Определение слова «Братства»

Большой энциклопедический словарь:

БРАТСТВА — национально-религиозные и просветительные общественные организации 15-18 вв. при православных церквах Белоруссии, Украины, Литвы, Чехии (Львовская, основана 1586; Киевская, 1615; Луцкая, 1624, и др.). Боролись против национального угнетения и насильственного окатоличивания православного населения. По структуре напоминали городские цехи, имели уставы. Открывали школы, типографии, коллегиумы.

Большая советская энциклопедия:

I
Братства
украинские и белорусские национально-религиозные общественные организации 15—18 вв. Создавались при православных церквах на территории Украины, Белоруссии, части Литвы для борьбы против национального угнетения и насильственного окатоличивания русских, украинцев и белоруссов православного вероисповедания. Возникли Б. ещё в 15 в. (старейшие во Львове и в Вильно), в Каменец-Подольске и Рогатине — в 1589, в Могилёве — в 1590, в Бресте — в 1591, в Перемышле — в 1592, и др. Б. были основаны на демократических принципах. Их членом мог быть каждый, кто вносил взнос на общие расходы. Основную массу «братчиков» составляли горожане, однако, кроме них, в Б. входили представители духовенства, шляхты и крестьян. В 1620 в Киево-Богоявленское Б. вписалось всё запорожское войско во главе с гетманом Сагайдачным (См. Сагайдачный). Их организационные формы напоминали средневековые городские цехи. Б. имели свои уставы. Боролись за право ставропигии, т. е. за независимость от местного духовного начальства и подчинение непосредственно патриарху. Б. выступали против иезуитской пропаганды и насаждения католичества и униатства на Украине и в Белоруссии, боролись за национально-культурную независимость украинского и белорусского народов, поддерживали связи с Россией, Молдавией, южными славянами; вели большую культурно-просветительную деятельность, открывали братские школы, типографии. Вокруг школ собирались культурные силы. На базе школы Киевского Б. в 1632 была создана Киево-Могилянская коллегия (позднее академия). Из братских школ вышел ряд писателей, учёных, политических деятелей, деятелей просвещения, книгопечатания, искусств, которые содействовали укреплению связей украинского и белорусского народов с русским народом (например, Иов Борецкий, Лаврентий Зизаний, Памва Берында, Захарий Копыстенский, Епифаний Славинецкий и др.).
Во 2-й половине 17—18 вв., в связи с дальнейшим укреплением феодальных отношений, роль Б. в общественно-политической жизни ослабевает. В Галиции на Правобережье Днепра они попадают под влияние духовенства, на Левобережье выполняют преимущественно религиозно-бытовые функции. Б., существовавшие при некоторых сельских и городских церквах в 19 в., уже не занимались общественно-политической и культурной деятельностью, хотя и сохраняли некоторые обряды и обычаи, присущие прежним Б. В конце 19 — начале 20 вв. некоторые деятели православной церкви создавали клерикальные организации, не имевшие ничего общего, кроме названия, с прежними Б., хотя и ссылавшиеся на их традиции.
Лит.: Гуслистий К., Нариси з icторiї України, в. 3 — Визвольна боротьба українського народу проти шляхетської Полыщi в другiй половинi XVI i в першiй половинi XVII ст., К., 1941; Icaeвич Я. Д,, Братства та їx роль в розвитку ypaїнскої культури XVI—XVIII ст., К., 1966: Ефименко А., Южно-русские братства, в её кн.: Южная Русь, т. 1, СПБ. 1905.
Г. Гуслистый.

Комплекс сооружений Львовского братства: Успенская церковь (1591—1631; арх. П. Римлянин. В. Капинос, А. Прихильный) и колокольня Корнякта (1572—78; арх. П. Барбон).
II
Братства
объединения городских ремесленников (иногда крестьян) в средневековой Европе. Ставили себе религиозные и благотворительные цели, были организациями взаимопомощи. Центром была обычно какая-либо часовня «святого» — патрона (покровителя) Б. Объединяли ремесленников одинаковой профессии одного или нескольких цехов (существовали и внецеховые Б.). Первоначально включали и мастеров и подмастерьев; позднее возникли и самостоятельные Б. подмастерьев (союзы подмастерьев, французские Компаньонажи), превратившиеся в 15—16 вв. в организации борьбы подмастерьев против усиливавшейся эксплуатации мастеров. Существовавшие в средние века во французской деревне Б. крестьян — фререски — представляли собой объединения крестьянских дворов для общего ведения хозяйства и нередко становились организациями борьбы крестьян с сеньорами.
III
Братства («Братства»,)
средневековые театральные полулюбительские организации; первичные формы театральных трупп. Наибольшее распространение получили во Франции, Англии, Голландии, Германии. В зависимости от репертуара делились на религиозные, связанные в своих истоках с церковными организациями, и комедийные, создававшиеся в результате объединения Гистрионов. Самое известное во Франции «Братство страстей господних» (конец 14—2-я половина 17 вв.), с деятельностью которого было связано начало перехода от любительского к профессиональному театральному искусству, имело монопольное право на театральные представления в Париже. Своеобразным видом «Б.» были объединения немецких мейстерзингеров (См. Мейстерзингеры) (15—16 вв.), в Голландии — камеры риторов (15 в.).

Советская историческая энциклопедия:

Религ.-нац. организации православного мещанства на Украине и в Белоруссии в 15-17 веках. Создавались обычно вокруг приходских церквей на основе существовавших в укр. и белорус. городах ремесл. цеховых орг-ций. Во многих случаях ядром их был цех, хотя они создавались и другими гор. корпорациями. Первоначально Б. ставили себе религ. и благотворит. цели. Расходы Б. покрывались за счет взносов его членов. Б. имели свои уставы. В 1439 возникло Львовское Б., в 1458- Виленское и др. По мере усиления шляхетской и католич. экспансии на Украину и в Белоруссию, особенно после заключения Люблинской унии 1569, росло значение Б. в борьбе с национальным и религиозным гнетом. Во 2-й пол. 16 — нач. 17 вв. возникли Б. в Мстиславле, Бресте, Минске, Орше, Перемышле, Киеве (ок. 1615) и других городах. В Б. стала вступать также часть православной украинской шляхты, низшего и среднего духовенства. Деятельность Б. стали поддерживать вост. православные патриархи, заинтересованные в борьбе с агрессией Ватикана. В 1585 антиохийский патриарх утвердил Львовскому Б. новый устав, по к-рому все Б. подчинялись его руководству. Оно получило право контроля над моральной жизнью светских и духовных лиц (в т. ч. и епископов). Вскоре Львовское Б. было подчинено непосредственно константинопольскому патриарху, что сделало его независимым от местного духовенства. Б. выступали против господства шляхты в церк. делах, добиваясь установления своего влияния над церковью. Они вели борьбу с иезуитской пропагандой и насаждением католичества. Сопротивление Б. затруднило осуществление церк. унии на Украине и в Белоруссии (см. Брестская уния 1596). Б. открывали типографии, школы (в Киеве, Львове, Виннице, Луцке, Немирове и др.), где преподавание велось на старослав. и греч. яз. В них учились гл. обр. дети мещан, низшего духовенства и мелкой шляхты. Вокруг школ собирались культурные силы, Б. издавали и распространяли церк. богословскую и политич. лит-ру. Среди школ на 1-е место выдвинулась Киевская коллегия. Из братских школ вышло неск. писателей, ученых, композиторов, политич. деятелей, содействовавших укреплению связей укр. и белорус. народов с русским. В нач. 17 в. Киевское Б. стало политическим центром освободит. движения на Украине. Из Киевского Б. вышли "Протестация" (1621), направленная против притеснений укр. народа шляхетской Польшей, обличит. послания Исайи Копинского к ренегату Иеремии Вишневецкому и др. произведения, в к-рых защищались права укр. народа на самостоят. существование и свою культуру. С воссоединением Левобережной Украины с Россией в 1654 и отражением наступления магнатов и католичества деятельность укр. Б. в 18 в. постепенно замирает. Б. сыграли видную роль в борьбе против политики окатоличивания и ополячивания, проводившейся польско-шляхетскими правящими кругами и католич. церковью на Украине и в Белоруссии, в развитии укр. и белорус. культур.
=====
Лит.: Флеров И., О православных церковных братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России в XVI, XVII и XVIII ст., СПБ, 1857, Голубев С., Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники, т. 1-2, К., 1883-98 (в прилож. опубл. док-ты по истории Б.); Архангельский А., Борьба с католичеством и умственное пробуждение Южной Руси к концу XVI ст., К., 1886; Ефименко А., Южно-рус. церковные братства, "Слово", 1880, No 9-11 (перепечатано в сб. Южная Русь, т. 1, СПБ, 1905); Крыловский А. (С.), Львовское Ставропигиальное братство, К., 1904; Савич А., Нариси з iсторi культурних рухiв на Вкранi та Бiлорусi в XVI-XVIII в., К., 1929; Гуслистый К., Нариси з iсторii Украiни, в. 3 — Визвольна боротьба укранського народу вроти шляхетсько Польщ в другiй половинi XVI i в першiй половинi XVII ст., К, 1941; Медынский Е. Н., Братские школы Украины и Белоруссии в XIV-XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией, M., 1954.
=====
К. Г. Гуслистый. Киев.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Церковные братства.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru