Определение слова «ТИХОМИРОВ»

Большой энциклопедический словарь:

ТИХОМИРОВ (наст. фам. Михайлов) Василий Дмитриевич (1876-1956) — российский артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист Республики (1934). В 1893-1935 в Большом театре. Возобновлял балеты классического наследия. Поставил (с Л. А. Лащилиным) один из первых советских балетов на современную тему — "Красный мак" Р. М. Глиэра (1927).

Советская историческая энциклопедия:

1.
Лев Александрович (19.I.1852 — 16.X. 1923) — рус. революционер-народник, впоследствии — ренегат. Из дворян. Учился в Моск. ун-те. В 1872-1873 — чл. об-ва чайковцев, вел пропаганду среди рабочих, написал революц. брошюры "Сказка о четырех братьях" и "Е. И. Пугачев или бунт 1773 г." и др. Арестован в нояб. 1873, судился по "процессу 193-х". С лета 1878 — чл. центра и редакции печатного органа "Земли и воли". Т.- участник Липецкого и Воронежского съездов. С 1879 — чл. Исполнит. к-та, Распорядит. комиссии и редакции "Народной воли". В 1882 эмигрировал. Издавал вместе с П. Л. Лавровым "Вестник "Народной воли"". В 1888 отрекся от революционных убеждений, напечатал брошюру "Почему я перестал быть революционером?", испросил помилование и в 1889 вернулся в Россию. Стал монархистом. В 1909-1913 редактировал "Моск. ведомости". В 1917 отошел от политич. деятельности. Умер в Загорске.
=====
Соч.: Воспоминания, М.-Л., 1927; 25 лет назад (из дневников Л. Тихомирова), "КА", 1930, т. 1-5; Заговорщики и полиция, М., 1930.
=====
Лит.: Плеханов Г. В., Новый защитник самодержавия, или горе г. Л. Тихомирова, Соч., т. 3, М.-Л., 1928; Фигнер В. Н., Лев Тихомиров, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1932; Кузьмин Дм., Народовольч. журналистика, М., 1930; Бухбиндер Н. А., Из жизни Л. Тихомирова, "КиС", 1928, No 12.
=====
Н. А. Троицкий. Саратов.
2.
Михаил Николаевич (1.VI.1893 — 2.IX.1965) — сов. историк, академик АН СССР (с 1953; чл.-корр. с 1946), действит. чл. Польской академии наук, чл. Американской ассоциации историков. Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та в 1917. С 1934 преподавал на ист. ф-те Моск. ун-та и в др. вузах (с 1939 — профессор). С 1935 работал в Академии наук (в ин-тах истории, славяноведения). Т.- автор более 10 монографий и мн. статей. Осн. труды написаны в 30-60-е гг. Т.- историк широкого диапазона. В сферу его интересов входили отечеств. история, история Византии и слав. народов с 10 до 19 вв. Предметами исследования Т. были социально-экономич., политич., культурная история, спец. ист. дисциплины — источниковедение, историография, ист. география, археография, палеография. Т. принадлежал к тем сов. ученым, заслугой к-рых была выработка марксистско-ленинских представлений об осн. явлениях конкретной истории России периода феодализма, о предмете и задачах вспомогательных ист. дисциплин. Гл. темой науч. творчества Т. была история нар. масс. Т. показал, что Древняя Русь была страной высокоразвитых городов — центров ремесла и торговли, живших бурной политич. жизнью, и охарактеризовал важнейшие факты истории наиболее значит. городов ("Древнерусские города", М., 1946); осн. черты гор. жизни последующего времени исследованы Т. в книге "Древняя Москва" (М., 1947). Т. первым обобщил материал о клас. борьбе в Древней Руси ("Крестьянские и городские восстания на Руси XI-XIII вв.", М., 1955), о восстаниях в Новгороде и Пскове в 1650 ("Псковское восстание 1650 г.", М.-Л., 1935) и др. Капитальный труд "Россия в XVI столетии" (М., 1962) — обобщающее исследование по ист. географии, показывающее одновременно особенности соцпально-экономич. и политич. развития отд. районов страны. Спец. работы Т. посвящены происхождению названий "Русь", "Русская земля", "Россия", земским соборам XVI в., приказному делопроизводству XVII в., междунар. связям Руси, борьбе народов нашей страны с иноземными захватчиками. Месту России во всемирной истории посвящена научно-популярная книга "Средневековая Россия на международных путях XIV-XV вв." (М., 1966), в основу к-рой положены лекции, прочитанные Т. в Париже. Видное место в творчестве Т. занимало исследование проблем истории рус. культуры (работы о др.-рус. философии, "Слове о полку Игореве", А. Рублеве, роли Новгорода и Москвы в развитии культуры, начале книгопечатания, М. В. Ломоносове и др.); эти работы были объединены посмертно в книге "Русская культура X-XVIII вв." (М., 1968). Междунар. связям России с юж. славянами посвящена книга Т. "Исторические связи русского народа с южными славянами с древнейших времен до половины XVII в." (М., 1947) и др. работы.
=====
Отличительная черта трудов Т.- сочетание собственно историч. и собственно псточниковедч. исследований. Специально источниковедч. проблемам посвящены книга "Исследование о "Русской Правде"" (М.-Л., 1941), в к-рой законодательная деятельность теснейшим образом связывается с событиями клас. борьбы, незавершенная монография о начале рус. летописания, работы об актах, памятниках публицистики и др. источниках. Т.- автор первого уч. пособия по источниковедению истории СССР (до 19 в.), публикатор и первооткрыватель мн. письменных памятников, автор археографич. трудов. По инициативе Т. возобновлено издание "Полного собрания русских летописей", началось издание "Истории российской" В. Н. Татищева, подготовлены к печати и комментированы учебные издания источников ("Русской правды", "Соборного уложения" и др.). Т. был автором уч. пособий для высшей и средней школы, научно-популярных брошюр и статей; много сил отдавал преподавательской деятельности, руководил аспирантами и оставил большую школу учеников. Т.- видный организатор науки: деятельный участник музейного строительства (организатор музея в г. Дмитрове в 1918, зав. отделом рукописей Гос. историч. музея), основатель кафедры источниковедения истории СССР Моск. гос. ун-та. В 1953-56 Т. был академиком-секретарем отделения ист. наук АН СССР. Организатор и первый председатель Археографич. комиссии. Участник междунар. конгрессов и встреч. Награжден орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Списки осн. трудов Т. опубликованы в изд. "М. Н. Тихомиров. Материалы к биобиблиографии ученых СССР" (М., 1963), "Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран". Сб. статей к 70-летию академика М. Н. Тихомирова (М., 1963), в журн. "История СССР", 1965, No 5. Лит-ра о жизни и деятельности Т. указана в сб. "Новое о прошлом нашей страны. Памяти академика М. Н. Тихомирова" (М., 1967, С. 19-20).
=====
С. О. Шмидт. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ТИХОМИРОВ Лев Александрович [19 (31) января 1852, Геленджик – 16 октября 1923, Сергиев Посад] – русский общественный и политический деятель, публицист, литератор, политолог и философ. Родился в семье военного врача. В 1870–73 учился в Московском университете, где вступил в группу «чайковцев». В 1873 был арестован и осужден по «процессу 193-х». Более 4 лет провел в Петропавловской крепости. С 1878 член центра «Земля и Воля», с 1879 член Исполнительного комитета и редакции «Народной Воли». В 1882 вместе с семьей эмигрировал. Издавал вместе с П.Л.Лавровым [ЛАВРОВ]«Вестник Народной Воли». В эмиграции окончательно разочаровался в революционных идеалах, опубликовал брошюру «Почему я перестал быть революционером» (1888), подал прошение о помиловании, которое было удовлетворено. После возвращения в Россию сотрудничал в «Московских ведомостях» и «Русском обозрении». Большое количество его статей и книг посвящены проблемам общественного развития (революционное движение в России, социализм и рабочий вопрос, церковная реформа). С 1914 отошел от активной общественной деятельности, целиком посвятив себя религиозно-философскому творчеству.
Жизнь и творчество Тихомирова представляют собой пример поворота отечественной социально-философской мысли от материализма и утопических социологических схем к христианскому миросозерцанию. Именно в рамках последнего Тихомиров критикует русское революционное движение: драма социально-революционных «брожений» – лишь отражение религиозного отступничества, бунта против Бога в душе человека. В книге «Монархическая государственность» (1905, переизд. 1992) классификация основных принципов верховной власти проводится с точки зрения той силы, которой нация по своему нравственному состоянию способна больше доверять: демократия (сила количественная), аристократия (доверие к авторитету, к лучшим людям), монархия (доверие к нравственно-религиозной силе). «Религиозно-философские основы истории» (опубл. 1997) представляют собой попытку интерпретации всемирной истории с точки зрения двух основных религиозных принципов: дуалистического, признающего онтологическое различие Бога-Творца и твари и находящего свое высшее выражение в христианстве, и монистического (различные формы пантеизма, политеизма, челове-кобожества). Методологически дихотомия Тихомирова очень близка к схеме разделения культурных начал на иранское и кушитское у А.С.Хомякова [ХОМЯКОВ].
Сочинения:
1. Письма к М.В.Лодыженскому. – «ВФ», 1992, № 5;
2. Критика демократии. М., 1997.
Литература:
1. Плеханов Г.В. Новый защитник самодержавия, или Горе г. Л.Тихомирова. – Соч., т. 3. М.–Л., 1928;
2. Степанов А.Д. «Я увидел и отвернулся...»: Л.Тихомиров о русской революции, в. 1. – «Вече». СПб., 1994.
В.Н.Катасонов

Словарь русских фамилий:

• Отчество от славянского нецерковного имени Тихомир, еще не редкого и в XVII в.
Тихомир — распространенное древнерусское нецерковное имя. Этимология ясна: от слов «тихий», «мирный». Сравните с глаголом «утихомирить»успокоить, умиротворить. Была пословица: «Тихомирный под спудом живет». (Ф) Родственная фамилия Тихонравов могла быть получена и в семинарии.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru