetorimache, hrsg. von K.Manitius. Weimar, 1958.
Литература:
1. Dummler E. Anselm Der Peripatetiker. Halle, 1872.
В.В.Бибихин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru