Определение слова «баптизм»

Толковый словарь Ефремовой:

баптизм м.
Одно из направлений протестантизма, характеризующееся совершением обряда крещения в сознательном возрасте и отрицанием духовенства как посредника между верующими и Богом.

Толковый словарь Ушакова:

БАПТИ́ЗМ, баптизма, мн. нет, ·муж. (рел.). Учение баптистов.

Большой энциклопедический словарь:

БАПТИЗМ (от. греч. baptizo — окунаю, крещу водой)разновидность протестантизма. Возник в нач. 17 в. Наибольшее число баптистов — в США. В России баптизм распространился в 60-х гг. 19 в. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крещение совершают над взрослыми. См. также Евангельские христиане-баптисты.

Словарь по культурологии:

(греч. baptizo – окунаю, крещу водой)разновидность протестантизма, сторонники которого придерживаются принципа спасения лишь посредством личной веры; не признают икон, святых, мощей, распятия. Возник в Европе в ХVII в., в России получил распространение в 60-х гг. ХIХ в.

Толковый словарь Кузнецова:

баптизм
БАПТИЗМ -а; м. [от греч. baptiz — окунаю, крещу водой]. Разновидность протестантизма, допускающая крещение только в сознательном возрасте и предполагающая личное общение с Богом (без посредничества церкви).
Баптистский (см.).

Малый академический словарь:

баптизм
-а, м.
Одна из разновидностей протестантизма, в основе которой лежит принцип личного (а не через церковь) общения с богом, допускающая крещение только в сознательном возрасте.
[От греч. — крещу]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
баптизм, -а

Толковый словарь Ожегова:

БАПТИЗМ, а, м. Разновидность протестантизма, возникшая в нач. 17 в. и распространённая главным образом в Америке и Европе.

Новая философская энциклопедия:

БАПТИЗМ (от греч. – «погружаю в воду», «крещу»), крупнейшая протестантская церковь, возникшая как радикальная ветвь английского пуританизма [ПУРИТАНИЗМ]. Баптисты потребовали полной независимости от светской власти, замены прихода (parish-church) самоуправляющейся церковной общиной (gathered-church), состоящей лишь из «заново рожденных» верующих, которые сознательно и публично приняли крещение. Изначально определились две соперничавшие между собой формы баптизма. 1. Общие (генеральные) баптисты, убежденные, что Иисус Христос искупил грехи всех людей и судьба христианина зависит от его воли и поведения. Первая церковь общих баптистов была образована в 1609 английскими пуританами, переселившимися в Амстердам (в 1611 они вернулись в Англию). 2. Частные (партикулярные) баптисты, разделяющие учение Ж.Кальвина:искупительная жертва Иисуса Христа касается лишь людей, от вечности предопределенных Богом к спасению [СПАСЕНИЕ]. Впервые частные баптисты появились в Англии (1638) и впоследствии приобрели доминирующее положение в баптизме.
В 1639 английский индепендент-эмигрант Роджер Уильямс основал первую баптистскую церковь в Род-Айленде (Новая Англия). Он вошел в историю как борец за веротерпимость и свободу совести против местной пресвитерианской (кальвинистской) олигархии. В 1707 была создана Филадельфийская баптистская ассоциация, которая стала ядром формирования партикулярных баптистов в США. Специфика баптизма (демократичность организации, строгая дисциплина в общинах, активное миссионерство) обеспечила быстрый рост числа его приверженцев, особенно среди американских негров, большинство которых и поныне являются баптистами. В 18–19 вв. внутри баптизма возникают новые толки (баптисты седьмого дня, баптисты свободной воли, евангельские христиане и др.) и группы инакомыслящих, впоследствии превратившиеся в самостоятельные протестантские церкви: адвентисты, Свидетели Иеговы, пятидесятники, которые в свою очередь распались на многочисленные разновидности. Американские баптисты сыграли главную роль в организации Всемирного союза баптистов (1905), объединившего уже около 7 млн верующих.
Баптистские теологи целеустремленно разрабатывали проблемы личности, мировоззренческой ориентации личности, психологии веры, свободы совести и т.п. Ярким примером может служить знаменитая аллегория Д.Буньяна (1628–88) «Путешествие пилигрима в небесную страну», в художественной форме изобразившая путь души к Богу. Среди идеологов баптизма 20 в. и его оппонентов, социальных философов и политических деятелей, во многом определивших облик западной культуры, евангелические проповедники Ч.Спёрджен и Б.Грэм, лидер социального евангелизма У.Раушенбуш [РАУШЕНБУШ]и его суровый критик Р.Нибур, фундаменталист Д.Муди, модернист Ш.Мэтьюс [МЭТЬЮС], негритянский лидер Букер Т.Вашингтон, борец против расизма Мартин Л.Кинг, радиопроповедник Дж.Фолуэлл – символ религиозных правых.
В середине 19 в. эмиссары Филадельфийской ассоциации проникают на Европейский континент, прежде всего в Германию и соседние страны, а с 1860-х гг. баптистские миссионеры активно проповедуют на юге России. В 1874 под влиянием английского проповедника Г.Редстока в Петербурге возникают группы евангельских христиан («редстокисты», «пашковцы»), принявших вероучение общих баптистов. В 1884 создается Союз русских баптистов. Несмотря на активное противодействие Русской Православной церкви и полицейские репрессии, к 1912 в России насчитывалось около 120 тыс. частных баптистов и 30 тыс. евангельских христиан. Баптистские лидеры приветствовали крах российской монархии и учреждение республиканского правления, всегда составлявшего политический идеал баптизма. Насильственной Октябрьской революции они противопоставляли проповедь мирной «революции духа», следуя социальному евангелизму У.Раушенбуша. В годы нэпа численность баптистской церкви превысила полмиллиона человек. В кон. 1920-х гг. репрессии возобновились, руководящие органы баптистов и местные общины были распущены, многие баптисты подверглись арестам и высылке в Сибирь и Среднюю Азию.
Как разновидность протестантизма [ПРОТЕСТАНТИЗМ]баптизм единственным источником вероучения признает Библию, отрицает католическую (равно как и православную) доктрину спасения: спасает только личная вера – sola fide; отвергает церковные таинства, культ святых, монашество, почитание икон, священнические облачения и т.п. В баптистской проповеди преобладают морально-назидательные темы. Главный мотив: «Жить в мире, но быть не от мира сего», т.е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдать Иисусу Христу. Влияние баптизма во многом объясняется его организацией. Община (приход) состоит лишь из людей, сознательно и публично принявших крещение. Сплоченный коллектив «братьев и сестер», строго соблюдающих нравственные нормы (отказ от пьянства, сквернословия, грубости и т.п.), на деле проявляющих добросердечие и взаимную заботу, привлекает людей, ощутивших свою незащищенность, одиночество и несправедливость «греховного мира». Долгом всех членов общины считается миссионерская деятельность и религиозное воспитание в семье. Баптисты, замеченные в греховном поведении, подлежат наказанию, вплоть до исключения из церкви.
В 1944 баптисты и евангельские христиане были объединены во Всесоюзный союз Евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), получивший официальный статус. Позже к нему была присоединена часть пятидесятников (1945) и братские менониты (1963). Искусственность такого конгломерата быстро проявилась во внутренних трениях и расколах. В начале 1990-х гг. ВСЕХБ распался. Ныне в России действует примерно 2 000 баптистских общин, насчитывающих около 250 тыс. верующих. Наиболее крупные объединения представлены конституированным в 1991 Союзом Евангельских христиан-баптистов Российской Федерации и Союзом Церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ). В последние годы численность российских баптистов постепенно увеличивается. Мировой баптизм сегодня – это крупнейшая протестантская церковь, действующая во всех странах и регионах. Она насчитывает свыше 40 млн верующих, три четверти которых проживают в США.
Литература:
1. Буньян Дж. Духовная война. Путешествие пилигрима в небесную страну. Бармен, 1921;
2. Клибанов Л.И. История религиозного сектантства в России. М., 1965, гл. 5;
3. Кислова А.А. Идеология и политика американской баптистской церкви. М., 1967;
4. Яшина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность. М., 1977;
5. Вероучение Евангельских христиан-баптистов. – «Братский вестник», 1985;
6. История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989;
7. История баптизма, сб., вып. 1. Одесса, 1996;
8. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997;
9. Torbet Robert G. History of the Baptists. L., 1966;
10. Vedder Henrry С. A Short History of the Baptists. Valley Vorge, 1967.
Л.Н.Митрохин

Краткий религиозный словарь:

Общее число баптистов на конец XX века — 48 миллионов человек

Грамматический словарь Зализняка:

Баптизм, баптизмы, баптизма, баптизмов, баптизму, баптизмам, баптизм, баптизмы, баптизмом, баптизмами, баптизме, баптизмах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru