Определение слова «Рио-де-Жанейро»

Большой энциклопедический словарь:

РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО — город на юго-востоке Бразилии, административный центр шт. Рио-де-Жанейро. Население 5,5 млн. человек (1991, в агломерации Большой Рио-де-Жанейро 9,6 млн. человек). Порт на берегу бухты Гуанабара (грузооборот св. 15 млн. т в год). Международный аэропорт. Металлургия, машиностроение (судостроение, автосборка, электротехническое) — химическая, текстильная, деревообрабатывающая, пищевая и др. промышленность. Метрополитен. Важнейший научный и культурный центр страны. Университеты. АН, Филологическая академия, Национальная академия медицины. Музеи, в т. ч. Национальный музей изящных искусств, музеи современного искусства, историко-художественный, исторический, Индейский музей, Музей географии. Рио-де-Жанейро основан португальскими конкистадорами в январе 1502. В 1763-1822 столица вице-королевства Бразилии, в 1822-89 — Бразильской империи, в 1889-1960 — Федеративной Республики Бразилии. В центре Рио-де-Жанейро памятники архитектуры 16-18 вв. Постройки архитекторов 20 в. (О. Нимейера, Л. Косты, А. Э. Рейди). Крупнейший в мире стадион Мараканья (220 тыс. зрителей) — известные пляжи набережной Копакабана.
РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО (Rio de Janeiro) — штат на юго-востоке Бразилии. 44,3 тыс. км2. Население 12,6 млн. человек (1991). Административный центр — Рио-де-Жанейро.

Словарь географических названий:

Рио-де-Жанейро
(Rio de Janeiro), город на ЮВ. Бразилии, второй, после Сан-Паулу, по численности населения и экон. значению в стране. 5851 тыс. жителей (2002), в агломерации 12 050 тыс. чел. Занимает узкую прибрежную равнину вокруг бухты Гуанабара Атлантического океана и склоны холмов с резкими очертаниями; один из них особенно известен – Пан-ди-Асукар высотой 395 м. Климат тропический, сред. тем-ра января 26 °С, июля 21 °С, осадков ок. 1100 мм в год, с ноября по май – период дождей. 1 января 1502 г. португальские мореплаватели обнаружили вход в бухту Гуанабара и, приняв его за реку, назвали по дню открытия Риу-ди-Жанейру – "река января". В 1531 г. в бухте обосновались французы, изгнанные спустя 35 лет. В 1565 г. на берегу бухты португальцы построили город-крепость, назвав его Сан-Себастьян-ди-Риу-ди-Жанейру. С течением времени сохранилась лишь вторая ч. названия (часто город называют просто Рио). До середины XVIII в. – важный порт и центр работорговли в Юж. Америке, с 1763 г. столица вице-королевства Бразилия, колонии Португалии. После отделения в 1822 г. от Португалии и по 1960 г. был столицей страны.
Один из крупнейших портов Америки; вывозятся кофе, сахар, кожи, ценная древесина, марганцевая руда, хлопок, фрукты. Междун. аэропорт Галеан. Чёрная металлургия, маш-ние; хим., текст., деревообр., пищ. пром-сть; пр-во стройматериалов. Отдельные районы города разделены холмами и связаны между собой туннелями. Метрополитен. Несколько ун-тов, Бразильская АН, Бразильская филологическая академия, нац. академия медицины. Музеи: нац. худож., совр. искусства, историко-худож., индейский, географии Бразилии и др. Работают многочисленные театры и муз. коллективы. Всемирно известны красочные карнавалы. Крупнейший в мире стадион Маракана (220 тыс. зрителей). Великолепны пляжи набережной Копакабаны с отелями и пансионатами. В центр. ч. города – множество небоскрёбов и вместе с тем широко распространены перенаселённые кварталы трущобного вида – фавелы. В центре города много архит. памятников XVII–XIX вв.: монастыри Сан-Бенту (конец XVI в.), церкви в стиле барокко Носа сеньора да Глория (1714), Сан-Франсиску ди Пенитенсия (1772), ратуша (1743), собор Ла Канделария (1775), акведук (ныне путепровод) "Аркус ди Кариока" (1750), дворец Итамарати в стиле классицизма (1856). Среди множества монументов – громадная (высотой 60 м) статуя Христа на холме Корковаду (1931). Город украшают парки и ботанический сад.

Большая советская энциклопедия:

I
Рио-де-Жанейро (Rio de Janeiro)
штат на Ю.-В. Бразилии; в 1975 к Р.-д.-Ж. присоединена территория бывшего штата Гуанабара. Площадь 44,3 тыс. км2. Население 9,3 млн. чел. (1970). Административный центр — г. Рио-де-Жанейро. Занимает видное место в стране по производству кокса, переработке нефти, производству чугуна, стали и цемента. Металлургическая (Волта-Редондакрупнейший комбинат страны, Барра-Манса), машиностроительная (Рио-де-Жанейро, Нитерой), нефтеперерабатывающая (Дуки-ди-Кашиас, около 1/3 национальной нефтепереработки), цементная (Сан-Гонсалу, Кампус), химическая (Рио-де-Жанейро, Нитерой, Нова-Игуасу), текстильная (Рио-де-Жанейро), пищевая и другая промышленность. Главные с.-х. культуры — кофе и сахарный тростник, выращивают также кукурузу, рис, табак, какао, бананы. Овощеводство, плодоводство (цитрусовые). В долине р. Параиба — животноводство.
II
Рио-де-Жанейро (Rio de Janeiro)
город в Бразилии, административный центр штата Рио-де-Жанейро. Важный торгово-финансовый, промышленный и культурный центр страны. Расположен на берегу бухты Гуанабара Атлантического океана; занимает узкую прибрежную равнину и склоны гор, окаймляющих бухту; мысы и холмы на берегах её резко обрываются к океану [Пан-ди-Асукар («Сахарная голова»), 395 м высота, и др.]. Климат тропический, средняя температура января 26 °С, июля 21,1 °С, осадков около 1100 мм в год, с ноября по май — период дождей, относительная влажность около 80%. Население 4,3 млн. чел. (1972); 7,1 млн. чел. — в районе Большого Р.-д.-Ж., в состав которого входят тесно связанные с Р.-д.-Ж. промышленные города: Нова-Игуасу, Дуки-ди-Кашиас, Сан-Гонсалу, Сан-Жуан-ди-Мерити, Нилополис.
В январе 1502 португальские мореплаватели, приняв вход в бухту Гуанабара за устье большой реки, назвали это место Rio de Janeiro (португ. — январская река). В начале 1531 в бухте обосновались французские завоеватели. В том же году португальские конкистадоры, разбив французские войска, построили форт Рио-де-Жанейро. В 1555 французские колонизаторы вновь высадились в бухте и обосновались там. В 1567 французы были окончательно изгнаны португальцами; город-крепость получил название Сан-Себастьян-ду-Риу-ди-Жанейру в честь португальского короля Себастьяна I. С 1763 Р.-д.-Ж. — столица вице-королевства Бразилии, являвшегося колонией Португалии. После отделения Бразилии от Португалии (1822) Р.-д.-Ж. стал столицей Бразильской империи, в 1889—1960 — столица республики Соединённых штатов Бразилии. С начала 20 в. Р.-д.-Ж. — крупный центр рабочего движения (забастовки и демонстрации 1905—07, 1918, 1960-х гг., вооруженное восстание 1935).
Р.-д.-Ж. — один из крупнейших портов (грузооборот 26,1 млн. т в 1973) Южной Америки, через него проходит 1/3 импорта (уголь, нефть, цемент, машины, пшеница) и значительная часть экспорта страны (кофе, сахар, кожи, ценная древесина, марганцевая руда, хлопок, фрукты из штатов Рио-де-Жанейро, Минас-Жерайс, частично из штата Сан-Паулу и др.). Порт играет также важную роль в каботажном судоходстве. Р.-д.-Ж. — крупный узел железных и шоссейных дорог, международных и внутренних воздушных сообщений, 2 аэропорта — Сантус-Дюмон (внутренние линии) и Галеан (международные линии). Развиты судостроение, мукомольная промышленность, текстильное производство, изготовление одежды. Имеются предприятия кожевенной, деревообрабатывающей, химической, металлургической, машиностроительной, металлообрабатывающей промышленности; алмазогранильные фабрики. Р.-д.-Ж. даёт около 10% продукции обрабатывающей промышленности Бразилии. Р.-д.-Ж. — крупный туристский центр. Районы города разобщены холмами, поэтому связь между ними осуществляется или в обход их, или по туннелям. С 1970 строится метрополитен.
Р.-д.-Ж. — один из красивейших городов Бразилии. Стеснённый морем и скалами, Р.-д.-Ж. растет вверх; ведётся интенсивное строительство высотных зданий. В разных районах города — кварталы трущоб («фавелы»); значительная часть населения живёт также в перенаселённых кварталах и бараках. Центр города расположен в его северо-восточной части около морского порта, центральной площади и парка Парижа вдоль набережной, где сходятся магистрали авенида Риу Бранку и авенида Президента Варгас. В центре города сохранились архитектурные памятники 16—19 вв.: монастырь Сан-Бенту (конец 16 в., фасад — «эрререско», богатая отделка интерьера, 18 в.), барочные церкви (Носа сеньора да Глория, 1714; Сан-Франсиску ди Пенитенсия, 1772), ратуша (1743) и собор Ла Канделария (1775, архитектор Ф. Ж. Рошио и др.), акведук (ныне путепровод) «Аркус ди Кариока» (1750, инженер Ф. Гомис ди Андрада), классицистический дворец Итамарати (1856, архитектор Ж. М. Ж. Ребелу). В конце 19 — начале 20 вв. строились многочисленные общественные здания в духе эклектики («Театру мунисипал», Национальный музей изящных искусств, Национальная библиотека и др.). В 20 в. строятся многоквартирные жилые дома главным образом вдоль набережных (с примыкающими к ним пляжами) Копакабана, Ипанема, Фламенгу, Ботафогу и др. (например, застройка района Морру-да-Виува, середина 20 в. Разнообразные по архитектурным решениям жилые и общественные здания и ансамбли 20 в. в целом отмечены эффектностью объёмно-пространственных композиций, смелостью конструкций, соответствием специфике рельефа и климатическим условиям. Среди них выделяются: министерство просвещения и здравоохранения (1937—43, архитекторы Л. Коста, О. Нимейер, А. Э. Рейди и др.), гидроаэропорт (1938, архитектор А. Корреа Лима), банк Боависта (1946, архитектор Нимейер), жилые здания «Нова Синтра», «Бристоль» и «Каледония» (1948—54, архитектор Коста), стадион Мараканья (1950, архитекторы П. П. Б. Бастус, А. А. Диас Карнейру и др.), ансамбль на холме Педрегулью (1950—52, архитектор Рейди), университетский городок (1955, архитектор Ж. Морейра), здание Музея современного искусства (1958, архитекторы Рейди и Р. Бурле Маркс), деловое здание (1960, архитектор Э. Миндлин), гостиница «Насиональ» (1970, архитектор Нимейер). Интересна живописная архитектура возведённых в 1950—60-х гг. особняков и вилл (собственно дом Нимейера, 1953). Среди монументов — статуя Христа на холме Корковаду (1931, французский скульптор П. Ландовски), памятник погибшим во 2-й мировой войне 1939—1945 (1960, архитекторы Э. Маринью и М. Кондер Нету). Архитектурный ансамбль города органически дополнен национальными парками и ботаническим садом.
В Р.-д.-Ж. 6 университетов (4 государственных, 2 католических), крупнейший из них — Федеральный университет Р.-д.-Ж.; Бразильская академия литературы, Национальный комитет по атомной энергии, Национальная обсерватория, 25 научно-исследовательских институтов, свыше 20 научных обществ; Национальная библиотека: Национальный музей, Национальный исторический музей, Национальный музей изящных искусств, Музей современного искусства, Музей географии Бразилии, Музей индейца и др.
В Р.-д.-Ж. работают (1975): «Театру мунисипал», Бразильский театр комедии, театр «Жуан Каэтану», труппы «Опиньян», «Копакабана» и др.; профессиональные симфонические коллективы, в том числе Национальный симфонический оркестр. Актёрские и музыкальные кадры готовят: Национальная консерватория драматического искусства, Национальная школа музыки Бразильского университета, Бразильская консерватория, Музыкальная академия им. О. Л. Фернандиса, Национальная консерватория хорового пения и др.
Лит.: Karfeld К. P., Rio de Janeiro, [So Paulo], 1955; Coaracy U., Memrias da cidade do Rio de Janeiro, Rio de J., 1955.

Бразилия. Рио-де-Жанейро. Общий вид города. Справа — гора Пан-ди-Асукар («Сахарная голова»). Слева, на переднем плане — холм Корковаду со статуей Христа (1931, французский скульптор П. Ландовски).

Бразилия. А. Э. Рейди. Ансамбль зданий на холме Педрегулью Рио-де-Жанейро. 1950—52.

Бразилия. Л. Коста. Жилое здание «Нова Синтра» в Рио-де-Жанейро. 1948.

Бразилия. Район Морру-да-Виува в Рио-де-Жанейро. Застройка сер. 20 в.

Бразилия. Л. Коста, О. Нимейер, А. Э. Рейди и др. Министерство просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. 1937—43.

Бразилия. А. Э. Рейди, Р. Бурле Маркс. Музей современного искусства в Рио-де-Жанейро. 1958.

Рио-де-Жанейро. Район фавел.

Рио-де-Жанейро. Набережная Копакабана.

Рио-де-Жанейро. Деловое здание. 1961. Архитектор Э. Э. Миндлин.

Рио-де-Жанейро. Площадь Парижа.

Рио-де-Жанейро. Стадион Мараканья. 1950. Архитекторы П. П. Б. Бастус, А. А. Диас Карнейру и др.

Рио-де-Жанейро. Авенида Бейра Мар.

Рио-де-Жанейро. Собор Ла Канделария. 1775. Архитектор Ф. Ж. Рошио и др.

Рио-де-Жанейро. Здания Военного министерства и вокзала. 20 в.

Рио-де-Жанейро. Общий вид города.

Рио-де-Жанейро. План.

Советская историческая энциклопедия:

(Rio de Janeiro) — город на Ю.-В. Бразилии, важный экономич., политич. и культурный центр, океанский порт, ж.-д. узел. Нас. 3909 тыс. чел. (1966). Расположен на побережье Атлантич. ок. на зап. берегу бухты Гуанабара, открыт португ. мореплавателями в янв. 1502. Приняв вход в бухту за устье большой реки, они назвали это место Rio de Janeiro (португ. — Январская река). В нач. 1531 здесь основали поселение французы. В апр. 1531 португальцы, разбив французов, построили форт Рио-де-Жанейро. В 1555 французы вновь высадились в бухте и оставались там до 1567, когда были окончательно изгнаны португальцами. Город получил назв. Сан-Себастьян-ди-Рио-де-Жанейро в честь португ. короля Себастьяна I. С 1763 Р.-де-Ж. стал столицей вице-королевства Бразилии, являвшегося колонией Португалии. После отделения Бразилии от Португалии (1822) Р.-де-Ж. стал столицей Бразильской империи. С 1889 — столица республики Соединенных Штатов Бразилии. С нач. 20 в. Р.-де-Ж. — крупный ц. рабочего движения (забастовки и демонстрации 1905-07, 1918, 1960-х гг., вооруж. восстание 1935). С апр. 1960, после переноса столицы в г. Бразилия, Р.-де-Ж.- ц. шт. Гуанабара. В городе имеется два ун-та — Федеральный (осн. 1920) и Католический (осн. в 1940); Ин-т истории и географии (осн. в 1838), Бразильская АН (осн. в 1897). Много памятников архитектуры 16-18 вв. и крупных современных сооружений.
=====
Лит.: Kornfeld К. P., Rio de Janeiro, R. de J., 1955; Coaracy V., Memories da cidade do Rio de Janeiro, R. de J., 1955; Pizarro e Aranjo J., Memrias histricas do Rio de Janeiro, v. 1-9, R. de J., 1945-48.

Музыкальная энциклопедия:

(Rio de Janeiro) — крупнейший культурный центр Бразилии, до 1960 её столица. 4857,7 тыс. жит. (1975). В период колонизации и португ. владычества был одним из гл. очагов распространения европ. культуры и католичества в Юж. Америке. С кон. 16 в., после окончат. завоевания бухты Р.-де-Ж. португальцами (1567), здесь стали возникать многочисл. церкви, давались религ. представления, в к-рых значит. роль отводилась музыке. В 18 в. культурная жизнь сосредоточилась, помимо церквей, в домах богатых миссионеров, где проходили концерты музыкантов-любителей, гастролёров и изредка ставились спектакли с музыкой. В 1748 падре Вентура осн. первый в Бразилии муз.-драм. т-р "Дом оперы" (в нач. 70-х гг. 18 в. т-р сгорел), на сцене к-рого выступали европ. драм. и оперные, гл. обр. итал., труппы. В 1776 был открыт т-р "Новая опера". Роль Р.-де-Ж. как культурного центра возросла после отделения Бразилии от Португалии и провозглашения независимости (1822), когда город стал столицей Бразильской империи. При имп. дворе была создана постоянная капелла, давались оперы (на итал. и португ. языках) и хореографич. представления. Первый император Бразилии Педру I был композитором-любителем; он написал музыку "Гимна независимости" (исп. в 1822 в "Доме оперы"). В 1813 по инициативе работавшего в Бразилии португ. комп. М. Португала был открыт т-р "Сан-Жуан" (впоследствии Королевский т-р). Здесь состоялись премьеры ряда его опер, регулярно выступали итал. оперные и франц. балетные труппы. В 1841 браз. композитор и муз.-обществ. деятель P. M. да Силва основал в Р.-де-Ж. первую в Бразилии Королевскую консерваторию, ставшую центром муз. образования в стране. С 60-х гг. силами её педагогов и студентов давались оперные спектакли, в частности была пост. одна из первых нац. опер"Ночь в замке" К. А. Гомиса (1861). В 1890 консерватория преобразована в Нац. ин-т музыки. Под рук. директоров Л. Мигиса (1890-1902) и А. Непомусену (1902-16) ин-т стал одним из ведущих муз. уч. заведений континента.
В кон. 19 — нач. 20 вв. возник ряд конц. организаций, в т. ч. Об-во популярных концертов (1887), содействовавшее демократизации муз. жизни, пропаганде классич. музыки, и Об-во симф. концертов (1908), впервые организовавшее систематич. симф. концерты (8-10 концертов ежегодно). Основатель и руководитель (до 1933) Об-ва симф. концертов Ф. Брага способствовал росту проф. уровня оркестра. Королевский т-р после провозглашения федеративной республики (1889) фактически прекратил деятельность. В 1909 был открыт Муниципальный т-р ("Театру мунисипал"), ставший в 20 в. гл. муз. сценой страны. Т-р не имел собств. труппы, здесь проводились т. н. сезоны междунар. лирич. т-ра, привлекавшие известных европ. исполнителей.
В 1-й пол. 20 в. большое влияние на оживление муз. жизни Р.-де-Ж. оказали работавшие здесь крупнейшие браз. комп. Э. Вила Лобос и О. Л. Фернандис. Проходившие в Р.-де-Ж. премьеры их соч. были важным событием муз. жизни. В 1925 Фернандис организовал Хор. об-во, в концертах к-рого впервые прозвучали мн. классич. произв., а также соч. браз. композиторов. Вила Лобос с 1931 руководил осуществлением обширной программы перестройки муз. воспитания и образования. В 1930 Н. Синтра осн. Филармонич. оркестр, к-рый в 1932 слился с оркестром Об-ва симф. концертов; образовался Муниципальный оркестр (под рук. В. Б. Маркса). В 1940 по инициативе дир. Ж. Сикейры создан Нац. симф. оркестр (получал субсидию от правительства), ставший ведущим исполнит. коллективом страны. Оживилась также деятельность Муниципального т-ра (образовались постоянные оркестр, хор и кордебалет), в репертуар к-рого постепенно включались нац. опера и балет. В 1930 Нац. ин-т музыки вошёл в состав Браз. ун-та как самостоят. ф-т, с 1937 — Нац. школа музыки Браз. ун-та. Параллельно действует Браз. консерватория (открыта в 1936). Среди педагогов обоих уч. заведений — значит. число иммигрантов (из Германии и др. стран), переселившихся в Р.-де-Ж. во время 2-й мировой войны 1939-45. В нач. 40-х гг. по инициативе Вила Лобоса возник ряд новых организаций, ставших очагами нац. культуры: Нац. консерватория хор. пения (1942), готовящая преподавателей музыки, Центр фольклорных исследований (1943), Браз. академия музыки (1945), носящая имя О. Л. Фернандиса. Ещё с 30-х гг. предпринимались попытки создания проф. объединения музыкантов, в 1954 учреждён Союз музыкантов (объединение композиторов, исполнителей, педагогов). В 1960 по инициативе прогрессивных муз. деятелей во главе с Сикейрой и Ф. Миньони, а также П. ди Асисом и Эстрелой был осн. Орден музыкантов Бразилии (позже разделился на Объединение браз. композиторов и Объединение музыкантов).
Несмотря на перенесение столицы в г. Бразилия (1960) и выдвижение на первый план Сан-Паулу как крупнейшего по численности населения и концентрации промышленности города Бразилии, Р.-де-Ж. сохраняет значение ведущего муз. центра страны. Здесь регулярно проводятся крупные муз. мероприятия — междунар. муз. фестивали, междунар. конкурсы инструменталистов (с 1957 — пианистов, с 1965 — также скрипачей) и вокалистов (с 1963), Фестиваль им. Э. Вила Лобоса. Организацией муз. мероприятий занимаются Конц. ассоциация, Нац. ассоциация музыки, Ассоциация хор. пения, а также частные импресарио, большинство контор к-рых расположено в Р.-де-Ж. Здесь сконцентрированы осн. артистич. силы страны, гастролируют крупные коллективы и солисты из Европы и Америки. Единственной в стране проф. труппой располагает Муниципальный т-р (в 70-х гг. она пополнилась одарёнными браз. артистами). Под рук. ведущих браз. дирижёров М. Точареса и Э. ди Карвалью возросло мастерство Нац. оркестра. Важное место в муз. жизни Р.-де-Ж. занимают концерты эстр. музыки, песни, а также традиц. карнавалы, в к-рых принимают участие сотни тысяч людей. Помимо названных коллективов, в Р.-де-Ж. имеются 2 хора, струн. квартет и др. Здесь находятся (при Нац. школе музыки) лучшие в стране муз. библиотека (более 25 тыс. томов) и коллекция муз. инструментов, работает Музей Вила Лобоса (издаёт исследования о творчестве композитора, пропагандирует его музыку). В Р.-де-Ж. издаются (нерегулярно) журн. "Revista de Mъsica Popular" (с 1954), "Revista brasileira de Musica" (с 1962).
Литература: см. при ст. Бразильская музыка.
M. M. Яковлев.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru